template ."/tools.php");?>

Помогает ли буддизм карьере?

karjera1Карьеризм – западная культура, живущая по законам максимального потребления и накопления материальных ресурсов. Буддизм – восточная философия, не принимающая жизнь ради материальных благ. Однако, несмотря на такие вопиющие корневые различия, буддизм как философия уже лет 30 более чем популярен в западном мире. Мы попытались выяснить, что могут дать постулаты одной из двух взаимоисключающих систем мировоззрения ярым приверженцам другой.

Созерцательная пассивность = понижение мотивации?

В западной культуре такие качества, как ложь, искажение действительности себе в угоду, жесткость по отношению к коллегам и подчиненным, грубая конкуренция и т. д. так или иначе принимаются обществом и не вызывают осуждения. Мало того, это именно те качества (пусть и не афишируемые открыто), которые являются необходимыми для построения карьеры в современном обществе. Для буддиста же подобное поведение является нарушением принципа трех добродетелей: нравственности, сосредоточенности и мудрости.

Жизнь человека в целом в буддизме расценивается как процесс и не имеет конкретно очерченного и осязаемого смысла. В европейском же сознании жизнь подсознательно разбивается на этапы, в конце каждого из которых стоит достижение определенной цели. Именно на этих маленьких целях, в основном воплощенных материально – получении диплома, покупке машины, приобретении дома и т.д. – и основывается карьерная и поведенческая мотивация самого существования «западника».

Буддист выступает против мирских желаний, то есть почти полностью выпадает из общества потребления и накопления. Ему не нужна престижная машина, если у него есть неплохая. Он не станет покупать предметы роскоши и товары, которые ему не нужны в повседневности, не станет пробовать новый вкус шоколада только потому, что он новый. С европейской точки зрения это можно назвать психологией минимального потребления. По сути же светский буддист полностью отстраняется от всего того, ради чего, по сути дела, человек вообще работает и строит карьеру.

Один из постулатов буддизма – «нам не нужны деньги как избыток, нам нужно мало денег как необходимый минимум». Для современного западного HR-менеджера такая позиция равносильна полной потере мотивации к работе, деньгам и карьере как таковой.

Глобальная цель человека западной психологии – путем получения общественного признания и материальных благ (лучше – предметов роскоши) и постоянного стабильного достатка «стать счастливым». Знаменитый же буддийский учитель и ныне здравствующий Лама Оле Нидал так сказал о категории счастья в современной буддийской философии: «Всеобщее стремление основать счастье на внешних факторах приносит лишь преходящие плоды и ложно направлено; это подобно попыткам передвинуть что-нибудь на расстоянии с помощью хлыста. Единственное, что вообще может быть счастливым – это ум. То, что смотрит нашими глазами и слушает нашими ушами в данный момент – вот где всё происходит». Буддист не станет работать и участвовать в «крысиных бегах» только из-за материальных прибылей, которые будут больше его реально необходимых нужд.

«Путь к себе» как базис психологической устойчивости


24624933_buddhaТак в чем же тогда, спросите вы, заключается ценность буддийской философии для современного карьериста? А в том, что буддизм способен с успехом заменять в повседневной рабочей жизни множество новомодных «офисных наук» и психологических тренингов. Возьмите, к примеру, всевозможные «курсы личностного развития», которые так любят крупные корпорации. По сути, многие тренинги и прикладные науки взяли за основу буддийский постулат «постоянного внутреннего роста и самосовершеноствания» и грамотно адаптировали его для западного сознания.

Да и карьерную мотивацию, напрочь отсутствующую у буддиста, вполне может заменить другая, специфическая мотивация. Оле Нидал так сформулировал принцип отношения к труду и к любой деловой деятельности: «Независимо от того, что мы делаем, следует делать это хорошо». С точки зрения HR-менеджера такой подход к рабочим вопросам является очень выигрышным по сравнению с относительной денежной (внешней) мотивацией других сотрудников.

Второй, не менее важный и не менее полезный посыл – это упорство в труде: «Что бы ни было у нас на прицеле, что бы мы ни хотели сделать, мы делаем это правильно, с осознанием и силой. И тогда мы получаем также правильный результат». Никакие мотивационные семинары и тренинги не заменят такого подхода к своей работе, что очень выгодно выделяет буддиста на фоне других сотрудников.

А вот что говорит знаменитый учитель о разрешение конфликтных ситуаций и отношении к ним: «Вот мы идем к шефу и выясняем, почему мы снова опоздали на полчаса. Мы слушаем то, что он хочет нам сказать, радуемся, что так точно ему удается выражать свои мысли. Мы знаем, что он определенно долго-долго это тренировал, а сейчас он имеет случай представить богатство своих возможностей. Мы очень глубоко тронуты и благодарны ему за заинтересованность, которую он нам посвящает, и очень счастливы тем, что наше значение в фирме очень велико». В современной западной культуре место этого постулата с успехом заняли психоаналитики, психологи-консультанты и наука конфликтология, к которым, однако, среднестатистический сотрудник почти не обращается. В то же время буддистский подход к конфликтным ситуациям на работе помогает и адекватно воспринимать критику, и сохранять свое душевное спокойствие, что на языке HR называется «иметь полную стрессоустойчивость».

karjeraБуддизм в состоянии успешно заменить и другие «офисные науки» – тайм-менеджмент и культуру wellness. «Если в бюро или на работе нечего делать или есть свободная минута, можно с успехом делать другие вещи, – сказал на одной из своих лекций лама Оле Нидал. – Подумайте, например, обо всех людях, которые, возможно, обрадовались бы, получив от нас письмо. Подумайте о пользе, которую вы можете принести своему телу, если вы сделаете время от времени несколько упражнений, напряжете мускулы или выпрямите спину». А теперь вспомните об одиозной практике «гимнастики на рабочем месте», еще несколько лет назад вводившей в ступор миллионы менеджеров по всему миру.

Такое ответвление буддизма, как дзен, по силе действия и эффекту полностью тождественно европейской науке психотерапии, нужный эффект в которой достигается за счет того, что человек в результате направляющих действий психолога начинает анализировать свои поступки, мотивы и глубинные страхи, таким образом избавляясь от внутреннего негатива в своей жизни. Тот же самоанализ и техники самосовершенствования буддист применяет постоянно. Именно благодаря этому буддист всегда сможет успешно и быстро и настроится на важную встречу, сохранить спокойствие при стрессовых переговорах и успешно решить задачи, требующие предельной концентрации в условиях ограниченного времени.


И, конечно же, главная польза жизни согласно буддисткой философии – это принцип жизненного оптимизма, который становится главным помощником при любых неудачах в карьере. Лама Оле Нидал учит: «Важно не воспринимать разногласия, расставания или конфликты в негативном свете, а видеть в этом создание пространства для чего-то нового. Если ваши пути расходятся, то это должно стать ещё одним шагом в вашем развитии и освободить место для чего-то нового в вашей жизни».

Буддизм – «это созерцание мира без активного участия в нем», жизнь по принципу «разумного (то есть минимального) потребления» и направленность личности «внутрь себя». Именно эти постулаты буддизма могут стать краеугольным камнем в трудовой деятельности западного карьериста-буддиста. В конце концов, единство противоположностей открыли не вчера. Вопрос лишь в том, научились ли вы извлекать из него пользу для себя.

www.careerstart.ru

Поделиться в социальных сетях

GoogleAnalytics

Войти

[X]

Служебный вход