template ."/tools.php");?>

Буддизм и сексуальность - вера без догм

Пожалуй, нет другой такой сферы нашей жизни, которая была бы столь всепроникающа и в то же время - столь извращена всякими догмами, как тема сексуальной жизни человека. Печать "греховности" и "неприличности" лежит на сексе и по сей день. Однако, существуют культуры, где эта тема не только не является запретной, но и наоборот - является важной частью религиозной практики. Одной из таких культур является буддизм, история которого насчитывает более двух с половиной тысячелетий. На "неприличные" вопросы мы попросили ответить одного из буддийских учителей, распространяющих древнее Учение Будды на Украине, Дорже Жамбо Чойдже-ламу.

Игорь Коваль: Как известно, во времена Советского Союза "секса у нас не было", сегодня же, наоборот, все средства массовой информации заполнены материалами сексуальной тематики. Скажите, как к этому явлению и вообще к вопросу сексуальности относится буддийская церковь?

Дорже Жамбо Чойдже-лама: Прежде всего, следует разделить все печатные материалы на информационно-образовательные, художественно-эстетические и откровенно-порнографические. Что касается первого и второго, то наше отношение к этим материалам абсолютно спокойное - мы не видим здесь никакой проблемы, более того - считаем их полезными для повышения культурного уровня людей. Что касается третьего, то есть материалов, не несущих иной нагрузки, как только разжигание животной похоти, то к ним у нас отношение резко отрицательное. Что же касается вопроса человеческой сексуальности, то это очень многогранная тема, требующая некоторого разъяснения фундаментальных положений буддизма.

Как известно, буддизм отрицает идею некоего Бога - творца и верховного судьи. Для буддиста абсурдной кажется сама мысль о воистину сверхчеловеческой жестокости такого существа, которое, создав человека, "запрограммировав" его на определенный тип поведения, впоследствии само же и карает его за это. Кроме того, возникает масса противоречивых вопросов, в частности, - почему всесовершенный Бог создал свои творения такими несовершенными и греховными? Или почему, если "Бог - есть любовь", он так беспощаден к целым народам: вспомним библейский потоп, насылание моров, войн и прочих катаклизмов?

Буддизм же учит, что истинная природа человека изначально чиста и просветлена; все же его несовершенства - это не более, чем тучи, закрывающие солнце. Разгоните тучи - и солнечный свет будет проникать беспрепятственно. Именно в этом очищении от туч неведенья, злобы и страсти заключается суть всей духовной практики буддиста. Это очень важный момент, отличающий Учение Будды от других учений, особенно семитского происхождения: иудаизма, христианства и ислама. Мы не говорим о "первородном грехе", а, наоборот, утверждаем первородную чистоту человека. Поэтому в буддизме нет понятия греха в виде проступка перед некоей внешней высшей силой, а есть такие понятия, как "благое" и "неблагое" по отношению к нашему духовному очищению или, как говорят буддисты, Просветлению.

Далее, поскольку отвергается влияние внешней сверхсилы - "Бога", то и ответственность за свои поступки, слова и мысли буддист также несет сам. Приведу пример: если человек слеп, то он будет спотыкаться даже на ровной дороге, доставляя сам себе массу страданий. При этом будут виноваты не некие внешние силы, а его собственная слепота. Для того, чтобы избавиться от этих страданий, ему нужно не взывать вовне, а исцелиться, прозреть. Большинство людей ослеплены тремя духовными "ядами": страстью, злобой и неведением и поэтому взращивают неблагие состояния сознания, приносящие лишь душевные и телесные страдания. И это не "кара свыше", а закон воздаяния - кармы, когда мы сами обжигаемся, сунув руку в огонь.

Ключевым моментом в законе кармы является наша мотивация того или иного поступка, мысли или слова. И это очень важно, поскольку напрямую связанно с вашим вопросом о сексуальности - главное не что мы делаем, а почему мы это делаем! Если человек думает только о том, чтобы удовлетворить свое половое желание, ни в грош не ставя своего партнера, - то это эгоизм чистой воды, очень сильное омраченное состояние духа, вызванное "ядом" страсти. Но если им движет бескорыстное желание дать счастье другому человеку, - то это совершенно противоположное состояние, не только не омрачающее наш дух, но, напротив, очищающее его. Чем более бескорыстны и чисты побуждения человека - тем больший очищающий эффект.

И. К.: Чойдже, мы знаем, что в христианской практике есть такое понятие, как "умервщление плоти". Как к этому вопросу относится буддизм?

Д. Ж.: В буддизме человеческое тело является драгоценностью, ибо в нем заключен наш просветленный дух. По этому поводу Будда учил так: "Истинно говорю я вам, что внутри этого самого тела, хотя оно и смертно, и не велико ростом, но осознает и наделено умом, находится мир, и возрастание его, и убывание его, и путь, ведущий к уходу от него" ("Анугаттара-Никая", II). Поэтому буддийский путь ни в коем разе не "умервщление плоти" (что считается чрезвычайно неблагим поступком), а ее "укрощение". В самом деле, если у меня есть это здоровое и наделенное массой полезных возможностей тело, то глупо было бы "умервщлять" его, - гораздо умнее будет его "укротить" и использовать его силу и способности для быстрейшего продвижения к Просветлению. Именно поэтому в системе различных буддийских школ разработаны весьма эффективные методы оздоровления и поддержания высокой работоспособности до самой глубокой старости, а буддийские монахи славятся своим здоровьем и долголетием.

И. К.: Чойдже, как буддизм относится к любви? Делит ли он ее на "чистую" и "нечистую"?

Д. Ж.: Я уже говорил, что в основе буддийского понятия "чистого" и "нечистого" лежит мотивация человека, добавлю также, что кроме мотивации важны также еще и следующие два фактора: состояние сознания в момент действия и результаты этого действия. Скажем, если вы с чистой мотивацией совершаете какой-либо поступок, но в момент его совершения испытываете раздражение, алчность или тупость, то это подобно умножению положительного числа на отрицательное - результат также будет отрицательным. Что же касается самого понятия "любовь", то буддизм разделяет три ее уровня, каждый последующий из которых выше и чище предыдущего. Чувственная любовь - Кама, - влечение к телу другого человека, влюбленность в его красивую форму и желание получить от этого тела половое наслаждение. Это самая эгоистичная форма любви, быстро утрачиваемая и не дающая глубокого наслаждения. Дружественная любовь - Снеха, - влечение к духовному началу в человеке, его уму и обаянию; при этом может присутствовать и влечение к телу, но оно не является определяющим. Это - более стойкая, бескорыстная и глубокая форма любви. Совершенная любовь - Майтри, - безграничная любовь, распространяющаяся с равной силой на всех живых существ, непоколебимая и лишенная какого-либо эгоизма. В буддизме считается, что именно эта форма любви является единственно реально существующей и приносящей истинное блаженство, все же остальные формы - лишь ее слабые проблески сквозь тучи омраченного духа. Интересно, что сходная систематизация любви была и у древних греков. Так, Платон делил любовь на две категории: чувственную и дружественную, называя первую "пошлой", а вторую - "божественной". При этом он шел еще дальше, не деля любовь не разнополую и однополую, а рассматривал лишь пробуждающие ее мотивы.

И. К.: Чойдже, если мы уж затронули эту тему, то как буддизм относится к тому, что принято стыдливо называть "нетрадиционной сексуальной ориентацией", - то есть влечением человека к лицам своего пола? Как известно, христианство резко осуждает подобные взаимоотношения, считая их противоестественными и греховными.

Д. Ж.: Ну, христианство считает греховными не только однополые, но и вообще всякие сексуальные контакты. Ведь если есть "непорочное зачатие", значит, любое другое зачатие, которое, как известно, невозможно без секса, является "порочным", то есть - "греховным". К счастью, христиане не слишком ревностно придерживаются догматов своей веры, в противном случае население Земли значительно бы сократилось. (Смеется).

Если же говорить серьезно, то буддизм не делит любовь на "традиционную" и "нетрадиционную", поскольку и в том и в другом случае присутствуют абсолютно идентичные духовные состояния. И уж совершенно недопустимо для буддиста отвращение к людям только лишь из-за другой, чем у него, сексуальной ориентации. Именно подобное состояние отвращения, а не "ориентация" является тяжелейшим духовным падением, отсекающим человека от всякого духовного развития. Кроме того, как вам вероятно известно, во всех восточных Учениях существует такое понятие, как реинкарнация, в просторечии именуемая на Западе "переселение душ". В своем предыдущем воплощении человек может быть особой противоположного пола, отсюда и "нетрадиционное" влечение. Поэтому практически во всех культурах, связанных с Учением Будды, этот вопрос никогда не стоял. А это, замечу, древнейшие культуры, зачастую намного опередившие западную цивилизацию. Индийская, китайская, японская, корейская, тибетская, вьетнамская, тайская и многие другие восточные культуры никогда, до пришествия туда христианства, не знали проблем с сексуальной ориентацией, что не мешало им успешно развиваться.

С точки зрения буддизма, существуют пять главных запрещений относительно секса, не зависимо однополый это секс или разнополый. Во-первых, сексуальная близость не должна содержать элемента насилия или принуждения. Во-вторых, она не должна быть объектом купли-продажи, вымогательства или шантажа. В-третьих, она не должна нести обмана, такого, например, как супружеская неверность или заведомо ложного обещания о вступлении в брак. В-четвертых, близость не должна наносить вред здоровью ни одной из сторон, в том числе - нельзя вступать в связь с лицами, не достигшими половой зрелости. И, в-пятых, - половая страсть не должна утоляться противоестественным образом, как то - сношения с животными, трупами и тому подобное. Кроме того, существует запрещение на половые контакты в священных и неподобающих местах: храмах, в присутствии духовных особ, на людях, при детях, в нечистых (негигиеничных) условиях.

И. К.: В последнее время в различных изданиях можно встретить упоминания о неких "тантрических сексуальных практиках". Поскольку вы являетесь Учителем именно тантрической ветви буддизма, то не могли бы вы прокомментировать этот вопрос?

Д. Ж.: Большая часть из того, что пишут про так называемый "тантрический секс" - чистейшей воды шарлатанство. Как правило, пишущие на эту тему, преследуют только одну цель - коммерческую, при этом нисколько не заботясь о достоверности материала. За все последнее время вышла только одна серьезная книга, связанная с данной тематикой - "Тибетское искусство любви. Самосовершенствование через секс" тибетского ламы Гедуна Чопела, вышедшая в 1996 году в московском издательстве "Путь к себе". Тех, кого подробно интересует эта тема, я отсылаю к этой книге. Вкратце же могу рассказать следующее: в буддизме существует три главных подхода к очищению от омрачающих привязанностей - угашение их, трансформация и самоосвобождение в просветленное состояние.

В зависимости от духовных способностей и навыков в медитативной практике используется тот или иной из методов. Так, если ваша привязанность сильна, а духовное продвижение невелико, то лучше применить метод угашения страсти, в данном случае - сексуальной, чтобы не стать ее рабом. В этом случае используют метод медитативного созерцания бренности и загрязненности объекта страсти, в результате чего сама страсть через некоторое время исчезает. Сходный метод борьбы с сексуальной страстью используется и в христианстве, хотя и не в столь разработанной форме, как в буддизме.

На более продвинутом уровне медитативных навыков используется метод трансформации сексуальной страсти в просветленные, благие формы активности. Так, например, Будда учил распространять нашу любовь к одному человеку сначала на близких нам людей, потом на знакомых, потом на незнакомых, после этого - на врагов, а затем - на всех живых существ Вселенной. В результате Чувственная любовь - Кама могла быть трансформирована в Совершенную любовь - Майтри.

На высших ступенях сексуальная активность созерцается во время полового акта как поток изменяющегося сознания, поток внутренней энергии или абсолютное Просветление. При этом практик переживает такие состояния ничем не замутняемого блаженства, которые многократно превосходят все доступные обычному человеку формы наслаждения. Кроме того, в отличие от обычного секса, эти состояния не только не ведут к физическому и психическому истощению во время полового акта, но и позволяют практикующим накапливать колоссальную внутреннюю энергию, которая используется затем для дальнейшего духовного продвижения. Постепенно в процессе дальнейшей практики человек осваивает вхождение в эти особые состояния уже без помощи секса, который, выполнив свою задачу, перестает обуславливать сознание практикующего.

Все вышесказанное - весьма упрощенная схема "сексуальных тантрических практик", поскольку подробное их описание заняло бы очень много времени. Кроме того, эти практики, особенно их продвинутые формы, весьма опасны для физического и психического здоровья неподготовленного человека, поэтому я сознательно даю лишь самую общую их схему.

И. К.: И последнее: если кто-либо из наших читателей захочет получить духовный совет по затронутой в этом интервью тематике, может ли он обратиться лично к вам? И если да, то как ему это лучше сделать?

Д. Ж.: Думаю, лучше всего это сделать письмом, - я же, со своей стороны, постараюсь ответить на интересующие читателей вопросы. Посылать письма можно по адресу редакции с указанием "Дорже Жамбо Чойдже-ламе". При этом желательно вложить вместе с письмом чистый маркированный конверт с обратным адресом.

Да будет счастье! Ом свасти!

Поделиться в социальных сетях

GoogleAnalytics

Войти

[X]

Служебный вход