О значении самая. Кюнзиг Шамар Ринпоче
Основное назначение самая (скрт. „узы; то, что определяет, обусловливает”; тиб. дамциг, „клятва”— примеч. перев.) заключается в том, чтобы практикующий избегал ошибок, которые, в случае их свершения, подорвут его практику и создадут препятствия к прогрессу на пути.
Различия в самаях связаны с уровнем, согласно которому даются соответствующие учения. Есть разные виды обязательств. Те, что характерны для Тхеравады (виная), отличаются от тех, что представлены в Махаяне. В свою очередь обязательства Махаяны отличны от тех, что свойственны практике Тантры. В Ваджраяне самая различаются в зависимости от соответствующего уровня тантры: крия, чарья, йога или ануттарайога.
В следовании по духовному пути, что связано с разного рода обязательствами, необходимо полагаться на ламу, который должен быть компетентен в следующем: 1) сведущ в учениях Сутры и Тантры, искусен в даче учений; 2) опытен в практике медитации.
Эти два качества указаны во многих тантрах и неотъемлемы для Тантраяны. В контексте Сутраяны эта пара также нераздельна.
Лама, который учён в Дхарме, но не опытен в медитации, обладает посредственными способностями. Тот, кто соединяет в себе как сведущность в Дхарме, так и опыт в медитации, обладает высшими способностями. В том, что касается оценивания способностей ламы, то человек, опираясь на собственную образованность, может по отдельности оценить его знания и преподавательские навыки. Однако глубину медитативного опыта оценить со стороны невозможно.
Прочие, помимо приведённых выше, критерии касательно аутентичности Учителя — ненадёжны. Кто-то может заявлять о себе как об эманации Амитабхи, Авалокитешвары, Манджушри или кого-то ещё. Если такой человек не обладает достаточно весомыми познаниями в Дхарме и/или опытом в медитации, то не следует рассматривать его как аутентичного ламу.
Люди на Западе достаточно легко впечатляются харизмой учителей и определёнными моделями поведения. Исходя из этих критериев человека рассматривают как ламу высокого уровня. На Востоке, в особенности в китайской среде, на людей производят впечатление те, кто говорит на хорошем английском и подаёт себя как эманацию особого йидама или бодхисаттвы. Если использовать это в качестве мерила, то вероятность встретить квалифицированного ламу будет мала. Кому-то может повезти, и он встретит подлинного ламу обладающего как харизмой, так и прекрасной квалификацией. Более того, кому-то может повезти ещё больше, и повстречать человека с незаурядной харизмой, который окажется самим Буддой. Но всё же в большинстве случаев будут встречаться ламы не имеющие необходимых качеств.
Сегодня есть немало буддийских учителей дающих множество превосходных учений. К сожалению, наряду с этим есть и некомпетентные учителя, злоупотребляющие своим духовным влиянием. К примеру, они дают понять, что если ученик будет предпринимать определённые действия, которые ему, учителю, не по нраву, то это приведёт к нарушению самая. Это частый случай там, где человек не обладает необходимыми качествами духовного наставника, но тем не менее подаёт себя как учителя Ваджраяны.
Первая из 14 кардинальных ошибок ведущих к разрыву самая связана с неуважением к Учителю. Неквалифицированный Учитель, злоупотребляющий своим духовным статусом, может подавать указанные ошибки как принципы, нарушение которых со стороны ученика приведёт его, ученика, к перерождению в низших сферах бытия.
Вот почему столь необходим сведущий и искусный в подаче Дхармы Учитель. Если встреча с таким Учителем не состоялась, и человек полагается лишь на кого-то не имеющего должной квалификации, то даже получив от него 1000 посвящений, ученик может не беспокоиться относительно нарушения своих самая, поскольку у него их отродясь не было. На это указывал VIII Кармапа Микьё Дордже.
В том, что касается участия в передаче определённых посвящений и наставлений, то, для обретения пользы от этого в полном объёме, простого присутствия там недостаточно. Если у ученика нет глубокого осознания того, что происходит, то действительного охвата полного значения Ваджраяны не случится. В этом случае ему не следует рассматривать себя как действительно практикующего Ваджраяну с соответствующими самаями. Однако если ученик осознаёт глубокий смысл Ваджраяны, практика включает в себя соблюдение самая, которые сами по себе указывают на то, что он утвердился на пути Ваджраяны и может выполнять эту практику. Надлежащее понимание дхармы является необходимым основанием для практики ваджраяны, поскольку подразумевает знание об определённых ошибках, которых следует избегать. Благодаря этому пониманию человек сознательно подходит к поддержанию самая, что в свою очередь охраняет практику и тем самым обеспечивает развитие на пути.
Указанные ниже 14 кардинальных ошибок связаны с поступками в корне подрубающими практику, в силу чего их называют 14-ю коренными падениями. Они представлены здесь согласно ануттарайогатантре, а конкретнее — согласно тантре красного Авалокитешвары (скрт. Джинасагара, тиб. Гъялвагъямцо).
14 серьёзных ошибок разрушающих самая ваджраяны:
1. Физически или словесно вредить Ваджрачарье (ваджра-мастеру) или питать дурное мнение о нём.
Ваджрачарья — это тот особый лама, от которого практикующий получает посвящения, объяснения по медитации Ваджраяны и сущностные наставления относительно подлинного смысла конкретной практики.
Вначале стоит изложить основы, необходимые для понимания пункта о нарушении самая в силу причинения вреда ваджрачарье: когда речь идёт о практике Ваджраяны, в особенности ануттарайога-тантры, окружающий мир, включая существ, преобразуется в чистый аспект, и лама рассматривается как центр или главный йидам мандалы. Таким образом, вред, нанесённый ламе вредит и главному йидаму, что, в свою очередь, негативно скажется на остальной мандале.
Самая нарушается при наличии следующих условий:
— человек полностью осознаёт, что [данный] лама является его ваджрачарьей и сознательно ему вредит, физически или словесно;
— человек понимает, что его действия вызовут недовольство его ваджрачарьи;
— навредив своему ваджрачарье, человек не раскаивается в этом.
Если кто-то питает дурные представления относительно ламы и в придачу имеет намерение навредить ему, не нанося ущерба словами или поступками, то самая не нарушаются полностью, но всё же окажутся повреждены.
Самая, в зависимости от силы связи ученика и ваджрачарьи, могут рассматриваться как малые, средние или великие. Когда из трёх аспектов отношений в Ваджраяне (посвящение - лунг, уполномочение на пользование текстом - ванг и сущностные наставления - трии) получено только посвящение, то степень возникших самая мала. Когда получены два из трёх этих аспектов, самая будут средней степени, а при задействии всех трёх аспектов, степень самая будет наивысшей. Соответственно, нарушенные самая подразделяются на малые, средние и огромные.
2. Отрекаться от Учения Будды
Некоторые учения Будды могут не быть по нраву практикующему. Допустимо не уделять внимание тем учениям, которые не кажутся подходящими. Однако самая Ваджраяны будет нарушено, если человек выступает против определённых учений. Примером отрицания слов Будды может быть пороченье каких-то разделов его Учений, как то поношение Хинаяны или Махаяны.
3. Ярость по отношению к другим
Первое: это относится к дурным склонностям вроде злости и ревности, которые обычно проявляются по отношению к существам. Второе: самая нарушено в случае злобного отношения к тем, кто принял Прибежище и Обет бодхисаттвы. Третье: самая нарушено в том случае, когда злость, ревность и прочее проецируется на тех, кто следует пути Ваджраяны, в особенности, если они принадлежат к тому же духовному сообществу, к той же мандале, или с кем вместе получали посвящения, объяснения и сущностные наставления.
Чтобы развеять цепляние за окружающий мир, порождают представление о мире как об отражении чистой мандалы определённого йидама. Чтобы развеять цепляние за существ, воспринимают их как божеств [мандалы йидама]. Таким образом, устанавливаются чистые отношения между практикующими, разделяющими такое представление друг о друге. Эти близкие отношения называют ваджрным родством. Дурные тенденции, направленные против тех, с кем человек находится в ваджрном родстве, разорвут эти узы и окажут деструктивное влияние на практику. В силу этих обстоятельств следует воздерживаться от эгоистичного гнева, ревности, и вообще от ссор друг с другом.
4. Отказываться от любящей доброты
Когда человек зародил в себе отношение свойственное бодхисаттвам, то если он отвратится от любви и сострадания в отношении существ, самая окажется нарушенным. Помимо этого, самая нарушено, когда внезапная вспышка эмоций повлекла за собой отторжение кого-либо, исключив его таким образом из числа всех существ, благо которых [бодхисаттва] стремится осуществить. Нераскаяние в подобном отношении также приводит к нарушению самая.
5. От привязанности к половой радости утрачивать бодхичитту
Следуя Пути Ваджраяны, в ходе этапа сотворения практикующий идентифицируется с телом йидама. Это является средством преодоления цепляния за обыденное тело. Выброс бинду (семени) служит фактором, способствующим физическому рождению. Чтобы преодолеть привычные тенденции, связанные с бинду, в медитации Ваджраяны генерируется семенной слог, из которого затем появляется соответствующий йидам.
Медитации Ваджраяны, которые используют многоопытные практикующие, задействуют половое возбуждение как средство. Медитативное переживание усиливается благодаря реализации нераздельности радости и пустотности. Однако практика такого уровня целесообразна лишь в том случае, если человек преодолел привязанность к половому возбуждению.
Если монахи, в силу тяги к переживанию сексуального удовлетворения, используют эти методы неподобающе, то они нарушают свои обеты виная и самая Ваджраяны. Миряне нарушают свои самая Ваджраяны в случае злоупотребления подобными методами, претендуя на статус практикующего такого уровня без обладания всей полнотой знаний относительно их должного применения.
6. Дурно отзываться о других традициях, стремясь выдвинуться самому
Человек, претендующий на практикующего ваджраяну и при этом критикующий другие традиции, такие как тхеравада, махаяна, христианство или индуизм, зачастую движим неверной мотивацией, стремясь просто привлечь к себе внимание.
Поскольку Тантра опирается на Сутру, то критиковать Сутраяну — дело очень дурное. Критика же направленная на учения Праджняпарамиты или Мадхъямаки еще более губительна, поскольку эти учения составляют сущность практики Тантры. По этой причине подобные поступки приводят к нарушению самая.
Если за критикой, призванной лишь внести ясность в разные воззрения, стоят благие намерения, то это полностью приемлемо и не имеет отношения к нарушению самая.
7. Раскрывать секреты тем, кто духовно незрел
Если разъяснять смысл великой радости, о которой идёт речь в Ваджраяне, тем, у кого нет должного понимания, у них может сложиться искажённое представление об этом, и в результате они начнут опорочивать эти учения. В итоге самая будет нарушено.
8. Неподобающе относиться к человеческому телу
Тело человека служит опорой для практики дхармы, опираясь на него обретается реализация обеих будда-кай (дхарма- и рупакаи). В контексте Ваджраяны тело человека рассматривается в качестве важного инструмента на пути. Поэтому разного рода крайности в отношении к телу, вроде хлестания, обожжения или самоумерщвления, ведут к нарушению самая.
Вместе с этим, следует избегать и противоположного экстрема, когда тело облачают в убранства и уделяют ему гораздо больше внимания, чем стоит.
9. Сомневаться в окончательной действительности
Это относится к ограниченному пониманию смысла Мадхъямаки. Если кто-то держится за голую пустоту, не разумея условной действительности, то тем самым нарушает самая. Этот пункт также касается сомнений относительно возможности обретения существами пробуждения Будды. Сюда входит и недоверие к мудрости, присущей уму всех и каждого из существ. Сомнения, связанные с непонятийным состоянием ума и абсолютной мудростью будды также имеют к этому отношение.
10. Избегать силовых действий, когда они необходимы
Иногда нет возможности преодолеть деструктивное действие дурных сил исключительно мирными методами. Безусловно, то, что касается осуществления блага существ, внутренняя исполненность любовью и состраданием, должно присутствовать неугасно. Действия, требуемые для усмирения каждой отдельной ситуации должны определяться по обстоятельствам, и задействоваться соответствующие методы. Силовые методы следует применять лишь в том случае, когда это является единственным средством предотвращения совершения кем-то негативных действий, опасных как для него самого, так и для окружающих. Если человек избегает силовых действий, когда они необходимы, в особенности, если он способен их осуществить, то это приводит к нарушению самая.
Строить из себя усмирителя негативных воздействий и, используя это как предлог, совершать определённые ритуалы, наносящие вред другим, есть полное непонимание и злоупотребление силовыми средствами.
11. Судить о внепонятийном
Когда кто-то не может непосредственно постичь суть явлений, но строит о ней умозаключения или сомневается в её действительности, то это приводит к нарушению самая.
12. Способствовать появлению у существ чувства досады
Будучи озабоченным исключительно собственной персоной, раздражать других. В особенности это относится к той ситуации, когда досаждают и сбивают с пути тех, кто практикует Дхарму. Если, из ревности, осуждают йогинов, действия которых не вписываются в принятые условности, то это также приводит к нарушению самая.
13. Отстраняться от определённого поведения в урочное время
В особых случаях ваджрачарья, который должен быть высококвалифицированным Учителем, может предписывать ученику выполнение определённых практик, таких как тайное вкушение 5 видов мяса, испитие 5 видов нектара и пляс в обнажённом виде. Это требуется, чтобы выяснить продолжает ли ум пребывать в условностях. Если, вследствие моральных установок, человек колеблется или отстраняется от подобных действ, то это приводит к нарушению самая.
14. Неуважительно относиться к женщине
В Ваджраяне женщина рассматривается как воплощение Мудрости. Отношение к женщине с высокомерием или унижение её, что можно наблюдать в определённых культурах, приводит к нарушению самая.
Нарушение одного или нескольких из этих 14 пунктов требует очищения в краткий промежуток времени. Лучше всего устранить такого рода неполадку безотлагательно в тот же день. Среди богатого арсенала практик, простой и действенной считается медитация с начитыванием мантры Ваджрасаттвы. В ходе неё поток нектара струится через всё тело и устраняет все скверны и нарушения обязательств. Осознано или неосознано, но нарушения самая случаются часто, и потому рекомендуется обращаться к этой практике по меньшей мере 1-2 раза в день.
перевод с английского Сергей Дёмин
Краснодар, 2010