Тулку Ургъен Ринпоче. Разочарование старых практикующих.
Некоторые старшие практикующие, начавшие практиковать Дхарму с чрезмерными предвкушениями, через какое-то время разочаровываются и осознают, что после двадцати лет практики у них не развилось отречение. Они оказываются слишком привязанными к миру, но без продвижения на духовном пути. Они начинают думать, что просветление за одну жизнь вообще невозможно.
Таким людям следует подумать о том, что они находились в заблуждённом состоянии бесчисленные жизни. В этой жизни они стремятся достичь просветления, но хотят получить его легко и быстро. Они думают только о плодах, не утруждая себя практикой пути. Просветление за одну жизнь без отречения просто невозможно. Вы должны посвящать себя практике днём и ночью.
Некоторые старшие практикующие, начавшие практиковать Дхарму с чрезмерными предвкушениями, через какое-то время разочаровываются и осознают, что после двадцати лет практики у них не развилось отречение. Они оказываются слишком привязанными к миру, но без продвижения на духовном пути. Они начинают думать, что просветление за одну жизнь вообще невозможно.
Таким людям следует подумать о том, что они находились в заблуждённом состоянии бесчисленные жизни. В этой жизни они стремятся достичь просветления, но хотят получить его легко и быстро. Они думают только о плодах, не утруждая себя практикой пути. Просветление за одну жизнь без отречения просто невозможно. Вы должны посвящать себя практике днём и ночью. Просветление за одну жизнь подразумевает достижение уровня неотвлечения от осознавания. Если ученик получил наставления по Дзогчену и усердствует в практике днём и ночью, то он или она без сомнений достигнет просветления.
Люди читают истории, что практикующие с высшим усердием могут достичь реализации за три года и семь месяцев. Люди читают, что практикующие со средними способностями достигают реализации за пять лет и пять месяцев, а практикующие с меньшими способностями могут достичь просветления за семь лет и одиннадцать месяцев. Но практика Дзогчена не является запрограммированным расписанием, которое зависит от времени. Такой механический подход к практике приводит к разочарованию. Йоги Дзогчена не должен измерять свою практику сроками ритритов и количеством мантр. Однако её можно оценить по продолжительности присутствия в осознавании без отвлечений. Если и когда вы сможете пребывать днём и ночью в неотвлекаемой немедитации, то тогда вы выясните для себя, к какой из вышеупомянутых категорий вы относитесь.
Чтобы достичь такого уровня практики, вы должны использовать метод «коротких промежутков, повторяемых многократно». Это единственный путь. Это именно та практика, в которой надо усердствовать. Не ищите других практик. Практикуйте без предвкушений и опасений. Практикуйте осознавание природы ума без устали. Но не утомляйте себя механической практикой Дхармы. Дзогчен невозможно реализовать в состоянии предвкушений и опасений. Это ведёт только к разочарованию и к риску полного прекращения практики Дхармы. Дзогчен преследует только осознавание.
Йоги, не получавший наставлений по Дзогчену, может провести много времени в интенсивных ритритах по чтению мантр, надеясь реализовать какое-нибудь божество. Если он не реализует это божество через долгие годы практики, то скорее всего он разочаруется. Йоги никогда не должен питать надежд на результаты практики и особые знаки. Дзогченпа должен быть осторожным в том, чтобы не перенапрячься в практике природы ума. Он должен быть расслабленным и раскрепощённым изнутри. Если вы на самом деле расслабленны, то вам просто не от чего будет переутомиться. Практикующий немедитацию без отвлечений не может устать от своей практики. Но если он будет напрягаться в практике неотвлекаемой немедитации, то конечно он утомится. Говоря вкратце, если йоги практикует с двойственным умом, он в конце концов устанет от такой практики. Если же он практикует, присутствуя в осознавании, то он будет продвигаться, не утомляясь. Суть истинного раскрепощения можно выразить словами Джигме Лингпы:
«Когда осознавание прибывает в основное пространство, Аналитическая медитация исчезает естественным образом; Методичные усилия осознанности исчезают из вида. Как легко и свободно состояние неделимого пространства и осознавания!»
Главный момент в практике - это неотвлечение, независимо от того, где вы находитесь, - в пещере или деревенском доме. Когда в вашей практике нет отвлечений, то всё прекрасно. Если ваша практика достигнет высокого уровня неотвлечения, то у вас отпадёт желание ходить в кино или на вечеринки. Вы будете глубоко чувствовать бессмысленность этих развлечений. Чем больше ваша стабильность в осознавании, тем дальше вы будете от ошибочного пути. Поговорка «зрячий не прыгнет в пропасть» относится к йогинам, которые осознанно избегают бессмысленных занятий. Не цепляясь ни за что внутри, они осознают полную бессмысленность внешних явлений. Это настоящее отречение высших практикующих. Без такого естественного отречения и неутомимого усердия просветление за одну жизнь невозможно. Восемь мирских забот полностью уничтожатся в уме такого йоги. Но его сострадание, альтруизм и забота о других никогда не исчезнут. Даже если такой йоги не учит никого другого, каждый увидевший, услышавший его или соприкоснувшийся с ним будет освобождён. Когда люди встречаются с настоящим йоги, присутствующим в осознавании, то без единого слова его реализация касается их умов, и они оказываются в неконцептуальном состоянии без усилий. Таково благословение самадхи настоящего йоги. Оно мгновенно устраняет мысли окружающих его людей. Ему ничего не нужно для этого делать. Это происходит само собой.