Страшный, добрый дракон...
Каждый, кому довелось побывать в Китае, наверняка обратил внимание на изображения этого "предводителя" мифических животных, наделенного, по народным поверьям, неукротимой мощью, стремительностью и внутренней силой. Его грациозный и свирепый лик можно увидеть в любых магазинах и лавках на изделиях из керамики и фарфора, традиционных лампах-фонарях, прогулочных лодках и воздушных змеях, вырезках из бумаги и лубочных картинах... Искусные народные поделки из глины и камня и дорогие безделушки из нефрита, драгоценных металлов и слоновой кости, картины, каллиграфические свитки и открытки, названия замысловатых изысканных блюд, рассчитанных на гурмана, - всe напоминает о мифическом животном, созданном фантазией народа в глубокой древности и ставшей символом китайской нации, синонимом силы, динамики, добродетели, вечного движения вперед. Многочисленные научные исследования и популярные публикации в китайской печати подчеркивают роль, которую образ дракона столетиями играл в духовной, культурной и даже политической жизни Китая.
Самое раннее изображение дракона из мелких речных раковин обнаружено китайскими археологами в провинции Хунань в культурном слое, относящемся к середине V тысячелетия до нашей эры. Исследователи считают, что прообразом дракона была змея, от которой он унаследовал длинное, извивающееся тело. По народным поверьям, змея, прожив 500 лет, превращается в дракона "цзяо", через тысячу лет - в дракона "лун", у которого еще через 500 лет вырастают рога, а через тысячелетие - крылья, после чего он становиться священным драконом "шень луном", посылающим на Землю дождь, самым главным из всего многочисленного драконьего рода. Считалось, что дракон так же, как и змея, рождается из яйца, зимой впадает в спячку, а весной меняет кожу. Чаще всего дракона наделяли "девятью сходствами": рога оленя, глаза демона (зайца, креветки), голова лошади (верблюда), шея змеи, когти орла (собаки), лапы тигра, живот лягушки (моллюска, шелковичного червя), чешуя рыбы, уши вола (коровы). Кроме того, считалось, что у него были борода, усы и длинный, как у тигра, хвост и зубастая пасть. Тело дракона от головы до хвоста было покрыто шипами-гребнями, а на голове возвышалась мифическая пятиглавая гора Бошань. Нередко дракон изображался играющим с пламенеющей жемчужиной "хочжу" - средоточием его сверхъестественной силы и магии, часто ассоциировавшейся с громом, солнцем, луной и "знаком Высшего Предела" - "тайцзиту". Чтобы никто не мог выкрасть у него эту жемчужину, дракон, погружаясь в зимнюю спячку, прятал еe в своей бороде. Считалось также, что он слышал не ушами, а рогами да и то был глуховат, поэтому слово "глухой" - "лун", в китайском омонимично слову "дракон".
По народным поверьям, дракон обладал громким голосом, слышным при грозе в раскатах грома, его дыхание выходило из пасти в виде дождевых туч или огня. Он метал молнии и устраивал потопы, мог уменьшаться до размеров шелковичного червя или заполнять своим телом расстояние от Неба до Земли. Он был храбр и неудержим, вдохновлял людей на ратные подвиги. Свирепый и непобедимый, он мог в то же время быть кротким и послушным, находясь в услужении святых и небожителей, которых перевозил на своей могучей спине или в колеснице. Дракон поддерживал Небесные чертоги и охранял их от злых духов. В послужной список дракона входила и перевозка людских душ на Небо, охрана подземных сокровищ. Питаясь ласточками, дракон мог передвигать горы и менять течение рек, быть невидимым и перевоплощаться, слыл богатым, щедрым и неподкупным. В день осеннего равноденствия дракон нырял в пучину, зарывался в ил и погружался в долгий сон. Просыпаясь весной от зимней спячки, дракон своим появлением знаменовал пробуждение сил Земли, которая, оплодотворенная посланными им дождями, давала новую жизнь природе, а людям - обильный урожай. Отсюда ясно, почему дракон, в конечном счете, связывался у древних китайцев с изобилием, процветанием и благоденствием.
Несмотря на свои многочисленные способности, большие и малые обязанности, дракон в Китае всегда ассоциировался главным образом с дождем и вообще с водой. В жизни такой традиционно земледельческой цивилизации, как Китай, мучительно переживавший частые засухи и губительные наводнения, вода и водная стихия, находившиеся в непосредственном ведении дракона, играли исключительно важную роль. Народная фантазия расселила дракона в моря и реки, озера, пруды и болота, и даже в колодцы, откуда он распоряжался водными запасами. В засуху и наводнения взоры всех людей, от императора до простолюдина были обращены к дракону. Только он, по единодушному представлению, мог послать благодатный дождь, приостановить разливы рек или усмирить морскую бурю. Не случайно храмы царя-дракона "Лун-вана" были одними из самих многочисленных в старом Китае.
Важно заметить, что в отличие от западной мифологии, наделившей дракона жестокостью и кровожадностью, китайский дракон был символом добра. По всей видимости, это связано с тем, что дракон в глубокой древности на протяжении многих столетий был предком-тотемом, а затем особо почитаемым и обожествленным животным, перед которым древние люди испытывали благоговейный ужас и трепетное уважение, связывали с ним надежды на перемены к лучшему. Хотя в народной мифологии порой встречаются образы злых драконов, вызывающих беды и чинящих зло, чаще всего он выступает как честное и благородное существо, способное исполнить желание и мечты людей, для спасения которых он иной раз даже нарушает Законы Неба. В китайском языке дракон стал синонимом понятия "лучший". Великий мыслитель Древнего Китая Конфуций называл не менее великого мудреца Лао-Цзы, основателя даосизма, "драконом вознесшимся на Небо", а самого Конфуция после его смерти стали величать "драконом среди людей".
По традиционным китайским представлениям, дракон возглавлял группу "четырех благовещих животных", духов-хранителей сторон света - "сы шэнь", куда, кроме него, входили единорог-цилинь, птица феникс и черепаха. В этой четверке дракон символизировал Восток и Весну.
Хотя в настоящее время дракон "лун" ассоциируется чаще всего с одним мифическим существом, в старом Китае "лун" был обобщающим названием многочисленного и разнообразного "драконьего племени". Невозможно сосчитать, сколько драконов поселила богатая народная фантазия на Земле в Небе, в водной стихии.
У дракона большое разноликое семейство. Среди сыновей чаще всего фигурируют следующие: Цюню - любитель музыки, чьё изображение встречается на музыкальных инструментах; Чивэнь (или Маньвэнь) - зоркий наблюдатель и непоседа, поселившийся на коньках крыш, часто пригвожденный мечом, чтобы не оставил свой пост; Биси - дракон-черепаха, силач и любитель словесности, поддерживавший на своей спине-панцире массивные каменные стелы; Пулао - горластый карлик, восседавший на колоколах в виде ушка; Бихань - однорогий драчун, похожий на тигра, страж Ада, изображавшийся на вратах тюрем; Яйзы - кровожадный и злой монстр, поселившийся на эфесах мечей и рукоятках кинжалов; Чаофэн - чувствовавший приближение опасности и несущий свою вахту под карнизами жилых построек; Бася - любитель воды, изображения которого вырезали на столбиках мостов; Суаньни (или "Золотой Нипа") - питавший слабость к огню, благовониям и проповедям, его изображения можно увидеть на курительницах и пьедесталах Будды в храмах. Одним из сыновей дракона считался и Цзяоту - нелюдимый грубиян, никого не пускавший в дом, поселившийся на воротах с кольцом в зубах.
Древние китайцы искренне верили в существование этого существа. Народные мифы и буддийские легенды наполнены сведениями о драконе, даосские притчи описывают его деяния, упоминания о нем встречаются в древних летописях, серьезных исторических и лингвистических исследованиях, классических книгах и литературных произведениях. Дракон и разнообразные представители драконьего рода являются постоянными и любимыми персонажами традиционного и декоративно-прикладного искусства начиная с незапамятных времен. В стилизованном виде он предстает на бронзовых изделиях эпохи Шан-Чжоу (ІІ - І тысячелетия до н.э.), на светильниках и сосудах периода "Сражающихся царств" (V - ІІІ века до н.э.), на каменных барельефах, печатях, фигурных кирпичах и шелковых свитках династий Цинь и Хань (ІІІ век до н.э. - ІІІ век), позже - на предметах изобразительного искусства, керамике и фарфоре, зеркалах и тканях.
Созданный коллективной фантазией многих поколений китайцев, дракон издавна был тесно связан с духовной жизнью народа и прочно вошел в его культуру, язык, обычаи и обряды. Являясь олицетворением мужского начала, дракон был символом жениха. Изображение дракона и птицы феникс (символ невесты, женского начала) ассоциировалось с новобрачными, со свадебной церемонией. Связывая с сыном- наследником большие надежды, родители желали ему "стать драконом" , имея в виду высокие моральные качества этого животного, и "взлететь на Небо", то есть сделать карьеру. По этой причине в имени сына часто фигурировал иероглиф "лун" - "дракон". Фамилия Лун была почетной и по сей день входит в число ста самых распространенных в стране. С драконом связывали особо одаренных и выдающихся людей, прославивших нацию, "детенышами дракона" называли способных и талантливых людей. Знак "лун" входит в число более семиста топонимов: почти в каждой провинции Китая есть Луншань - "гора Дракона", Лунцюань - "Драконов источник", Лундун - "Пещера дракона", Лунцяо - "Драконов мост". Иероглиф "лун" входит в названия блюд китайской кухни, фруктов, растений, животных, предметов быта. По всей стране известный лунцзинский зеленый чай - "чай драконова колодца" из Ханчжоу, бумага "драконов колокол", лапша "драконовы усы", деликатесное блюдо "схватка дракона с тигром"... Перечисление таких примеров заняло бы целую страницу.
Богатый и образный китайский язык содержит сотни крылатых фраз, пословиц и поговорок, речевых оборотов, включающих понятие "дракон". Выражение "у дракона рождается дракон" означает "у хорошего отца - хороший сын", "убивать дракона" - "бесполезное занятие", напрасную трату времени. О смелом или способным человеке говорят, что ему удалось "схватить дракона", благородный подвиг или энергичный каллиграфический почерк сравнивали с полетом дракона.
Дракон занимает не последнее место в народных обрядах. В глубине веков теряется происхождение танца дракона, который в настоящее время приурочивается к Празднику фонарей - "Юань сяо". Во время этого праздника, отмечаемого 15 числа первого месяца по лунному календарю, танец с многометровым чучелом дракона - один из основных номеров в программе народных гуляний. Гонки на драконовых лодках были известны еще в І тысячелетии до н. э. в период Чжоу. Позже они стали центральным зрелищем мероприятием Праздника лета - "Дуань у", отмечаемого 5 числа пятого месяца по лунному календарю в Центральном и Южном Китае. Длинные лодки-пироги, разукрашенные в виде дракона, управляемые командой по 40-50 человек, сновали по водной глади, олицетворяя стремительность и неудержимость владыки водной стихии.
Начиная с династий Цинь и Хань дракон стал ассоциироваться с императорской властью. Вплоть до падения монархии в 1911 году дракон рассматривался как первопредок императорской фамилии, а сам император получил статус "живого воплощения дракона", "сына Неба". Дракон стал синонимом понятия "императорский". Все предметы обихода, утварь, одежда, посуда, музыкальные инструменты, предназначенные для использования императором и членами его семьи, архитектурные постройки, мебель, предметы искусства во дворце были украшены изображением дракона. Причем только император и императрица имели право носить дракона с пятью когтями. Все остальные члены царствующей семьи, родственники и особо приближенные чиновники получали право пользоваться эмблемой дракона с четырьмя или тремя когтями...