Живая Дхарма, или Дхарма для жизни
Развитие внутреннего потенциала
Если кто-то действительно хочет извлечь пользу из буддийского учения, то медитация — это верный способ достичь цели. Чтобы понять, что все мы — потенциальные будды, нам нужно лишь немного времени и место, где можно сесть и расслабиться, физически и умственно. Мы должны выкраивать по крайней мере пятнадцать минут времени каждое утро, чтобы посидеть в тихом месте и подумать о том, что мы собираемся делать в течение дня. И всегда следует помнить о бдительности и памятовании применительно к действиям нашего тела, речи и ума.
Иногда люди отговариваются работой, семьёй и множеством дел, утверждая, что не в состоянии найти время для медитации, но они поступают не слишком мудро. Возможно, где-то в глубине души вы знаете, что научиться медитировать — это единственное, что поможет укрепить разум и даст направление, некую цель в жизни. Если вокруг одни безумцы, то неужели и вам следует лишиться разума в этом безумном мире? Вы видите, что все бегут, поэтому и вы, не подумав как следует, начинаете бежать, почти бесцельно — если не считать целью получение работы и добычу некоторого количества денег. Это сумасшедший мир! Предполагается, что у нас, людей, есть некие преимущества по сравнению с животными. Мы можем решать, что нам делать, чем заниматься, можем планировать свою жизнь, но всё это требует времени и определённых обязательств.
Если вы попытаетесь найти ежедневно четверть часа для медитации, то сможете получить от этого реальную пользу. Это преобразит вас, сделав очень позитивным человеком. Если каждое утро вы станете уделять некоторое время медитации и будете наблюдать, как можно укротить свой ум и изменить собственные привычки, то в конце концов увидите в себе реальную перемену. В ту минуту, когда начнёт проявляться старая привычка, ваш разум пошлёт сообщение: «Остановись, не делай этого!» — и вы остановитесь. Например, если вы решили использовать свою речь более осмысленно, чтобы приносить людям радость и счастье, то всякий раз, когда появится искушение посплетничать или произнести обидное слово, вы осознаете это и сможете остановиться, не причиняя, таким образом, вреда другим и не умножая хаос вокруг.
Как же это здорово — быть способным по-настоящему изменить себя! Именно это следует сделать прежде, чем пытаться изменить мир. Пока мы не в состоянии изменить себя, говорить об изменении других бесполезно. Мы не сможем ни на кого повлиять. Но если мы сумеем изменить себя, нам не понадобится ничего проповедовать — это изменение заметит каждый. Каждый увидит, что мы теперь способны справиться со своей жизнью лучше, чем другие, что мы контролируем свои поступки и речь. И в это самое время мы естественным образом повлияем на людей, и они, в свою очередь, постараются измениться к лучшему.
Поэтому необходимо найти побудительный мотив и развить готовность учиться укрощать свой ум. Если мы твёрдо убеждены в важности обретения внутренней умиротворённости, которую никто не сможет у нас отнять, то мы найдём для этого время. Время всегда можно найти, ведь на удовольствия времени всегда хватает, у нас нет в нём недостатка для болтовни или развлечений. Не лучше ли сохранять свой внутренний покой, не завися при этом от других людей или организаций?
Научиться медитации нелегко, потому что люди в наше время так несчастны и раздражительны! Как только мы садимся и пытаемся медитировать, мы оказываемся во власти наших неврозов и эмоций. Вот почему вместо стремления к обретению внутреннего покоя мы обычно позволяем себе разрушать счастье других людей. Ведь это гораздо легче! Всех уничтожить, всех обвинить — намного проще, чем признать свою вину.
Однако всем известно: когда мы спокойны, миролюбивы и уравновешенны, мы добрее и великодушнее. Любой из нас может стать таким замечательным человеком, если ему хватит мудрости, чтобы развить внутреннюю умиротворённость!
Такие ламы, как я, пытаются помочь вам обрести это внутреннее спокойствие и понять его пользу, а также объясняют, что необходимо для этого сделать.
Медитация — ключ к удовлетворению потребностей
Где бы я ни находился, я стараюсь помочь новичкам научиться правильно медитировать и показать тем, кто считает себя уже опытным и полагает, что знает всё о медитации, что у них всё ещё остаётся достаточно возможностей для совершенствования.
Согласно нашей линии передачи учения, если кто-то практикует буддизм искренне и должным образом, то медитация становится его пищей, его спутником, его богатством, полностью удовлетворяя все его потребности и нужды!
Миларепа, пожалуй, самый известный тибетский йогин, живший в XI столетии, — надеюсь, многие из вас читали историю его жизни и знакомы с его песнями. Когда он медитировал в горах, ему было нечего есть, кроме крапивы, от чего всё тело его стало зелёным. Король Непала однажды пригласил Миларепу к себе и предложил ему большое богатство, но тот отказался. Йогин отвечал, что он на самом деле богаче короля, потому что ни в чём не нуждается.
Ментально мы очень богаты, когда ничего не желаем. По опыту знаю: главное — принять всем сердцем идею, какой бы сложной для восприятия она ни казалась, что медитация может полностью удовлетворить все наши потребности. Я, монах, по сравнению с человеком преуспевающим, имеющим работу, жену, детей, деньги, не имею ничего, но если сравнить состояние души такого человека с моим, то я несоизмеримо богаче, так как мне нечего терять. А поскольку терять мне нечего, мне неведом страх. Когда владеешь чем-то, боишься это потерять. Когда желаешь приобрести какую-нибудь замечательную вещь, то завидуешь тому, у кого она есть, однако, получив желаемое, ты вынужден хранить и оберегать эту вещь. Я не имею ничего, и потому я доволен всем. Что мне нужно? Только простая еда, чтобы поддержать существование, да крыша над головой. Я счастлив везде, где бы ни находился. Я могу поехать в любую часть света и везде буду чувствовать себя хорошо. Я всегда в согласии с самим собой. И всё это благодаря разуму, исполняющему мои желания: разум исполняет всё. Я получил всё, что мне необходимо. Мне не нужно гоняться за соблазнами внешнего мира. Я нашёл всё, что желал, прямо здесь, в своём собственном разуме. Именно поэтому я свободен.
Для меня медитация — это лучшее учение, какое только может дать учитель. В буддийских центрах мне могут говорить: «Не обучайте медитации, люди этого не любят и разбегутся!» Но если мы только говорим и говорим, но ни один из нас не медитирует, что же тогда изменится? Насколько я понял своего гуру, простота, преданность, вера и строгая ежедневная практика медитации — вот что действительно имеет значение. Медитация подобна вкушению пищи: её нужно выполнять каждый день. Многие медитируют от случая к случаю. Они могут медитировать часами, когда чувствуют себя хорошо, но когда они подавлены, то совсем прекращают это занятие, именно тогда, когда это больше всего им необходимо! Мы должны развивать уравновешенность с помощью регулярной ежедневной практики.