Сердце Истины
Истинное Воззрение
Мы увидели нашу бренность. Мы увидели наше рабство страстей и желаний. Мы увидели причину загрязненности и тягостности нашего непросветленного бытия. Мы увидели, что из этого тягостного бытия есть выход и этот выход – в несравненной Нирване. Это и есть истинное воззрение.
Однако очень важно осознать это не просто интеллектуально, но и очень глубоко внутренне пережить. Это глубинное переживание чрезвычайно важно, ибо простое интеллектуальное понимание почти не затрагивает глубин нашего сознания, тех глубин, где сокрыты наши истинные побуждения, установки, воззрения.
Истинное Намерение
Однако мало просто увидеть ту тягостную ситуацию, в которой мы находимся. Так, например, большинство людей знает, что курить и пить вредно, но, тем не менее, пьют и курят. Почему? Потому что у них есть воззрение, они это понимают на уровне интеллекта, но их понимание скользит по поверхности их личности, не затрагивая уровни мотивации. Мы постоянно видим курящих и пьющих врачей - уж кто-кто, а они-то знают о вреде этих привычек. И, тем не менее, даже они не стремятся избавиться от этого пристрастия!
Почему? Дело в том, что есть ВОЗЗРЕНИЕ, но нет НАМЕРЕНИЯ. Нет стремления изменить что-либо. Так вот вторая часть практики Восьмиричного Пути – это именно выработка глубинного деятельного намерения очистить свое сознание от ослепления "тремя ядами" – ядом привязанности, ядом отвращения и ядом тупости.
Истинная Речь
Что легче всего изменить человеку и что сильнее всего влияет на его сознание? Это голос, речь. Гипнотизер с помощью обычной речи, даже записанной на магнитофон, или находясь в другой комнате, вводит человека в особые состояния, где у человека просыпаются особые способности или, напротив, он может перестать по желанию гипнотизера воспринимать реальные вещи и начать видеть реальными вещи несуществующие. Это всего лишь речь, всего лишь набор слов, но правильная интонация и правильная постановка слов меняет сознание человека. Человек тем и отличается от низших и высших существ тем, что он пользуется речью – словами и символами, которые влияют на его сознание, на его энергию, на его тело.
Поэтому первое, что мы меняем – это речь. Омраченной речи, пропитанной ядами злобы, страсти и невежества, мы противопоставляем противоядие Истинной Речи, наполняя ее покоем, доброжелательностью и сосредоточенностью. Мы превращаем свою обыденную речь в Практику, учась присутствовать в своих словах, не захватываться ими, а вглядываясь вглубь своей речи, не допуская в нее "яды" и наполняя ее покоем, сосредоточенностью и доброжелательностью. Такая чистая речь очищает наше сознание, погружает нас в состояние повышенной осознанности и блаженства, капля за каплей взращивая в нас благие корни Просветления.
Для того же, чтобы сохранить это присутствие, мы избегаем факторов речи, разрушающих наши просветленные качества. Мы избегаем лжи, клеветы, злословия, насмешки и прочих омрачений нашей речи, ибо все эти неблагие проявления речи обусловлены "тремя ядами", которые омрачают наше сознание, подобно тучам, закрывающем солнце.
Истинные Поступки
Следующее - это поступки. За речью должны следовать поступки, ведущие к угашению омрачений и взращивающие благие качества нашего духа. Так же как и речь, это поступки, из которых убран весь негатив: злоба, страсть и тупость. Вместе с этим мы взращиваем внутреннее присутствие в наших действиях, поскольку мало убрать грязь – нужно наполнить храм нашего духа чистотой. Именно об этом говорил Христос, когда приводил притчу о демоне, который, будучи изгнанным из души, какое-то время ходит вовне человека, а потом, увидев что все убрано в душе человека, но она не заполнена добром, возвращается туда и приводит с собой еще несколько демонов, еще злее, чем прежде. Это очень важная притча, поскольку если вы очистились от неблагого, но не наполнились благим, то вы не обретете духовных плодов и рискуете в любой момент пасть еще ниже, чем были до этого. Это заполнение очищенного духовного пространства - суть духовной практики. В одном из духовных текстов есть притча: "Была некая пещера, запечатанная в течение тысяч лет, и в этой пещере был тысячелетний мрак. И вот пришел в нее человек, и этот человек не стал махать кулаками в этом мраке, борясь с этой темнотой. Он просто взял и зажег огонь. И весь этот тысячелетний мрак сразу рассеялся.
Также и практикующий Дхарму должен не тратить силы на борьбу с омрачениями, а взращивать просветленные качества сознания – и тогда все омрачения исчезнут сами собой, как тьма перед светом". То есть мы, прежде всего, должны взращивать в себе положительные качества и не подпитывать отрицательные. Как это применимо к нашим поступкам? Это поступки, направленные на духовное благо, как наше собственное, так и окружающих. Мы не потворствуем желаниям, а подпитываем благие корни нашего духа.
Так, например, если некий наркоман просит у вас денег на наркотики, и вы ему дали эти деньги, то это не является благом, а, напротив – злом. Взращивая Истинные Поступки, важно уметь различать, что есть что. И, особо важно, – внутренне присутствовать в своих действиях, выполняя их спокойно и сосредоточенно. Если поступать так, то даже самые обычные действия превращаются в мощную практику духовного совершенствования.
Истинный Образ жизни
Однако, даже если мы говорим правильные слова и совершаем правильные поступки, но сам наш образ жизни не подчинен духовному пути, то результат будет плачевным. Очистив же свое окружение, свой образ жизни, и то, каким образом мы добываем средства к своему существованию - мы тем самым создаем благоприятную почву для нашей дальнейшей духовной практики.
Прежде всего – мы очищаем способ добычи средств к существованию, ибо если человек строит свое благополучие на торговле наркотиками, алкоголем, совершении убийств, насилии, лжи и тому подобной неблагой деятельности - вынужден постоянно находиться в состоянии постоянного стресса, напряжения, агрессивности и одиночества. Он вынужден постоянно оправдывать для себя свои поступки и, как следствие этого, все больше погрязать в страстях, злобе и неведении. Он вынужден общаться с такими же омраченными друзьями, знакомыми и компаньонами. Люди же, ведущие чистую жизнь, избегают их и сторонятся.
Неблагие способы получения средств к существованию – это обман, прихлебательство, выклянчивание, мошенничество и ростовщичество, а также - занятие лицедейством (получение денег от развлечений), рекламирование ради денег собственных добродетелей, гадание (если оно связано с обманом), грабеж и вымогательство в той или иной форме, восхваление щедрости слушающего с целью получения материальной выгоды.
Всегда однозначно плохими средствами добывания пропитания являются действия, которые нарушают Пять заповедей: получение средств с помощью убийства, кражи или грабежа, путем разврата, путем обмана и путем торговли опьяняющими. Это однозначно пять неблагих способов получения средств к существованию, которые порождают несчастья уже в этой жизни и ведут, по смерти тела, к воплощению в мирах страданий.
Также для обретения благих плодов Истинного Образа жизни следует очистить сферу своего общения: отстраниться от людей духовно низких, омраченных мирскими страстями и желаниями и окружить себя людьми достойными, ведущих жизнь во Дхарме, наделенных мудростью и милосердием. Ибо сказано Истинно-Всепросветленным в "Дхаммападе": " Если хотя бы мгновение умный связан с мудрым, быстро знакомится он с Дхармой, как язык со вкусом пищи".