Дзонгсар Кхьенце Ринпоче.Чай и чайная чашка
Четыре печати Дхармы подобны чаю, в то время как способы их применения в повседневной жизни – практики, традиции и культурные особенности – словно чайная чашка. Способы и методы легко увидеть и прикоснуться к ним, в отличие от их истинного содержания. Трудность заключается в том, чтобы не позволить себе увлечься «чашкой». Люди скорее предпочтут сесть на подушку в позе медитации в спокойном месте, чем поразмышлять над тем, что наступит раньше: завтрашний день или новая жизнь.
Ритуалы можно увидеть – и поэтому наш ум спешит назвать их «буддизмом», тогда как формула «все составное непостоянно» нематериальна, и ей сложно дать наименование. Доказательства непостоянства окружают нас со всех сторон, однако же, оно не является для нас очевидным.
Сущность буддизма находится вне культуры, но применяется на практике в контексте различных культур, которые используют свои традиции, как сосуд, содержащий учения. Если эти элементы культуры помогают живым существам, не причиняя вреда, и если они не противоречат учениям, то и сам Будда поддержал бы их.
За долгие века люди создали большое количество видов и форм различных «чашек». Но, хотя они и создавались с наилучшими намерениями, для того, чтобы как можно эффективнее выполнять свои функции, все же они иногда становятся препятствием, если мы забываем про чай, который внутри. Пусть их цель в том, чтобы вмещать в себя истину, мы склонны видеть сначала способы, а уж затем результат. Получается, что мы идем с пустой чашкой или забываем пить из неё чай. Церемонии и колорит буддийских практик зачаровывают людей и отвлекают их внимание от сути. Благовония, свечи – всё это так привлекательно и экзотично; непостоянство и бессамостность не так заманчивы. Будда говорил, что наилучшим подношением является размышление о непостоянстве, о страданиях, об отсутствии независимого существования предметов и явлений и о том, что нирвана находится вне всяких умопостроений.
Сейчас, когда буддизм процветает на Западе, я часто слышу разговоры о том, что нужно изменить учение Будды для того, чтоб оно шло в ногу с современным образом мысли. Если что-то и нуждается в осовременивании, то это ритуалы и символы, но не сама суть учения. Будда говорил, что дисциплина и методы должны подстраиваться под время и место. Но четыре Благородных Истины не нуждаются в адаптации или изменении – это совершенно невозможно сделать.
Вы можете поменять чашку, но чай останется чистым. По прошествии 2500 лет, преодолев десятки тысяч километров от дерева Бодхи в Индии до площади Таймс-Сквер в Нью-Йорке, формула «Все составное непостоянно» не прекращает действовать. Непостоянство всё такое же непостоянство и на Таймс-Сквер. Вы не можете пошатнуть эти четыре основных правила. Здесь нет ни социальных, ни культурных исключений.
Дзонгсар Кхьенце Ринпоче (отрывок из книги «Почему вы не буддист?»)
Четыре печати Дхармы есть во всех буддийских учениях: всё составное непостоянно, все загрязненные объекты есть страдание, все явления пусты и не имеют самости, нирвана есть высшая реальность. Учения, не содержащие четырех печатей, не считаются буддийскими. Это утверждение признается всеми философскими школами.
Перевод с французского Надежды Дегтяренко