Обеты мирян. Калу Ринпоче
Все мы в настоящее время испытываем это драгоценное человеческое состояние перерождения, которого мы достигли, и которое обеспечивает нас возможностью и свободой для духовной практики. Оно не дается легко, но приходит через многие трудности. Если мы сомневаемся в этом, то нам надо лишь взглянуть на число существ, находящихся в нижних состояниях существования, чтобы осознать, что человеческих существ относительно мало. В общем, с виду, все человеческие существа находятся в одной и той же ситуации, но с точки зрения духовного развития, большинство людей понапрасну тратят свои жизни. Большинство проводят их в пустых поисках, полагая, что мир абсолютно реален сам по себе. Когда мы принимаем эту действительность за окончательно реальную, мы тратим свое время в беспрерывной борьбе, защищая и стремясь уберечь то, что мы считаем дорогим, и пытаемся обезопасить себя от вещей, которые угрожают нам. Такого рода человеческое существование, если посмотреть на него в смысле его связи с духовным развитием, не имеет абсолютно ни какой цели или какой-либо сути.
К примеру, обычный человек думает: "Я - это личность в этом мире, и это - окончательная реальность." Основывая все свои действия на таком предположении, этот человек мог бы заняться каким-нибудь делом, рассчитывая добиться успеха. Вложив все свое время, энергию и самоотверженность в это дело, он возможно заработает миллионы долларов и станет владеть большой собственностью, достигнув полного успеха, выражаясь мирским языком. Но в конце концов, ему придется умереть, и когда он умирает, то не может забрать с собой ни одного гроша от выпавшей ему удачи. Ум покидает физическое тело. Тибетцы говорят об этом, сравнивая с волоском, который вытаскивают из масла, чистым, когда ни чего к нему не пристает, и ни что не следует за умом. Ум идет в Бардо или состояние после смерти. Это напоминает пробуждение ото сна; все, что составляло сон, просто остается позади; ничто из него не приносит какой-либо окончательной пользы.
В действительности, имеется одно наследие от теперешней жизни, которое переносится и в состояние после смерти. Это - не материальные вещи, которыми мы владеем, но кармические тенденции, которые были созданы и закреплены нашими действиями в теперешней жизни. Если они по природе своей добродетельные и положительные, то кармические тенденции, которые усиливаются подобного рода действиями, благотворно сказываются на уме после смерти. Если кармические тенденции были укреплены негативными или пагубными действиями, то соответствующий результат будет отрицательным или плохим для будущего переживания ума после смерти. Поэтому, единственным наследством от этой жизни является кармическое наследство, и единственная польза или вред, которые могли бы с нами случиться в теперешней жизни, обусловленны положительными или негативными кармическими тенденциями, которые мы создали и укрепили нашими действиями - добродетельными или недобродетельными, положительными или негативными - в течение этой жизни.
Условно говоря, перерождение в мире прет - это несколько лучшее состояние существование, нежели в сфере ада, - условно говоря. Сфера животных более высокое состояние существования по сравнению с миром прет. Среди животных, возможно, наиболее счастливыми и высокими формами животной жизни являются те, которых мы видим вокруг нас, - кошки, собаки, домашние животные и дикие животные в лесах, полях вокруг нас. Но ни одно из этих существ не понимает, как практиковать какой-либо вид добродетельной активности, которая усилила бы соответствующий вид положительной кармы, необходимой, чтобы достичь состояний большего счастья и еще более высокого перерождения. С другой стороны, эмоциональная запутанность, привязанность и отвращение, глупость и зависть, гордость и жадность, вносящие вклад в негативные кармические тенденции и приводящие к перерождению в нижних мирах, неотъемлемы или внутренне присущи умам такого рода существ.
Человеческое перерождение является весьма могущественным состоянием, здесь у нас имеется элемент свободы воли, чтобы выбирать между отрицательным поступком и положительным. Это придает нашей деятельности огромную силу. Но если мы не получили этого драгоценного состояния человеческого существования, в котором осознали человеческий потенциал и теперь ищем пути развить его, мы не способны управлять своей кармой.
Будда предоставил нам в распоряжение большое количество подходов, при помощи которых существа могут развивать средства, чтобы достигать просветления. Одним из представленных им, важных элементов духовной практики, было понятие обета. Принятие определенных правил, касающихся нашего образа жизни, может придать силу нашей практике. Существует три уровня принятия обетов - это индивидуальный уровень Хинаяны, обет Бодхисаттвы Махаяны, и обязательство самая Ваджраяны. Среди всех этих обетов, первичным является обет мирянина.
В традиции принятия мирских обетов, которая была разработана в Буддадхарме, существует большое количество способов, которыми мы можем принимать и соблюдать мирские заповеди. В целом, они включают в себя пять обетов или правил, из которых мы можем принять одно, любые два, любые три, любые четыре или все пять. В некоторых случаях, обет сексуальной верности может быть расширен до обета безбрачия. Если мы принимаем одно правило, мы называемся мирянином, соблюдающим одну заповедь. Принятие всех пяти правил называется полным мирским посвящением. Если мы дополняем правила обета сексуальной верности до обета сексуального воздержания, это называется мирским обетом безбрачия.
Первое правило - это заповедь не убивать. Когда мы принимаем формальный обет, то для каждой заповеди существует одно действие, из-за которого мы совершенно нарушаем обет и прекращаем действие посвящения. В случае принятия заповеди не убивать, мы полностью нарушаем этот обет, если сознательно лишаем жизни человека. Это конечно не значит, что лишение жизни других существ - не вредоносно; фактически, убийство - очень пагубное действие, как для нас самих так и для другой твари. Если взять лишь одно убийство и рассмотреть его результаты, без каких-либо смягчающих факторов, это действие может привести к бесконечно долгому перерождению в мире ада и пятистам жизней кармического возмездия, когда тебя убивают и живешь очень мало. Так что никак нельзя сказать, что допустимо лишение жизни какой бы то ни было твари, но в формальном контексте принятия обета не убивать, единственным действием, которое совершенно уничтожает посвящение (нежели является просто опасным нарушением данного обета) будет сознательное убийство человеческого существа.
Второй обет - не красть. Буквально это означает: "Не брать того, что не было дано." Этот обет довольно сложно соблюдать, потому что он прерывается всяким действием, когда мы берем что-то, что нам не принадлежит, с намерением присвоить. Сюда включается любое воровство или кража, какими бы они ни были незначительными.
Третий обет - сексуальная преданность; это - обет не быть сексуально неверным своему партнеру. Люди, живущие в браке или живущие вместе парами с намерением пожениться, нарушили бы обет, если бы у них возникли сексуальные отношения с кем-либо еще. Как было ранее упомянуто, этот обет может быть дополнен до обета сексуального воздержания или безбрачия, того же самого, что принимается монахом или монахиней.
Четвертый обет - это обет не лгать. Любая ложь, в особенности которая вредна или разрушительна для другого существа, является негативным действием. Но специфическим действием, которым нарушается данный обет, ложь относительно нашего собственного духовного достижения, то есть, заявлять, что достиг некоторого уровня реализации, тогда как в действительности не достиг этого. Этот обет довольно легко соблюдать. Мне кажется.
Пятый обет запрещает использование интоксицирующих веществ, и считается вспомогательным обетом. Мы можем принимать любые комбинации из пяти заповедей; нам следует принимать лишь те обеты, которые, как мы чувствуем, сумеем сдержать.
Принятие даже одного из этих обетов и правильное соблюдение его на протяжении всей жизни приносит чрезвычайно много пользы и заслуги. Во времена Господа Будды был Архат, которого звали Катаяна, он был известен своими психическими силами и способностью посещать другие миры опыта. Однажды он посетил мир прет и увидел там сказочный дворец, в которм жила прекрасная женщина. Она больше походила на богиню, чем на прету. Эта похожая на богиню женщина, прета, пригласила его во дврец, и Катаяна обнаружил, что тот внутри великолепен. Ему прислуживали множество изящных слуг женщины, и он провел весь день, обсуждая дхарму с этим существом.
Позже вечером, женщина сказала: "Скоро будет ночь. Боюсь, мне придется попросить Ваше Преподобие уйти, потому что вот-вот должно произойти нечто ужасное, а я не хотела бы, чтобы вы учавствовали в этом." Катаяна был озадачен, однако, он покинул дворец и отошел от него на некоторое расстояние. Потом он обернулся и взглянул назад, весь дворец превратился в железный ящик, наполненный пламенем, в котором жарилась та женщина, между тем как существа, которые днем были ее слугами, превратились в демонов ада и страшно мучили ее. Она провела всю ночь в такой пытке. На следующее утро железный ящик снова принял форму прекрасного дворца.
Катаяна поговорил с женщиной-претой и заодно употребил свое ясновидящее постижение, чтобы узнать причину такого особенного существования. Он обнаружил, что в предыдущим перерождении в мире людей, эта женщина зарабатывала тем, что забивала скот и продавала мясо. Она встретилась с духовным учителем, который объяснил ей понятие кармы и показал причинно-следственную связь между позитивными и негативными действиями и переживанием счастья и страдания. Ее это очень сильно задело, и она решила, что хотя и не может себе позволить отказаться от работы на скотобойне, но могла бы принять обет не убивать в ночное время, когда не будет работать. Она чувствовала, что честно могла бы принять такое обязательство. Кармическим результатом этого явилось то, что она наслаждалась благодаря заслуге от принятия и соблюдения правила в течение того времени, которого она обязалась выполнять его, и вместе с тем, она страдала от негативных последствий кармы, которую накопила убивая живые существа. Вывод, который мы можем сделать из этого, состоит в том, что даже один обет, принятый и соблюдаемый в чистоте, приносит громадную пользу. Принятие даже одной из мирских заповедей на всю оставшуюся жизнь и соблюдение ее в чистоте сказывается весьма положительным образом.
В рамках двух остальных уровней обетов - обета бодхисаттвы и тантрического самая - обет понимается таким образом, что мы принимаем его и соблюдаем до достижения просветления. В случае принятия обетов Хинаяны индивидуального посвящения, возможно принимать их либо на одну жизнь, что называется постоянное посвящение, либо на ограниченный период времени, что называется временное посвящение. Выбор обетов и временного периода производится человеком принимающим заповеди и обговаривается с человеком дающим посвящение. Моим личным мнением является то, что в случае принятия мирских обетов, частичное посвящение в один, два или три обета не представляет ни для кого серьезной трудности для того, чтобы соблюсти их в течение оставшейся жизни. Я непременно побуждаю всякого, кто считает возможным принять какую-либо комбинацию из этих обетов, подумать над тем, чтобы принять их до конца жизни.
Есть, кроме того, особый вид суточных обетов, которые называются Во семью Заповедями Махаяны. Это временное посвящение, берется на двадцать четыре часа. Такие обеты можно принимать и соблюдать в течение всей жизни, однако, для этого необходимо принимать их каждое утро, и затем снова на следующее утро. Поскольку они - временные обеты, мы можем принимать их всегда, когда расположены к этому. Нам нужно только однажды получить передачу обетов, и уже лично принимать их всякое утро, как пожелаем. В Тибете это довольно распространенный обычай. Многие люди берут эти Восемь Заповедей Махаяны на месяц или на какие-либо благоприятные дни лунного календаря такие, например, как восьмой, десятый, пятнадцатый, или тридцатый дни месяца.
В посвящении Восьми Заповедей, в первом обете, который принимают, говорится: "Я не буду убивать." Поскольку здесь временное посвящение, это следует понимать, что устройство заповеди более жесткое. В посвящении мирского обета, только лишение человека жизни действительно сводит посвящение к нулю, а прочие акты убийства - просто негативные нарушения обета, тогда как, в случае данного суточного обета, сознательное лишение всякой формы жизни прекращает действие заповеди. Вторая заповедь: "Я не стану брать достояние других." - это обет не брать ни чего, что нам не было дано. Третья заповедь: "Я не стану заниматься никакой сексуальной активностью," - означает, что всякая сексуальная активность с представителем любого пола совершенно запрещена.
Четвертая заповедь: "Я не буду говорить неправду," - относится к любой лжи и в частности ко лжи относительно духовного достижения. Пятый обет из Восьми Заповедей - против приема интоксицирующих веществ. Алкоголь в особенности упоминается в текстах, но понимать здесь надо все то, что лишает нас разума или ясности ума, все, что создает почву для наших проблем по отношению к духовной практике. Шестая заповедь касается использования высоких сидений или тронов, что стимулирует личную гордость. Особое исключение из этой заповеди делается для того, кто принял обет, но учит Дхарме. Из уважения к учениям, человек, который учит садится на трон, но это не должно делаться с чувством гордости; если присутствует хоть сколько-нибудь гордости или высокомерия в уме человека, то тем самым происходит нарушение заповеди.
Седьмая заповедь касается поста после полудня. Мы принимаем обет есть твердую пищу до обеда в полдень и не потреблять ничего, кроме жидкости, после. Считается, что это особенно полезно для практики, потому что пост и потребление только жидкостей после обеда означает, что наше тело легче, а ум яснее. Наш сон в эту ночь будет более легким; на следующее утро, когда мы проснемся, наш ум будет более ясен. Эта заповедь благотворно сказывается на нашем общем здоровье, а так же на медитации. Наконец, есть заповедь, запрещающая украшать себя и запрещающая такие действия, как пение и танцы. Мы не стараемся украшать свое физическое тело, не стремимся возбуждать сексуальные желания. Предписание против пения и танцев создает спокойствие, способствующее медитации, благодаря отказу от легкомыслия, ветрености и рассеянности ума.
Для того, чтобы принять Восемь Заповедей Махаяны, мы обращаемся с просьбой к учителю, у которого есть живая передача этого посвящения. Когда мы получаем их от учителя с такой передачей, мы вольны принимать их перед алтарем, в любой день по желанию. Мы простираемся перед алтарем, с представленными на нем символами тела, речи и ума просветления, и в присутствии этих символов, принимаем посвящение для себя, - с этого момента мы взяли обязательства на двадцать четыре часа.
Ньюнг Нес [Smyung.gNas], являющийся двухдневным постом-ритуалом Тысячирукого Ченрезига, особо использует Восемь Заповедей. Здесь их использование применяется потому, что Ньюнг Нес является элементом Крия Тантры, первым из четырех уровней Ваджраяны. Крия значит ритуальное действие, и, следовательно, в Крия Тантре, делается ударение на ритуальных практиках, вроде молчания или поста. В Ньюнг Нес, мы как обычно соблюдаем Восемь Заповедей в первый день. На второй день мы принимаем заповеди, с дополнительным обетом молчания, кроме того времени, когда мы декламируем молитвы или мантры, и принимаем полный пост. Мы не берем в рот не только твердой пищи, но даже ни капли воды за весь этот двадцати-четырех часовой период.
В тибетском языке слово, употребляемое для обета или такого посвящения, - это "домпа" [sdom.pa], что значит связывать или соединять вместе. Такое посвящение является очень мощным базисом для нашей практики. Добродетельно - принять и соблюдать обет, а кроме того, если у нас имеется какой-либо обет, и мы следим за ним, то когда мы совершаем негативные поступки, которые противоречат духу обета, или же по природе являются негативными действиями, тогда признание и очищение их оказывается более эффективным, чем, когда мы не имеем посвящения.
Будда сказал, что тот, кто принимает посвящение мирских обетов или Восеми Заповедей отличается от того, кто не принял этих посвящений, даже когда, как кажется, они совершают однородные поступки. Будда сказал, что обет придает нашим действиям силы в сто раз больше, чем в отсутствии посвящения. Когда тот, кто не имеет обета подносит сто свечей и делает сто простираний, то та же заслуга накапливается имеющим посвящение, при подношении одной свечи или от одного простирания. Вот таким образом посвящение придает силу каждому элементу нашей духовной практики.
Необходимость посвящения, пользы от него, от такого связывания или соединения вместе, важность его присутствия в качестве элемента нашей практики, можно проиллюстрировать примером дома, у которого много дверей и окон, а внутри огромное богатство. Все двери и окна открыты, а по соседству достаточно воров, чтобы украсть драгоценные камни, деньги и разные драгоценные предметы внутри дома. Есть опасность. Если бы мы смогли возвести стену вокруг здания и закрыть все двери, кроме главной и оставить там стражу, опасность исчезла бы. Не распыляя слишком много сил, мы защищены от потери того, что ценно, или же от вторжения того, что опасно или вредоносно. Таким образом назначение обетов, такого связывания или соединения вместе, оберегать качества и заслуги, которые мы накопили, так чтобы они не исчезли и не потерялись, и защищать от негативных влияний, которые могут не туда зависти нас.
Ранее было отмечено, что пятый обет против одурманивающих веществ является вспомогательным; четыре основных обета - это заповеди не убивать, не красть, не нарушать супружескую верность или же блюсти сексуальное воздержание в зависимости от личного выбора, и не лгать. Пятый обет - не использовать одурманивающих средств, в особенности упоминается алкоголь, и причиной, почему не советуются одурманивающие вещества состоит в том, что они лишают ум его ясности и вызывают эмоциональную запутанность в уме. Несмотря на то, что в Тибете у нас не было таких веществ как марихуана и психоделические наркотики, и хотя тексты говорят лишь об алкоголе, по-видимому, эффект от наркотиков тот же, то же самое лишение ума его ясности и точности и невозможность оценивать ситуации. Поэтому, как видно, такие вещества, даже если они специально и не указаны, подходят под ту же самую категорию одурманивающих веществ.
В текстах Винаи касающихся монашеской дисциплины, есть один, с названием Текст Индивидуального Освобождения, в котором содержатся истории, объясняющие основания монашеской дисциплины. Всякий раз, когда Будда называл некоторую заповедь, там рассказывается история о том, как ситуация развилась до того пункта, когда Будда начинал чувствовать, что необходимо дать определенного рода директиву своим монахам. В начале Будда установил четыре монашеских правила: не убивать, не лгать, не проявлять сексуальной активности и не воровать. И не было и разговора об интоксикации, до тех пор пока один монах не столкнулся с проблемой, вызванной итоксикацией, что и заставило Будду сделать заявление.
Этот монах, однажды, когда настала его очередь, собирал подаяния, и его пригласила женщина в дом, чтобы тот пообедал. После того как она угостила его, она обратилась к нему с интересным предложением: "Сейчас пока ты здесь, я заперла дверь и не выпущу тебя до тех пор пока ты или не займешься со мной любовью, или не убьешь козла, который пасется у меня во дворе, или же не выпьешь эту бутылку водки. Тебе придется выбирать; Одно из трех, иначе я тебя не выпущу."
Монах подумал про себя: "Ну, уж точно, я не могу намеренно убить другое существо; и Буддой особенно указано, что монаху нельзя предпринимать сексуальных действий, так что секс с женщиной так же нарушил бы мой обет. Однако там ничего не говориться об алкоголе, вот, по-видимому, безопасный выход." Тогда он сказал женщине: "Хорошо, из трех этих возможностей, я не буду заниматься с тобой любовью, я не стану убивать козла, одноко, я выпью водки." Итак он выпил алкоголь, но, к несчастью, настолько опьянел, что закончил тем, что, так или иначе, трахнул женщину и убил животное. Именно поэтому, Будда наставил всех своих монахов избегать употребления одурманивающих средств, поскольку присутствовала опасность того, что ум лишится ясности и возникнут дальнейшие проблемы.
Люди, которые думают сделать Трехлетний, Трехмесячный Ретрит могут выбрать, до того как уйти в ретрит, принимать ли им начальные посвящения монаха или монахини, или же полные посвящения бхикшу или бхикшуни (монах или монахиня с полным посвящением). Такова идея с точки зрения Хинаяны. Они могут уйти в ретрит в качестве начинающих монахов и монахинь, или же в качестве имеющих полное посвящение монахов и монахинь, и могут продолжать оставаться с посвящением после, потому что такое посвящение обычно является посвящением на всю жизнь или постоянным посвящением.
Если мирянин идет в Трехлетний, Трехмесячный ретрит, от него требуется принятие временного обета безбрачия. Пять мирских обетов, с обетом сексуальной верности расширенным до обета безбрачия, принимаются и соблюдаются в течение трех лет и трех месяцев. После ретрита, человек может выбрав, принять дальнейшие уровни посвящения - начальное посвящение или полное посвящение монаха или монахини, и это, разумеется, восхитительно. Они могут выбрать и соблюдать мирской обет безбрачия всю оставшуюся жизнь после ретрита, и это было бы так же превосходно. Или же человек может отказаться от мирского обета безбрачия и принять какое-нибудь другое посвящение из одного, двух, трех, четырех или пяти обетов. Это дело выбора человека.
Конечно, стоит заметить, что тот, кто принимает какие-либо из этих заповедей, должен иметь намерение их сдержать. Нам следует брать лишь те, на счет которых мы с чистой совестью уверены, что обязательно сумеем сдержать их. В этом контексте, мы уже сами решаем, какой из обетов мы хотим принять и можем сдержать.