template ."/tools.php");?>

Дорже Жамбо лама. О карме, самсаре и нирване.

Счастье или страдание - это состояния сознания. Поэтому бессмысленно искать их в материальных вещах. Материальное благополучие может помогать, а может и мешать достижению состояния необусловленного счастья. Но никогда материальное не может подменить духовное. Мне часто приходится общаться с несчастными миллионерами, а также я знаю счастливых людей, нищих с мирской точки зрения. Страсть, злоба и тупость - вот причина страданий, а не наличие или отсутствие денег.

 

"Жить в самсаре без страданий" - НЕВОЗМОЖНО. Вы путаете понятия "самсара" и "жизнь в физическом мире". Самсара и нирвана - это СОСТОЯНИЯ сознания, а не место на карте. Будда Шакьямуни покинул самсару еще под деревом Боддхи, задолго до того, как Он покинул этот физический мир людей.

В самсару Будда вернуться не может по вышеуказанной причине. Но вот проявить Дхарамакае себя в том или ином мире в виде бесчисленного числа Нирманокай - об этом говорится постоянно. Океан (вода) может являть себя в бесчисленном количестве волн (форм) - и при этом оставаться водой. Одно другого не исключает. Просветление - это не переход в другое тело или иной физический мир, а уничтожение неправильного восприятия реальности, которое и порождает страдание.

 

 

 

Вопрос:

Если я правильно понимаю, то одна из характеристик сансары - взаимообусловленное возникновение. т.е. , в частности, все что сейчас есть - является следствием каких то причин. т.е. наши действия, решения, намерения обусловлены. Но тогда как пониматьсинхронную причинностькаксвободную волю?

 

Дорже Жамбо:

Вопрос довольно сложный: в его трактовке - основа расхождения между различными философскими Школами буддизма. Прежде всего, взаимная обусловленность НЕ ЛИНЕЙНА. Есть хороший пример о множестве зеркальных шариков, подвешенных в пространстве и отражающих друг друга. Изменение отражения или положения в любом из шариков ведет к изменению изображения во всех шариках сразу. Далее, понятие "свобода воли" отнюдь не означает "что хочу - то и могу делать", поскольку эта свобода имеет определенные ограничения в виде тех или иных законов (кармических, физических, социальных, биологических). Свобода воли в буддизме - это умение держаться на гребне волны и использовать энергию волны в своих целях (уничтожение страданий и обретение счастья), а не изменение структуры самой воды.

 

 

Вопрос:

Объективность восприятия мира понятие абстрактное, так как все, что мы видим - иллюзия?

 

Дорже Жамбо:

Не совсем "иллюзия". Мир не иллюзия, а иллюзорен - то есть мы неадекватно воспринимаем его, "подобно тому, как человек с болезнью печени воспринимает желтой белую раковину".

 

 

Вопрос:

Значит "Мир" каждого человека индивидуален?

 

Дорже Жамбо:

А вот с этим я согласен - иллюзия у каждого своя, хотя и опирается у всех на три главных "фильтра"- омрачения: страсть, отвращение и тупость. В этом все одинаковы (за исключением Просветленных, естественно).

 

 

Говорят:

Мы практикуем не для того чтобы видеть эту реальность, её и так видно.

 

Дорже Жамбо:

Неверно! Видна именно ИЛЛЮЗОРНАЯ реальность. Даже для познания ОТНОСИТЕЛЬНОЙ реальности (бренность, тягостность и пр.) требуется серьезнейшая многолетняя практика. А познание АБСОЛЮТНОЙ реальности во всей ее полноте возможно лишь на высших ступенях совершенства Пути Бодхисаттв.

 

 

Вопрос:

Как с точки зрения буддизма понимаются стихийные бедствия? Это тоже плоды кармы?

 

Дорже Жамбо:

Как проявление законов природы, которые в буддизме никто не отменял. Дхарма учит, что в мире есть четыре группы законов:

  • Физические (гравитация, например);
  • Биологические (напр. - генетика);
  • Социальные (напр. - экономика);
  • Кармические (связанные с сознанием людей).

Буддизм специализируется на работе с последним, не отрицая влияния на различные процессы остального.

 

Чаще люди рассматривают карму как некий уголовный кодекс, а это далеко не так. Главный движитель кармы - побуждающее состояние и его сила, а не само действие, которое лишь фиксирует данное состояние.

Да и плоды кармы могут быть 4 различных типов:

1.Воплощение в соответствующем из миров после смерти;

2.Возникновение определенных ситуаций при жизни

3.Воплощение в том же мире, но с определенными склонностями и способностями/недостатками

4.Воплощение в том же мире, но возникновение определенных ситуаций.

Кроме того - могут быть и сложные комбинации этих 4-х типов плодов кармы.

 

Законы кармы не могут быть описаны в статичных уравнениях, поскольку карма - не статичная реальность, а постоянно меняющийся поток. Карму можно УВИДЕТЬ, но ПРОСЧИТАТЬ - практически невозможно.

 

Карма меняется и корректируется каждое мгновение. Сам Будда говорил, что вопрос кармы настолько сложен, что все о нем знают только Будды.

 

 

Вопрос:

Значит ли это, что природа Будды у всех одна и та же?

 

Дорже Жамбо:

Да, одна и та же. Она не убывает и не прибывает, что бы вы ни делали. Но ее ОСОЗНАНИЕ может возрастать или убывать в зависимости от практики.

 

 

Вопрос:

Почему, когда одно существо достигает Просветления, и Просветленная природа осознает себя, этого же не происходит и с другими существами? Если природа одна?

 

Дорже Жамбо:

Потому что разные живые существа имеют разные по интенсивности омрачения и прикладывают разные усилия к их устранению.

 

 

Вопрос:

По какой причине появляются души? Что волнует океан?

 

Дорже Жамбо:

Сложный вопрос, на который разные Школы и Учителя отвечают по-разному. Мне кажется наиболее логичным следующее объяснение: в силу бескрайности океана, он обладает бесконечным потенциалом для порождения энергии ("ветра"), который и вызывает волнение воды. Проблема - не в возникновении волн, как формы, а в принятии формы за сущность (волны - за саму воду) и восприятие этой формы, как обособленной сущности (личности), что ведет к неадекватности (иллюзорности) мировосприятия и проблемам-страданиям - как следствие этого. Логичным мне эта модель кажется еще и потому, поскольку весьма похожа на модель физической реальности в современной физике.

 

"Душа" - это всего лишь иллюзия, как волна - всего лишь форма изменяющейся воды. В этом - сходятся все Школы буддизма. Вы же мыслите некими фиксированными неизменными "душами", которые гуляют туда-сюда.

 

 

Вопрос:

А может в человеке есть еще что-то, кроме души, что-то все же перевоплощается?

 

Дорже Жамбо:

Не перевоплощается, а формирует новую конфигурацию 5 скандх на основании накопленной кармы.

 

 

Буддизм говоритит о том, что все законы, управляющие микро и макрокосмом сводятся условно к 4-м группам:
- кармические (законы сознания);

- физические (физика, химия и т.п.);

- биологические (физиология, генетика и т.п.);

- социальные (политика, экономика и т.п.).

Буддизм специализируется на изучении и использовании первой группы законов, поскольку страдания (точнее - психическая обусловленность - дукха) и его причины - связаны именно с сознанием.
Многие несведующие в абхидхарме (буддийской философии) буддисты все сводят только к карме, что есть совершенно неправильно и превращает Дхарму из практического Учения в обычный мистицизм.

 

 

Вопрос:

Карма - результат действия, нет кармы - нет действия?

 

Дорже Жамбо:

Чем дальше в лес - тем толще партизаны... КАРМА - НЕ ДЕЙСТВИЕ! КАРМА - СОСТОЯНИЕ СОЗНАНИЯ. ДЕЙСТВИЕ - НЕЙТРАЛЬНО САМО ПО СЕБЕ. Будды и архаты не порождают более кармы, что однако не мешает им совершать действия. Похоже, о буддизме вы знаете меньше, чем наши коты в монастыре...

 

 

Вопрос:

А что, любые действия всегда влияют на карму? Мне кажется, что существуют нейтральные по своим мотивациям действия.

 

Дорже Жамбо:

ВСЕ действия нейтральны. Однако карма (как состояние сознания), сформировавшая действие, намного более плотная, чем карма, до действия не доведенная. Это сродни "якорению" в НЛП.

Однако действие может быть незаинтересовенным, но намеренным. Были ли действия Будды, направленные на приведение живых существ к Дхарме намеренными? Да, у него было намерение спасти их от страданий. Порождали ли эти действия карму? Нет, в противном случае нельзя было бы говорить про Просветление Будды. На этот счет написаны ТОМА литературы буддийскими Учителями и во всех них обосновуется тезис - карма есть состояние сознания И ТОЛЬКО. Все остальное - это плоды кармы. В противном случае разрушается вся логика и практика Дхармы.

 

 

Вопрос:

В действиях ума, речи и тела рождается карма?

 

Дорже Жамбо:

Нет, поскольку карма - более тонкий уровень реальности. Это все равно, что считать, будто волны порождают воду или раскачивающиеся под ветром деревья порождают этот ветер. Будь карма ПРОДУКТОМ действий, а не их причиной - нирвана была бы недостижима, поскольку мы постоянно совершаем эти действия.

 

Следует помнить, что самсара и нирвана - лишь состояния сознания, а не физическая реальность. Самсара детерминирована клешами и человек, находящийся в их рабстве, действительно не обладает той полнотой свободы воли (как психологического фактора), каким обладает будда и архат.

 

Если же мы забываем, что свобода воли приложима лишь к процессам сознания, а не ко всем срезам реальности, то мы сразу же попадаем в логические тупики и скатываемся в примитивную мистику.

Поделиться в социальных сетях

GoogleAnalytics

Войти

[X]

Служебный вход