ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В МОНАСТЫРЕ ШЕЙЧЕН-ЛИНГ
1.Храм не обеспечивает приезжающих жильём или питанием, за исключением тех случаев, если:
- приезжий является сотрудником Ордена
- приезжий является известным Учителем Дхармы или приглашенным монахом другого буддийского Ордена или Школы;
- приезжий прибыл на открытый ретрит и оплатил его установленную стоимость;
- приезжий на протяжении всего времени проживания в Храме обязуется добросовестно выполнять любые порученные ему хозяйственные работы при 8-ми часовом рабочем дне;
- приезжий имеет особое на то разрешение Настоятеля.
2. В случае, если приехавший желает остаться в Храме, он обязан предоставить Настоятелю:
а) документ, удостоверяющий его личность (паспорт или военный билет);
б) врачебную справку об отсутствии психических и инфекционных (кожно-венерических и туберкулёза) заболеваний (для участия в ритритах - не требуется).
в) иметь или приобрести ученическую одежду установленного в монастыре образца (черные свододные штаны для созерцания и белую ритуальную рубашку или, если таковой нет, то - белую футболку без надписей и эмблем).
Для приезжающих на срок до 3-х дней обязательным является только наличие документа, удостоверяющего личность.
3. Не допускаются к проживанию в Храме лица имеющие инвалидность или страдающие заболеваниями, препятствующими полноценной работе и практике.
4. Настоятель может отказать в проживании, если сочтет это необходимым.
5. Допущенный к проживанию в Храме должен принять Прибежище в Трех Драгоценностях (если такового не имеет) и на все время проживания принять и соблюдать 8 Обетов Чистой жизни * , если только уже не является монахом; в противном же случае - должен покинуть Храм.
* 8 Обетов Чистой Жизни:
- не лишать жизни живых существ;
- не брать того, что не дают;
- соблюдать целибат;
- не лгать;
- не употреблять опьяняющего (алкоголь, наркотики и психотропные вещества);
- не украшать тело (не использовать косметику и украшения);
- не ублажать тело;
- не участвовать в играх и развлечениях.
6. Получивший разрешение на проживание в Храме обязан соблюдать его распорядок, храмовые правила поведения и выполнять указания Настоятеля и лиц, его замещающих.
- Братья и сестры, ранее принявшие обеты Ваджраяны и практикующие под руководством других Учителей, должны получить благословение от своего Учителя-Ваджрачарьи на прохождение ретритов у других лам.
- Открытые ретриты в монастыре Шейчен-линг для мирян проводятся в теплый сезон, приезжие обеспечиваются жильем и одноразовым питанием.
- Участники ретрита должны иметь при себе документ удостоверяющий личность и все необходимые вещи, указанные ниже.
- На все время ретрита участники принимают Восемь обетов чистой жизни и обязуются выполнять вышеуказанные правила.
- Оплата ретрита устанавливается в зависимости от длительности ритрита (для членов Ордена Лунг-Жонг-па и монашествующих других Орденов и Школ - бесплатно).
- нарушать принятые обеты;
- давать наставления и проповедовать без разрешения Настоятеля;
- употреблять нецензурную брань, вести непристойные разговоры, кричать, громко разговаривать и смеяться;
- курить, употреблять опьяняющие или наркотические вещества;
- непочтительно вести себя и нарушать предписанные правила поведения;
- сорить;
- шуметь или каким-либо образом мешать проведению служб, занятиям или работам;
- пользоваться без разрешения Настоятеля теле-, радио-, видео- и аудиоаппаратурой;
- читать какую-либо литературу без разрешения Настоятеля;
- входить в алтарную комнату в головном уборе, обуви или верхней одежде;
- прикасаться к предметам на алтаре;
- производить фото и видео съемку, вести аудио записи, а также - давать интервью, без разрешения Настоятеля;
- брать без разрешения какие-либо вещи или книги;
- небрежно относиться к храмовому имуществу;
- пускать лиц, не проживающих в Храме, на его территорию без разрешения Настоятеля или братьев, его замещающих;
- покидать территорию монастыря без разрешения Настоятеля или старших братьев.
1) Гигиенический набор: мыло, два полотенца (для лица и ног), зубную пасту и щетку, бритвенный набор.
2) Ложку и вилку.
3) Набор для ремонта одежды: иголки, нитки, ножницы.
4) Одеяло и коврик (лучше - коремат) для сна и медитаций.
5) Скромную одежду и обувь для повседневного ношения.
6) Одежду и обувь для работы, рабочие рукавицы.
7) Одежду и обувь для занятий.
8) Смены нижнего белья.
9) Тетради (3 шт.), ручку, стержни.
10) Деньги на обратный проезд.
- В мыслях, словах и поступках всегда сохраняйте сосредоточенность и сдержанность. Не болтайте попусту, особенно на мирские темы. Ваши слова должны быть краткими, а мысль сформулирована четко. Сведите ваше общение к самому необходимому минимуму - ведь вы здесь не для болтовни, а для овладения Путем просветления.
- Будьте подтянуты, сдержаны и точны в движениях, не допускайте во время общения со старшими и младшими братьями, а также во время обучения и обрядов развязных и свободных поз, не держите руки в карманах, не машите ими, не вертите в руках предметы, не переступайте с ноги на ногу, не вытягивайте ног и не забрасывайте ногу на ногу сидя, не горбитесь и не сгибайте расслабленно тело.
- Не ходите полураздетыми или неопрятно одетыми, разве что это связано с работами или занятиями воинским искусством.
- Прежде чем войти в помещение, где идет церемония, занимаются практикой, медитируют или даются наставления в Дхарме, а равно - перед тем, как обратиться к старшему, - приведите свою одежду в надлежащий вид и примите надлежащее почтительное и подтянутое положение тела.
- Всегда уступайте место старшим братьям, первыми приветствуйте их и немедленно прекращайте разговоры, вставайте в их присутствии и уступайте им лучшее место, садитесь ниже их или стойте.
- Стойте и идите всегда позади старшего, если есть необходимость быть впереди - спросите у него разрешение.
- Не спорьте и не пререкайтесь со старшими, если есть что возразить - делайте это с извинением, скромно и по существу.
- Если старшие беседуют, не прерывайте их без нужды; если хотите обратиться к менее старшему, то спросите сначала разрешения обратиться к нему у самого старшего из беседующих.
- При обсуждении каких-либо вопросов на общих собраниях Сангхи следует высказываться по старшинству - от самого младшего к самому старшему: в этом случае, хотя и нарушается правило первенства старшего, однако каждый может высказаться, не будучи подавлен авторитетом старшего.
- При обсуждении выскажите своё мнение кратко, четко и аргументировано, в дальнейшем - не перебивайте других, дав им полностью высказаться.
- Не будьте безразличны к нарушению правил поведения равными или младшими братьями - заметив нарушения, укажите на них и требуйте соблюдения установленных правил.
- Получив указания от старшего - выполните точно и в срок, выполнив - доложите о выполнении.
- Входя (выходя) на территорию монастыря, в алтарные комнаты и в места, где ведется обучение или проводятся ритуалы, а также подходя (отходя) к алтарю, дабы возжечь свечи, воскурения или убрать на нем - почтите это место "у головы".
- Беря (ложа на место) в руки священные предметы (статуи, тексты, образки, четки и т. п.) - прикладывайте их ко лбу в знак почтения.
- Не кладите священные предметы и тексты Дхармы на грязную поверхность пол или землю; не вытягивайте в их сторону ноги; не храните в нечистых местах.
- Никогда не прикасайтесь к святыням грязными руками.
- Цитируя Слова Просветления Будды или Учителей, а также произнося их имена и названия святынь - совершайте жест почитания "у головы".
- Никогда не используйте священные слова в мирских речах, в непочтительной или шутливой форме.
- Всегда почтите "у головы" старшего, когда обращаетесь к нему, выслушав его приказ или наставление, и отходя от него.
- На почтение равного или младшего "у головы" всегда отвечайте почтением "у груди".
- Никогда не обсуждайте между собой недостатки друг друга, а особо - старших.
- За обсуждение же недостатков и ошибок братьев с людьми вне монастыря - виновный тотчас же изгоняются из стен Храма.
- Если кто-либо из "внешних" начнет расспрашивать о делах Храма, то следует прямо ответить ему, что эти дела не обсуждаются с "внешними". Если же кто-либо будет расспрашивать об Учении, то следует направить его к старшим, сведущим в Дхарме братьям, сославшись на свою недостаточную ещё компетентность в этих вопросах.
- Если кто-либо из "внешних" будет оскорблять или угрожать вам, то следует оставаться бесстрастным и отвечать спокойно; если же кто-либо будет проявлять насилие - то следует пресечь его по мере сил своих и сообразуясь с ситуацией.
- Если кто-либо будет непочтительно отзываться о Трех Драгоценностях или братьях - то следует прервать разговор с таким человеком.
- Если же вам стало известно что-либо, что угрожает безопасности или репутации Сангхи, монастыря или кого-либо из братьев - немедленно сообщите своему Учителю, Настоятелю или, если это невозможно - старшим братьям.
- Ежедневно четырежды в день (утром, в полдень, на закате и перед сном) почитайте Три Драгоценности, и совершайте им подношения.
- Приступая к трапезе и после её окончания - почтите Три Драгоценности и обратитесь с молитвой к Просветленному. Во время еды не разговаривайте, не проявляйте жадности, будьте сдержаны и аккуратны.
- Не приступайте к трапезе, не очистив тела или будучи в грязной одежде. Не опаздывайте к трапезе.
- Во время трапезы сохраняйте состояние практики присутствия.
- Следите за чистотой тела и одежды. Храните имеющееся у вас имущество в чистоте, сохранности и порядке.
- Встав утром - аккуратно застелите свою постель.
- Ежедневно следите за чистотой в помещении, в котором живете.
- Находясь в месте, где проводится медитация или церемония, избегайте проходить прямо перед медитирующими или выполняющими церемонию людьми. Если вам все-таки приходится идти перед ними, то всегда складывайте ладони у груди и делайте полупоклон.
- Когда вы ходите - старайтесь двигаться бесшумно, не волочите ноги и не ступайте тяжело, так как это производит много шума.
- Не плюйте и не сорите на территории монастыря (как и в любом другом священном месте).
- Опоздавший на медитацию, проповедь или церемонию - к ним не допускаются и подлежат наказанию.
- Приняв позу медитации, не совершайте никаких движений и не издавайте шумов до того момента, когда вы услышите сигнал к окончанию сеанса медитации.
- В процессе сидения не создавайте никакого шума ни внутренними, ни внешними движениями своего тела.
- Если неожиданно вас что-то заставляет покинуть медитационный зал - обязательно получите разрешение перед выходом у соответствующего лица.
- Даже когда в зале жарко, не снимайте беззаботно одежду и не оставляйте ее полуоткрытой.
- Не пропускайте церемонию, если вы не получили заранее разрешение на это у ответственного лица.
- Во время церемоний следите за тем, чтобы ваши движения и голос гармонировали с тем, как делают другие.
- Не держите ничего лишнего в руках во время церемоний.
- Несоблюдение ритуала церемонии является недостойным поведением и подлежит наказанию.
- Входя внутрь и выходя из зала Дхармы, не забывайте выстраиваться в надлежащем порядке и идти торжественно.
- Надо стараться выглядеть достойно, идти выпрямившись, не разговаривая, по ровной траектории и соблюдая равные промежутки между собой.
- Всегда кладите книги, вещи и рабочий инвентарь туда, откуда вы их взяли. Не пользуйтесь вещами, принадлежащими другим людям без их разрешения.
- Занимаясь воинским искусством, будьте предельно собраны, не теряйте состояния готовности от начала до конца занятия, всегда помните - каждый прием может привести к серьезной травме или смерти как вашей, так и ваших партнеров.
- Немедленно останавливайтесь по приказу старшего, не отвлекайтесь и не допускайте злобы и жестокости в своё сердце, ни в коем случае не начинайте своих атак без соответствующей команды и не выполняйте того, что вам не было указано делать.
- Не демонстрируйте приемов и не обучайте "внешних" без разрешения своего Учителя.
- Разрешается неограниченно и без получения отдельного разрешения применять знания воинского искусства в трех случаях: для защиты Трех Драгоценностей, для защиты чужой жизни, для защиты собственной жизни.
- Перед поединком почтите сначала старшего, а затем друг друга; после поединка почтите сначала друг друга, затем - старшего.
- Входя и уходя с места занятия, будь то зал или открытая площадка - почтите это место "у головы", как место Пути. Также следует поступать и по отношению к тем местам, где совершается любая практика Дхармы: ритуал, медитация, проповедь или иная практика.
Практики, распорядок дня, и правила поведения монашествующих-гостей других Традиций, Школ и Орденов, которые пребывают в монастыре, не должны противоречить правилам монастыря и мешать практике других братьев. От монашествующих-гостей не требуется менять установленной в их Школе или Ордене формы одежды, обрядов и практик. Однако, они должны присутствовать на общих службах, высказывая тем самым почтение к братьям Храма, и участвовать в общих работах на благо обители.
Свои же практики и служения они должны выполнять во время, согласованное с Настоятелем. Учить Дхарме, давать посвящения и проповедовать они должны также с его разрешения и в отведенное для этого время. Нарушающие эти требования - должны покинуть монастырь.