Как с помощью Дхармы помочь больным, умирающим, умершим

Часто мне задают вопрос: как с помощью Дхармы можно помочь больным, умирающим или уже умершим?

Чтобы оказать такую помощь, вы должны помнить, что, поскольку первопричина всех болезней лежит в сфере омрачения сознания, то, прежде всего, следует освободить сознание больного или умирающего от "Трех ядов": страсти (привязанности, жажды обладания чем-либо), злобы (раздражения, отвращения) и тупости. Для этого сам больной или умирающий должны прикладывать определенные усилия, ибо даже Будда не может спасти того, кто не прикладывает усилий к спасению. Если это обычный человек, принявший Прибежище в Трех Драгоценностях, но не имеющий глубоких посвящений и медитативного опыта, то лучше всего ему созерцать образ Будды, пытаясь увидеть Его просветленные качества, такие, например, как Любовь, Сострадание, Чистоту, Безмятежное Блаженство, Всепроникающую Мудрость. При этом следует акцентировать внимание на том качестве, которое наиболее вдохновляет. Дабы облегчить созерцание, можно повесить вдохновляющую тханку Будды, поставить Его статую или иное Его изображение.

Нет необходимости сидеть в какой-либо специальной позе, допустимо и лежать к изображению ногами (что в обычной ситуации считается непочтительным). Главное - наполнить сознание великим благоговением, так, чтобы, как пишется в текстах, "поднялись волоски на твоем теле, чтобы слезы неугасимого влечения заструились из твоих очей". Не имеет большого значения и то, насколько четко вы можете представить облик Просветленного в своем сознании: достаточно будет, если вы увидите лишь Его глаза, наполненные Любовью к вам и наполняющие вас блаженным восторгом и безмятежностью. Представьте, как из тела Просветленного (или только из Его глаз, если вы видите только их) изливается мягкий золотистый свет, суть которого - вышеперечисленные просветленные качества. Ощутите, как этот свет наполняет все ваше тело, делая его чистым, светоносным, блаженным и здоровым. Болезнь и страдания растворяются в нем, тают и исчезают, как туман под солнцем. Можно делать это в молчании, а можно произносить мантру: "Ом Намо Бхагаватэ Татхагатая Архате Самьяксамбуддхая!" - "Прибегаю к защите Всеблагого Истинно-Сущего Святого Истинно-Всепросветленного!" - это мантра всех Просветленных прошлого, настояшего и будущего времени; или "Ом Муни Муни Махамуни Шакьямуни Сооха!" - это мантра Будды Шакьямуни; или "Ом-ма-ни-пад-мэ-хум!" - мантра бодхисаттвы Сострадания - Авалокитешвары. Или же вы можете чувствовать особую связь с Великим Учителем Падмасамбхавой, Гуру Ринпоче, - в этом случае вы можете читать Его мантру: "Ом-А-Хум! Ваджра Гуру Падма Сиддхи Хум!", или же это может быть какой-либо из близких вам йидамов, которые являются символами просветленных аспектов сознания - в этом случае вы можете читать их мантры. Суть не в форме, а в глубине духовного погружения. Можете также совместить свое созерцание с дыханием: на вдохе вбирайте в себя Свет, а на выдохе - выдыхайте со всех пор тела болезнь и страдание в виде черного дыма или тумана. Так должен выполнять практику больной или умирающий. Если же вы хотите помочь вашим страдающим близким, то выполняйте для них ту же практику, только поток света и благодати направляйт в созерцании не на себя, а на них, также представляя, как из их тела уходят болезни и страдания.

Эта несложная, на первый взгляд, практика обладает великой силой - лично я неоднократно был свидетелем, когда обычные люди с помощью нее побеждали такие тяжелые болезни, как диабет, рак и инсульт. Даже если человек умирает, то, удерживая в момент смерти эту практику, он воплощается в чистых мирах Будды и закрывает для себя нижние, тягостные миры.

Вместе с выполнением этой практики весьма желательно творить благо и на уровне тела, материально. Что это значит? Дайте и обязательно исполните обет сделать во благо больного, умирающего или умершего что-либо благое, связанное с Тремя Драгоценностями: например, совершить 1000, 10000 или 108000 простираний, совершить паломничество к буддийским святыням, перевести или размножить сутры, изготовить статую Будды, построить ступу или храм, или хотя бы - сделать определенное подношение монашеской общине еды, одежды, воскурений для алтаря, украшений для алтаря или храма, денег на все это и т. п. Эти деяния создадут благую карму для близкого вам человека, что, в свою очередь, послужит нейтрализации плодов неблагой кармы.

Если же вы хотите принести благо уже умершему человеку, то для облегчения визуализации его образа вы можете поставить перед собой его фотографию и положить какую-либо его любимую вещь. Нельзя плакать и причитать над умирающим или умершим, ибо это может привести к его воплощению в мире голодных духов. Напротив, следует думать о нем с радостью и любовью. Именно поэтому во всех древних обрядах поминовения умерших принято по очереди вспоминать о благих деяниях и качествах умершего и веселиться в его честь, представляя, что ушедший человек веселится вместе с вами. Эти созерцания и поминовения следует проводить не только после смерти (наиболее важно - творить их непрерывно в течении первых 49 или хотя бы - 3-х первых дней после смерти), но и ежегодно в день кончины. Не имеет значение, что к этому моменту сознание умершего уже обретет новую сферу бытия: если эта сфера неблагая - то ваше созерцание, молитва и благодеяния позволят ему освободиться от страданий, а если сфера воплощения вашего близкого является благой - то вы увеличите его блага в новом воплощении.

В наш храм нередко обращаются с просьбами провести созерцание во благо болящих и в поминовение умерших - в этом случае мы просим прислать фотографию этого человека, какую-либо небольшую вещь, любимую им и, если речь идет о живых, несколько волосков с его головы для упрочения связи. Также весьма желательно сделать некоторое подношение монашеской сангхе - традиционно это поднесение монахам пищи, монашеских одежд или тканей для них, воскурений, цветов и лампад, однако в наше время далеко не все имеют возможность сделать это лично (ввиду отсутствия близлежащих монастырей), поэтому можно совершать подношение и деньгами. При этом весьма важно, чтобы подношения были "чистыми", то есть не были получены неблагим способом: с помощью насилия, воровства, разврата, обмана, торговли опьяняющим (куда кроме алкоголя относятся также наркотики и табак), - в противном случае неблагая карма лишь усугубляется.

Еще один важный момент, как в исцелении, так и в подготовке к смерти, - это искреннее покаяние во всех своих неблагих деяниях, особо - в проявлениях неуважения к Трем Драгоценностям и Учителям Дхармы, а также в нарушении Пяти Заповедей (не убивать, не брать не данного, не прелюбодействовать, не лгать, не употреблять опьяняющего). Лучше всего совершить покаяние перед своим Учителем, если же это невозможно - то перед любым лицом, принявшим монашеские обеты, а если и это невозможно - то перед обликом Будды, мысленно с благоговением представив Его перед собой во всем Его величии, мудрости и милосердии. Никогда не думайте, что ваши проступки столь тяжелы, что они не могут быть очищенны искренним раскаянием. Ведь даже Ангулимала, убивший 999 человек, не только очистился от тяжелейшей кармы, уверовав в Три Драгоценности и покаявшись, но и обрел впоследствии плод Святости-Архатства. Все зависит от глубины вашего раскаяния и благоговения перед Буддой.

Хотя и существуют формальные ритуалы покаяния, лучше всего, чтобы вы совершили его своими словами, но от всего сердца - это покаяние самое действенное. Помните - вы сможете обмануть всех, но не свою карму, поэтому будьте максимально искренни!

Поделиться в социальных сетях

GoogleAnalytics

Войти

[X]

Служебный вход