template ."/tools.php");?>

Русская Православная Секта или воздействие РПЦ на сознание человека

Тема борьбы с "тоталитарными сектами" уже давно де-факто стала в России официальной идеологией. Проводятся конференции на эту тему; создаются фильмы, претендующие на документальность, в которых героические журналисты разоблачают "звериный оскал сектанства"; создаются "реабилитационные центры для жертв тоталитарных сект"; появилась даже особая, неизвестная нигде в мире специальность - "сектолог". И всей этой бурной деятельностью по спасению "заблудших душ" руководит Русская Православная Церковь (РПЦ), которая в тесной спайке с российской государственной властью организует эти конференции, спонсирует фильмы и раздает ордена наиболее ярым "сектоборцам".

Тема борьбы с "тоталитарными сектами" уже давно де-факто стала в России официальной идеологией. Проводятся конференции на эту тему; создаются фильмы, претендующие на документальность, в которых героические журналисты разоблачают "звериный оскал сектанства"; создаются "реабилитационные центры для жертв тоталитарных сект"; появилась даже особая, неизвестная нигде в мире специальность - "сектолог". И всей этой бурной деятельностью по спасению "заблудших душ" руководит Русская Православная Церковь (РПЦ), которая в тесной спайке с российской государственной властью организует эти конференции, спонсирует фильмы и раздает ордена наиболее ярым "сектоборцам".

Но, какое отношение все это имеет к Украине, спросите вы? Действительно, в ТАКИХ масштабах борьба с другими религиозными организациями на Украине не ведется. Прежде всего потому, что весь инквизиторский "пар" РПЦ уходит у нас на борьбу с прямыми конкурентами: Киевсим Патриархатом, католиками и греко-католиками. Однако, кое что из арсенала РПЦ просачивается уже и в нашу страну. Уже появились несколько "реабилитационных центров" и "групп по борьбе с сектами", гастролирует по украинской земле известный российский "сектоборец" дьякон Кураев, в Верховной Раде проталкивается закон о делении верующих на "традиционных" и "нетрадиционных", выходит фильм "Секты. Контроль сознания", как под копирку списанный с подобных российских фильмов. В общем - святое дело "сектоборства" начинает потихоньку пускать корни и на украинской почве.

Именно поэтому редакция нашего сайта решила разместить здесь этот материал, надеясь, что он послужит лишь зарисовкой в стиле известного в советское время жанра "Их нравы".


Русская Православная Секта или воздействие РПЦ на сознание человека

Источник: Интернет-журнал "Добрые люди"

В последнее время в России все чаще стали выходить работы и доклады современных психологов на тему «Психологическое воздействие в тоталитарных сектах» и «Реабилитация пострадавших от деструктивных культов». Обилие таких статей наводит на мысль о фатальном нашествии всевозможных опасных религиозных (и не очень) организаций и течений на нашу страну. При этом неумолимо заражаешься «тоталитарной» паранойей, и уже готов взять в руки автомат и мочить ненавистных сектантов направо и налево, защищая от страшных врагов наше ранимое общество….

Однако, если остановиться и задуматься над этой проблемой, начинает складываться впечатление, что наши уважаемые психологи идут на поводу еще одной религиозной организации, с особым азартом и энтузиазмом оперирующей понятиями «секта» и «деструктивный культ». Известно ведь, что слово «сектант» (современная альтернатива инквизиторскому «еретик») было введено в обиход священнослужителями русской православной церкви. Введено именно с целью подавить все альтернативные (а, следовательно, конкурирующие) течения и организации.

Не хотелось бы вдаваться в религиозную полемику, кидаться цитатами из Библии и выяснять, чей бог «круче». Отбросим также такие понятия, как «традиция», «испокон веку» и «наши бабушки верили»… Просто проанализируем деятельность самой РПЦ на основе тех же критериев, которыми с такой легкостью пользуются ее адепты.

Так, в своей статье «Психологическое воздействие в тоталитарных сектах» (www.psyfactor.by.ru) И.Молчанов указывает на следующие механизмы воздействия сект на сознание человека:
1. Монологичность;
2. Понижение сопротивляемости;
3. Опора на мифологию;
4. Коллективизм;

1. Монологичность. Первым делом объявляются «дьявольскими» любые другие источники информации (СМИ, родители, друзья), тем самым достигается однонаправленность воздействия.
Единственно верным источником информации в православном храме является местный батюшка, обладающий монополией на истину в качестве «рупора воли Божьей». Даже если другие источники информации (например, семья) одобряются, то они все же тщательно контролируются «православной цензурой». И если твой друг обладает «неблагословенной информацией», общение с ним считается неблагонадежным, «вводящим во искушение». Любые новые источники (особенно религиозной и идеологической направленности) проходят одобрение у батюшки – «тест на благословенность». Вольнодумство – грех. Свое мнение – гордость, еще больший грех. Как видите, монологичность и однонаправленность воздействия обеспечена.

2. Понижение сопротивления. Здесь используются чисто физиологические механизмы: отсутствие белковой еды, уменьшение числа часов сна делают человека более внушаемым. Повторение бессмысленных словосочетаний, осмысленных молитв неограниченное количество раз также понижает сопротивляемость.
Аскетизм, «умерщвление плоти», пост – несомненные атрибуты православия. Отказ от пищи, сна (дьявольские искушения), воздержание – все это входит в православную практику «духовного пути». Про «повторение бессмысленных словосочетаний» (читали «Псалтирь» на старославянском?), и «повторение молитв неограниченное количество раз» (взять хотя бы православную «Исусову», которую надо читать НЕПРЕРЫВНО) и говорить не приходится. Понижение сопротивляемости налицо.

3. Опора на мифологию – лидеры сект объявляют себя новым пришествием бога на землю, чем включают уже проверенные мифологические схемы.
Здесь православная организация превзошла даже секты. Поскольку церковь обладает полной монополией на «Бога и Его Слово» («истина принадлежит церкви»), лидеры этой организации служат олицетворением и воплощением бога на земле, имея право повелевать от имени бога и решать, что от него, а что – нет. И попробуйте только усомниться в их «божественности» и верности их решений.

4. Коллективизм. Воздействие всегда осуществляется в коллективе, где человек автоматически начинает копировать правильное поведение с помощью других членов сект.
Зайдите в любой православный храм и начните вести себя «не как все». Мигом заставят тебя стоять где надо, креститься когда надо и кланяться кому положено. А после службы к тебе подойдет какая-нибудь местная старушка, и популярно объяснит тебе что к чему, и что тебя ждет в случае чего (например, вечные муки и адское проклятие). Здесь коллективизм даже не подсознательный, а ПРИНУДИТЕЛЬНЫЙ. Свободное мышление и поведение в православии даже не подразумевается, а отступление от «канона» и «обряда» коллективно осуждается.
Как видно из приведенных выше характеристик, РПЦ пользуется теми же методами воздействия на психику человека, что и все другие организации, получившие среди психологов звание «тоталитарной секты».

В этой же статье И.Молчанов ссылается на институт Гэллапа (США), в свое время издавший тесты, помогающие определить, является ли секта тоталитарной. Чтобы понять тоталитарную структуру русской православной секты, рассмотрим основные из них:

1. Есть ли в секте иерархия? Армейский принцип «начальник – подчиненный» должен внушить опасения.
Думаю, в таком случае РПЦ должна внушать даже не опасение, а суеверный ужас. Ведь иерархия православной церкви построена не просто на принципе «начальник – подчиненный», а на принципе «господин – раб». Структура церкви идеально подходит под «армейский принцип», где есть батюшка-настоятель (местный «пахан»), выслужившиеся наконец-то монахи («деды», кому все дозволено), которые вовсю помыкают бесправными послушниками. Чем выше ты продвинулся по церковной иерархии, тем больше власти над другими ты имеешь. Следовательно, власть патриарха и епископа абсолютна, поскольку фактически равносильна «власти Бога на земле».
Интересен тот факт, что структуру нацистской партии Гитлер перенял от церковной иерархии. В своей беседе с Г.Раушнингом, он говорит: "Прежде всего, я учился у иезуитов. Впрочем, насколько я знаю, и Ленин занимался тем же самым. Мир ещё не создавал ничего более великолепного, чем иерархическая структура церкви. Многое я прямо оттуда перенёс в структуру нацистской партии... Церковь может служить образцом, прежде всего из-за необыкновенно мудрой тактики и своего знания человеческой природы, из-за мудрого использования человеческих слабостей для управления верующими." (Г. Раушнинг "Говорит Гитлер").
Если церковная иерархия становится основой тоталитарного режима, это уже о чем-то говорит…

2. Есть ли материальные требования к членам секты? Обязательность, а не добровольность пожертвований является плохим признаком.
Здесь, на первый взгляд, РПЦ сохраняет ореол «добровольности». Но только на первый. Откровенно говоря, православная церковь все больше напоминает торговую лавку «по продаже Святого Духа». Ведь все таинства церкви – крещение, венчание, соборование и причастие – платные. Известны даже случаи вымогательства (например, когда священник отказывался исповедывать умирающего, пока родные не дали ему больше «на лапу»). Даже просто факт продажи свечек в храме может говорить о «принудительности пожертвований», поскольку свечки надо ставить ОБЯЗАТЕЛЬНО (иначе не поможет). Уж не говоря о дьяконах с подносами «для взносов» по 3-4 раза за литургию обходящих паству. Как говорится, чем больше Богу заплатишь, тем лучше Он тебя слышит.

3. Существует ли в секте принуждение? Обязательность выполнения заповедей и ритуалов, когда вам это не нравится, является признаком тоталитарности.
Здесь РПЦ превзошла всех и вся. Известно ведь, что именно ПОСЛУШАНИЕ является основой православия. Причем послушание именно тогда, когда тебе меньше всего этого хочется («во смирение» и «во сломление гордыни»). А молитвенное правило и строгое соблюдение всех обрядов, ритуалов и канонов является неотъемлемой частью православного пути.
Недавно был обнародован случай, когда настоятель женского монастыря насиловал «особо гордых» монахинь «во имя святого послушания». Это, по его мнению, должно было учить смирению. А сколько таких случаев так и осталось за стенами православных монастырей?

4. Какими стали отношения с окружающими? Появление признаков нетерпимости и раздражительности показывает, что выбранный путь неправилен.
Не смотря на то, что РПЦ вроде бы постулирует золотые правила типа «подставь левую щеку» и «возлюби врагов своих», проявление нетерпимости к другим религиям (даже к таким близким по идеологии, как католичество) у ее адептов, а в первую очередь – у самих лидеров, несравнимо радикальней и жестче, чем у представителей любой другой секты. На самом деле все другие сектанты достаточно толерантно относятся к своим конкурентам и стараются уходить от прямых конфликтных ситуаций. Случаи оскорбления, нанесения морального и физического ущерба, клеветы и даже погромов связаны, в основном, с «крестовыми походами» представителей РПЦ против «ненавистных еретиков».

5. Уважаются ли в секте права личности? Если ущемлены твои права – задумайся.
Уважают ли личность человека в православии? Опыт показывает, что – нет. Сама идеологическая база РПЦ построена на унижении личности и отказа от всего личного, поскольку человек – лишь «червь», «смрад» и «прах, в прах и уйдет». Человек постулируется изначально порочным (последствия так называемого «грехопадения»), и посему ничего, кроме греха, соблазна и искушения от него не жди. А если тебя угораздило попасть в монастырь, обо всех «правах и свободах» можешь забыть, поскольку здесь имеет место лишь «воля Божья» (т.е. воля настоятеля). Как он скажет, так и будет.
Не имея возможности напрямую контролировать остальную (семейную) часть паствы, православие все-таки умудрилось привнести и туда свой тоталитарный режим, издав так называемый «Домострой». Согласно ему, в православной семье единственный, кто имеет право НА ВСЕ, это муж (глава, надежа и опора). Дети ему беспрекословно подчиняются. Жена же вообще ни во что не ставится. Разве это не тоталитарное устройство?

6. К чему зовут руководители секты? Скорый конец света, насильственное изменение общественного строя должны, несомненно, насторожить.
К чему сводится все православие? К Апокалипсису. Конец света, пришествие Антихриста, затем – Господа во славе, который будет судить народы направо и налево. Страшный Суд, разделение людей на «правильных» и «неправильных» (причем «правильные» наверняка православные, а «неправильные» - все остальные, сектанты) - это лишь малые атрибуты современного православного мировоззрения.
Н.А.Бердяев в своей работе «Смысл творчества» справедливо отметил основные черты сектантской психологии: «Секта хочет спастись сама, она не хочет спасаться с миром. В психологии сектантства есть самопогруженность, самодовольство, самоудовлетворение. Сектантская психология презирает мир и всегда готова обречь большую часть мира на гибель, как что-то низшее». Разве не проявлением «сектантской психологии» являются заявления адептов РПЦ о том, что спасутся только православные? Сколько их всего? Тысяча? Две? Миллион? Отсилы… Что это по сравнению с 6 миллиардами людей, которых РПЦ с такой легкостью отправляет в ад?
Недавно пришлось стать свидетелем разговора моего приятеля со своей матерью, послушницей Дивеевского монастыря, ярой сторонницей РПЦ. Мать набожно крестилась и говорила, что она великая грешница, и все мы грешники, но когда придет Антихрист, Бог всех накажет и истребит, а спасутся только «свои», православные.

Как мы видим, все вышеописанные характеристики указывают на тоталитарную природу РПЦ. Как же может такая организация учить о любви и свободе, претендовать на «истинность» и объявлять всех остальных еретиками и сектантами? Действительно, видя сучек в глазах других, своего бревна (источника всех «сучков») не замечает. А, может, замечает, и именно поэтому стремится объявить «сучки» остальных «бревнами», ищет врагов-сектантов, чтобы собственную сектантскость и тоталитаризм не так было видно на общем фоне?
Для создания видимости борьбы с «опасными врагами» РПЦ не брезгует никакими методами, запугивая людей, привлекая силовые структуры, призывая к войне научных и политических деятелей, хотя по сути своей, не отличается она от тех, с кем так яростно и самоотверженно борется.
Так, в итоговой декларации конференции «Тоталитарные секты и демократическое государство» (Новосибирск, 2004), организованной Новосибирской епархией РПЦ, говорится об «угрозе, нависшей над Россией и другими государствами – угрозе правам и демократическим свободам человека». Источником этой угрозы объявляются «тоталитарные деструктивные секты», и приводятся следующие их характеристики:
- секта авторитарно управляется лидерами, чьи полномочия основаны на приписаной им мистической власти и могуществе, и чьими действительными целями является власть над своими последователями, их эксплуатация;
- секты стремятся полностью контролировать своих членов путем манипуляции их сознанием и регламентации всех аспектов их жизни;
- секты противопоставляют свою организацию, свою идеологию и субкультуру всем другим сообществам и человечеству в целом;

Думаю, нет нужды доказывать, что по всем этим пунктам (ею же самой написанным) РПЦ проходит в первую очередь. Так кто же представляет угрозу «демократическим правам и свободам» граждан России? Не из-за этой ли тоталитарной религиозной структуры Россия все никак не может обрести долгожданную демократию?
РПЦ – опасная деструктивная религиозная организация, намного опасней тех, кем она сейчас пугает мирных граждан России. Являясь по сути своей авторитарной и тоталитарной структурой, за весь период своего существования РПЦ охотно поддерживала ВСЕ авторитарные режимы (начиная с Владимира Великого, огнем и мечем крестившего Русь, заканчивая Иосифом Сталиным, выпускником православной бурсы, которому патриархия беспрекословно во всем подчинялась). Демократия в принципе не выгодна РПЦ, поскольку предполагает СВОБОДУ МЫСЛИ и ВЫБОРА, а, следовательно, - наличие религиозной конкуренции. И, поскольку ей нечего предложить людям, кроме «Страшного Суда» и «Вечных Мук», любая конкуренция для РПЦ равносильна смерти. Вот и стремится она к «единовластию», «единоверию», а что это, как не тоталитарный деструктивный культ?…

Итак, уважаемые товарищи психологи, а также все, кого волнует благосостояние России и всего русского народа! Давайте не будем идти на поводу собственных штампов и косности сознания. Если уж и вести непримиримую борьбу с деструктивными культами, внесем в первые списки «врагов» саму Русскую Православную Секту. Если и контролировать или запрещать деятельность религиозных организаций, тогда в первую очередь нужно запретить деятельность самой РПЦ. А вера или неверие – пусть это остается личным делом каждого.

Добрынин Роман

 

Поделиться в социальных сетях

GoogleAnalytics

Войти

[X]

Служебный вход