Буддистский подход к психотерапии

Статья Кати Возелла (Kathy Vozella), фото Мишель Вильсон (Michelle Wilson), университет Macqurie, Австралия, E-mail ученого: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Совместное применение буддистских идей и философии не ново для психотерапии - некоторое время медитация использовалась как вид релаксации и метод объяснения процессов сознания.

Однако, по мнению одного исследователя из Макваерского университета, медитацию можно использовать не только как лечение, но и как метод личного роста, если рассматривать ее с точки зрения учения Будды в комплексе с психотерапией.

О преподавателе факультета психологии докторе Белинде Сью Луан Хонг (Dr. Belinda Siew Luan Khong) можно сказать, что она не является буддисткой, но хорошо осведомлена об учении Будды. Ее докторская диссертация по психологии на тему "Cравнительный анализ понятия ответственности в анализе Дазейна (Daseins analysis) и буддистской психологии" получила награду главы Университета и студенческую премию Сидни М. Журард (Sidney M Jourard Memorial Student Award) за выдающееся исследование от Американской Ассоциации психологов (АРА) в 1999 году.

Защитив диссертацию в 1999 году, Хонг преподавала в Университете Макуаери и одновременно вела свою собственную консультационную практику и путешествовала по миру, проводя семинары на тему применения буддистской психологии и философии в психотерапии. Она недавно вернулась из ежегодного съезда американской Ассоциации Психологов, проводимой на Гавайях, где представляла доклад о личностном развитии во время и после лечения.

"Я считаю, что Будда учит скорее отношению чем, принадлежности" - пишет Хонг в главе о знакомстве с Буддизмом в книге "Западная психология и Буддистское учение". - Это состояние ума может быть обретено любым человеком в независимости от его или ее расы, культуры или религиозных убеждений". Хонг является одним из сторонников применения учения Будды во время лечения и после него. Она придает особое значение понятию "Жизнь после лечения". Как говорят многие ее клиенты, после окончания ее консультаций они выносят главную жизненную философию и знание, как адекватно реагировать на те или иные ситуации возникающие в жизни. "Буддистские идеи и практики использовались в лечении некоторое время, - говорит она. - Однако медитация и осознанность рассматривались скорее как дополнение к терапии. Мой профессиональный опыт показывает, что эти практики более полезны и эффективны, если они воспринимаются в контексте учения Будды". Хонг поясняет, что Будда учит принятию мира таким, какой он есть, освобождению путем личных усилий, а также нести личную ответственность вместо того, чтобы полагаться на внешний источник или ориентацию.

"Человеческие чувства и эмоции, которые одобрял Будда, такие как: любовь, милосердие, сострадание, терпимость и терпение не являются сектантскими, также как и христианскими, буддистскими, индуистскими или мусульманскими. Они зависят от развития правильного поведения, а не от правильной принадлежности - говорит она. - Будда одобряет мудрость и понимание основанные на личном опыте и говорит об этом в своем учении о Восьмиричном пути: Истинное Воззрение, Истинное Намерение, Истинная Речь, Истинные Поступки, Истинный Образ жизни, Истинное Усилие, Истинное Внимание и Истинное Созерцание".

Хонг поясняет, что в своем учении Будда описывает не убеждения, а практики, которые человек может использовать, чтобы избавиться от страданий.

"Например, Будда советует, чтобы каждый из нас нес ответственность за развитие внимания к себе в том, как правильно реагировать в любой ситуации, - говорит она. - Большинство из нас знают, как с помощью, например, речи можно легко ранить либо успокоить".

"Бывает время, когда дружественный и мудрый совет будет полезен, и бывает другое время, когда лучше хранить "великое молчание". Как правило, сегодня практикуется два типа медитации. Первый тип известен как сосредоточение или медитация покоя, которая помогает человеку избавиться от негативных мыслей, путем сосредоточения на нейтральном объекте, чтобы исключить все остальные. Это известный метод в психотерапии, который используют, чтобы помочь человеку успокоить сознание и расслабиться. Второй тип известен как медитация проникновения в суть или практика осознанности, он используется только в Буддизме и часто дополняет медитацию сосредоточения.

Доктор Белинда Хонг поясняет, что успокоив сознание, нам все равно приходится работать с чувствами и эмоциями. Практика осознанности способствует развитию внимательности человека ко всему, что входит в сознание.

Осознанность помогает нам смотреть на все возникающие чувства и эмоции, различать их, видеть гнев - как гнев и грусть - как грусть, не оценивая их, не подавляя и не ведя внутренний диалог ("Почему я это чувствую", или "Я не должен так злиться"). "Практика осознанности учит искусству принимать и отпускать, Ключевым элементом восприятия, которому учил Будда, - говорит Хонг, - с помощью внимательности мы можем увидеть, что на самом деле вызывает в нас те или иные чувства и эмоции, не позволяя им "накручивать" нас".

"Когда ты не осознан - ты реагируешь; когда ты осознан - ты отвечаешь"

"Такое отношение является наиболее мощным инструментом, с помощью которого мои клиенты прекращают лечение, потому что оно дает им выбор. Когда ты осознан, ты можешь выбирать, когда ты хочешь почувствовать гнев или быть подавленным, потому что оно позволяет тебе эмоционально отстраниться от проблемы до того, как ты станешь реактивным", - говорит она. Очень важно различать ответственность и способность нести ответственность.

Ответственность обычно ассоциируется с ролями и ситуациями и, как правило, понимается как долг, обязанность, необходимость. Способность нести ответственность - зависит от нашего внутреннего умения правильно относиться к той или иной ситуации. Это означает быть осознанным, видеть и понимать вещи такими, какими они есть. "Идея обучения правильному отношению лежит в основе буддистского понимания ответственности", - говорит она. Она помогла измениться многим своим пациентам, сочетая консультации и практику осознанности в различных психологических случаях, включая предотвращение рецидива депрессии, работу со стрессом, в межличностных отношениях и личном развитии.

Хонг активно настроена применять восточную философию более широко в западной психологии.

В июне следующего года она будет представлять доклад на тему "Сочетание когнитивной психотерапии и буддистской психологии" на 4-ом Мировом Конгрессе на тему конструктивизма в Швейцарии, где Его Святейшество Далай-лама и профессор Аарон Бэк (Aaron Т Beck), создатель когнитивной психотерапии, будут главными выступающими.

Один из ее сегодняшних исследовательских интересов включает продолжение работы коллег и исследователей в США, Англии и Нидерландах, которые изучают эмоциональную и мозговую деятельность людей (с помощью магнитно-резонансной томографии), используя практику осознанности. Хонг ищет возможное применение в консультациях и пути помощи людям улучшить свою жизнь.

"Когда осознанность применяется вместе с терапевтическим подходом, то в результате получается мощный инструмент, который дает возможность пациенту понять и работать с его проблемами с меньшей зависимостью от помощи доктора", говорит Хонг.

Поделиться в социальных сетях

GoogleAnalytics

Войти

[X]

Служебный вход