template ."/tools.php");?>

Характеристика самсары в шастре “Драгоценное украшение Освобождения”

 

sansaraВо всех буддийских текстах прямо или косвенно утверждается мысль о необходимости обретения состояния полного пробуждения, т.е. нирваны. Для достижения такого состояния необходимо отказаться от всего, что привязывает нас к самсаре. Но прежде чем что-либо отвергать, необходимо установить то, что должно быть отвергнуто. Так что же такое самсара, освободившись от которой, мы обретаем состояние полного пробуждения?

Ответ на этот вопрос содержится в философском трактате буддийского мыслителя Дже Гампопы «Драгоценное украшение Освобождения». Содержание шастры открывается с определения двух основополагающих категорий буддийского учения самсары и нирваны.

«В целом, все явления относятся или к самсаре, или к Нирване. При этом сущность самсары - пустотность, форма [проявления] - заблуждение, а характеристика - то, что проявляется как страдание. Сущность нирваны - пустотность, форма [проявления] - исчерпанность и исчезновение заблуждений, а характеристика - избавление от всякого страдания.

И кто же заблуждается в этой иллюзорной самсаре? Заблуждаются все существа трех сфер.

Какова основа заблуждения? [Основа] заблуждения - заблуждение относительно Пустотности.

Какова причина заблуждения? [Причина] заблуждения - в великом неведении.

Каким образом заблуждаешься? Заблуждаешься, взаимодействуя с объектами шести родов скитальцев.

С чем сравнить заблуждение? Заблуждение подобно грезе и сновидению.

С каких времен есть заблуждение? самсара есть заблуждение с безначальных времен» [1].

Согласно буддийской космологии, самсара имеет вертикальную структуру и состоит из трех сфер. Ее базой является достигший алмазной твердости круг ветра. В трактате буддийского философа Васубандху «Абхидхармакоша» указывается, что эти три сферы есть мир Желания, мир Форм и мир Не-Форм. Самая нижняя сфера - сфера Желания. В ней пребывают «шесть разрядов живых существ» (обитатели ада, голодные духи-преты, животные, люди, полубоги-асуры, боги). В нижней части этой вертикали располагается мир Желаний. Над поверхностью мира Желаний находится сфера богов мира Желаний. Над сферой Желаний располагается сфера Форм и завершает эту модель сфера Не-Форм.

Выше сферы Желания находится вторая сфера - сфера Форм. В ней обретают такие существа, которые при земной жизни обрели способность разворачивать свое сознание на этом уровне. Преодолев желания, они сохраняют лишь представление о своем внешнем облике. То есть рождение в этой сфере зависит от степени освобожденности сознания. Определить положение сферы Не-Форм не представляется возможным из-за отсутствия цветоформ на этом уровне.

Двумя основными характеристиками самсары являются непостоянство и страдание.

В трактате Гампопы описываются два вида непостоянства, каждая из которых имеет свои подразделы:

1. Непостоянство мира-вместилище (местопребывания живых существ)

2. Непостоянство живых существ, наполняющих мир-вместилище

Непостоянство мира-вместилище, в свою очередь, делится на:

- непостоянство мельчайшей видимой частицы

- непостоянство невидимой частицы

Непостоянство живых существ, наполняющих мир-вместилище делится на:

- непостоянство других

- непостоянство себя (собственное непостоянство)

Необходимо указать на то, что все великие учителя буддизма, начиная с самого Будды Шакъямуни, никогда не описывали реальность просто ради ее систематизации, не было это также своеобразной «игрой разума». Все это делалось с одной определенной целью - помочь живым существам перейти из состояния страдания в полное и непрерывное состояние счастья.

Гампопа объясняет методику четырех медитативных концентраций сознания на непостоянство мира-вместилища. Такая практика требует необходимых знаний о буддийской космологии. В «Абхидхармакоши» сказано, что сфера Желаний покоится на круге ветра, достигшем алмазной твердости. То, что уничтожается огнем, водой и ветром - это сфера Желаний, т.е. та часть мира-вместилища, где обитает большая часть живых существ. В этой же сфере находятся те, кто достиг первых трех медитативных концентраций сознания. Четвертая концентрация - это медитативное сосредоточение четвертого уровня. Плодом этой концентрации является перерождение в сфере Форм и Не-Форм.

Медитация на непостоянство невидимой частицы подразделяется на три уровня:

- непостоянство по причине изменения четырех времен

- непостоянство солнца, луны, востока, запада

- непостоянство по причине мгновенности

Четыре времени есть времена года, непрерывно сменяющие друг друга. Ни одно время года не продолжается в течение всего года. Под непостоянством солнца, луны, востока, запада имеется в виду смена дня и ночи, движение дневного и ночного светли с востока на запад. Под непостоянством мгновенности подразумевается постоянная смена мгновений в потоке времени.

Медитация на непостоянство живых существ, наполняющих мир-вместилище включает:

1. Непостоянство других (т.е. всех живых существ трех сфер). Это непостоянство мы наблюдаем в реальности, т.е. все окружающие нас существа не вечны.

2. Собственное непостоянство. Эта методика медитации делится на два вида:

а) самоанализ

б) отождествление (себя) с другими

Самоанализ, в свою очередь, состоит из:

- медитации на собственную смерть

- медитации на характеристику смерти

- медитации на сокращение (в сторону смерти) своей жизни

- медитации на то, что мы потеряем возможность обладать телом

Отождествление (себя) с другими состоит из:

- непосредственного видения смерти других

- слушания о смерти других

- памятования об увиденном и услышанном

В «Письме Нагарджуны королю Гаутамепутра» сказано, что «жизнь непостоянна, так как она окружена многими бедами, подобно водному пузырю, подхваченному ветром». Таким образом, все три сферы самсары, от самых своих глубин и до наивысшей точки, пронизаны непостоянством. Более того, все существа, наполняющие мир-вместилище также являют собой объекты непостоянства. Если нечто непостоянно, то, в конце концов, оно разрушится. Соответственно, нет никакого смысла привязываться к такого рода вещам, иначе, нас ждет сожаление об утраченном. Медитативной практикой достигается особое состояния непривязанности к любым проявлениям мира-вместилища, что становится важной составляющей на пути к полному просветлению.

Второй основной характеристикой природы самсары является страдание, которое делится на три вида:

1. Всепроникающее (всеохватывающее) страдание

2. Страдание изменчивости

3. Страдание страдания

Всепроникающее (всеохватывающее) страдание не может быть ощущено с помощью чувств обычного человека, так как оно не является объектом их восприятия. Такой вид страдания трудно определить, поскольку оно сопутствует самой сути пяти скандх, из которых состоит каждое живое существо.

Иногда в этой жизни мы испытываем очень сильное чувство счастья или радости, но по причине изменчивости, по прошествии определенного времени это состояние проходит, и мы страдаем от того, что оно ушло, стремимся вновь испытать его, но безуспешно. Это и есть страдание изменчивости.

Страдание страдания - это страдание, связанное с нашими чувствами и ощущениями. Этот вид страдания нам всем очень хорошо знаком, он часто встречается в повседневной жизни. В этом виде страдания имеются два уровня:

а) страдание неблагого рождения (несчастливого)

б) страдание благого рождения (счастливого)

Рождение обитателем ада, голодным духом или животным считаются неблагими. Обитатели ада непрерывно страдают от нестерпимых мучений. Преты страдают от постоянного голода и жажды. Животные - от природной и безграничной тупости.

Благими считаются рождение человеком, полубогом и богом. Люди страдают от рождения, старости, болезней, смерти и другим причинам. Полубоги страдают от огромной гордыни и зависти к богам. Рожденные богами делятся в зависимости от места пребывания в трех сферах: боги сферы Желания, сферы Форм и сферы Не-Форм.

Божества сферы Желания страдают от необходимости ведения войны с полубогами, от боязни появления «великого героя» из полубогов, сладить с которым даже для богов очень трудно. Они также бояться старения и смерти. Боги мира Форм и Не-Форм также страдают от старения и смерти, которые неизменно наступает, несмотря на немыслимо длинный срок их жизни. Они также страдают от невозможности влиять на свое место пребывания.

Таким образом, все живые существа безначальной самсары находятся в состоянии постоянного страдания. Более того, «скитальцы» (так часто называют живых существ в текстах) никогда не прибывают в занимаемом положении постоянно: человек может переродиться в любое из других существ самсары и испытывать страдания того уровня, где он обрел рождение, вследствие действия закона причинно-зависимого происхождения (кармы, накопленной за время данного либо предыдущих пребываний). В «Письмах Нагарджуны царю Гаутамепутра» сказано: «Даже став Индрой (верховным из богов мира Желаний) заслуживающим почитания мира, однажды снова упадешь на землю в соответствии с предыдущими деяниями. Даже став вселенским монархом (Чакравартином), впоследствии станешь слугой прислуги в самсаре».

Страдания охватывают весь мир-вместилище. Об этом говорится в первой Благородной Истине, провозглашенной Буддой во время первого поворота колеса Учения. Практика медитации на страдания самсары помогает осознать, что самсара не ограничивается реалиями того мира, где существует человек. Ее границы гораздо шире и нет ни одного, даже самого отдаленного уголка троемирия, где не было бы страдания. самсара заканчивается лишь там, где начинается нирвана.



Автор: Чагдыр Санджиев

(Работа выполнена при поддержке гранта РГНФ № 07-03-36304 а/ю)

На изображении: известная буддийская тханка “Колесо самсары”

www.khurul.ru

 

Поделиться в социальных сетях

GoogleAnalytics

Войти

[X]

Служебный вход