template ."/tools.php");?>

Сердце Истины

 

Истина о страдании


Первая Благородная Истина, которую принес Будда, гласит, что омраченное состояние сознания, в котором мы находимся сейчас – тягостно. Эта истина так и называется – Истина о страдании, Дукха-Сатья.

И что же это за страдания?

Есть три вида страданий.

Первая из форм страданий, с которыми сталкиваемся все мы – это рождение, старость, болезнь и смерть. Мы рождаемся слабыми и несовершенными, и это - страдание рождения. Далее мы время от времени болеем, и чем старше мы становимся - тем чаще, и это – страдание болезни. Мы стареем, дряхлеем, утрачиваем силы и красоту, и это – страдание старости. И, наконец, мы умираем, оставляя все накопленное нами в этой жизни, разлучаясь навеки со всеми близкими и любимыми, и это – Страдание Смерти.

Следующая форма страдания – Страдания Неудовлетворенных желаний. Связь с неприятным, с тем, чего нам хотелось бы избежать; разлука с приятным, и всякое неудовлетворенное желание – тягостны. Это есть вторая форма страдания.

И третья форма страдания, самая тонкая – это страдание самой сути нашего существования: Страдание Обусловленности так называемыми пятью сканхами. Пять сканх – пять составляющих, буквальный перевод – "пять групп" или "пять куч", из которых состоит то, что, мы называем своим «Я»: обусловленность несовершенством нашего тела, нашим восприятием внутренней и внешней реальности, нашим отношением к этой реальности, нашими привычками и стереотипами, нашим образом мышления.

Плохо не то, что мы имеем наше тело, чувства, эмоции, привычки или образ мышления. Плохо то, что мы этим обусловлены. Например, мы обусловлены своим телом: его возрастом, здоровьем и несовершенством. Мы испытываем боль и страдаем от этого, хотя в принципе это только лишь ощущение. Мы обусловлены своими привычками, шаблонами мышления и поведения. Попробуйте, например, хотя бы на минуту прекратить поток ваших мыслей и образов, и вы увидите насколько это сложно - и это тоже обусловленность.

В зависимости от уровня развития человек может ощущать те или иные формы страдания и обусловленности: обычный "человек толпы" может не замечать даже самые грубые формы обусловленности, хотя они довлеет над ним, определяя его мысли и поступки. Однако, по мере продвижения по Пути Просветления, "человек толпы" становится "человека духа" и для него становятся заметны даже самые тонкие формы духовного рабства.

Истина о причине


Вторая Благородная Истина - Самудая-Сатья, "Истина о причине", гласила, что этому страданию есть причина, и причина эта не дана неким "Богом" или неким роком свыше. Будда показал, что все взаимосвязано. И коренная причина состоит в омраченности нашего сознания,  тем, что на санскрите называют авидья – "неведенье". «А-видья» означает "не-видеть", то есть - не воспринимать вещи такими, как они есть. Авидья, в свою очередь, образует длинную цепочку искажений нашего мировосприятия и реагирования, которая в конечном итоге и порождает все виды страданий и обусловленностей.

Подобно тому как слепой, находящийся в комнате со множеством драгоценных и волшебных предметов, лишь ушибается о них, не в состоянии распознать эти предметы и их ценные свойства - также и человек с омраченным сознанием постоянно "ушибается" о различные "острые углы" внешнего и внутреннего бытия, не в состоянии правильно увидеть и грамотно использовать те силы, которые порождают это бытие.

И что же омрачает наше сознание? Это так называемые "Три яда", три искажающих наше восприятие состояния сознания: Страсть, Отвращение и Тупость, каждое из которых имеет бесчисленное множество проявлений и оттенков.

 

Истина об Освобождении


Очистившийся же от этих "Трех ядов" - обретает Освобождение, порожденное видьей - истинным видением бытия.
И в этом суть Третьей Благородной Истины - "Истины Освобождения", Ниродха-Сатьи. В ней Будда поведал, что поскольку страданиям есть причина, то пресечение этой причины ведет к Освобождению от этих страданий и пребыванию в состоянии необусловленного внешними факторами счастья. То есть, изменив причину, мы меняем и следствие. Когда же мы достигаем состояния видьи, то есть - освобождения от омрачений  страсти, злобы и тупости, то мы освобождаемся от страданий нашего омраченного мира, достигнем состояния Освобождения - Нирваны.

Очень часто от несведущих людей можно услышать такое выражение: "Ушел в нирвану", как синоним того, что человек просто умер. Это в корне неверное понимание смысла нирваны. Нирвана – это не загробное бытие. Нирвана – это состояние, которое достигается здесь и сейчас. И это очень важно понять. Будда достиг состояния нирваны за сорок лет до того, как он погрузился в Махапаринирвану - Конечное Освобождение, оставив это тело, выполнив свою духовную миссию в нашем мире. Перед этим он трижды спросил у монахов: "Все ли получили монахи для того, чтобы освободиться?" И когда Его ученики-монахи сказали: "Да, Учение дано в совершенстве, полностью", Будда сказал: "Моя миссия выполнена и я ухожу в Махапаринирвану", то есть оставляю это физическое тело, как последний источник тягостных страданий – ограниченности.

Множество людей, кроме Будды, достигали Нирваны. И после ухода Будды были десятки, тысячи, может - даже гораздо больше, людей, практикующих Дхарму, которые достигали тех же состояний, которые достиг и Будда. Это люди, которые очистили свое сознание, пробудились ото сна неведенья – их слепота исчезла, и они обрели состояние Свободы.

 

Истина о Пути


Четвертая Благородная Истина гласила, что Освобождение от страданий можно достичь, и для этого есть метод, Путь. И поэтому эта Истина так и называется - "Истина Пути", Марга-Сатья. И плоды этого Пути не даются "свыше", а достигаются вашими собственными усилиями и это очень важно понять.

Суть этого метода – это Восьмиричный Благородный Путь, восемь ступеней духовного совершенствования. Что это за восемь ступеней духовного совершенствования? Это - Истинное Воззрение, Истинное Намерение, Истинная Речь, Истинные Поступки, Истинный Образ Жизни, Истинное Усилие, Истинное Внимание и Истинное Созерцание.

Поделиться в социальных сетях

GoogleAnalytics

Войти

[X]

Служебный вход