Тибетские тханки
| |||
"Колесо существования" (бхавачакра) или "колесо зависимого со-возникновения" (пратитьясамутпадачакра). Изображает сансару как непрекращающийся процесс самовозникновения неведения и страдания. Колесо обхватывает Яма, "владыка смерти", символизирующий неумолимость времени и рождения/смерти, неотвратимость кармы как "сцепления" причины и следствия. В центральном круге – свинья, петух и змея, которые обозначают соответственно элементы-осквернители: неведение, страсть, гнев. Вокруг – в светлом полукруге – фигуры, напоминающие о совершенствующемся движении индивидуумов, в темном полукруге – сцепившиеся фигуры, влекомые к демону, напоминая об оскверняющих действиях. Средний круг содержит изображение "шести видов существования": божеств, полубогов, людей, животных, голодных духов, мучеников в аду. Наружный узкий круг содержит изображения "двенадцати взаимозависимых качеств": 1) слепой человек - "неведение"; 2) горшечник, придающий форму глиняному сосуду - "чувственные впечатления"; 3) прыгающая обезьяна - "сознание"; 4) человек, переправляющийся на лодке - "имя и форма"; 5) благоустроенный дом - "шесть органов чувств"; 6) обнимающиеся мужчина и женщина - "соприкосновение"; 7) человек со стрелой в глазу - "чувство"; 8) человек с чашей вина - "желание"; 9) человек, собирающий плоды - "чувственные стремления"; 10) птица, сидящая в гнезде - "жизнь"; 11) рожающая женщина - "рождение"; 12) человек, несущий труп на сожжение - "старость и смерть". Наверху – Будда Шакьямуни и Бодхисаттва Падмапани – Авалокитешвара. | |||
| |||
Будда Шакьямуни | |||
| |||
Будда Майтрейя | |||
| |||
Будда Акшобхья (тиб. Микьёпа) - один из пяти дхьяни-будд, будда восточного направления. В бардо дхарматы Будда Акшобхья появляется после Вайрочаны, на второй день. Вот как об этом говорится в "Бардо Тодол": "На второй день воссияет белый свет полностью очищенного элемента Вода. Тогда из чистого синего восточного измерения Совершенная Радость покажется блаженный Ваджрасаттва Акшобхья. У него синее тело, в руках пятиконечная ваджра. Он восседает на слоновьем троне вместе со своей супругой Будда-Лочаной. Его сопровождают два бодхисаттвы, Кшитигарбха и Майтрея, и две бодхисаттвы, Ласья и Пушпа. Итак, всего в этом свете будут сиять шесть образов будд. Белый свет скандхи формы (санскр. рупа) в её чистом измерении - Зерцалоподобная Мудрость, белая и сияющая, ясная и прозрачная - изольётся к тебе из сердца Ваджрасаттвы с супругой:" В одиночной форме Акшобхья касается правой рукой земли (бхумиспарша-мудра, жест свидетельствующего), в левой руке он держит ваджру, символ своего семейства. В союзе Яб-Юм Будда Акшобхья держит в руках колокольчик и ваджру. В переводе Акшобхья означает "Невозмутимый". | |||
| |||
Амитабха (тиб. Опаме, букв. "Безграничный Свет") - один из пяти дхьяни-будд, будда западного направления. В бардо дхарматы Амитабха является после Будды Ратнасамбхавы, на четвертый день. Основным каноническим текстом, связанным с представлениями об Амитабхе, является сутра "Сукхавативьюха". До достижения состояния будды Амитабха был бодхисаттвой по имени Дхармакара. Много кальп назад он зародил в сознании решимость создать особый мир будды, обладающий всеми совершенствами, где могли бы перерождаться все страдающие существа, имеющие веру в него. После достижения состояния будды Амитабха создал такой мир (поле будды), который стал называться Сукхавати (Исполненное Счастья "Поле"), и стал им управлять. Упоминания об Амитабхе появились в текстах, относящихся к колесницам Махаяна и Ваджраяна. Амитабха упоминается в сочинениях таких индийских Учителей, как Асанга и Нагарджуна. Будда Шакьямуни стал рассматриваться как воплощение Амитабхи. Амитабха сидит в медитативной позе на лотосовом троне, на нём украшения Самбхогакаи, на голове - корона. Руки Амитабхи сложены в дхьяна-мудре (самадхи-мудра), то есть покоятся на бёдрах с ладонями, развёрнутыми вверх, при этом правая ладонь находится над левой, а кончики больших пальцев соединены. В его руках - лотос, символизирующий очищение от привязанностей и альтруистические намерения. Лотос - символ семейства Амитабхи. Имеются изображения, где Амитабха держит в сложенных руках патру (чашу для подаяния пищи). | |||
| |||
Будда Амитаюс (тиб. Цепаме, букв. "Неизмеримая жизнь") - божество долгой жизни, особая форма Будды Амитабхи. Ранние упоминания об Амитаюсе содержатся в "Сукхавати-вьюхе" (I век н.э.). В качестве одного из эпитетов Будда Амитабха здесь называется Амитаюсом, т.е. обладающим "неизмеримой жизнью". В биографии Нагарджуны упоминается, что в детские годы он преодолел критический срок в своей жизни (ему предсказывали раннюю смерть), начитывая мантры Амитаюса. В жизнеописании Мандаравы, духовной супруги Гуру Ринпоче, есть история об их совместной практике для обретения бессмертия. "Падмасамбхава взял Мандараву с собой в пещеру Маратика, которая находится к югу от горы Потала, в чистой обители Авалокитешвары. Там Гуру и его супруга развернули мандалу Амитаюса и приступили к практике видьядхары бессмертия. Через три месяца практики к ним явился Амитаюс и коснулся сосудом с эликсиром бессмертия голов Падмасамбхавы и Мандаравы, а затем влил им в рот по несколько капель из этого сосуда. Падмасамбхаве он придал облик Хаягривы, а Мандараве - Ваджраварахи, и они обрели сиддхи видьядхары вечной жизни, так что стали неподвержены старению и смерти". По этим примерам видно, что значение практик долгой жизни, связанных с Амитаюсом, не только в том, чтобы устранить препятствия, способные укоротить жизнь. Основная цель этих практик - обретение состояния за пределами рождения и смерти. | |||
| |||
Авалокитешвара - бодхисаттва семейства Падма. Он является Бодхисаттвой Сострадания. Существует множество форм Авалокитешвары. Среди тибетцев, которые считают Авалокитешвару покровителем своей страны, очень популярна форма Четырёхрукого Авалокитешвары (тиб. Ченрези Чакчжипа). В этой форме его изображают сидящим на лунном диске, который поддерживают лепестки распустившегося лотоса. Его тело белого цвета, он одет в прекрасные одежды и украшения Самбхогакаи. С левого плеча Авалокитешвары свисает оленья шкура. В двух руках у груди Бодхисаттва держит драгоценность, исполняющую желания, в двух других руках у него хрустальные чётки и лотос, символизирующий сострадание. Лотос также - символ семейства Падма, к которому принадлежит Авалокитешвара. | |||
| |||
Черный Манджушри | Манджушри (тиб. Джампэл, букв. "Красивое сияние") - бодхисаттва семейства Падма (см. комментарий к Будде Амитабхе). В текстах описана 41 форма Манджушри. Одна из наиболее популярных форм его называется Манджугхоша (тиб. Джампеянг, Джамъянг, букв. "Красивый голос"). | ||
| |||
Дорже Дракпо | |||
| |||
Гухьясамаджа (тиб. Сангва Дупа), центральный йидам "Шри Гухьясамаджа-тантры", относящейся к тантрам высшей йоги (ануттара-йога-тантра). В тантрических писаниях, попавших в Тибет, имеется множество текстов по Гухьясамадже, связанных с тремя его главными формами. Эти три формы - Акшобхья Гухьясамаджа школы Арья, Манджушриваджра школы Джнянапады и Локешвара Гухьясамаджа, используемая в обоих школах. Практики, связанные с первой из форм, наиболее распространены. У Гухьясамаджи шесть рук, он сидит в позе лотоса на лунном диске, находящемся поверх лотосового трона. У него три лица: центральное лицо - синего цвета, правое - белое, левое - красное. Три лица символизируют преобразование трёх ядов: привязанности, невежества (заблуждения), гнева (ненависти). Тело Гухьясамаджи тёмно-синего цвета. В объятиях его - супруга Спаршаваджра, чьё тело синего цвета. У неё также шесть рук, но одна голова. Гухьясамаджа и его супруга держат одни и те же символы - ваджру, колокольчик, меч, драгоценность, исполняющую желания, колесо Закона (дхармачакра), лотос. | |||
| |||
Хаягрива (букв. "Имеющий шею лошади") - йидам и дхармапала в традиции Ваджраяны, относится к семейству Будды Амитабхи. Хаягриву изображают в виде гневного божества. На тханках можно увидеть формы Хаягривы с тремя головами и восемью руками, с тремя головами и шестью руками, с одной головой и двумя руками. Как йидама его изображают с тремя антропоморфными головами и тремя лошадиными, он попирает ногами змей-нагов. Три его лица имеют синий, белый и красный цвета. Из символических атрибутов в руках он держит ваджру, жезл, стрелу, чашу из черепа, лотос, ваджрный меч. В качестве дхармапалы его изображают с одной антропоморфной головой, в его волосах помещают небольшую лошадиную голову, на его теле висят одна или две змеи. | |||
| |||
Махакала (тиб. Гонпо, букв. "Великий Чёрный") в Ваджраяне - йидам и дхармапала (охранитель Учения). В "Садханамале" описываются двурукий, шестирукий, шестнадцатирукий Махакала. Их тела тёмно-синего цвета, все они - угрожающего вида. Но известно и много других проявлений Махакалы, насчитывают 72 его принципиальные формы. В любой своей форме Махакала относится к просветлённым существам, он - "немирской" охранитель. Зачем просветлённым необходимо проявляться в свирепых формах? Во вселенной существуют много различных типов существ, среди которых есть классы могущественных существ. Среди могущественных существ есть класс существ, именуемый "махакалами", способный создавать много неприятностей. Чтобы контролировать их вредоносную энергию Махакала проявляется в измерении этих существ, принимая их облик. В традиции Сакьяпа наиболее важным проявлением Махакалы считается Дордже Гур, в традиции Карма Кагью - Махакала Бернаг (бернаг = "чёрный плащ"). В большинстве своих форм Махакала изображается гневным. На нём украшения из змей и юбка из тигровой шкуры. Живот выдаётся вперёд. Тантрические украшения Махакалы включают гирлянду из человеческих голов, тиару с пятью черепами, змеиные и костяные украшения. У двурукого Махакалы в руках чаша из черепа и нож (либо трезубец). Четырёхрукий Махакала держит в руках нож (дигуг), чашу-череп (капала), меч и ритуальный жезл (кхатванга). У шестирукого Махакалы в руках - нож, чётки, дамару (двойной ритуальный барабан), чаша из черепа, меч и ритуальный жезл. Шестнадцатирукий Махакала изображается с восемью лицами и четырьмя ногами. Он держит нож, ваджру, заднюю ногу слона, колокольчик, кнут, раковину, дамару, человеческую голову. Помимо 72 принципиальных форм Махакалы существуют тысячи других его эманаций. Среди них есть и женские формы - Махакали. | |||
| |||
Шридеви (тиб. Палден Лхамо) - богиня-дхармапала, относящаяся к разряду "ушедших за пределы шести сфер существования", т.е. "немирских" богов. Она входит в группу "восьми ужасающих". В тибетском буддизме Палден Лхамо стала охраняющим божеством (дхармапала) школ "новых тантр", она оберегает учения Махаяны. Она считается гневной формой богини Сарасвати. Шридеви - духовная супруга Махакалы. Считается, что Палден Лхамо исцеляет от всех болезней и является хранительницей тайн жизни и смерти. Она - хозяйка времени. Шридеви - грозный и действенный охранитель. Во многих монастырях её изображение держат в углу за занавесом. Её зовут также Царицей Боевого Оружия. Демоны болезней, демоны кладбищ и плотоядные демоны подчинены её воле, поэтому её имя стараются не упоминать. | |||
| |||
(Современное изображение) | Учитель Падмасамбхава (Падмакара, тиб. Пеме Джунгне, букв. "Рождённый из лотоса") - Учитель Ваджраяны. Родился через восемь лет после Махапаринирваны Будды Шакьямуни - в стране Уддияна (Оргьен) на озере Данакоша он материализовался на лотосе. В VIII веке пришёл в Тибет по приглашению царя Трисонга Децена для утверждения буддизма. Для тибетцев Падмакара - Гуру Ринпоче, "Драгоценный Учитель". Буддизм Ваджраяны, каким его знают в Тибете, сформирован во многом благодаря усилиям Падмасамбхавы. | ||
| |||
Гневный аспект Гуру Ринпоче. Проявившись в устрашающем гневном облике безумной мудрости в тринадцати местах, называемых Логово Тигра, он связал всех мирских духов клятвой служить Дхарме и поручил им охранять сокровища-тэрма. В то время его называли Дорже Дролло. | |||
| |||
Чистая земля Гуру Падмасамбхавы | |||
| |||
Падмакара | |||
| |||
Симхамукха | |||
| |||
Ваджракилая относится к гневным йидамам (херукам). Учение о Ваджракилае пришло из Индии в Тибет с Гуру Ринпоче (Падмасамбхава). Ваджракилая - тёмно-синий херука, с тремя лицами и шестью руками. У него шесть ног. В его объятиях находится синяя супруга, с одной головой и двумя руками. Одной рукой она обхватывает шею супруга, другой подносит ему чашу из черепа, наполненную кровью. В двух верхних правых руках Ваджракилая держит ваджры, в левой средней руке у него ритуальный трезубец. Левая верхняя рука сложена в угрожающую мудру, устраняющую негативные влияния; две нижние руки держат килаю (тиб. пурба, ритуальный кинжал). На его спине накидка из кожи человека и шкуры слона, символизирующие преодоление привязанности и невежества. Вокруг талии Ваджракилаи обернута шкура тигра, а вокруг талии его супруги - шкура леопарда. Ожерелье из отрубленных голов накинуто на шею божества. На головах супругов короны. Каждая тиара имеет пять черепов, символизирующих пять семейств дхьяни-будд. За спиной Ваджракилаи раскинуты крылья Гаруды, да и самого Гаруду можно увидеть над его головой. В огненные развивающиеся волосы Ваджракилаи вплелась змея. Его браслеты и ушные кольца также изображают в виде живых змей. Грозная пара стоит на лотосовом троне поверх солнечного диска, попирая ногами трупы врагов, вокруг супругов - море бушующего огня их собственной энергии. Ваджракумара (тиб. Дорже Шону) - аспект йидама Ваджракилая, он является божеством магического ритуального кинжала (тиб. пурба), который символизирует мудрость, обретаемую посредством однонаправленной концентрации. | |||
| |||
Ваджрабхайрава | |||
| |||
Ваджрапани | |||
| |||
Ваджрадхара | |||
| |||
Ваджрайогини | |||
| |||
Ваджрасаттва |