Есть ли на Западе природа Будды...
С Востока на Запад
В свое время Далай-лама заметил, что западному человеку лучше оставаться в рамках своей собственной традиции, поскольку та лучше соответствует его образу жизни. Между тем, все больше и больше людей на Западе встают на благородный восьмеричный путь, ведущий к избавлению от страданий. К буддистам себя причисляют звезды Голливуда, музыканты, писатели, политики и бизнесмены. Ричард Гир вносит пожертвования в строительство буддийских храмов; Пелевин, говорят, медитирует в одном из корейских монастырей; Борис Гребенщиков переводит буддийские книги и регулярно посещает своих наставников в Непале; Стивен Сигал, признанный реинкарнацией известного тибетского ламы XVII в., наставляет сам. Интерес к буддизму на Западе уже выходит за рамки модного увлечения, и тягой к экзотике это уже не объяснить.
Знакомство с буддизмом на Западе началось давно. Первые контакты европейцев с буддизмом относятся еще к временам Александра Великого. С тех пор Европа в той или иной форме сталкивалась с буддизмом на протяжении всей своей многовековой истории.
В Америке буддизм появился с эмигрантами из Азии. Уже к 1860 году китайцы составляли десятую часть жителей Калифорнии, а сегодня Северная Калифорния - один из основных центров буддизма на Западе. Определенное влияние на развитие буддизма оказала деятельность Елены Блаватской и организованного ею в 1875 году Теософского общества. В середине прошлого века главными популяризаторами буддизма были "бродяги Дхармы" - битники и хиппи, прежде всего - Джек Керуак и Ален Гинзберг. После 1950 г. на Западе стали появляться последователи ваджраяны, бежавшие из оккупированного китайцами Тибета. Наиболее известные из них Тартанг Тулку и Чогьям Трунгпа. Последний открыл в Беркли Медитационный центр школы ньингма (Tibetan Nyingma Meditation Center), который стал первым центром буддизма ваджраяны в США. В России в силу известных причин свободы вероисповедания не было. Но интерес к буддизму, тем не менее, существовал. Главным образом в академической среде, а также среди рок-музыкантов.
По некоторым данным, сейчас в США насчитывается от трех до четырех миллионов буддистов. Из них 75 % азиатского происхождения, то есть эмигранты и их потомки. Они практически не взаимодействуют с американскими буддистами, прежде всего, из-за различий в образе жизни и культуре и языковых барьеров. В России также можно выделить буддистов "по рождению": буряты, калмыки, тувинцы, и буддистов, скажем так, "по интересу".
Для эмигрантов буддизм, будучи их традиционной религией, служит, в первую очередь, средством сохранения культурной идентичности, выполняет интегрирующую функцию. Особое внимание, в данном случае, уделяется ритуальной, обрядовой стороне. Западные буддисты акцентируют свое внимание на медитации и воспринимают буддизм больше как философию, нежели религию. Возможно, именно поэтому так популярен на Западе дзэн-буддизм, уделяющий меньше внимания религиозным обрядам и ритуалам.
С Запада на Восток
Говоря о причинах массового интереса к буддизму на Западе, Далай-лама сказал: "Люди всегда хотят чего-то нового: новую мебель, новую одежду, новый цвет волос...". Но, конечно же, банальным желанием разнообразия тема не исчерпывается. Не нужно забывать, что буддизм возник в Древней Индии, которая по расе и языку была теснее связана именно с Европой, чем с дальним Востоком. В канонических буддийских текстах, кстати, Будду описывают высоким и голубоглазым. Сегодня буддизм довольно удачно вписывается в реалии современного западного общества. В условиях религиозного и эмоционального банкротства, когда многие фундаментальные принципы, на которых держится западное общество, оказались под вопросом, буддизм предлагает действенные методики, помогающие решить духовные и психологические проблемы, и, вместе с тем, отвечает современным научным и философским взглядам.
По мнению А. Уотса "в чаньских текстах можно обнаружить источники таких кардинальных идей современности, как теория относительности, теория вероятности, понятия моделирования, физико-математической категории функции и поля...". Вообще, параллели между положениями буддийской философии и достижениями современной науки проводились неоднократно и на этой основе предпринимались попытки объединения буддизма и современной науки и философии. В России это пытался сделать Бидия Дандарон, разрабатывавший концепцию необуддизма. На Западе об этом писал Тартанг Тулку в своей книге "Time, Space, and Knowledge". Подобная близость буддизма к науке также импонирует западному человеку.
В свое время еще Эйнштейн отмечал, что "буддизм имеет характеристики мировой религии будущего: он не проповедует личного Бога, избегает догм и идеологий; он охватывает как природное, так и духовное...". Положения буддизма апеллируют больше к разуму, а не к вере, они не требуют слепого поклонения, а напротив, поощряют аргументацию и анализ. Это не ожидание какого-то спасения в будущем, а реальная работа с тем, что у человека есть. Буддист не обязан полагаться во всем на милость высших сил, а наоборот, делает ставку на личные усилия. Последнее особенно близко западному человеку, исповедующему принцип "сделай себя сам". Многих, надо думать, привлекает терпимость буддизма.
К.Г. Юнг, говоря о буддизме, писал: "Я не сомневаюсь, что саториальный опыт также существует и на Западе... Единственное учение в нашей культуре, которое частично понимает или, по крайней мере, должно понимать эти усилия, - это психотерапия". Похоже, что многих адептов привлекает именно психотерапевтическая составляющая буддизма. Медитация и другие психотехники буддизма для них в первую очередь средства избавления от постоянных стрессов и достижения внутреннего покоя. По словам Сигала, его коллеги обращаются в буддизм, стремясь преодолеть внутреннюю пустоту и разочарование, которые следуют рука об руку с успехом и славой. Примеров тому много. Так, Патрик Суэйзи с помощью буддизма преодолел пристрастие к алкоголю, Оливер Стоун пытался найти в буддизме спасение от наркотиков. Тина Тернер и Голди Хоун, став последовательницами Далай-ламы, изживали последствия семейных проблем. Ума Турман, больше года просидев без новых ролей, начала медитировать от отчаяния. Самый знаменитый буддист Голливуда Ричард Гир благодаря буддизму преодолел тяжелый духовный кризис и с большим успехом снялся в фильме "Красотка".
Север и Юг
На основе подобных фактов многие представители традиционных буддистских общин делают вывод, что буддизм на Западе носит выхолощенный, прикладной характер и имеет мало общего с истинным буддизмом. Он превратился в один из методов аутотренинга и релаксации. По их мнению, медитация и прочие разработанные в буддизме практики применяются вне общего контекста буддийской культуры, философии, отношений Учитель-ученик. Отчасти такому отношению способствуют и сами Учителя Дхармы, которые вынуждены приспосабливаться к рыночным условиям в поисках путей передачи учения. Поскольку дело это новое, случаются ошибки. Осложняется положение еще и тем, что на Западе, как отмечал Юнг, отсутствуют духовные концепции, необходимые для понимания определенных положений буддизма, например, таких, как вера в Учителя и его методы, готовность пожертвовать много лет нелегкому и загадочному поиску Просветления. Поэтому и появляются курсы типа "просветление за месяц" - обучение строится по привычной для западного человека схеме бизнес-семинаров, практикумов и т.п. Наряду с коммерциализацией буддизма наблюдается и другая проблема - акцент на философской стороне буддизма в ущерб практике. Особенно это актуально в среде интеллектуалов, где буддизм был и остается популярным.
Тем не менее, делать вывод о неполноценности буддизма на Западе, даже учитывая перечисленные проблемы, было бы неправильным. В условиях современного мира дихотомия "Восток - Запад", где Истина обязательно на Востоке, вряд ли актуальна. Скорее, применительно к религиозным проблемам следует ввести что-то вроде принятого ныне деления "Север - Юг". Дело в том, что в силу самых разных причин западные условия предлагают буддизму ряд преимуществ, а восточные имеют свои недостатки. Канадский исследователь буддизма Стюарт Хертцог, например, говоря о современном положении буддизма в Монголии - стране, где в начале XX в. почти треть мужского населения принадлежала к ламаистскому духовенству, - отмечает чрезвычайно низкий уровень познаний в буддизме среди населения в сравнении с западными буддистами. При этом в стране большой популярностью пользуются христианские миссионеры и сектанты. Под сомнение также можно поставить сохранение истинно буддийских традиций в Тибете и Китае. По словам Трактунг Ринпоче, некоторые культуры, "особенно тибетская, делают дхарму закрепощенной и окостеневшей - обращая ее, скорее, в камень, чем в живой опыт".
С другой стороны, на Западе сейчас есть все условия для всестороннего знакомства с буддизмом. Именитые Учителя из Тибета, Китая, Японии и других стран, масса литературы, как научной, так и собственно религиозной. Те знания, которые во времена тибетского йогина Миларепы передавались в строжайшей тайне от Учителя к ученику, теперь можно прочитать в книге, заказанной на Amazon.com. Учение доступно: не нужно скрываться от преследований, блуждать в горах, необязательно даже учить тибетский или китайский языки. Есть возможность ездить, например, в Непал и получать знания из первых рук. Потом важно учесть, что человек, родившийся в буддийской стране, следует буддизму, как правило, по инерции и воспринимает буддизм на бытовом уровне, как часть культуры и религию предков, не утруждая себя особенно изучением даже ее основ, не говоря уже о философии и тонкостях практики. В то же время, скажем, американец, принимая буддизм, ищет способы решения своих проблем и готов прилагать для этого определенные усилия: изучать философию, практиковать. Его выбор более осознан. Вообще же, серьезный интерес к религии и готовность потратить годы на ее изучение и практику - скорее, исключение, нежели правило, как на Западе, так и на Востоке. Просто на Востоке буддизм имеет многовековую историю и традиции, в то время как на Западе это явление новое. Но не надо забывать, что буддизм, зародившись в Индии, проделал весьма далекий путь и укоренился в самых разных странах и культурах. При этом ему приходилось постоянно трансформировать, адаптировать и затем использовать в своем арсенале систему культурных, мифологических и религиозных традиций каждой отдельной страны, в то же время постоянно модернизируя и обновляя свою идеологию и практику. В результате в различных странах Азии сформировались оригинальные формы и традиции буддизма, сохраняющие суть и дух первоначальных учений. И на протяжении всей истории буддизма (а также, кстати, истории христианства в Европе) сначала народы воспринимали внешнюю сторону, обрядность, а потом приходила суть. Так что чисто внешнее восприятие буддизма и использование лишь его прикладных аспектов может, со временем, перерасти в нечто более глубокое. Не стоит бояться перемен. В конце концов, непостоянство - это то, чему учил Будда.