template ."/tools.php");?>

О значении самая. Кюнзиг Шамар Ринпоче

Основное назначение самая (скрт. „узы; то, что определяет, обусловливает”; тиб. дамциг, „клятва”— примеч. перев.) заключается в том, чтобы практикующий избегал ошибок, которые, в случае их свершения, подорвут его практику и создадут препятствия к прогрессу на пути.

Различия в самаях связаны с уровнем, согласно которому даются соответствующие учения. Есть разные виды обязательств. Те, что характерны для Тхеравады (виная), отличаются от тех, что представлены в Махаяне. В свою очередь обязательства Махаяны отличны от тех, что свойственны практике Тантры. В Ваджраяне самая различаются в зависимости от соответствующего уровня тантры: крия, чарья, йога или ануттарайога.

В следовании по духовному пути, что связано с разного рода обязательствами, необходимо полагаться на ламу, который должен быть компетентен в следующем: 1) сведущ в учениях Сутры и Тантры, искусен в даче учений; 2) опытен в практике медитации.

Эти два качества указаны во многих тантрах и неотъемлемы для Тантраяны. В контексте Сутраяны эта пара также нераздельна.

Лама, который учён в Дхарме, но не опытен в медитации, обладает посредственными способностями. Тот, кто соединяет в себе как сведущность в Дхарме, так и опыт в медитации, обладает высшими способностями. В том, что касается оценивания способностей ламы, то человек, опираясь на собственную образованность, может по отдельности оценить его знания и преподавательские навыки. Однако глубину медитативного опыта оценить со стороны невозможно.

Прочие, помимо приведённых выше, критерии касательно аутентичности Учителя — ненадёжны. Кто-то может заявлять о себе как об эманации Амитабхи, Авалокитешвары, Манджушри или кого-то ещё. Если такой человек не обладает достаточно весомыми познаниями в Дхарме и/или опытом в медитации, то не следует рассматривать его как аутентичного ламу.

Люди на Западе достаточно легко впечатляются харизмой учителей и определёнными моделями поведения. Исходя из этих критериев человека рассматривают как ламу высокого уровня. На Востоке, в особенности в китайской среде, на людей производят впечатление те, кто говорит на хорошем английском и подаёт себя как эманацию особого йидама или бодхисаттвы. Если использовать это в качестве мерила, то вероятность встретить квалифицированного ламу будет мала. Кому-то может повезти, и он встретит подлинного ламу обладающего как харизмой, так и прекрасной квалификацией. Более того, кому-то может повезти ещё больше, и повстречать человека с незаурядной харизмой, который окажется самим Буддой. Но всё же в большинстве случаев будут встречаться ламы не имеющие необходимых качеств.

Сегодня есть немало буддийских учителей дающих множество превосходных учений. К сожалению, наряду с этим есть и некомпетентные учителя, злоупотребляющие своим духовным влиянием. К примеру, они дают понять, что если ученик будет предпринимать определённые действия, которые ему, учителю, не по нраву, то это приведёт к нарушению самая. Это частый случай там, где человек не обладает необходимыми качествами духовного наставника, но тем не менее подаёт себя как учителя Ваджраяны.

Первая из 14 кардинальных ошибок ведущих к разрыву самая связана с неуважением к Учителю. Неквалифицированный Учитель, злоупотребляющий своим духовным статусом, может подавать указанные ошибки как принципы, нарушение которых со стороны ученика приведёт его, ученика, к перерождению в низших сферах бытия.

Вот почему столь необходим сведущий и искусный в подаче Дхармы Учитель. Если встреча с таким Учителем не состоялась, и человек полагается лишь на кого-то не имеющего должной квалификации, то даже получив от него 1000 посвящений, ученик может не беспокоиться относительно нарушения своих самая, поскольку у него их отродясь не было. На это указывал VIII Кармапа Микьё Дордже.

В том, что касается участия в передаче определённых посвящений и наставлений, то, для обретения пользы от этого в полном объёме, простого присутствия там недостаточно. Если у ученика нет глубокого осознания того, что происходит, то действительного охвата полного значения Ваджраяны не случится. В этом случае ему не следует рассматривать себя как действительно практикующего Ваджраяну с соответствующими самаями. Однако если ученик осознаёт глубокий смысл Ваджраяны, практика включает в себя соблюдение самая, которые сами по себе указывают на то, что он утвердился на пути Ваджраяны и может выполнять эту практику. Надлежащее понимание дхармы является необходимым основанием для практики ваджраяны, поскольку подразумевает знание об определённых ошибках, которых следует избегать. Благодаря этому пониманию человек сознательно подходит к поддержанию самая, что в свою очередь охраняет практику и тем самым обеспечивает развитие на пути.

Указанные ниже 14 кардинальных ошибок связаны с поступками в корне подрубающими практику, в силу чего их называют 14-ю коренными падениями. Они представлены здесь согласно ануттарайогатантре, а конкретнее — согласно тантре красного Авалокитешвары (скрт. Джинасагара, тиб. Гъялвагъямцо).

14 серьёзных ошибок разрушающих самая ваджраяны:

1. Физически или словесно вредить Ваджрачарье (ваджра-мастеру) или питать дурное мнение о нём.
Ваджрачарья — это тот особый лама, от которого практикующий получает посвящения, объяснения по медитации Ваджраяны и сущностные наставления относительно подлинного смысла конкретной практики.

Вначале стоит изложить основы, необходимые для понимания пункта о нарушении самая в силу причинения вреда ваджрачарье: когда речь идёт о практике Ваджраяны, в особенности ануттарайога-тантры, окружающий мир, включая существ, преобразуется в чистый аспект, и лама рассматривается как центр или главный йидам мандалы. Таким образом, вред, нанесённый ламе вредит и главному йидаму, что, в свою очередь, негативно скажется на остальной мандале.

Самая нарушается при наличии следующих условий:
— человек полностью осознаёт, что [данный] лама является его ваджрачарьей и сознательно ему вредит, физически или словесно;
— человек понимает, что его действия вызовут недовольство его ваджрачарьи;
— навредив своему ваджрачарье, человек не раскаивается в этом.

Если кто-то питает дурные представления относительно ламы и в придачу имеет намерение навредить ему, не нанося ущерба словами или поступками, то самая не нарушаются полностью, но всё же окажутся повреждены.

Самая, в зависимости от силы связи ученика и ваджрачарьи, могут рассматриваться как малые, средние или великие. Когда из трёх аспектов отношений в Ваджраяне (посвящение - лунг, уполномочение на пользование текстом - ванг и сущностные наставления - трии) получено только посвящение, то степень возникших самая мала. Когда получены два из трёх этих аспектов, самая будут средней степени, а при задействии всех трёх аспектов, степень самая будет наивысшей. Соответственно, нарушенные самая подразделяются на малые, средние и огромные.

2. Отрекаться от Учения Будды
Некоторые учения Будды могут не быть по нраву практикующему. Допустимо не уделять внимание тем учениям, которые не кажутся подходящими. Однако самая Ваджраяны будет нарушено, если человек выступает против определённых учений. Примером отрицания слов Будды может быть пороченье каких-то разделов его Учений, как то поношение Хинаяны или Махаяны.

3. Ярость по отношению к другим
Первое: это относится к дурным склонностям вроде злости и ревности, которые обычно проявляются по отношению к существам. Второе: самая нарушено в случае злобного отношения к тем, кто принял Прибежище и Обет бодхисаттвы. Третье: самая нарушено в том случае, когда злость, ревность и прочее проецируется на тех, кто следует пути Ваджраяны, в особенности, если они принадлежат к тому же духовному сообществу, к той же мандале, или с кем вместе получали посвящения, объяснения и сущностные наставления.

Чтобы развеять цепляние за окружающий мир, порождают представление о мире как об отражении чистой мандалы определённого йидама. Чтобы развеять цепляние за существ, воспринимают их как божеств [мандалы йидама]. Таким образом, устанавливаются чистые отношения между практикующими, разделяющими такое представление друг о друге. Эти близкие отношения называют ваджрным родством. Дурные тенденции, направленные против тех, с кем человек находится в ваджрном родстве, разорвут эти узы и окажут деструктивное влияние на практику. В силу этих обстоятельств следует воздерживаться от эгоистичного гнева, ревности, и вообще от ссор друг с другом.

4. Отказываться от любящей доброты
Когда человек зародил в себе отношение свойственное бодхисаттвам, то если он отвратится от любви и сострадания в отношении существ, самая окажется нарушенным. Помимо этого, самая нарушено, когда внезапная вспышка эмоций повлекла за собой отторжение кого-либо, исключив его таким образом из числа всех существ, благо которых [бодхисаттва] стремится осуществить. Нераскаяние в подобном отношении также приводит к нарушению самая.

5. От привязанности к половой радости утрачивать бодхичитту
Следуя Пути Ваджраяны, в ходе этапа сотворения практикующий идентифицируется с телом йидама. Это является средством преодоления цепляния за обыденное тело. Выброс бинду (семени) служит фактором, способствующим физическому рождению. Чтобы преодолеть привычные тенденции, связанные с бинду, в медитации Ваджраяны генерируется семенной слог, из которого затем появляется соответствующий йидам.

Медитации Ваджраяны, которые используют многоопытные практикующие, задействуют половое возбуждение как средство. Медитативное переживание усиливается благодаря реализации нераздельности радости и пустотности. Однако практика такого уровня целесообразна лишь в том случае, если человек преодолел привязанность к половому возбуждению.

Если монахи, в силу тяги к переживанию сексуального удовлетворения, используют эти методы неподобающе, то они нарушают свои обеты виная и самая Ваджраяны. Миряне нарушают свои самая Ваджраяны в случае злоупотребления подобными методами, претендуя на статус практикующего такого уровня без обладания всей полнотой знаний относительно их должного применения.

6. Дурно отзываться о других традициях, стремясь выдвинуться самому
Человек, претендующий на практикующего ваджраяну и при этом критикующий другие традиции, такие как тхеравада, махаяна, христианство или индуизм, зачастую движим неверной мотивацией, стремясь просто привлечь к себе внимание.

Поскольку Тантра опирается на Сутру, то критиковать Сутраяну — дело очень дурное. Критика же направленная на учения Праджняпарамиты или Мадхъямаки еще более губительна, поскольку эти учения составляют сущность практики Тантры. По этой причине подобные поступки приводят к нарушению самая.

Если за критикой, призванной лишь внести ясность в разные воззрения, стоят благие намерения, то это полностью приемлемо и не имеет отношения к нарушению самая.

7. Раскрывать секреты тем, кто духовно незрел
Если разъяснять смысл великой радости, о которой идёт речь в Ваджраяне, тем, у кого нет должного понимания, у них может сложиться искажённое представление об этом, и в результате они начнут опорочивать эти учения. В итоге самая будет нарушено.

8. Неподобающе относиться к человеческому телу
Тело человека служит опорой для практики дхармы, опираясь на него обретается реализация обеих будда-кай (дхарма- и рупакаи). В контексте Ваджраяны тело человека рассматривается в качестве важного инструмента на пути. Поэтому разного рода крайности в отношении к телу, вроде хлестания, обожжения или самоумерщвления, ведут к нарушению самая.

Вместе с этим, следует избегать и противоположного экстрема, когда тело облачают в убранства и уделяют ему гораздо больше внимания, чем стоит.

9. Сомневаться в окончательной действительности
Это относится к ограниченному пониманию смысла Мадхъямаки. Если кто-то держится за голую пустоту, не разумея условной действительности, то тем самым нарушает самая. Этот пункт также касается сомнений относительно возможности обретения существами пробуждения Будды. Сюда входит и недоверие к мудрости, присущей уму всех и каждого из существ. Сомнения, связанные с непонятийным состоянием ума и абсолютной мудростью будды также имеют к этому отношение.

10. Избегать силовых действий, когда они необходимы
Иногда нет возможности преодолеть деструктивное действие дурных сил исключительно мирными методами. Безусловно, то, что касается осуществления блага существ, внутренняя исполненность любовью и состраданием, должно присутствовать неугасно. Действия, требуемые для усмирения каждой отдельной ситуации должны определяться по обстоятельствам, и задействоваться соответствующие методы. Силовые методы следует применять лишь в том случае, когда это является единственным средством предотвращения совершения кем-то негативных действий, опасных как для него самого, так и для окружающих. Если человек избегает силовых действий, когда они необходимы, в особенности, если он способен их осуществить, то это приводит к нарушению самая.

Строить из себя усмирителя негативных воздействий и, используя это как предлог, совершать определённые ритуалы, наносящие вред другим, есть полное непонимание и злоупотребление силовыми средствами.

11. Судить о внепонятийном
Когда кто-то не может непосредственно постичь суть явлений, но строит о ней умозаключения или сомневается в её действительности, то это приводит к нарушению самая.

12. Способствовать появлению у существ чувства досады
Будучи озабоченным исключительно собственной персоной, раздражать других. В особенности это относится к той ситуации, когда досаждают и сбивают с пути тех, кто практикует Дхарму. Если, из ревности, осуждают йогинов, действия которых не вписываются в принятые условности, то это также приводит к нарушению самая.

13. Отстраняться от определённого поведения в урочное время
В особых случаях ваджрачарья, который должен быть высококвалифицированным Учителем, может предписывать ученику выполнение определённых практик, таких как тайное вкушение 5 видов мяса, испитие 5 видов нектара и пляс в обнажённом виде. Это требуется, чтобы выяснить продолжает ли ум пребывать в условностях. Если, вследствие моральных установок, человек колеблется или отстраняется от подобных действ, то это приводит к нарушению самая.

14. Неуважительно относиться к женщине
В Ваджраяне женщина рассматривается как воплощение Мудрости. Отношение к женщине с высокомерием или унижение её, что можно наблюдать в определённых культурах, приводит к нарушению самая.

Нарушение одного или нескольких из этих 14 пунктов требует очищения в краткий промежуток времени. Лучше всего устранить такого рода неполадку безотлагательно в тот же день. Среди богатого арсенала практик, простой и действенной считается медитация с начитыванием мантры Ваджрасаттвы. В ходе неё поток нектара струится через всё тело и устраняет все скверны и нарушения обязательств. Осознано или неосознано, но нарушения самая случаются часто, и потому рекомендуется обращаться к этой практике по меньшей мере 1-2 раза в день.

перевод с английского Сергей Дёмин
Краснодар, 2010

Поделиться в социальных сетях

GoogleAnalytics

Войти

[X]

Служебный вход