Лекарства, которые нас не лечат
Производство лекарств — это всего лишь бизнес, несмотря на декларируемые принципы: дескать, радеем о здоровье всего мира. Абсолютное большинство из так называемых новых лекарственных средств на самом деле… таковыми не являются. Свидетельством тому — данные исследования американского FDA (Управление контроля качества пищевых продуктов и лекарств). На момент выведения на рынок 348 новых лекарств, созданных в 25 крупнейших фармацевтических компаниях США в 1981-1988 гг., FDA заявило о них следующее: — 3% (12 лекарств) внесли важный потенциальный вклад в современную фармакотерапию; — 13% внесли скромный вклад; — оставшиеся 84% лекарств внесли небольшой или не внесли никакого вклада. Не так давно американский исследователь Эндрю Четли в книге «Проблемные лекарства» привел документально подтвержденные свидетельства того, что: — четыре из каждых пяти противодиарейных продуктов на рынке не имеют никакой ценности при лечении острой диареи; — почти 50% всех противодиарейных продуктов на рынке содержат ненужное противомикробное лекарство; — более 80% всех препаратов от кашля и насморка содержат неэффективные ингредиенты, тогда как более 50% содержат ингредиенты, способные вызвать вредные побочные эффекты; — 1 из каждых 3 анальгетиков является комбинированным продуктом, что может вызвать почечную недостаточность, а 1 из каждых 5 содержит потенциально вредные ингредиенты.
Отдельно выделены витамины. Так, независимые исследования показали, что более 80% всех витаминных препаратов нельзя рекомендовать к использованию; почти 60% из них имеют показания, не подтвержденные доказательствами; более 40% содержат несущественные или неэффективные ингредиенты; более 50% имеют нерациональную формулу; почти 50% витаминов предлагают в чрезмерной дозировке. Своеобразный итог открытиям доктора Четли подвел на Х Российском конгрессе «Человек и лекарство» директор Фармакопеи США доктор Вильямс. Он заявил, что от врачебных ошибок, в том числе от нежелаемого действия лекарственных средств, в Штатах ежегодно умирает свыше 100 тысяч человек. Осложнения лекарственной терапии поделили там 4-6 места среди причин смертности после сердечно-сосудистых, онкологических, бронхолегочных заболеваний и травм. Ответ на извечный вопрос: «Что делать?» дал еще несколько десятилетий назад известнейший врач, академик Борис Вотчал. Тот самый, который автор доныне популярных у сердечников капель. Предупреждая от чрезмерного увлечения таблетками и микстурами, он говорил: «Мы живем в век безопасной хирургии и все более опасной лекарственной терапии». Остается только вывесить эти слова на видном месте в каждой аптеке, чтобы простой обыватель перестал видеть в лекарстве только друга. А также отвык верить тем, кто на все лады расхваливает то или иное средство. Любой препарат уже изначально, по природе своей, является биологически активным веществом, «энергия» которого даже при грамотном применении может дать эффект, прямо противоположный ожидаемому.
Лидеры в списке самых опасных лекарств.
Несколько независимых групп экспертов ВОЗ провели масштабные, многоцентровые статистические исследования целью которых было выявить самые вредные лекарства. С течением времени, проблема вредного воздействия фармацевтических препаратов становится все актуальнее. Ежедневно в мире синтезируется около 50 новых химических соединений, сколько из них потенциально смогут применяться в фармакологии никому точно не известно. Исходя из этого международные эксперты решили для начала обозначить неликвидные препараты среди уже известных, а затем уже браться за новшества. Итак, по их данным, список «самых вредных» возглавили следующие медикаменты:
Лекарства от ожирения . Все новые и новые лекарственные средства изымаются из продажи.
Препараты, содержащие амфетамин, вызывали зависимость, отрицательно влияли на сердце.
Средства, в состав которых входил фенфлюрамин, приводили к таким серьезным повреждениям клапанов сердца, что требовалось хирургическое вмешательство.
Очередная «сенсация», лекарство с дексфлюрамином – изолипан, способствовал патологическим изменениям в легких.
Гормон роста. «Чудодейственное средство» для детей, лишенных фактора роста, несколько лет производили во Франции из гипофиза умерших людей, среди которых были больные смертельной дегенеративной болезнью Крейтцфельдта – Якоба. В 1984-1986 годах более тысячи детей получили инфицированный гормон, многие умерли. Год назад родители некоторых из них подали в суд иск против Института Пастера и «France Hypophyse» производителей гормона, а также против врачей, которые назначали это средство.
Антихолестериновое средство фирмы Bayer – липобай (церивастатин) – только в самих Соединенных Штатах вызвало 52 смерти и 1100 случаев серьезного повреждения мышц. Кроме того, препарат способствовал нарушению функции почек. Французское агентство санитарной безопасности зарегистрировало 20 случаев серьезной угрозы для здоровья у лиц, сочетающих два разных лекарственных средства, снижающих уровень холестерина в крови: церивастатин и гемфиброзил. Всего в мире такое сочетание употребляли около 6 миллионов человек.
Талидомид – печально известное, успокаивающее средство, которое назначали беременным женщинам как препарат, улучшающий сон, — вызвал нарушения развития (главным образом недоразвитие конечностей, глухоту, слепоту и расщепление неба) у более чем 10 тысяч детей. В настоящее время установлено, что талидомид понижает в организме уровень альфа-фактора некроза опухолей (биологически активной субстанции, усиливающей воспаление), а потому этот препарат (не без успеха) используется в лечении лепры (проказы). Фирма Bayer отозвала с рынка свой препарат липобай именно в связи с выявленными серьезными побочными эффектами.