template ."/tools.php");?>

Далай-лама XIV идет на уступки Китаю

Он впервые публично отказался от борьбы за суверенитет Тибета

Такое решение Его Святейшества, вызвавшее живейший отклик среди буддистов, способно серьезно повлиять на развитие религиозной ситуации в Бурятии как в ближайшее время, так и в долгосрочной перспективе

Сенсация мирового масштаба

Это заявление было сделано 14 марта в эксклюзивном интервью, опубликованном в гонконгской газете «South China Morning Post». Далай-лама согласился с тем, что Тибет остается частью Китая, но при условии «сохранения… культуры, духовности и окружающей среды». По его мнению, это позволит тибетцам извлечь выгоду из стремительного экономического роста Китая.
Такое заявление Учителя, который для многих уже превратился в символ борьбы за независимость, не могло не вызвать отрицательную реакцию многих тибетцев, живущих по всему миру. Тибет был оккупирован Китаем в 1950 году. Через девять лет Далай-лама вынужден был бежать в Индию, где возглавил тибетское правительство в изгнании. Помимо шести тысяч монахов, из Тибета бежали 100 тысяч человек. Большинство из них оказалось в Индии, меньшее число — в Непале, Бутане и других странах.

Бурятия уже на протяжении более десятка лет является центром тибетской эмиграции в России. К нам приезжают в основном монахи или бывшие монахи, часть из которых имеет российское гражданство. Несмотря на свою малочисленность, их здесь не более двадцати человек, они приобрели большое влияние в Бурятии.
В первую очередь, это Еше-Лодой Римпоче, построивший дацан на Лысой горе, и Геше Тинлэй, строящий Дхарма-центр в 102-м квартале, имеющий многочисленных учеников из числа интеллектуалов во многих городах России и стран ближнего и дальнего зарубежья. По некоторым данным, в Улан-Удэ, в районе Левого берега, тибетец Шираб-Гъяцо начинает строительство еще одного центра.

На просьбу «ИП» прокомментировать заявления Его Святейшества Тензин-лама, помощник Еше-Лодой Римпоче, ответил отказом.

 

Геополитика с участием Бурятии

Между тем заявление Далай-ламы может серьезно повлиять на религиозную ситуацию в Бурятии и соседних регионах. В связи с наметившимся сближением позиций тибетского правительства в изгнании и Китая возрастает вероятность приезда Его Святейшества в Россию, в том числе и в Бурятию, где его на протяжении долгих лет ждут верующие.
— Мы обратили внимание на интервью Далай-ламы, — сказал представитель МИД КНР Лю Цзяньчао, сообщает «Интерфакс».

До сих пор Сангха России успешно играла на противостоянии между Пекином и резиденцией Далай- ламы в Индии. В Индии учатся бурятские хувараки, туда же ездят многочисленные паломники. Одновременно Сангха поддерживает связи с Буддийской ассоциацией Китая, очередной визит делегации которой ожидается нынче летом. Но вероятное возвращение тибетцев в лоно Китая ограничивает бурятским буддистам свободу для маневра. Скорее всего, поток паломников и монахов из республики развернется в традиционном направлении — в Лхасу, столицу Тибета, находящуюся под контролем Пекина. В результате в Бурятии и Забайкалье к мощному экономическому присутствию Поднебесной прибавится и религиозное.

 

Тибетский вызов Сангхе

— Приезд в Бурятию Далай-ламы возможен только при условии совместных усилий Сангхи России и тибетской администрации, — заявил пандито хамбо-лама Буддийской традиционной сангхи России Дамба Аюшеев. — Решение об этом было принято на хурале 28 февраля текущего года.
Хамбо-лама говорит, что Сангха готова принять его в любое время, но при условии согласия МИД РФ. Гораздо большую озабоченность бурятского иерарха вызывает неподконтрольная деятельность тибетских священнослужителей в республике. В свое время большинство из них были приглашены Сангхой для преподавания по направлению Далай-ламы. Освоившись здесь, тибетцы создали свои независимые и довольно богатые общины.

Существование храма на Лысой горе и слухи о строительстве второго дацана в районе Левого берега Аюшеев расценил как вызов Сангхе: «Выделение участков под строительство тибетских храмов — это результат недальновидности наших чиновников. В будущем они станут форпостом китайского влияния. В Китае буддизм не делится на китайский или тибетский и находится под полным контролем властей. Мы ведь не имеем дацанов в Тибете, Внутренней Монголии и Пекине. Почему они могут строить их у нас? И вообще, Верхнеудинск всегда был традиционно православным городом. Буряты строили монастыри в сельской местности, а строительство дацана на Верхней Березовке согласовано с православной церковью».

По сути хамбо-лама Дамба Аюшеев обвинил местные власти в покровительстве приезжим ламам.
— Это внутренние противоречия среди буддистов, — заявил Александр Елаев, заместитель председателя Комитета по межнациональным отношениям и связям с общественными и религиозными организациями и информацией правительства РБ. — Мы не вправе регулировать, рекомендовать и вмешиваться в их отношения. Для нас они все равны.

Привет с Тибета

А вот как оценивает тибетский вопрос применительно к Бурятии Андрей Стрелков, кандидат исторических наук, докторант Санкт-Петербургского филиала Института востоковедения РАН. На днях он вернулся из своей четвертой поездки в Тибет, где обошел все крупнейшие буддийские монастыри.

— У Далай-ламы есть один выход — возвратиться на родину и воссоединиться с народом. Это неизбежно, он в возрасте и не может умереть в изгнании. И вернется он не на пустое место, те ламы, которые остались там, спасли Учение и народ. За годы китайского господства Римпоче (учителя-перерожденцы) пусть и в узком кругу, но сумели сохранить былой уровень знаний. Например, мой друг в течение девяти лет с 9 утра до 9 вечера находится в состоянии созерцания. Тибетцы не стали китайцами, они не сломлены и они не смирились. Духовное величие Тибета сохранилось. Развитие религиозных связей с ними не представляет опасности, оно может быть плодотворно, но оно должно быть отделено от политики.

Впрочем, относительно будущего Его Святейшества есть и другие мнения.
— Вряд ли Далай-лама и Пекин быстро сблизятся, — считает Евгений Кислов, председатель республиканского правозащитного центра, достаточно долго отслеживающий ситуацию в религиозном мире Бурятии и имеющий ряд серьезных публикаций на эту тему. — Это заявление серьезное и важное, но оно готовилось давно. Что касается влияния тибетских проповедников в Бурятии, здесь оно не так высоко по сравнению с Калмыкией и Тувой. В дальнейшем, с прибытием обученных бурятских лам из Индии, оно будет только снижаться, хотя они и сохранят свою небольшую нишу в религиозной палитре республики. В этой связи, я думаю, позиция хамбо-ламы Аюшеева объяснима. А его роль как лидера будет только возрастать.

Поделиться в социальных сетях

GoogleAnalytics

Войти

[X]

Служебный вход