template ."/tools.php");?>

Путь, длинною в жизнь

У западных людей очень развит интеллект: вы способны сразу понять сущность очень сложных философских понятий буддизма. У вас, как я заметил, даже многие миряне ориентируются в вопросах абхидхармы, что очень редко случается у нас. И эта ваша способность дает вам очень хорошую опору для понимания практики Дхармы. Вы стараетесь понять смысл каждой практики, каждого символа и каждого действия. И это очень хорошо, потому что Будда говорил, что если нет понимания, то даже если вы и делаете все формально правильно в вашей практике – вы все равно ничего не достигнете.

На вопросы украинских буддистов отвечает преподобный кхенпо Цеванг Гьяцо


Вопрос: В чем вы видите отличие в восприятии Дхармы между восточными и западными людьми?

Кхенпо: У западных людей очень развит интеллект: вы способны сразу понять сущность очень сложных философских понятий буддизма. У вас, как я заметил, даже многие миряне ориентируются в вопросах абхидхармы, что очень редко случается у нас. И эта ваша способность дает вам очень хорошую опору для понимания практики Дхармы. Вы стараетесь понять смысл каждой практики, каждого символа и каждого действия. И это очень хорошо, потому что Будда говорил, что если нет понимания, то даже если вы и делаете все формально правильно в вашей практике – вы все равно ничего не достигнете.
Но, к сожалению, у вас очень слабо развит контроль над вашим духом. И вы часто очень спешите: хотите получить все и сразу. Наверное, это проистекает из вашей привычки жить в мире высоких технологий: нажал кнопку – и сразу получил то, что хотел. Если же у вас не получается быстро получить результат – то вы быстро разочаровываетесь и прекращаете практику или же ищете другую практику, другую Школу, другого Учителя. Или же западные практикующие говорят: "Зачем мне все эти предварительные практики – Ло-чжонг, Нгондро, Простирания и пр. – дайте нам сразу высшую Тантру: Дзогчен, Махамудру, Ца-лунг!"
Это очень большая ошибка: любая практика требует времени и постепенности, чтобы она, как ячменное зернышко, брошенное в землю, пустила корни в вашем сознании, проросла, окрепла – и только тогда она даст плоды. Западные же практикующие нередко похожи на человека, который сегодня посеял зерно, а уже завтра хочет собрать урожай.
На Востоке практика – Путь длинною в жизнь. Сначала человек ищет Учителя, потом этот Учитель не менее трех лет проверяет и изучает качества этого человека, чтобы понять, способен ли этот человек быть именно его учеником. При этом Учитель часто ничему не учит этого человека – тот просто работает у него дома, помогает по хозяйству, убирает храм и т.п. Затем еще три года ученик проверяет достоинства Учителя: насколько Учитель сам следует тому, чему учит и насколько он компетентен в вопросах Дхармы. И только после этого может быть установлена связь Учитель-ученик и начато обучение методам Ваджраяны.
После того, как человек становится учеником данного Учителя и получает соответствующие посвящения и наставления – он шаг за шагом долгие годы практикует. Так, например, на базовую практику всех четырех тибетских Школ буддизма – Ло-чжонг (Бренность, Тягостность самсары и пр.) у нас в монастыре Миндролинг уходит не менее трех лет ежедневных медитаций по четыре часа в день.
Также еще одной проблемой западных практикующих является то, что они часто принимают интеллектуальное понимание той или иной практики за ее реализацию. Возможно, это тоже связано с особенностями вашей технократической цивилизации. Из-за этой ошибки люди нередко даже на приступают к серьезной медитативной практики – но считают, что они все знают о Дхарме. Это большое заблуждение!
Еще одна большая проблема – это привычка западных людей к комфорту. Тибетцы, когда медитируют, то мало обращают внимание на жару, холод или голод. Конечно, это может немного мешать, но если вы не придаете этим фактором слишком большого значения – то они и не будут особо вам мешать. Западные же люди часто прекращают практику, если в комнате немного жарче, чем обычно. Или говорят: "Здесь нет кондиционера, горячей воды или "Макдональдса" – поищу-ка я сначала место, где это все есть, а уже потом займусь практикой!" Но на новом месте им могут мешать мухи или комары, звуки, запахи и пр. И они снова ищут "подходящее место для практики" – и так всю жизнь.
Если вы действительно хотите обрести Просветление, то должны брать пример с Будды, который, когда сел под дерево Бодхи, дал сам себе клятву: "Пусть высохнет моя кровь и пусть рассыплется мое тело, но я не сойду с этого места, пока не обрету Просветление!" Усердие и постепенность в практике Дхармы очень важны, помните об этом!

Вопрос: От наших местных буддистов нередко можно услышать утверждение, что буддисты не должны заниматься миссионерством, при этом они ссылаются на соответствующие высказывания по этому поводу Его Святейшества Далай-ламы XIV. Что вы можете сказать по этому поводу?

Кхенпо: Это абсолютно неверное понимание как Дхармы, так и высказываний Его Святейшества!
В сутрах сам Будда ясно говорил, что духовная заслуга того, кто приведет к Дхарме хотя бы одно живое существо – в тысячи раз больше подношения материальных богатств бесчисленному числу Просветленных на протяжении бесчисленных воплощений. Если эти люди отказываются от проповеди Дхармы, то тем самым подрубают сам корень Просветления – Бодхичитту.
Что же касается высказываний на этот счет Его Святейшества Далай-ламы, то вы должны понимать, какой смысл он вкладывает в слово "миссионерство". У нас в Индии это слово имеет негативное значение и связано с христианскими методами обращения в свою веру. В Индии раньше это очень часто делалось насильно или через подкуп. Даже сейчас христианские миссионеры очень часто применяют подкуп и разжигают вражду ко всем другим религиям. В Индии, где очень много различных религий, это особо опасно и вредно. Именно поэтому Его Святейшество и предостерегает западных буддистов, выросших в христианской среде, от подобных методов миссионерства. Но приписывать Его Святейшеству слова о том, что вообще не нужно распространять Дхарму – просто глупо. Сам Его Святейшество постоянно ездит по разным странам мира и учит Дхарме огромное количество людей.
На Западе есть монастыри всех четырех Школ тибетского буддизма, где тибетские Учителя тоже постоянно учат Дхарме. Сам Будда постоянно странствовал с проповедью по Индии. После Его ухода царь Ашока посылал буддийских Учителей во многие страны для распространения Учения. Сейчас для этого же меня послал в Украину по просьбе ламы Дорже Жамбо Его Преосвященство Минлинг Кхенчен Ринпоче, настоятель монастыря Миндролинг.
Проповедовать Дхарму очень важно: когда вы проповедуете, то это не только приносит благо другим людям, но и вы сами более глубоко начинаете понимать Учение. Тот, кто проповедует Дхарму – находится под покровительством всех Будд, дакинь и дхармапал. В текстах сказано, что если человек проповедует Дхарму с чистыми намерениями, то ни злые духи, ни люди, ни звери не смогут повредить ему. Очень благой заслугой является не только сама проповедь Дхармы, но и даже просто высказывание уважение к такому человеку, помощь ему, приглашение других людей тоже послушать вместе с вами и прочее. Когда вы принимаете обеты Прибежища в Будде, Дхарме и Сангхе, то берете, среди прочих, на себя обязательство вдохновлять других людей тоже найти Прибежище в Триратне. Об этом говорится в таком известном во всех Школах тибетского буддизма тексте, как "Шесть составляющих Прибежища" (Кьябдроя Янлаг Дуг-па ) Великого Учителя Вималамитры.
Для проповеди Дхармы вам вовсе не обязательно быть кхенпо, геше или тулку. Если вы видите истинность Учения Будды и испытываете к Дхарме сильное благоговение – то вы можете открыто рассказывать о жизни Будды, Четырех Благородных Истинах, Пяти Обетах, Бодхичитте и прочих вещах, связанных с Учением. Главное, чтобы у вас была чистая мотивация помочь тем людям избавиться от страданий самсары, которым вы проповедуете Дхарму.
Поэтому, пожалуйста, рассказывайте о Дхарме всем людям, которые выскажут к этому искренний интерес. Вдохновляйте других находить Прибежище в Будде, Дхарме и Сангхе – это очень важно и для нашего времени, и для вашей страны, и для вас самих.

Поделиться в социальных сетях

GoogleAnalytics

Войти

[X]

Служебный вход