Воинское искусство: вопросы - ответы
- Может ли человек, не являющийся практикующим буддистом, изучать маг-цзал?
- Только в его упрощенно-прикладной форме, поскольку вся "внутренняя", медитативная, часть маг-цзал связанна с классической буддийской практикой и не может быть осуществленна без искренней веры в Учение Будды, стремления освободиться от уз сансары и приложения сознательных усилий к этому через усердную практику Дхармы. Это вопрос не только сугубо духовный, но и прикладной: без твердых внутренних установок по отношению к жизни и смерти, Отречения от мирских значимостей, ровной доброжелательности, развития Безмятежной Ясности (шаматхи), Проникновения (випашьяна) и Интуитивной Мудрости (праджня), - боец никогда не обретет психической силы и стабильности истинного Мастера.
- Что неодходимо, чтобы обучаться маг-цзал в монастыре Шейчен-линг?
- В монастыре Шейчен-линг обучаются только монахи и послушники. Чтобы стать послушником монастыря, человек должен не иметь социальных и физических препятствий к практике, принять Прибежище в Будде, Дхраме и Сангхе, принять ученические обеты и достойно пройти 108 дневный испытательный срок. В течение этого срока ученик изучает правила поведения и основы Дхармы, начинает обучаться начальным формам медитации и работы с телом, также он выполняет все порученные ему хозяйственные работы в монастыре. Его знания регулярно проверяются, а в конце данного срока он сдает экзамен, во время которого он должен продемонстрировать свои знания и навыки. Если его поведение, знания и способности будут сочтены достойными дальнейшего пребывания в монастыре, то он становится послушником, принимая начальные монашеские обеты и начинает изучать Дхарму и маг-цзал более углубленно.
Мирские последователи нашего Ордена, занимающиеся маг-цзал, также имеют возможность на некоторое время приезжать в монастырь, принимая на время проживания в нем дополнительные обеты ученичества. Однако, они получают только воинский, то есть - сугубо прикладной, уровень знаний. Обусловленно это не тем, что от них что-либо скрывается, а тем, что для работы по "монастырскому" уровню требуется совершенно другой режим занятий, которому практически невозможно следовать в миру. Нарушение же этого режима неминуемо влечет за собой тяжелые нарушения здоровья, энергеники или психики.
Все вышесказанное не является спецификой лишь одного маг-цзал, но и любой серьезной воинской системы: все они требуют особой стабильности условий занятий, которые достижимы только лишь в монастырях, профессиональных школах или закрытых учебных заведениях. Вы должны помнить, что есть виды деятельности, которыми нужно заниматься либо профессионально, либо - не заниматься вовсе, если, конечно, не хотите специально навредить себе.
- В чем отличие маг-цзал от других видов воинских искусств?
- Все воинские искусства более-менее похожи, если только это действительно боевые системы, а не "искусство ради искусства", неприменимое в реальном бою. Их некоторые отличия связанны с эпохой, страной, типом преобладающего оружия, доспехов, тактики боя и т.п. Однако, при всех отличиях, они идентичны в своих базовых алгоритмах, которые обусловлены сущностью реального боя: поразить врага и остаться целым самому. При такой постановке вопроса автоматически отходит на задний план грубая сила, поскольку как бы ни был силен боец, он остается также уязвим для меча, копья или кинжала, как и обычный человек. Более того, неправильная силовая подготовка даже снижает его шансы на победу, поскольку "перекаченные" мышцы заметно сковывают движения, делают их более грубыми и тяжелыми. Во время реальных сражений, когда сходились армии, состоящие из хорошо подготовленных профессиональных воинов, все "ужимки и прыжки", столь характерные для современных спортивных систем (гордо именующих себя "боевыми") - быстро заканчивались летальным исходом для малоподвижной "горы мышц" или "виртуального танцора". Лишь те бойцы, чья подготовка опиралась на развитие прикладных боевых навыков и способностей, имели шанс на победу и жизнь. Эти качества следующие: реакция, подвижность, "взрывная" сила, выносливость, концентрация и психологическая устойчивость.
Реальные боевые системы вовсе не изобилуют сложными акробатическими элементами и ударами в прыжке - в дошедших до нашего времени трактатах по боевым искусствам и батальных изображениях удары ногами в голову в прыжке встречаются крайне редко. Это не значит, однако, что развитие прыгучести не приветствовалось, но она рассматривалась, скорее, как защитный прием против ударов оружием по ногам, чем как полноценная атакующая техника. Зато реальные боевые системы намного изощреннее спортивных единоборств в искусстве передвижений, уходах, тактических хитростях, знании и использовании "боевой" анатомии.
Что же касается собственно маг-цзал, то ему присущи именно высокая подвижность, сложная траектория передвижений, запутывающая противника, постоянные изменения уровня и дистанции атаки и "мягкий" тип защиты, когда сила противника не блокируется, а используется против него же. Много также ударов по конечностям, рассчитанных на повреждение костей, мышц и сухожилий противника и уменьшение его подвижности. Еще одним отличием маг-цзал от чисто "ударных" систем является то, что многие атаки и контратаки в нем заканчиваются бросками и заломами, сходными с китайской техникой цин-на, что совершенно не удивительно, учитывая активные контакты Тибета с Китаем.
- Сейчас очень популярны стили ушу, связанные с монастырем Шаолинь - насколько, по Вашему мнению, они эффективны?
- Для ответа на этот вопрос я бы хотел отметить, что существует, как минимум, два вида шаолинь-цюань, то есть - Шаолиньского воинского искусства: традиционное и современный новодел, процветающий в современном монастыре Шаолинь-сы. То, что можно увидеть сегодня - это новодел, созданный по заказу китайских властей для привлечения туристов и проведения зрелищных акций, типа показательных выступлений монахов во время посещения Шаолиня президентом Путиным.
Все эти акробатические элементы не имеют никакого отношения ни к боевому искусству вообще, ни к традиционному шаолинь-цюань, о чем прекрасно знают сами монахи-спортсмены этого современного "ушуистского Диснейленда". Приведу простой и наглядный пример, который могут проверить любой желающий, имеющий под рукой видео записи выступлений "шаолиньцев": все мечи и алебарды, которые так искуссно вращают монахи этого монастыря - на самом деле являются не более чем бутафорией реального боевого оружия. Это жестянки, которые имеют и соответствующий вес. Будь это боевое оружие - вся эта "акробатика" была бы просто невозможна, поскольку траектория меча в 1 кг и в 5 кг - в корне отличаются. Не говоря уже про алебарды, реальный вес которых может составлять более пуда! То же самое можно сказать и про технику "шаолиньского посоха", роль которого в самом Шаолине сегодня "выполняет" легенький гибкий шест, а отнюдь не реальный, окованный железом (а то - и цельнометаллический) боевой посох. Любой, занимаюшийся с оружием, знает, насколько влияет на технику отличие веса оружия даже в полкилло, не говоря уже про десятикратное различие.
С точки зрения гимнастики, развития общей физической культуры - современные шаолиньские комплексы весьма полезны, однако, никто ведь не выдает акробатику за бокс или самбо. Почему же шаолиньские наставники считают возможным производить подмену понятий в шаолинь-цюань? Я лично вижу здесь ответ только лишь в коммерческой заинтересованности, как самого монастыря, так и китайских властей, которые превратили древний монастырь в "раскрученный" бренд для туристов.
Все вышесказанное, однако, не относится к традиционным методикам и комплексам шаолинь-цюань, весьма эффективным в боевом плане. И которые, к моему великому сожалению, никакого отношения к современному Шаолинь-сы не имеют.
Современные жестяные мечи-бутафория, без которых нынешнее "шаолинь-цюань" просто невозможно:
Современное "шаолинь-цюань" - красиво и... бесполезно (слева). Шаолинь-цюань настоящий - не зрелищно, зато - реально (справа):
- Имеется ли в маг-цзал т.н. "внутренняя работа", и если да - то что в нее входит?
- Это зависит от направленности маг-цзал: в мирских, народно-прикладных системах, ее практически нет; в профессионально-воинских - она присутствует в объеме, необходимом для успешного ведения боя; в монастырских - это "практика-пособник" основной духовной практики монаха, а потому ей уделяется первоочередное значение.
В общем же есть три главных группы "внутренней работы", что связано с тремя основными составляющими человеческого бытия - Телом (тиб.: Лу), Энергией (тиб.: Лунг) и Духом (тиб.: Шей).
"Внутренняя работа", связанная с Телом, направлена на развитие интуитивного чувства "правильности", гармоничности, приема. Связанно это с тем, что каждый прием, каждое движение должно стать естественной гармоничной частью индивидуального двигательного стереотипа. Рост, вес, склад психики - все это является неповторимым для каждого человека, и именно поэтому каноническая техника должна быть воплощена занимающимся в технику индивидуальную. Это невозможно объяснить, невозможно выразить словами, однако - можно пережить на интуитивном уровне "бессловесного знания".
Работа, связанная с Энергией-Лунгом, направлена на управление и использование различных уровней психофизического потенциала человека, который намного мощнее и шире, чем чисто физический план. Многие упражнения "монастырского" маг-цзал выполнимы только при использовании этой энергии, любые попытки выполнить эти упражнения за счет физической силы обречены на провал и чреваты серьезными травмами. Этот уровень связан не только, и даже не столько, с чисто боевым аспектом, сколько с аспектами высших разделов буддийской Тантры класса Аннутара-йога-тантра.
Наиглавнейшим же "внутренним" аспектом маг-цзал является практика Духа-Шей, превращающая чисто прикладное искусство лишения жизни себе подобных - в духовный Путь, эффективную практику-пособник для ищущих духовного Пробуждения. Без этого раздела практики маг-цзал легко может стать демоническим путем, развивающим такие качества, как ревнивое соперничество, злобу, жестокость и эгоизм. Этот раздел связан с обще-буддийскими практиками, развивающими отрешенность от мирской суеты, духовное вдохновение, доброжелательность, умиротворенность, ясность, интуитивную мудрость. Маг-цзал никогда не рассматривалась монахами как отдельный Путь, но лишь как способ укрепиться на главном Пути - Дхарме, усилить и ускорить духовное продвижение, наполнить духовные достижения жизненной силой. В основе этой практики лежит медитативное развитие "Трех достойных мыслей" - трех чистых мотиваций в занятиях воинским искусством, связанных с мотивацией последователя Хинаяны, Махаяны и Ваджраяны. А также "Пяти созерцаний маг-цзал", которые развивают такие качества, как концентрация, покой, блаженство, бесстрашие и интуитивное присутствие в настоящем моменте. Все эти практики увязаны с "внешней" работой, взаимно подкрепляя и усиливая друг-друга по принципу "инь-ян", "внешнее-внутреннее", "форма-содержание".
Именно потому, что "внутренняя работа" в маг-цзал - это целая система мировосприятия, а не узко-прикладная психотехника, этой системой бессмысленно заниматься без полного внутреннего принятия всего комплекса буддийского мировоззрения. Человек, ищущий мирской славы, выгоды или могущества - никогда не станет истинным мастером этой системы, которая по своей сути направлена на выведение человека из обусловленного мира обыденных страстей и страданий.