template ."/tools.php");?>

Грозные волны на политическом горизонте

Максим Абрамовский, специальный корреспондент "Агенства Журналистских Расследований"

В стране один кризис приходит на смену другому, и это стало нормой. Но последние события в очередной раз превзошли все ожидания: на головы избирателей кроме политического свалился еще и экономический кризис!
Политики и экономисты пестрят в СМИ противоречивыми обещаниями и прогнозами, а в результате страдают простые граждане. Если все вместе взятые «АКАКДЕМИКИ» Верховного Совета не в состоянии решить проблемы своего народа, то, возможно, ответы на волнующие нас вопросы можно почерпнуть из многовековой духовной мудрости, пережившей не одну политическую и экономическую системы?
В Украине с 1993 г. существует единственный официально действующий буддийский монастырь - Шейчен-линг. Именно в пос. Ольгинка Волновахского райна Донецкой области, где находится этот монастырь, я и отправился со своими вопросами. Там меня радушно встретил настоятель монастыря и глава Духовного управления буддистов Украины Дорже Жамбо Чойдже-лама. Дабы не нарушать привычного монастырского распорядка, и с позволения преподобного я присутствовал на службе, после чего нам и удалось побеседовать.


- Сейчас везде говорят об экономическом, политическом, духовном кризисе в нашей стране. Что вы, как священник и глава Духовного управления буддистов Украины можете сказать по этому поводу?


- Положение дел в нашей стране можно кратко охарактеризовать как системный хаос. Причем этот хаос наступил отнюдь не случайно и вовсе не в результате какого-то глобального кризиса, как сейчас пытаются утверждать власти.

Причин несколько. Назову основные из них.

Первая, и главная, причина – инфантилизм народных масс. Что я имею ввиду? Как вы думаете, что бы произошло во Франции, Англии или даже в дисциплинированной Германии, если бы в один день их правительство вдвое подняло цены на проезд, коммунальные услуги или бензин? Правильно! Мы все можем регулярно видеть по телевидению, что там делает народ, если правительство только начинает обсуждать подобные вопросы: они выходят на улицы многотысячными демонстрациями, если власти их не слышат – перекрывают дороги, если против них бросают полицию – они не боятся строить баррикады. Потому что благополучие и достоинство людей в этих странах приобретено путем долгой борьбы с власть предержащими, а не спущены им "с барского плеча". Наши же люди привыкли быть большими детьми, которые ожидают, что вот придет добрый папа из Верховной Рады, Секретариата Президента, Кабинета Министров, Америки, Евросоюза или России – и всем будет хорошо. До тех пор, пока народ не поймет, что за свою безопасность, достоинство и благополучие нужно постоянно (а не от Майдана до Майдана) бороться, иногда даже с оружием в руках, - он не будет иметь ни безопасности, ни достоинства, ни благополучия.

Вторая причина - у руля финансовой и политической власти уже много лет стоят люди, которые в своем подавляющем большинстве получили свои капиталы, депутатские мандаты, ученые степени и прочее не в результате упорного продуктивного труда, а в результате подкупа, обмана, а зачастую – просто грубого криминала. Причем это уже даже не принято скрывать! В результате, как только возникли более-менее серьезные проблемы в экономике, (которые они же и создали своим тупым выкачиванием денег из страны, не вкладывая ни гроша в "прихватизированные" ими за бесценок предприятия), как тут же проявилась вся их некомпетентность. Почему? Потому что тот, кто не заработал капитал, преодолевая ежедневно препятствия конкурентной борьбы и совершенствуя свой бизнес – просто не в состоянии удержать этот капитал, как только он перестает быть монополистом. Что сейчас и происходит со всеми нашими ахметовыми, тарутами, пинчуками, порошенками и прочими суркисами.

И третья причина – это полный правовой хаос, который закреплен на уровне Конституции Украины. Я говорю, прежде всего, о полной неприкосновенности депутатов Верховной Рады и всех высших должностных лиц. Такого уровня неприкосновенности не знает ни одна цивилизованная страна. Даже за умышленное убийство нельзя привлечь к ответу депутата, если на то не будет согласия большинства Верховной Рады! Такие, с позволения сказать, правовые отношения порождают у обычных людей не просто презрение ко всякой власти, но и просто ненависть к ней, как к каким-то оккупантам. Думаю, не сильно погрешу против правды, если скажу, что получи сейчас народ такую возможность, он с восторгом сделает с нашими власть предержащими такое, перед чем померкнет красный террор образца 1918 года.

- И что вы предлагаете?


- Думаю, ответ на этот вопрос я уже дал, говоря о причинах нынешнего хаоса.

Первое – постоянная борьба с властями, где только эта власть пытается ограбить или обмануть. Для этого объединяться не вокруг тех, кто красиво обещает сладкое будущее, а тех, кто не боится в первых рядах вместе с народом выйти не улицы для отстаивания конкретных интересов народа: достойных зарплат и пенсий, привлечения к ответственности проворовавшихся чиновников, отмены решений власти, ухудшающих жизнь людей и т.п.

Второе – не бюджетная (то есть из кармана обычных людей) поддержка бизнеса "бедных" миллионеров и миллиардеров, а безвозмездная национализация у них бюджето-образующих предприятий. Не умеете управлять, господа, - извольте в банкроты, а не на государственные дотации, которые вы все равно разворуете!

Третье – закон должен быть один для всех! Неприкосновенность должна остаться только за политическую деятельность, да и то, если она не нарушает законодательство. Если депутаты боятся, что на следующий день их посадят – значит, пусть перестают заниматься криминалом. Пусть следят за тем, чтобы не извращалась правовая система. Пусть вовремя реагируют на диктаторские замашки того или иного должностного лица. Если же нет – то пусть не удивляются, если в стране поднимет голову политический терроризм и их начнут отстреливать, как куропаток. Исторический опыт учит, что там, где у народа нет возможности воздействовать на власть правовым путем – всегда начинает литься кровь.

И пусть не думают наши "представители народа", что все как-нибудь само рассосется. Не рассосется, господа, паны и товарищи! Это говорю вам я как священник, который ежедневно общается с самыми разными людьми. И которые мне, как священнику, поверяют свои самые тайные и сокровенные мысли. Мысли, которые они не поверяют даже своим близким. И я говорю вам: сейчас во взрослую жизнь входит первое поколение, которое, в отличие от предыдущих, не имеет впитанного с детства страха перед властями. Оно приходит во взрослую жизнь – и видит, что его не ждет ничего хорошего в этой жизни. Эти молодые люди понимают, что даже если они будут работать в поте лица, по двенадцать часов в день, как рабы на плантациях – то и тогда даже к старости они не смогут позволить себе купить даже того убогого жилья, которое доживает свои последние годы со времен Хрущева. И они понимают, что это "счастливое будущее" обеспечили им вы, дорогие власть предержащие. Именно благодаря вашей жадности, лицемерию и глупости эти умные и деятельные молодые люди вынуждены вести примитивнейшую борьбу за выживание, без всякой надежды на успех, в то время, как вы обеспечили свое безбедное будущее под прикрытием депутатской неприкосновенности.

Неужели вы думаете всех этих молодых людей превратить в послушное стадо? Всех споить, "посадить на иглу", купить лживыми предвыборными обещаниями или отвлечь разговорами о "проклятых бандеровцах" и "проклятых москалях"? Если да – то вы заблуждаетесь. Как заблуждались до вас русские цари, проглядев народников, эсэров и анархистов. Как заблуждались в свое время сытые политики многих западных стран. Вспомните Майдан – там было много таких людей, которые уже тогда готовы были с оружием в руках свергать существующую власть. И я знаю, что вам понадобились огромные усилия, чтобы обуздать эту энергию, усыпить гнев народа, раздробить его на мелкие склоки и противостояния. Однако первая волна не бывает ни самой высокой, ни самой разрушительной. Я же ясно вижу, что вдали уже поднимаются гораздо более грозные волны и они неумолимо движутся к вашему берегу, господа и паны "народные избранники". И не финансового кризиса, а этих волн народного гнева следует вам бояться!


- Вы призываете к баррикадам?

- Пока я взываю если не к разуму, то хотя бы к элементарному чувству самосохранения наших властьимущих. Будь то депутаты, чиновники или олигархи. Я призываю их перестать думать только про свои карманы, посмотреть вокруг трезвым взглядом и попытаться хоть что-то действительно изменить в лучшую сторону. И не потому, что я забочусь о них. Я думаю прежде всего о том, что если дело дойдет до баррикад, то под пулями ОМОНа, которому все равно в кого стрелять, погибнут в первую очередь самые лучшие, самые бескорыстные, чистые и мужественные люди. Потому что лучшие в таких случаях первыми идут на баррикады - и первыми же гибнут. Судьбой же нашей "политической и экономической элиты" я нисколько не озабочен – они будут отсиживаться все это время в тех странах, где уже успели обзавестись и "хатыночками", и банковскими счетами, и вторым гражданством.


- Но вы и не отрицаете такой путь решения проблемы?

- Не отрицаю, если не останется иного пути прекратить фактическое бесправие и обнищание моего народа. Если власть превращается во всепожирающую раковою опухоль и если терапия уже не помогает - опухоль должна быть отсечена скальпелем. И это не только мое личное мнение – о том же говорит и Учение Будды: если власть перестает следовать путем Истины, суть которой – Любовь и Сострадание, то эта власть теряет всякую легитимность. Она должна либо уйти сама, либо же – быть свергнута народом. В отличие от христианства, где "всякая власть от Бога", Учение Будды говорит обратное: только та власть может оставаться властью, которая руководствуется в своих действиях главными духовными принципами. Суть же этих принципов едина во всех мировых духовных системах: это любовь к ближнему превыше себя самого. Именно потому, что наша псевдо-элита забыла об этих заповедях – я и говорю о баррикадах.


- Довольно непривычно слышать столь суровые слова от священника, тем более – от главы духовного управления буддистов. Ведь буддизм традиционно ассоциируется у всех с ненасилием…

- А разве священник всегда должен говорить мягко-слащаво!? Разве Христос говорил с иудеями мягко, когда бичом выгонял торговцев из храма? Или тогда, когда обличал их за их пороки? Я понимаю, что мало кто из обычных людей читал буддийский Канон, но уж христианское-то Евангелие они должны бы знать, если все сплошь и рядом именуют себя христианами!?

Ненасилие не подразумевает потворству злу. Пресечение зла без зла в сердце – не есть зло. Сам Будда учил: "Кого следует – поддержи, кого следует - пресеки". Должен ли я, как идущий по Пути Будды, поддерживать действия властей, ведущие к страданию моего народа? И должен ли я пресекать стремление моего народа к достойной жизни, которому противостоят те, кто находится у власти?

Священник – это духовный целитель человеческих душ. И как целитель, он должен выбирать не то лекарство, которое приятнее на вкус, а то которое исцеляет. И не моя в том вина, что болезнь власти в нашей стране требует горьких лекарств, а то - и скальпеля.


- И все же ничего подобного мне никогда не приходилось слышать из уст христианских священников…

- Это потому, что практически все христианские церкви давно превратились у нас в политотдел, обслуживающий интересы властьимущих. Они забыли, что Бог не в храмах, а в сердце, вера – не в словах, а в делах, а царство Божие не в кошельке – а в душе. Они погрязли в бюрократии, ритуализме и стяжательстве. Они готовы лизать руки и оправдывать любые действия властей, из рук которых они получают деньги, храмы, финансовые льготы, время на теле и радио-каналах и прочую поддержку. Не думайте, что я порицаю только чуждые для меня церкви. Еще более болит мое сердце за буддийскую Сангху в тех странах, где буддизм является традиционной религией, поскольку и она подвержена той же болезни. И дело здесь не в правоте и чистоте той или иной веры, а в человеческой слабости и суетности.

Нужно строить храмы, нужно поддерживать в них должное благолепие, нужно содержать духовные школы, издательства, монастыри. Цели вроде бы благие, но как легко за этой повседневной рутиной забыть о главной Цели - духовном очищении! Без этой Цели и храмы, и монастыри, и благолепие превращаются в золоченые цепи, сковывающие дух.
Именно поэтому, становясь на Путь Будды, мы принимаем духовное Прибежище не в собрании обычных последователей Пути Просветления, не в храмах, не в церковной иерархии - а в наставлениях и примере тех, кто очистил свой дух и обрел нерушимую святость. Это чистое сообщество называется святой или надмирской Сангхой.

Сам Будда презрел роскошь, безопасность и власть царской жизни – ради жизни духовной. Мой духовный Учитель, ныне покойный Дармадоди-лама, пятнадцать лет провел в сталинских лагерях, но не сошел с Пути Просветления. Даже после этого, постоянно рискуя своей свободой, он, невзирая на запреты властей, тайно учил Дхарме. Могу ли я после этого, не предав Учения Будды и памяти своего Учителя, раболепствовать перед властью, которая преступает все духовные принципы, которые только возможно?

Чего мне бояться?

Нищеты? Но я вот уже двадцать лет как являюсь монахом. Монахи же блюдут обеты нестяжания мирских благ.
Мирской хулы? Но зависимость от хвалы и хулы – это как раз одни из тех духовных оков, которые стремятся сбросить все стоящие на Пути Будды.
Лишения свободы? Но мои и рабство, и свобода– внутри меня.
Смерти? Но я созерцаю неизбежность смерти этого тела ежедневно. И я знаю, что ни я, ни тот, кто лишит меня жизни, и ни тот, кто отдаст приказ убийце – в равной степени не избегнем смерти. Но то краткое время жизни, которое у меня есть, я могу прожить в рабстве страха, а могу – в свободе бесстрашия, которое мне дает мой Путь.


- Вы говорите, как социалист, коммунист или даже как анархист.

- Я гораздо хуже: я буддист. (Смеется)
На санскрите последователь Пути Будды именуется дхармикой – "человеком Истины", потому что мы опираемся не на всякие "измы", будь то "коммунизм", "либерализм" или даже "буддизм", а на видение вещей такими, как они есть. Любая идеологическая или религиозная зашоренность рассматривается в Учении Будды как грубая помеха к достижению духовной свободы и счастливой жизни. Поэтому я опираюсь не на идеологические "измы", а на свое духовное видение. И в соответствии с этим видением говорю о той пропасти, к которой ведет нашу страну безответственное руководство.

Поделиться в социальных сетях

GoogleAnalytics

Войти

[X]

Служебный вход