Мудрость
Ум, который слишком много думает, подобен взбаламученной воде, в которой со дна поднялась вся грязь. Если дать воде отстояться, грязь осядет, вода очистится и станет прозрачной. Когда вода чиста, сквозь неё можно всё видеть и она пригодна для питья. Умиротворённый разум подобен чистой прозрачной воде — беспокоящие мысли в нём улеглись, и мы можем достичь всего, чего хотим, без лишнего мыслетворчества. Когда есть стабильность, спокойствие и мудрость, всё легко достижимо. Слишком много думая, но не обретя уравновешенности и мудрости, мы уподобляемся слепцам, которые бродят среди людей, натыкаются на всех, и в конце концов падают. Поэтому непозволительно считать, что медитация и размышления — это пустая трата времени. Избавиться от давления мыслей, ослабить пресс постоянных размышлений — это самое драгоценное, чудесное и глубокое, на что мы вообще способны.
Мудрость абсолютно необходима нам в жизни, на каждом шагу. Когда мне говорят, что некто имеет большие познания во многих областях и потому он такой мудрый, я думаю, что эти люди ошибочно принимают за мудрость обычную эрудицию. В наше время все дети ходят в школу и много чего там изучают. Приобрести знания не проблема. Люди знают больше, чем это им на самом деле необходимо. Однако если вы не обладаете мудростью, много пользы эти знания не принесут. Ваш мозг перегружен информацией, но вы не знаете, как ею правильно воспользоваться. Вот почему мудрость жизненно необходима.
В древние времена старших уважали за их мудрость. Мудрый ничего не сделает, не подумав о последствиях. У него всегда есть достаточные основания для всего, что бы он в жизни ни совершал. Прежде чем сказать что-то, мудрый человек подумает, принесут ли его слова пользу. Прежде чем что-то сделать, он вначале оценит ситуацию и убедится, что принесёт этим пользу всем, а не только одному себе. Люди недалёкие вообще никогда не думают о чужих интересах. Каждое решение, принимаемое ими, сосредоточено на их я: «А какая мне от этого выгода?» Всё они строят на личных нуждах и желаниях. Они так эгоистичны, что не могут мыслить беспристрастно и не в состоянии принимать решения, которые принесли бы пользу всем. Решение, при котором подавляющее большинство зависящих от него людей получит пользу, — решение мудрое, но если оно приносит пользу только вам одному, то это очень эгоистичное решение и в нём нет ни капли мудрости.
Чтобы развить в себе мудрость, прежде всего, необходимо понять, что наша нынешняя человеческая жизнь — величайшая драгоценность. Буддисты говорят, что человеческая жизнь — такая же редкость, как возможность увидеть звезду среди бела дня. Звёзды всегда там, в небе, но яркий дневной свет не позволяет нам видеть их. Человеческая жизнь — самое лучшее состояние из всех, которые только можно достичь. Если мы по-настоящему поймём это, то захотим как можно лучше воспользоваться столь драгоценным даром и не упустить его из-за недостатка мудрости.
Развивать мудрость, становиться человеком мудрым означает, что, прежде чем начинать какое-то дело, вы станете взвешивать, действительно ли это пойдёт вам на пользу. «Нужно ли мне трудиться столько лет, вкладывать столько сил и денег, стараясь получить всё это? Какую реальную пользу это принесет мне и всему человечеству?» Таким образом, если ваш ум ясен и спокоен, то любое решение принимается с мудростью и вы постоянно улучшаете складывающуюся вокруг вас ситуацию.
Мудрость помогает эту ситуацию оценивать и принимать правильное решение. Хорошие примеры этому мы находим в учении Будды. Предположим, что мы столкнулись с человеком невежественным и злым, приносящим миру много вреда и порождающим вокруг себя массу страданий. Тогда наша обязанность — сделать всё, чтобы не позволить ему нанести вред другим и создать самому себе негативную карму. Мы должны действовать с мудростью, проистекающей из побуждения защищать жизнь и предотвращать страдания, то есть в согласии с мотивацией бодхисаттпвы. Наша мотивация направлена, прежде всего, на то, чтобы оградить заблуждающегося человека от неправильных действий, последствия которых будут ужасны для него же самого. И в то же время мы хотим спасти всех, кто может пострадать от его действий. Если мы не способны проявить гибкость и поступить мудро, мы подумаем: «Как бы ужасна ни была чья-то ошибка, я принял обеты и мне нельзя вмешиваться», — и закроем глаза. Но ведь обеты не запрещают проявлять гибкость. В известном смысле, что бы мы ни делали из эгоистических побуждений, это и явится настоящим нарушение обетов.
Я считаю, что мудрость необходима во всём, чтобы мы ни делали в нашей жизни. К примеру, давайте разберёмся, следует ли нам тратить столько сил и времени на погоню за партнёрами и установление личных отношений. Вы же видите, как долго они выстраиваются. И когда это удаётся, сколь чуткими приходится нам постоянно быть, чтобы не обидеть друг друга. Но рано или поздно всему приходит конец! Все ваши тяжкие труды ни к чему не приводят, и вы продолжаете страдать. Вы ходите по лезвию бритвы, но в конце концов падаете и раните себя.
Для меня всегда оставалось загадкой то, что вы на Западе называете «свободными отношениями»! Если они действительно свободны, тогда вы должны быть свободны от эмоций, от привязанностей! Казалось бы, просто замечательно вступать в отношения с тем, с кем хочешь, но настоящая свобода — это свобода от любой сильной привязанности, потому что привязанность идёт рука об руку со страданием и болью.
Но всё почему-то выглядит наоборот. Словно, произнося само слово «свобода», вы в то же самое время подразумеваете, что при этом должны ещё испытывать сильнейшую привязанность, желание и иметь ненасытный, алчущий ум. И я вижу, что не свободен никто! Вы всецело поглощены цеплянием за желанный объект, стремлением его удержать, опутываете всё паутиной ревности.
Если бы вы действительно были свободны, то стали бы подобны птицам. Птицы летают где хотят и садятся где хотят. Но вы с вашей так называемой свободой стараетесь поймать птицу, а поймав её, тут же спешите заключить её в клетку ревности, словно в тюрьму. И вам кажется, что это единственный способ сохранить отношения. Но ревность и счастье, которого вы так жаждете, — совершенно противоположные и взаимоисключающие вещи. думаю, вы испытываете более острую боль и страдания, поддерживая подобные отношения, чем если бы их вообще не было. То теряем, то приобретаем, вот оно здесь, вот оно ушло, «ах, куда же оно делось?». И так всё: то уходит, то приходит, год за годом, не кончаясь никогда. Это и есть непрекращающееся страдание в действии.
Быть действительно «свободным» означает либо не нуждаться ни в каких взаимоотношениях вообще, либо не иметь сильных привязанностей, если вы хотите поддерживать отношения со многими людьми. А вы хотите иметь такой богоподобный образ жизни — одни только удовольствия, возбуждения, счастье и радость. Но если в вашей жизни всё это перемешано с ядами — с ревностью, гневом, привязанностью, — тогда и вы, в свою очередь, не получите ничего, кроме ещё больших страданий. Всякий раз, думая о свободе, мы должны помнить, что никто не даст нам её только мы сами можем освободить себя. А значит, нам следует освободиться от желаний и привязанностей. Если мы сумеем это сделать, то станем абсолютно свободны. до тех пор пока человек чего-то желает и в чём-то нуждается, он не может назвать себя по-настоящему свободным.
В традиции махамудры мы говорим: «Ни надежды, ни страха!» Это означает, что, если вы действительно хотите быть свободными, вы не должны нуждаться в подобных взаимоотношениях. Если нет надежды, то не будет и страха не получить желаемого или потерять, что имеешь. Страх приходит с надеждой. В ту самую минуту, когда вы начинаете на что-то надеяться, внезапно появляется страх, — страх, что не получишь этого. А в тот миг, когда вы что-то получаете, страх приходит снова — страх потери. Так, между надеждой и страхом, мы продолжаем страдать бесконечно.
Говоря о взаимоотношениях, я думаю ещё об одной части, где мудрость оказалась бы очень кстати. Это рождение и воспитание детей. Ведь в Европе очень многие женщины считают, что должны рожать детей лишь потому, что принадлежат к женскому полу. Но зачем? следует заводить детей, если вы не можете пере- им то, что я назвал бы «хорошей наследственностью» или «хорошей линией преемственности». Я, например, передаю вам духовное наследие, но и семей- линии преемственности также важны. Ребенок, с которым плохо обращаются, будет всю жизнь винить этом своих родителей. Нет никакой необходимости представлять миру какое-то доказательство того, что ты — женщина. Не нужно рожать лишь потому, что у всех вокруг есть дети, или потому, что все от вас этого ждут. Если вы обладаете мудростью, то должны думать следующим образом: «Я не обязана иметь ребенка лишь потому, что этого требует от меня общество. Что я смогу дать этому ребенку? Вы должны рожать только тогда, когда действительно желаете посвятить себя тому, чтобы стать самой лучшей матерью на свете. Если у вас такого желания нет, то зачем заводить детей, которые будут всё время страдать? Страдать из-за того лишь, что вы впустили их в свою жизнь, как игрушку, с которой можно поиграть! Ребенок не игрушка, это — человек! Детям любящая доброта и забота необходима постоянно, днём и ночью. Не мне вас учить, ВЫ сами знаете, что забота о детях требует много времени и сил. Но если вы и так уже загружены тяжёлой работой и постоянно находитесь в стрессовом состоянии, сможете ли вы дать своему ребёнку те любовь и заботу, которые ему так необходимы? Если не заботиться как следует о своих детях, они обречены страдать всю жизнь.
Я говорю вам это, ибо думаю, что мои слова могут помочь многим людям. Я встречал много детей из богатых семей, которые говорили: «Мне всё равно, сколько денег они дают! Если я не получаю от родителей ни любви, ни доброты, пусть оставят свои деньги при себе. Какой в них прок? Если вы не можете уделить достаточно времени заботе о своих детях и вместо этого говорите им, что трудитесь в поте лица, чтобы обеспечить им безбедное будущее, то неужели вы думаете, они это оценят?
Повзрослев, мы сами способны о себе позаботиться, а в детстве во всём зависим от родителей. Если кого-то в детстве серьёзно подводили и разочаровывали, то он с тех пор испытывает недостаток уверенности в себе. Такие люди просто не могут доверять кому-либо, потому что, когда они нуждались в этом больше всего, их самые сильные ожидания не осуществились, вот они и не научились доверять.
В наши дни прокормить семью в Европе не проблема. Но вам необходимо душевное равновесие. Вы должны дать ребенку ощущение стабильности, чтобы он смог выжить в этом мире. Иначе все в семье будут страдать. И хуже всего придётся самим родителям, когда их дети вырастут.
Как много семей к этому не готовы! Люди нередко берут на себя обязательства, но не могут выполнять их даже в течение шести месяцев! Однако иметь семью — это значит принять обязательство не менее чем на двадцать один год: пока ребенок не достигнет совершеннолетия. Поэтому вам следует спросить себя: «Достаточно ли у меня мудрости, достаточно ли сил, чтобы возложить на себя ответственность на долгие годы?
Если вы действительно считаете, что должны о ком заботиться, то в мире есть миллионы детей, умирают от голода. Вы можете давать им деньги, и они бут так вам благодарны! Ваши собственные дети нередко будут брать всё, что вы им даёте, воспринимая это как должное. Они не будут благодарны вам, так как считают, что получают это по праву. Но если вы дадите хоть полфунта чужому малышу, он будет искренне вам благодарен.
Много приличных семей делают всё, чтобы правильно воспитать своих детей. Учат их не курить, не делать то, не делать это. И им это удаётся, до тех пор пока ребёнок не отправляется в школу. Но вот он встречается с другими детьми, которые говорят ему: «Ты какой-то странный, ты нам не подходишь! Может, покурим травки? И всё — конец воспитанию.
Какой же смысл прикладывать столько усилий, если всё, чему вы старались научить детей, оказывается впустую, как только они отправляются в школу? В наше время молодые ребята и девушки считают себя странными, «не от мира сего», если не курят и вообще не копируют то, что делают другие. Это же модно, поэтому те, кто пытается не курить, оказываются в изоляции. друзей у них всё меньше и меньше, и однажды через пачку сигарет они вливаются в стадо, а поскольку они раньше всю жизнь от этого отказывались, то теперь думают: «я свободен, как же это замечательно, ура!»
Нам нужна мудрость, чтобы помочь этим школьникам обратить их внимание на множество других способов наслаждаться жизнью. Особенно сейчас: вы можете показывать им чудеса природы, брать их с собой в деревню, учить, как быть здоровыми людьми, вместо того чтобы портить здоровье курением, алкоголем или наркотиками. И мне очень жаль всех, кто тратит столько сил на «правильное» воспитание своих детей, но в итоге терпит полный провал. В наши дни воспитывать детей так сложно! Кругом сплошные помехи. Поэтому лучше не брать на себя эту ответственность, если вы не чувствуете, что по-настоящему готовы выдержать это испытание. Нам постоянно твердят о необходимости поддержания уровня рождаемости, но зачем нам кормить так много людей? В конце концов, если население уменьшится, но всё это будут достойные люди, то не останется и проблем. А в наше время, похоже, порядочных людей становится всё меньше! Прежде всего, потому, что у людей не хватает времени, чтобы обрести внутреннюю мудрость. Оставляя наш ум в его нынешнем состоянии, мы обречены на внутренний хаос. Непокорный ум — это ум чрезмерно усложнённый. К примеру, вам кажется, что вы в ком-то нуждаетесь. Но как только этот человек обращает на вас внимание, вы тут же теряете к нему интерес, так как считаете, что добились своего слишком лёгкой ценой. Но стоит кому-то вас отвергнуть, как вы готовы пойти на всё, стараясь во что бы то ни стало добиться его или её расположения.
Зачем мы так усложняем себе жизнь? Почему мы считаем, что достичь удовлетворения можно, лишь преодолев трудности?
Если мы так и не решимся последовать духовным путём, то всё, что бы мы ни делали, послужит лишь удовлетворению наших мирских амбиций, мирских целей, совершенно ненадёжных и эфемерных. Мне кажется, что в этом мире на долю людей обеспеченных, беспокоящихся о сохранности своих капиталов, выпадает больше боли и страданий, чем на долю тех, кому приходится спать на улице. У нищих намного меньше причин для волнения. Когда люди небогатые думают, что были бы счастливее, будь они состоятельнее, я считаю, они абсолютно не правы. Надо быть реалистичнее. Ни богатство, ни межличностные взаимоотношения не приносят подлинного счастья.
Обладать мудростью — значит быть по-настоящему честным с самим собой в любых ситуациях. Если бы вы вложили в медитацию столько же энергии, сколько вы тратите на погоню за мирскими удовольствиями, то, ручаюсь, вы были бы намного счастливее! Я говорю всё это лишь для вашей собственной пользы. Если я не заострю ваше внимание на этом, вы можете об этом даже и не подумать. Вам кажется, что ваш образ жизни безупречен, потому что такова ваша традиция, ваша культура. А мне со стороны всё видится несколько иначе, и, возможно, я именно тот человек, который покажет вам, что возможен и другой подход.
Таким образом, что бы вы в жизни ни делали, для принятия правильных решений всегда необходима мудрость. И считаю, что возраст здесь не имеет особого значения. Если вы способны всегда принимать правильные решения и прежде чем что-либо предпринять, думаете, а не бросаетесь сломя голову, если в своих реакциях вы выдержанны, если вы регулярно медитируете, то к вам приходит понимание. Вы разберётесь, что правильно, а что неправильно, что хорошо и что плохо. даже если вас кто-то рассердит, то, прежде чем вспылить, вы подумаете: «А почему, собственно, я позволил, чтобы слова или действия этого человека расстроили меня? Правильно ли считать, что я должен давать отпор? Не решится ли вся проблема, если я просто оставлю это без внимания?»
В большинстве случаев, как бы вы ни были возбуждены, если вы уделите некоторое время медитации, то сможете растворить внутри её все проблемы. Возможно, вам и не нужно будет ничего делать. Возможно, вам и говорить ничего не придётся. И даже если вы обнаружите, что всё же необходимо что-то предпринять, вы найдёте способ разобраться с этой проблемой мудро. Буд.цисты всегда говорят о необходимости соединять «метода и «мудрость», использовать искусные средства. Если у вас нет мудрости, то не будет ни искусных средств, ни способов справляться с ситуациями. Люди, которым недостаёт мудрости, никогда не думают, что говорят, и таким образом порождают множество проблем. Если вы искусны, вы знаете, что необходимо сделать, чтобы помочь другим. Вы всегда будете очень осторожны в словах, чтобы никого не ранить.
Медитация — единственный способ самореализоваться и познать глубокую удовлетворённость, ведь что бы мы ни делали в жизни, любое наше решение, значительное или не очень, следует тщательно обдумать. Мы должны ясно увидеть, что реалистично, а что невозможно, что необходимо, а что — нет. Как только мы всё это разложим по полочкам, принять решение станет намного легче.
А развиваются такие навыки именно через медитацию. Чтобы заниматься простой медитацией, не нужно идти в храм, не нужно становиться монахом или ламой.
Можно оставаться тем, кто вы есть, и просто медитировать всякий раз, когда находите время. Регулярная практика отточит вашу осознанность.
Как я уже объяснял, большую часть времени мы не отдаём себе отчёта в том, где витает наш разум, мы не вспоминаем о нём и он просто исчезает. Развитие осознанности означает, что вы внимательны ко всему, что делаете: вы осознаёте, что говорите, что думаете, что едите, и эта осознанность охраняет вас от серьёзной беды. Недостаток внимательности — вот причина многих человеческих ошибок. Согласно буддизму, если мы будем по-настоящему внимательны, то проявится наша чистая природа будды и наши действия всегда будут искусны. Но без должного руководства и от недостатка осознанности люди совершают ошибки.
Медитация — это оттачивание нашей осознанности. Сначала мы вырабатываем этот навык внимательности при формальной сидячей медитации, а затем учимся применять его в повседневной жизни, покидая свою комнату и вроде уже не медитируя. Тем или иным образом эта осознанность должна присутствовать в нашей жизни всё время, где бы мы ни были и что бы ни происходило. Разумеется, это процесс постепенный, и, прежде всего, мы должны дать своему уму успокоиться.