template ."/tools.php");?>

Сердце Истины

Четыре Благородные Истины - это сердце Учения Просветления. Это Учение учит видеть реальность такой, как она есть – и в результате этого видения избавляться от страданий, подобно слепцу в лесу, который обретает зрение.

Все различные буддийские Школы и Традиции:  Хинаяна, Махаяна и Ваджраяна – это всего лишь искусные способы познания Четырех Благородных Истин. Именно поэтому в Учении Будды нет сект, но есть непротиворечивые друг-другу искуссные методы познания Истины.

Вот уже более двух с половиной тысяч лет звучит в мире Слово Просветления. Вся древняя культура Востока пропитана духом этого Слова, а в последнее столетие это Слово победоносно распространяется и на Западе под именем "Учение Будды" или "буддизм".

Но в чем заключается это Учение? И в чем суть этого Учения? И в чем оно отлично от других?

Прежде всего, как это ни удивительно звучит, нет какого-либо "Учения Будды", - то есть, нет какого-либо Учения, которое произнес две с половиной тысячи лет назад бывший принц Сидхартха Гаутама - Будда Шакьямуни.

Ибо сам Будда говорил: "Я не учу никакому Учению, данному мною. Я учу Истине, Дхарме". И понимать слово "Дхарма" следует именно с той позиции, что Будда не дает какого-либо отдельного, ограниченного мировоззрения. Будда просто разъясняет те вещи, которые есть. Будда открывает глаза. Будда учит видеть постоянно меняющуюся реальность и взаимное проникновение всех вещей: почему возникает радость и страдание, почему появляются такие вещи, как старость, болезнь и смерть, и как нам избавиться от страданий, и какие есть методы избавления от страданий? Будда не создает религиозные догматы - Он дает точную духовную математику Освобождения.

Так в чем же суть этой духовной науки?  В своей первой проповеди, "Наставлении Запуска Колеса Учения" - Дхармачакра-правартана-сутре, Будда изложил основные принципы Пути, суть которых в следующем:  есть две крайности, которые должен избегать тот, кто стал на Путь духовного Освобождения.

Первая крайность – это крайность ложного аскетизма. На тот момент, когда Будда произносил это, было множество аскетов, которые искали Освобождения, подвергая свое тело различным истязаниям. Сам по себе аскетизм – разные формы поста и голодания, неношение одежды, отсутствие жилья, истязание плоти и так далее - не ведут к Освобождению. Более того, аскетизм может стать большой помехой на духовном Пути, поскольку аскет может взрастить в себе очень сильную гордыню: "Я не такой, как другие люди. Я выше других людей. Я могу принять некую сложную йогическую позу-асану, которую не могут выполнить другие люди. Я могу столько-то дней пробыть без пищи, а другие люди не могут. Я могу жить в одиночестве в лесу или горах всю жизнь, а другим это не под силу". И в результате таких размышлений легко возникает гордыня, и  аскетизм превращается в самоцель, а не средство к Освобождению. Про такой ложный аскетизм сказано Буддой: " Как трава куса, если за нее неумело ухватиться, режет руку, так и отшельническая жизнь, если ее неверно вести, увлекает в преисподнюю".

Если же эта привязанность и не возникает, то происходит следующий, очень неприятный момент – ослабленное тело ослабляет также и дух. То есть мы не в состоянии с больным и ослабленным телом достичь серьезных стадий созерцания, обрести плоды сложных практик, требующих большой телесной и духовной выносливости.

Вторая крайность, о которой говорил Будда, и которую Он характеризовал как "низменную" и "животную" – это крайность потворства своим желаниям. Здесь не нужны какие-либо комментарии. Хочу лишь сказать, что в наше время появилось очень много "учений", которые вместо того, чтобы освобождать человека от привязанностей к тем или иным желаниям, оправдывают, а иногда - и превозносят потворство шести видам желаний. Что это за шесть видов желаний? Это чувственные желания, связанные с пятью органами чувств – вкушаемым, осязаемым, слышимым, обоняемым, видимым, и шестым, связанным с мыслью – получать постоянно какую-либо новую информацию, развлечения и тому подобное. Это - вторая крайность. Человек, который погряз в этой крайности, также сходит с духовного Пути, превращаясь в человекообразное животное.

Будда же сказал, что он дает Срединный Путь к достижению Освобождения. Что значит Срединный Путь? Это отнюдь не чуть-чуть разврата и чуть-чуть аскетизма. Срединный Путь - это "Путь далекий от обеих этих крайностей".  Это - третий Путь. И этот Путь был назван "благородным", "арийским", то есть - "Святым Путем".
Конечно же, речь идет не о тех мифических "арийцах", которых придумал Гитлер. "Арийский" в древней Индии означал "святой", "чистый", "благородный", "высший".

И это - Путь познания и реализации в своей жизни "Четырех Благородных Истин" - Чатвари-Арья-Сатьяни. Четыре Благородные Истины, которые принес в мир Будда, это Истины, которые описывают всю духовную практику человека и весь его духовный Путь, начиная от первой стадии, когда человек только начинает осознавать, что что-то не так в его жизни, и, заканчивая самым высшим состоянием, состоянием Истинно-Всепросвет-ления, когда ему открываются знания тончайших уровней бытия, дарующие свободу от власти самой смерти.

И что же это за Четыре Благородные Истины?

Поделиться в социальных сетях

GoogleAnalytics

Войти

[X]

Служебный вход