template ."/tools.php");?>

Самдонг Ринпоче: "Если вы ставите свою школу выше других, значит Дхарма не затронула ваше сердце"

Самдонг Ринпоче ― первый в истории тибетского сообщества избранный голосованием премьер-министр. С его интервью, посвященным вопросам политического характера: решению тибетского вопроса и жизни тибетского сообщества в эмиграции, вы уже могли познакомиться на страницах нашего сайта. В этом интервью, которое Самдонг Ринпоче дал в июле 2007 года во во время своего визита в столицу Финляндии, Хельсинки, он ответил на вопросы, более всего интересующие западных буддистов. Он говорил о Прибежище, вегетарианстве, проблемах сектантства и разнице между алчностью и удовлетворением потребностей...

Самдонг Ринпоче ― первый в истории тибетского сообщества избранный голосованием премьер-министр. С его интервью, посвященным вопросам политического характера: решению тибетского вопроса и жизни тибетского сообщества в эмиграции, вы уже могли познакомиться на страницах нашего сайта. В этом интервью, которое Самдонг Ринпоче дал в июле 2007 года во во время своего визита в столицу Финляндии, Хельсинки, он ответил на вопросы, более всего интересующие западных буддистов. Он говорил о Прибежище, вегетарианстве, проблемах сектантства и разнице между алчностью и удовлетворением потребностей...

― Может ли человек быть буддистом, не принимая Прибежища? Насколько необходима формальная церемония или достаточно внутреннего решения: «Я буддист»?



Чтобы стать буддистом, совсем необязательно проводить специальную церемонию. Однако без самого принятия Прибежища истинным буддистом вы не станете. Вы сможете практиковать некоторые буддийские техники или учения, но признать вас буддистом будет невозможно. Принятие Прибежища ― это своеобразные врата в буддизм..

Принимая Прибежище, вы становитесь буддистом; теряя Прибежище, вы перестаете им быть. Если вы собираетесь стать буддистом, то принятие Прибежища в Дхарме ― необходимое условие. Однако это не требует специальной церемонии или присутствия гуру, вы можете проделать это самостоятельно.

― Иногда люди принимают Прибежище, не задумываясь о последствиях. Насколько серьёзным должен быть настрой человека перед принятием Прибежища? Пробуждает ли принятие Прибежища какие-либо спящие тенденции или качества? Порой мы замечаем, как, приняв Прибежище, некоторые начинают проявлять негативные качества.

Простое присутствие на церемонии ― вовсе не гарантия того, что вы получили Прибежище. Ведь принятие Прибежища предполагает понимание основ Дхармы, вы должны хотя бы в общих чертах осознавать страдания, сопряженные с мирской жизнью. Принятие Прибежища подразумевает, что вы утвердись в вере то, что только Дхарма способна избавить вас от страданий и несчастий, а значит, вы должны осознавать, каким именно страданиям подвержены, и иметь сильное желание от них освободиться. Вы должны осознать, что помочь вам в этом может только Дхарма. Если у вас есть понимание этих основ, то вы принимаете Прибежище автоматически, без какой-либо формальной церемонии. В противном случае, вы можете присутствовать на церемониях сотни раз, но при этом оставаться без Прибежища. Поэтому принятие Прибежища ― это изменение мировоззрения, а не церемония.

― Иногда практика буддизма делает западных людей печальными и меланхоличными, будто бы утратившими радость жизни. Почему так происходит? Может быть, у них слишком большие ожидания? Или они неправильно подходят к своей практике и потому пожинают такие плоды?



Подобная проблема может иметь место. Приступая к выполнению любой дхармической практики, мы должны руководствоваться искренними и глубокими намерениями, а не одними эмоциями. Множество людей, подверженных влиянию поверхностных эмоций, полагают, будто у них есть требуемое внутреннее состояние, но это не так. К тому же, их переполняют ожидания каких-то великих и незамедлительных результатов. Однако, если вы практикуете Дхарму, ожидая, что это принесет вам мирские почести или успех, то такая практика не будет настоящей.

Практика Дхармы требует неослабевающей решимости следовать ей не только в текущей, но и в последующих жизнях. Думаю, подобное понимание ещё не созрело в умах многих новоиспечённых западных буддистов. Поэтому из-за ожидания скорого результата и ежедневной оценки своего продвижения, которая едва ли выявит быстрый прогресс, в определённый момент они начинают испытывать разочарование и прекращают практику.

Значит, перед тем как приступить к практике, необходимо прийти к глубокому пониманию, провести тщательное исследование, проверить, если в нас способность выдержать испытание временем. Только после этого вы можете приступать к практике Дхармы. Иначе это превратится в детскую игру, а от этого никому никакого толку.

― Означает ли это, что еще до принятия Прибежища нужно осознать закон кармы и идею перерождений?

Даже если у человека нет надлежащего понимания, он должен хотя бы в общих чертах представлять, о чем идет речь. Например, мы говорим: «Принимаю Прибежище в Будде, Дхарме и Сангхе, покуда не достигну Просветления». Но ведь это очень длительный процесс.

―К сожалению, люди Запада хотят, чтобы Просветление наступило в этой жизни!

Обрести Просветление в этой жизни можно, но для этого необходимо большое количество условий: правильная практика, её глубокое понимание, руководство опытного наставника и терпение. Если эти условия присутствуют, то мы вполне можем достичь Просветления за одну жизнь.

― Как уберечь себя от неправильной мотивации в практике Дхармы?

Несомненно, это зависит от вашей способности должным образом развивать свой ум. Подчас это трудное занятие: если вы не вполне понимаете, что представляет собой ваш ум, то можете оказаться неспособным его совершенствовать. Поэтому в самом начале необходимо осознать, что обращение к буддизму или принятие Прибежища в Трёх Драгоценностях не имеет ничего общего с мирскими достижениями. Духовное развитие ― это совершенствование ума, сознания. Мирские же достижения: имя, известность, благосостояние, счастье, удовольствия, дом или машина ― все это не требует изменения внутреннего настроя, изменения сознания или его совершенствования. Потребность в Дхарме рождается, если вы действительно заботитесь о своем внутреннем «я», о своем сознании, которое нуждается в улучшении, очищении и умиротворении. Тогда, принимая Прибежище в Дхарме, вы не ждете, что изменения произойдут уже на следующий день. Процесс очищения ума ― это долгий путь, он будет постепенным и займет длительное время. Буддийский канон утверждает, что для достижения состояния Будды потребуются три неисчислимых кальпы. Это весьма и весьма длительный процесс. Понимание этого и соответствующая мотивация должны присутствовать уже в самом начале.

Далее, нужно учитывать, что процесс внутреннего роста происходит постепенно. Поэтому нет необходимости каждый день оценивать прогресс или произошедшие изменения. Если вас беспокоит ежедневный результат, значит, у вас нет настроя на долговременную работу. Поэтому нужно быть терпеливым, не ждать немедленных результатов. Нужно исполниться твердой решимости очистить сознание от всех видов негативных эмоций. После нескольких лет практики вы приспособитесь к этому процессу, и он станет устойчивым.

― Важно ли быть вегетарианцем, чтобы развивать сострадание?

Да. В вегетарианстве много положительных сторон. Во-первых, будучи вегетарианцем, вы приближаете своё тело к более естественному состоянию. Человеческие существа по природе не плотоядны, они вегетарианцы и только по недоразумению стали всеядными. Но это неестественно. Пребывая же в естественном состоянии, тело будет более здоровым и восприимчивым для духовного развития. Во-вторых, употребляя невегетарианскую пищу, вы едите плоть живых существ. А если вы способны есть плоть живых существ, значит, у вас недостаточно сострадания к ним. И тогда вам труднее развивать к ним любовь и доброту.

Однако мы не можем утверждать, что не-вегетарианцы лишены возможности духовного роста. Во времена Будды монахам предписывалось не отказываться от подаяния, если кто-то подносил им невегетарианскую пищу. Вот почему буддийские монахи не обязаны быть вегетарианцами, особенно в странах распространения Тхеравады: в Таиланде, Бирме, Шри-Ланке. Там монахи не отказываются принимать поднесенное им мясо. Наряду с этим, Будда говорил, что если вас заранее пригласили на трапезу, то вы должны попросить приготовить для вас вегетарианскую пищу. Иначе, чтобы накормить вас, будут убиты животные, и вы станете непосредственной причиной насилия. Поэтому если вы услышали или увидели, что животное убито, чтобы накормить вас мясом, вы должны отказаться от такой пищи. Это ясно указывает на то, что употребление вами мяса не должно становиться прямой или косвенной причиной убийства животных. Если же животное убито заранее, и это убийство никак не связано с тем, едите вы мясо или нет, тогда употребление вами мяса этого животного не способствует его убийству. Но, в общем и целом, когда некому есть мясо, нет и необходимости в убийстве. Исходя из этой логики, вегетарианская пища гораздо лучше невегетарианской.

― Насколько важно регулярно читать буддийскую литературу и расширять собственные познания в буддизме?

Понимание буддийской Дхармы обретается благодаря трём видам познания, первый из которых слушание или чтение. Когда мы слушаем учителя или читаем книги, то получаем информацию, и это ― первый этап. Второй ― самостоятельный анализ услышанного или прочитанного с опорой на аналитический, рациональный ум. Третий этап ― медитация о полученных знаниях и обретение прямого постижения. Эти три этапа следуют один за другим и зависят друг от друга. Поэтому для углубления понимания буддийской Дхармы чтение книг и посещение учений совершенно необходимы.

― Нагарджуна утверждал, что величайшее богатство ― это умение довольствоваться малым. Как отличить удовлетворение своих потребностей от алчности?

Я думаю, это очень легко. «Удовлетворение потребностей» ― это предоставление того, что необходимо телу или уму. Для поддержания тела необходимо сбалансированное питание и чистая питьевая вода. Чистой воды достаточно, чтобы утолить жажду или сделать тело работоспособным. Дорогостоящий яблочный сок или другие вкусные напитки не является необходимыми для вашего тела, их «требуют» ваши пристрастия и жажда вкусовых ощущений. Невозможно выжить без питьевой воды, а вот прожить без вина вполне можно, в этом чёткое различие между ними. Подобный подход применим и к одежде и к другим продуктам питания. Четыре-пять комплектов одежды необходимы: один дневной, один вечерний, один домашний, один запасной на время стирки. Без одежды вы не сможете появиться в обществе. Но большое количество дорогостоящей одежды ― это уже алчность. Подходящий для проживания и содержания семьи дом ― это необходимость. Для семьи, воспитывающей несколько детей, наличие трех-четырёх спальных комнат, в зависимости от размера семьи, может быть необходимостью. Но тринадцать или четырнадцать? Это уже алчность. Удовлетворение потребностей ― это предоставление того, что нужно для поддержания жизни, алчность ― это стремление к тому, что для поддержания жизни не обязательно. Различия очевидны.

― Западные последователи буддизма довольно легко и быстро причисляют себя к гелугпинцам, ньигмапинцам, кагьюпинцам и т.д., полагая при этом, что другие традиции хуже выбранной ими. Как избежать сектантства?



Если вы практикуете Дхарму искренне, то никогда не станете сектантом и будете одинаково уважать все школы и традиции. Я в этом уверен. Если же вы превратились в сектанта, полагающего, будто его школа лучше других, то значит, Дхарма не затронула ваше сердце. Вас вовлекли в деятельность какой-то мирской организации или группы, а Дхарма осталась в стороне. Словом «Дхарма» вас заманили в ловушку [мирской] организации. Будьте уверены, любой человек, мыслящий подобным образом, ― не духовный практик, а обыкновенный представитель определенной группы людей.

― К сожалению, на Западе это широко распространенное явление.

Да, к большому сожалению. Нужно выбрать для себя хорошую школу. Если ваш учитель ньигмапинец, то вы должны придерживаться традиции Ньингма и не переходить из школы в школу. Если вы гелугпинец или сакьяпинец, оставайтесь в своей традиции, но испытывайте одинаковое почтение к остальным. Ведь разные традиции возникли в силу наличия у них особых методов, и смешивать все эти своеобразные и уникальные техники не стоит. Поэтому нужно придерживаться одной традиции от начала и до конца, искренне и преданно. Но не нужно становиться сектантом, полагающим, будто его путь ― единственно правильный, а остальные бесполезны. Такой настрой идет вразрез с религией, он будет вредить и вам, и вашему духовному росту. В равной степени уважайте все традиции, но преданно изучайте и практикуйте одну. Такому пути следовали древние тибетские мудрецы и провидцы; так Дхарма будет развиваться и в будущем. Вы можете получать учения от любого учителя, можете почитать каждого из них, но, что касается внутренней практики, следует придерживаться одной традиции. Это не сектантство, именно так надо практиковать Дхарму.

― Насколько важны церемонии и ритуалы для буддийской практики?

Ритуалы и церемонии носят вспомогательный характер. Они могут создавать необходимую атмосферу или благоприятную для раскрытия ума обстановку, но в этом их единственная цель. В остальном же, они не являются обязательной или неотъемлемой частью Дхармы. Вы можете исполнять их, если считаете полезными, но можете и отказаться от них, если считаете бесполезными. Когда большое количество последователей Дхармы собираются вместе, они могут вместе читать мантры, молиться, совершать церемонии и т.д. ― всё это вид общественной деятельности, который создаёт определённую атмосферу, и иногда это полезно.

― Мантры имеют очень чистое происхождение, тем не менее, может ли чтение мантр оказаться вредным или опасным для того, кто не понимает их смысла?

Вряд ли. Чтение мантр будь то с пониманием или без понимания смысла не должно причинять вреда. Оно может не принести пользы, но вреда точно не будет.


― Какой наиболее важный совет вы могли бы дать начинающему практику, который только собирается приступить к медитации? Встречаются ли опасности во время выполнения медитаций?

Да, новичку необходима помощь наставника. У тех, кто изучает медитацию самостоятельно, без наставника, процесс может идти и правильно, и неправильно. Если что-то пойдет не так, то вы можете понять это слишком поздно. Вот что по-настоящему опасно. Так что, начинать лучше с наставником. В традиции Тхеравады сейчас проводятся десятидневные курсы випашьяны. Подобных десятидневных курсов вполне достаточно, чтобы затем переходить к самостоятельной практике. И таких курсов большое ко-личество. Итак, следует вначале пройти краткий курс под руководством наставника, после чего можно заниматься самостоятельно, а если возникнут трудности ― вновь обратиться к наставнику. Без наставлений в медитации вполне возможны ошибки.

― Насколько необходимо для занятий медитацией принимать законы кармы и идею перерождений?

Такой необходимости нет. Медитация ― это техника, используемая для тренировки концентрации ума и развития аналитических способностей. Она может выполняться каждым; неверующие тоже могут медитировать. Концепция же кармы и перерождений относится к Дхарме. И если вы практикуете буддийскую Дхарму, то в этом случае вы должны понимать Учение полностью. Если же говорить о медитации как таковой, то заниматься ею может каждый.


― Как помочь людям, которые боятся смерти, но не верят в перерождения?

Если человек не верит в перерождения, тогда отчего же ему бояться смерти? Мы боимся смерти, потому что беспокоимся о том, какого рода перерождение нас ожидает. Речь идет о нашем будущем. Если же смерть подобна сну или бессознательному состоянию, то здесь не о чем беспокоиться.

― В христианской традиции считается, что человек после смерти попадает в рай или в ад, и люди боятся попасть в ад.

Если вы принимаете рай или ад, это значит, вы принимаете рождение после смерти, здесь нет большой разницы. Вы едва ли сможете сильно помочь таким людям в момент смерти. Причины, которые определяют наш переход в рай или ад, накапливаются в течение всей жизни, а также непосредственно в момент смерти. Я не знаю, есть ли возможность здесь что-либо изменить или что-либо сделать в соответствии с христианской традицией, это вы можете спросить у христианских наставников.

― Как вы думаете, буддийский подход к жизни мог бы разрешить все или, по крайней мере, большинство проблем современного мира?

Нет. В мире так много разнообразных проблем! Часть из них можно разрешить при помощи буддийского подхода к жизни, для решения других требуются светские методы, для решения третьих ― иные религиозные учения. Наш мир так разнообразен, что мы нуждаемся в различных методах и подходах. Если для разрешения всех мировых проблем было бы достаточно буддизма, то не было бы нужды в других религиях. Однако какое большое разнообразие течений существует в одном только буддизме! Тхеравада, Махаяна, Гелуг, Кагью, Ньингма ― все они необходимы для удовлетворения разнообразных людских потребностей.

― Что вы думаете о переходе из одной религии в другую?



Я не рекомендую менять религию. Религия ― не одежда, которую можно сменить в любой момент. Религия связана с качествами ума. Если ваш внутренний мир сформирован под влиянием определённой религии, и вы действительно породили благоустремлённое состояние ума в рамках этой традиции, то вы и помышлять не станете о том, чтобы сменить веру. Если же вы изначально не исповедовали той веры, к которой принадлежите от рождения, и которой следует ваша семья или сообщество, но обратились к другой традиции, то это не будет сменой веры. Было бы наивно так рассуждать.

Когда ребёнок рождается в буддийской семье, считается, что он ― буддист, хотя тот ничего не знает ни о Прибежище, ни о Дхарме. Когда ребенок рождается в христианской или индуистской семье, то его автоматически приписывают к индуистам или христианам, хотя у него нет никаких религиозных чувств, связанных с любой из названных традиций.

Бывает так, что человек, рождённый и воспитанный в христианской семье, всё время ходит в церковь, но не понимает сути христианского учения, и в его сердце нет истинной веры. Если впоследствии он заинтересуется буддизмом и, приняв Прибежище, станет настоящим буддистом, то это не будет переходом в другую веру, ведь он никогда не был христианином в подлинном смысле этого слова. Это приход неверующего человека к буддизму.

Но если человек стал настоящим буддистом, ему уже не следует обращаться к чему-либо другому. Если ребенок из буддийской семьи, который считает себя буддистом, только потому что ему так сказали родители, примет христианство, то это не будет обращением в другую веру. У него не было никаких буддийских воззрений, христианство ― это его первая религия. Это нормально. В этом состоит свобода вероисповедания, как я её понимаю. Но уж если вы действительно пришли к определённой религиозной традиции, то менять её или обращаться к другой вере уже не следует. Если же подобное происходит, значит что-то не так с человеком, но не с религией.

― Каким вы видите будущее человечества, можете ли вы сказать, что смотрите в будущее с оптимизмом?

Будущее человечества может быть и очень светлым, и очень тёмным. Каким оно будет, полностью зависит от нынешнего поколения. Если его деятельность будет направлена на изменения к лучшему, то человечество ждет светлое будущее. Я думаю, наше время ― время перемен. И эти перемены могут быть и позитивными, и негативными. Я не знаю, в каком направлении пойдет развитие. Я не утверждаю, что будущее беспросветно, но человечество сталкивается с крайне серьезными проблемами. Упадок духовности и нравственности, ведущий к применению насилия, ухудшению состояния окружающей среды, неравенству и несправедливости ― все это мы можем видеть своими глазами.

Но эти проблемы можно эффективно решить при условии, что современное поколение осознает их и сумеет выработать позитивный настрой ума. Поэтому это очень важное время для всех религиозных людей, людей с теософским взглядом на жизнь и просто здравомыслящих. Они должны упорно трудиться, объединяться и сотрудничать друг с другом во имя благого будущего.

Перевод Юрия Пучко

 

www.savetibet.ru

 

 

Поделиться в социальных сетях

GoogleAnalytics

Войти

[X]

Служебный вход