Нирвана в каждом мгновении

Двое смотрели в лужу:
Один видел лишь грязную воду,
Другой - звезды, что там отражались.


Интересное наблюдение. Совсем недавно заметил, что многие люди по-разному относятся к одним и тем же событиям в их жизни, и жизни окружающих их людей.

Как-то наблюдал такую картину: был довольно теплый день, как раз такой, когда уже не холодно настолько, чтобы сидеть дома и не показывать носа на улицу, но уже достаточно тепло, чтобы народ повалил на улицу и взял с собой своих чад. И несколько таких вот ребятишек бегали друг за другом, и, видимо насмотревшись фильмов, кричали друг другу: "Догоню и убью". Услышав такое, бабушка, которая до этого мирно дремала на скамейке, вскочила, подбежала к своему внучонку и начала отчитывать его за то, что он говорит своему товарищу. Внук смотрел на бабушку, хлопал глазами и, со стороны было видно, что в его голове судорожно роились мысли о том, что же он сказал не так, ведь в действительности он ничего такого на уме и не держал, ведь это была такая игра, при которой кто-то бежит, а другой бежит еще быстрее и пытается догнать.

Каждый воспринимает мир по-своему, преломляет его через "призму" своего восприятия и понимания, и суждений. Отовсюду доносятся крики: "Бросьте сансару, ищите нирвану!" А где ее искать? Да и нужно ли?

Мы живем в мире, который требует от нас того, чтобы мы бегали по кругу ежедневных событий и обязанностей, ежедневных поручений и ситуаций. Это напоминает лошадь или ослика, который молол зерно в муку, бегая по кругу. И чтобы такому ослику мир не был в тягость, и он не сходил с ума, ему завязывали глаза.

Так вот и многие из нас бегают по такому кругу жизни с завязанными глазами, смотря только вперед и, даже не делая попытки, оглянуться по сторонам. А иногда стоило бы…

Я думаю многие, или даже все читающие когда-то видели процессию, двигающуюся за гробом, в котором лежит тот или иной человек. Если в следующий раз попадется такая ситуация, посмотрите на людей, которые не связаны с покойником, а просто случайно сталкиваются с такой процессией: кто-то отворачивается, кто-то выражает откровенную неприязнь, кто-то крестится и перебегает дорогу, в надежде на то, что с ним в ближайшее время, а может и никогда такого не случится. Большинство решает, что если их это не касается, то даже не стоит об этом задумываться или все-таки стоит?

Люди, которые уже некоторое время своей жизни занимаются практикой, наверное, скажут - это проявление бренности. Да, и будут правы. Но насколько такая мысль приблизит к Освобождению?

Кто-то увидит такую ситуацию и, увидев, просто прочувствует и попытается осознать ситуацию и понять, чему же она может научить и какую пользу можно отсюда извлечь? Может этот человек, чье тело сейчас покоится в гробу, еще вчера строил планы о том, что стоит ему сделать в будущем: завтра и послезавтра, а потом отложил свои дела, так и оставив их неоконченными? Какими были его мысли незадолго до смерти, думал ли он о том, что завтра для него может и не наступить? Какие мысли одолевали и захватывали его, делали своим рабом или рабом чужих мыслей или желаний?

Практика бренности именно тем и хороша, что помогает отстраниться от мирской суеты и взглянуть на нее со стороны, взглянуть со стороны не только на окружающий мир, но и себя самого, увидеть какие желания или нежелания довлеют над тобой сейчас? А потом может возникнуть понимание того, что такое построение планов о жизни, стремление достичь чего-то, что в принципе и не нужно для полноценной жизни, что может даже мешает смотреть на жизнь. Ведь можно просто взирать по сторонам с любознательностью ребенка и мудростью аскета, видя насколько бесполезна пустая беготня, откладывание дел на потом, захваченность вещами, идеями или целями. Она позволяет остановиться и осмотреться, что же мы имеем сейчас и чего же мы хотим достичь, используя знания и умения, полученные в этой жизни, в этом мире.

По моему личному впечатлению, сансара - это не окружающий мир, это мир внутри нас. Это мир, который в той или иной степени заставляет нас бегать, высунув языки; мир, который дергает нас за "ниточки" наших желаний и отвращений и не дает просто видеть этот мир. Это даже не мир, это мы сами, дергая себя и пиная, толкаем к достижению каких-то целей. При этом достижение их значения не имеет, достигнув одного, хотим другого или сразу и того и другого. А потом видим новые цели и двигаемся уже к ним, не для того, чтобы достичь их, а просто, чтобы постоянно находиться в движении, просто бежать, не разбирая дороги, натыкаясь на камни, падая а потом поднимаясь, чтобы находиться в процессе и не важно, что это больше напоминает не бег по прямой, а бег по кругу. Ведь главное, это бежать, чтобы все вокруг не казалось таким страшным и сердитым. Иногда такой бег напоминает человека в панике, который бежит непонятно от чего, и не известно куда, чтобы просто бежать и надеяться, что, то, что бежит за тобой, тебя не догонит, даже не задаваясь вопросом: "Если ли что-то позади и не бегу ли я в тупик?" Здесь важна сама беготня, важно, чтобы окружающий мир не догнал и не дал столкнуться с чудовищами, которые сам бегун и породил.

Самое интересное, что те, кто считают окружающий мир - "порочным и грязным" даже не пытаются использовать его для своей жизни, сами пропитываются этой "установкой грязи" и становятся не "чище" этого мира вокруг них. Закрывая глаза, и делая вид, что этого мир не существуют, они строят себе замки из облаков и собственных фантазий, а потом разочаровываются, когда такие замки рассыпаются от первого дуновения, ища виновных и не находя считая их происками неизвестно чего.

Иногда просто, чтобы двигаться дальше, нужно остановиться и решить, а стоит ли?

И куда же мы доберемся, достигнув цели? И стоит ли цель сама по себе того, чтобы за нее бороться и тратить свою жизнь на то, чтобы двигаться к ней?

Окружающий мир, каким бы ярлыком мы его не награждали: святым или порочным, светлым или темным, реальным или феерическим постоянно подкидывает нам такие ситуации, в которых мы можем остановиться. И увидев то или иное, двигаться дальше или, перестроив приоритетность своих целей найти что-то, что позволит быть нам более счастливыми и самодостаточными, в хорошем понимании этого слова.

Мне кажется, что достижение нирваны, не в смысле понятия "рая" в христианском разумении, а более широком, состоит в том, чтобы жить в гармонии с собой и гармонии с окружающим миром, не ставя на ярлыки, а используя все те события и ситуации, которые он нам преподносит для достижении целей своего внутреннего развития или более полного осознавания этого мира в целом и в частности себя, как части его. И зачем искать то, что уже и так с тобой, зачем создавать еще одну цель, к которой надо бежать, если можно приостановиться и наслаждаясь, совершенствоваться самому и помогать в этом людям, идущим рядом с тобой. Не стоит говорить и о том, что нужно просто сесть или лечь, скрестить руки на груди и ждать, когда с неба свалится нирвана… Не свалится, просто для того, чтобы чего-то достичь не обязательно нестись в погоне за мечтой, а стоит воспользоваться тем, что уже есть и использовать это для того, чтобы достижение цели стало более комфортным и легким. Все зависит от того, можешь ли ты это использовать для собственного развития или все понимание состоит в том, чтобы лишь навесить ярлычки и рассказывать окружающим насколько у тебя все плохо и ужасно?

Окружающий нас мир, это не свалка отбросов и не гора сокровищ, это лишь то, что мы в нем видим. И если мы сможем воспользоваться тем, что мы увидели, разве не станет наше понимание этого мира еще более полным и практичным, а наша жизнь более насыщенной и комфортной?

Поделиться в социальных сетях

GoogleAnalytics

Войти

[X]

Служебный вход