Таинственный монах

 Кто вы, доктор Маслов?

 
жуpнал "Чеpный пояс" N 2-3 (5-6) 1999 г.

 

Около четырех лет назад самые разные российские газеты и журналы запестрели кричащими заголовками, в которых говорилось о том, что в России появился самый что ни на есть настоящий шаолиньский монах. Да-да, всамделишный, с дипломом, выписанным в самом Шаолиньском монастыре, да еще с настоящей печатью. И в "Спид-инфо", и в "МК", и в "ТВ-парке" можно и по сей день встретить статьи, в которых взахлеб говорится о "самом русском из шаолиньских монахов", молодом докторе исторических наук, Алексее Маслове, он же Синъин, так-де его называют шаолиньские собратья. В своих интервью этот молодой человек с характерной для истинного монаха скромностью рассказывал журналистам, что он единственный, кому посчастливилось приподнять завесу тайны над секретами Шаолиня, попасть в число истинных посвященных, получите доступ к подлинному, а не выхолощенному ушу (оказывается, около 300 миллионов китайцев занимаются вовсе не ушу, а неким суррогатом), овладеть секретами внутренней энергии, стать настоящим шаолиньским монахом (правда, живущим в миру, оказывается есть и такая заочная форма монашества). Из этих интервью можно было узнать: что Маслов жил в Шаолине в отдельной келье, во дворике которой были врыты пеньки, на которых профессор Маслов каждый день отрабатывал головокружительные трюки шаолиньского ушу ("Спид-инфо"); что в коридоре стел, возведенных в честь выдающихся монахов Шаолиньского монастыря, есть и его (в тексте моя) стела (до этого, согласно нашему словоохотливому монаху, такой чести не удостаивался ни один европеец!); что Маслов - генеральный секретарь Международной федерации шаолиньского ушу, которая объединяет монахов во всем мире: что молодой профессор запросто может "... в принципе шарахнуть кого-нибудь энергией на расстоянии, но на самом деле все это не очень сложно" ("ТВ-парк"). Признаемся честно, что редакцию "Черного пояса" читатели просто завалили письмами с просьбой рассказать об этой легендарной личности и о возглавляемой им "Федерации Шаолиньских боевых искусств России" (так она значится на одноименном сайте в Интернете).

С просьбой помочь нашим читателям отделить вымысел от правды мы обратились к одному из самых авторитетных специалистов в области ушу, вице-президенту Федерации ушу России, заслуженному тренеру России, судье международной категории Игорю Креймеру.


Действительно ли Алексей Маслов, он же Синъ-ин, является монахом Шаолиньского монастыря, учеником одного из старейших монахов Шаолиня Дэцяня?

Hет, с моей точки зрения, это чистой воды вымысел. В действительности, исторически шаолиньские монахи делятся на две категории: первая - "хэшан" - буддийские монахи, живущие в монастыре, но не имеющие отношения к ушу (не забывайте, что Шаолинь - это прежде всего Чаньбуддийский монастырь, о чем говорит его название - Шаолинь чань сы - Чаньский (Дзэнский) монастырь Шаолинь. Вторая категория - "усэн" - монахи-воители, которые исторически составляли костяк охраны монастыря и в действительности занимались боевыми искусствами. В 80-х годах постановлением правительства категория "усэн" была возрождена в Шаолиньском монастыре для поддержания традиции. Однако в связи с тем, что секреты были утеряны, для воссоздания шаолиньского ушу в Шаолинь были приглашены специалисты из Пекинского института физкультуры и мастера ушу из других провинций КНР, в частности, из провинции Сычуань наставник Хайдэн (скончался в 1988 году). Монахами Шаолиньского монастыря (сами они называют себя "Чуцзя жэнь" - ушедшие из семьи) считаются только те, кто принял постриг и живет в нем, соблюдая заповеди. Ни о какой форме заочного монашества или монашества в миру я, неоднократно бывавший в Шаолине, не слышал.

А как же Международная федерация Шаолиньского ушу, которая, как пишет "ТВ-парк", объединяет монахов во всем мире?

Это, похоже, еще один расхожий рекламный трюк. Вступить в эту организацию, которую возглавляет бывший монах Шаолиня Дэцянь, может любой клуб ушу в любой стране. Вопрос только в том, насколько это нужно, ведь престиж этой организации в КНР очень невысок, а к самому монастырю она отношения не имеет! И никаких монахов она не имеет! И никаких монахов она не объединяет, они на то и монахи, чтобы быть в стороне от светской жизни!

Вы сказали, что Дэцянь - бывший монах Шаолиня. Однако Маслов повсюду именует его Великим Учителем Шаолиня, говорит о том, что он входит в семерку старейших, уважаемых мастеров Шаолиня?

Это просто миф, создаваемый Масловым в рекламных целях. Я прекрасно знаю Дэцяня и бывал у него в гостях. Может быть, я сейчас скажу то, что не очень понравится поклонникам Маслова, но Дэцянь никогда не входил в число старейших монахов, прежде всего потому, что он достаточно молод. Он уже лет пять не является шаолиньским монахом. Когда-то он был учеником Ши Суси - действительно шаолиньского монаха, потом, в период культурной революции и Большого скачка был сослан в городок Или, на границе с Казахстаном, где жил 18 лет, работая врачом. После окончания культурной революции он на некоторое время вернулся в Шаолинь. Около пяти лет назад он покинул монастырь, женился, сейчас его сыну четыре или пять лет. Живет он с молодой женой в 13 километрах от Шаолиня, в городке Дэнфэне, в роскошном по китайским меркам двухэтажном доме, построенном на доходы от деятельности частной коммерческой фирмы, которая зарегистрирована как "Международный институт шаолиньского ушу", что-то вроде нашего индивидуального частного предприятия, созданного при одном из подразделений 8-й Народно-освободительной армии КНР, типа нашего Суворовского училища. Отсюда военная форма на Дэцяне и его учениках. То, что "Министерство обороны КНР выступает в роли спонсора монастыря, одевая монахов в форму", как пишет "ТВ-парк", - полная ерунда. К Шаолиньскому монастырю фирма Дэцяня не имеет никакого отношения.

То есть... фотографии в "ТВ-парке"... - это рекламный трюк?

А вы посмотрите внимательно на фотографии в "ТВ-парке" из личного архива Маслова, как раз на ту, где "Учитель вручает А.Маслову монашеское удостоверение". Странно, что "старейший монах монастыря" по такому торжественному случаю в отличие от своего благообразного ученика обут в пластмассовые пляжные сандалии и военные брюки, а не рясу. На самом деле ларчик открывается просто, рясу, которую Дэцянь хранит в мешочке с надписью "ФО" (Будда), Дэцянь надевает, когда нужно сфотографироваться с иностранцами для рекламы. Кстати, вся процедура вручения псевдомонашеского удостоверения лжемонаху Маслову происходит не в Шаолине, а в довольно обшарпанном зале "Международного института шаолиньского ушу", что на улице Шаолинь-лу в городе Дэнфэне.

А как же стела, установленная в честь А.Маслова в коридоре стел Шаолиня? Он говорит о том, что такой чести не удостаивался ни один европеец!

Когда я в 1989 году первый раз приехал в Шаолинь, удостоверение, аналогичное тому что показывает Маслов, стоило в любой частной школе в окрестностях Шаолиня 100 юаней (около 20 долларов). А установить памятную стелу, на которой будет написано: "В таком-то году Шаолиньсы посетил такой-то и засвидетельствовал свое почтение монастырю" (именно в такой формулировке!), стоило 200 долларов. Сейчас, наверное, около 500, все-таки цены растут! Кстати, посетив в августе прошлого года Шаолиньсы, никакой стелы в честь Маслова мы не нашли, но может, не там искали... А то, что ни один европеец не удостаивался такой чести... В 1989 году швейцарец Виковас установил в Шаолине стелу в честь приезда делегации Швейцарской ассоциации кунгфу. Она-то как раз стоит на самом видном месте, как входишь в центральный предел, слева, не заметить ее трудно, так что профессор Маслов опять слукавил.

Ну а жизнь Маслова в Шаолине в период обучения, отдельная келья, подъем в шесть утра, пеньки и прочая атрибутика?

Что вы, какая келья, в Дэнфэне иностранцев селят только в специальных гостиницах, имеющих на то лицензию комитета по туризму провинции Хэнань! Какая там келья и пеньки, эта утка уж на совсем наивных школьников рассчитана!

Но ведь все равно Маслов единственный из россиян был допущен к эзотерическому знанию, причем бесплатно, ведь оно не передается за деньги...

Опять неправда, взять хотя бы семью Иващенко из Новосибирска, или Станислава Лейкина из Санкт-Петербурга. Правда, последний, имеющий такое же "удостоверение монаха", как у Маслова, честно пишет о том, что он шаолиньским монахом не является, а просто обрел "Буддийское Прибежище". А кроме Маслова в то же время диплом получили еще человек шесть - "монахов" с Украины, среди них, кстати, две женщины - как вам это? Кстати, попасть учиться в Дэцяню элементарно просто! Он, как любой коммерсант, заинтересован в учениках и просил нас во время визита, чтобы Федерация ушу России направляла желающих только в его школу (таких школ в Шаолине около 300). Обучение стоит с проживанием примерно 80 долларов в день, в зависимости от курса.

Так что для всех читателей "Черного пояса", желающих стать "истинными шаолиньскими монахами" , публикуем в эксклюзивном порядке секретный адрес Дэцяня! Он сам просил об этом!
Итак: 452470, China, Henan sheng, Dengfeng sni, Shaolinlu, Zhaongguo Sholinsi guoji wushu xue yuan. Телефон - 0371 (это код провинции Хэнань) -2875713, факс: 0371-2872990 (факс работает круглосуточно).
Пишите, а если надо помочь с оформлением выезда и с консультацией, не обращайтесь в турфирмы, которые рекламирует Маслов, Федерация ушу России абсолютно бесплатно даст вам рекомендательное письмо к Дзцяню и поможет оформить выезд!

Так что же, настоящих шаолиньских монахов не существует?

Почему же, существуют, только все они проживают по адресу: "КНР, провинция Хэнань, Шаолиньский монастырь", а совсем не в Москве! А по поводу многочисленных публикаций в прессе... процитирую рейхсминистра пропаганды третьего рейха Геббельса: "Для того чтобы ложь была правдоподобной, она должна быть громадной!" Видимо, все лжемонахи мира исповедуют этот принцип!

Сергей Послушников


Дабы не представлять только одну точку зрения, публикуем статью самого Алексея Александровича Маслова, размещенную на официальном сайте Федерации шаолиньских боевых искусств России


Маслов Алексей Александрович


Закончил Институт стран Азии и Африки при Университете им.Ломоносова
Генеральный секретарь Международной федерации шаолиньских боевых искусств,
Президент Федерации шаолиньских боевых искусств России,
Президент Московской Генеральной Федерации традиционного ушу Цзинъу,
Президент Российского отделения Международной Федерации спортивного Будо (International Budo Sport Federation),
Полномочный представитель Международной федерации ушу/кунгфу в России,
Судья международной категории ушу/кунгфу IKFF.
Обладатель мастерской степени по шаолиньцюань,
Входит в сотню лучших специалистов боевых искусств мира по каталогу IKFF.
Обладатель 8 степени кунгфу по версии IKFF.
Посвященный монах шаолиньского монастыря.
Доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой всеобщей истории Университета дружбы народов РАН.
Действительный член Нью-Йорской Академии наук.
Член Европейской ассоциации китаеведов.
Заместитель директора департамента Восточно-Азиатских исследований г.Лидс (Великобритания).
Профессор: Института Китаеведения Хайдельбергского университета (Германия), Сарбонского университета (Франция), Лейденского университета (Голландия), Ионического университета (Греция), Пекинского университета (КНР).
Член комиссии Евросоюза по делам зарубежных китайцев.
Написал более 70 научных статей по истории, религии, ушу, философии на русском и других языках, издал 16 книг.

Вокруг "Шаолиньских институтов"

Время от времени появляются сообщения, что открыта "новая" и естественно очень хорошая школа ушу, которая приветливо открывает свои двери для учащихся. Особенно для иностранцев. Напомню, что Шаолиньсы расположен в провинции Хэнань, в уезде Дэнфэн, столицей провинции является город Чжэньчжоу. Несколько лет назад в уезде Дэнфэн был выделен отдельный город Дэнфэн - отныне уездный центр. Шаолиньсы расположен приблизительно в 10 км. от г. Дэнфэн, и все это пространство покрыто разными школами ушу.

Что такое "институты шаолиньского ушу"?

Вокруг Шаолиньсы располагается очень большое количество различных учебных заведений, школ и институтов самого различного масштаба, технического и организационного уровня. Сами китайцы называют самые разные цифры того, сколько всего обучаются в этих школах. Нередко речь идет 10-20 тыс. человек, а количество школ исчисляется десятками и сотнями, хотя по настоящему крупных из них - не более десятка. Никакой реальной статистики не существует.
Сразу оговорюсь, что здесь под словом "школа" я подразумеваю не традиционную школу ушу, создаваемую вокруг наставника-носителя традиции, а просто организацию или учебное заведение (хотя одно другого не исключает).
Важно понять, что сам Шаолиньсы преподавания ушу не ведет. Все "монахи", которые дают показательные выступления для посетителей монастыря, в реальности являются не монахами, а учащимися одной из школ ушу (обычно - ушугуань при монастыре), они же выезжают с показательными выступлениями в разные страны мира. Многие из них занимаются даже не шаолиньским ушу во всем его объеме, а, обладая хорошей спортивной подготовкой, выполняют просто несколько шаолиньских комплексов. При этом какого-то стабильного коллектива нет, поэтому под названием "команда монахов-бойцов шаолиньского монастыря" одновременно существует несколько коллективов. Например, в прошлом году три "истинных команды шаолиньских бойцов" выступали в США, Италии и России практически одновременно.
Вот уже как несколько лет сам Шаолиньсы превратился в туристический центр, многие старые мастера покинули его, открыв свои школы. А когда Шаолиньсы стал все больше и больше превращаться в место паломничества туристов, сюда стали приезжать и инструктора самого разного уровня из других районов Китая, открывать свои школы, причем пик этого пришелся на 1997-98 гг.
Несколько лет назад новый настоятель монастыря Ши Юнсинь предпринял попытку ограничить рост школ, называющих себя "шаолиньскими", и потребовал получать особое разрешение. Часть школ была закрыта, причем под ограничение подпали даже некоторые настоящие шаолиньские монахи - в основном молодые бойцы - которые частным образом и за неплохую плату обучали иностранцев.
Тем не менее ситуация оказалась значительно сложнее, чем могло показаться на первый взгляд. Во-первых, никто не обладает монопольным правом на название "шаолиньский", поэтому никакого юридического основания для подобных требований не было. Во-вторых, часть крупных институтов, известных во всем мире, уже имели официальный статус и зарегистрированное название. В третьих, многие школы ушу, не имеющие действительно прямого отношения собственно к Шаолиню, традиционно назвали себя "шаолиньскими" еще с XVII-XVIII вв. (например, "Шаолиньский тигр" из провинции Сычуань) и не понимали, почему они должны теперь брать на это разрешение. В конце концов, все это вызвало резкий протест известных мастеров и даже недовольство официальных властей.
В реальности по-настоящему крупных учебных заведений сегодня не так уж и много. Это официально зарегистрированные организации (хотя статус их различен, см. ниже). Среди них самые известные это "Международный китайский институт ушу монастыря Шаолинь" (Гоцзи чжунго шаолиньсы ушу сюэюань) (Президент - почетный настоятель Шаолиньсы Ши Суси, ректор - Ши Дэцянь, "Институт шаолиньского кулачного искусства" ("Шаолиньсы цюаньфа сюэюань") (почетный президент - Ши Юнсинь, старший тренер Ши Госун), "Научно-исследовательский институт шаолиньского ушу" (Шаолинь ушу яньцзюсо), школа Тагоу, Институт ушу храма Ваньфосы (напротив Шаолиньсы) и т.д. С первыми двумя у ФШБИ установлены партнерские и деловые отношения, к тому же все программы и нормативы Международного Института ушу монастыря Шаолинь легли в основу нормативов Международной Федерации шаолиньского ушу.
Разумеется, в любой школе вам сообщат, что лишь здесь преподается "истинное шаолиньское ушу", а иногда заодно и "пнут" соседнюю школу. В общем, дадим им право себя рекламировать, в конце концов, им надо как-то выживать. Однако по личному опыту замечу, что действительно хорошие школы никогда не обсуждают свою "истинность" - они о ней просто знают.

Форма организации и статус школ

Все школы называют себя "официальными", "имеющими все необходимые документы", однако такие заявления рассчитаны в основном на людей, никогда не заглядывавших в китайское законодательство. Хотя они особо и не лукавят, говоря о своей "официальности", они не любят уточнять, каков же их реальный статус.
1. Подавляющее большинство из них - это частные школы, как бы громко они не назывались. По-китайски это именуется "общественные организации" (цзюньчжун туаньти). Часть из них зарегистрирована как "частные дворы" (гэтиху) - официальная форма организации для мелкого предпринимательства, требующая ок. 800 дол. уставного капитала (так обычно регистрируются, например, частные лавочки и мелкие торговые точки). Более сложная организация - акционерное общество уже требует денег значительно больших (50 тыс. дол. и выше) и никто этой формой не пользуется.
Таким образом, такой тип институтов - это просто мелкие частные предприятия. Разумеется, такой статус ни в коем случае не говорит ни об их мастерстве, ни о "истинности". Однако надо учитывать, что дипломы и всякие документы, которые они любят выдавать, особенно иностранцам, не имеют никакой ценности и нигде не признаются.
В принципе, если любопытно, всегда можно попросить показать регистрационные документы у любого института, но от особо настойчивых и к тому же знающих китайский язык иностранцев их нередко скрывают.
2. Другой тип школ - это организации, имеющие государственный статус или совмещающие в одном лице (и в одном здании) и государственную и частную школу. Это уже значительно более высокий уровень и преподавания, и организации.
Классический пример совмещения - Институт шаолиньского цюаньфа. Это частное коммерческое учебное заведение (почетным президентом которого является сам настоятель Ши Юнсинь), расположенное на территории Дэнфэнского филиала Чжэньчжоуского института физкультуры.
Наиболее крупные учебные заведения объединяют под своей крышей несколько организаций. Так, школа Дэцяня объединяет Международный Институт ушу монастыря Шаолинь (с недавних пор он имеет государственный статус), Дэнфэнский филиал Чжэньчжоуского Научно-технического училища Министерства обороны. Одновременно Пекинский Университет физкультуры (крупнейшее спортивно-физкультурное заведение КНР) здесь же официально открыл свою "воспитательно-тренировочную базу Шаолиньского ушу", т.е. учащиеся Института могут получить документы Университета физкультуры. Одновременно школа Дэцяня обеспечивает программу шаолиньского ушу в Университете физкультуры в Пекине.
По статусу это учебное заведение является специализированным средним учебным заведением, и поэтому многие здесь вместе с качественным изучением ушу получают среднее образование.
Программы и почасовые планы здесь утверждены государственными организациями, в том числе провинциальным (хэнаньским) и Чжэньчжоуским (столица провинции Хэнань) комитетами образования. Таким образом, все учащиеся (кстати, и члены нашей Федерации во время стажировок) обучаются одновременно и по традиционным нормативам и по государственным стандартам. Вообще, насколько я знаю, это уникальный случай: благодаря чрезвычайно грамотно продуманной системе организации преподавания, программы традиционного шаолиньского ушу были официально утверждены государством.
3. Очень небольшие школы, хотя и именуемые Институтами, но вообще не зарегистрированные и статуса не имеющие. Они даже иногда выпускают красочные проспекты, но не имеют никакого официального статуса. Деятельность многих из них была прекращена в течение последних нескольких лет, в том числе и из-за незаконного взимания денег. Рассчитаны они были в основном на иностранцев, причем не столько с Запада, сколько из Гонконга, Тайваня, Кореи, Японии. Кстати, далеко не всегда такие школы возглавлялись какими-то жуликами - отнюдь нет. Например, известный мастер Ши Дэян руководил одной из таких школ, хотя нередко "ученики" приезжали на пару дней лишь для того, чтобы сфотографироваться с ним и изучить одно таолу.
4. Наконец, еще одна - весьма забавная форма школ ушу у Шаолиньского монастыря, которая была подмечена мною за последние два-три года. Умные китайцы, проживающие где-нибудь в США или даже в России, набирают учащихся из этих стран на короткие курсы (обычно дней на десять) и привозят "в Шаолинь". Расселяют их в недорогой гостинице, снимают тренировочный двор (даже не зал!) и выдают это за свою школу ушу. Например, этим прославился один очень известный и, в общем-то, неплохой мастер цигун, всю свою сознательную жизнь проживающий в США и не имеющий даже отдаленного отношения к Шаолиню. Однако он время от времени проводит семинары в "своей школе" у Шаолиня, на которые приглашаются с большой помпезностью изучения "секретного искусства" даже из России.
Бывают вообще курьезные случаи. Так мы вместе с нашими инструкторами встретили у Шаолиня дам вполне солидного возраста, которые приехали сюда по рекламе, помещенной в одной из городских газет в Приморье, изучать … тайцзицюань в 24 формы и пребывали в полной уверенности, что они познают "истинное шаолиньское искусство". Стоило это по цене отечественной машины! Мы не стали разубеждать их в правильности поступка.

Чему обучаются?

Хотя, так или иначе, все школы именуются "шаолиньскими", это слово здесь обозначает не столько преподавание именно шаолиньского ушу, сколько традиционное указание на географическую близость к Шаолиню. Вообще, в уезде Дэнфэн, где расположен Шаолинь, и в соседнем с ним уезде Мисянь, все именуются "шаолиньским". Сильное впечатление оставляет полуразвалившийся одиноко стоящий домик с гордой надписью "Шаолиньский ремонт велосипедов" и ветхая хибара с вывеской "шаолиньская стекольная мастерская". Разумеется, к Шаолиню они прямого отношения не имеют.
Подавляющее число школ преподают как раз не шаолиньцюань, а спортивные нормативные комплексы, в чем сами открыто признаются. За редким исключением в Дэнфэне инструктора, хотя и именуют свою школу "шаолиньской", преподавая нормативные комплексы, никогда не выдают их за традиционное шаолиньское ушу.
Другая часть школ обычно преподает "смесь" из шаолиньских комплексов и современного ушу. Классический пример - школа Тагоу, Научно-исследовательский институт ушу.
Наконец, в третьей группе школ стремятся преподавать именно традиционные комплексы шаолиньцюань по традиционной методике. Примером здесь может являться Международный Институт ушу монастыря Шаолинь. Программа включает не только изучение технических аспектов, но и традиционные формы воспитания, подготовки сознания. Наиболее одаренных и преданных учеников старшие наставники, следуя старой монастырской традиции, обучают лично и передают им уже не только ушу, но и все шаолиньское искусство.
Помимо традиционных таолу, здесь изучают боевые разделы, саньда, систему самозащиты, циньна и фаньциньна (заломы, захваты и защиты от них), работы с различными типами оружия. В отличие от "осовремененных" школ все элементы таолу подробно разбирается, изучается их боевое применение.
Много времени уделяется изучению традиционных форм шаолиньского цигун (бадуаньцзин, ицзиньцзин и др.).
Однако и в этих школах уже встречаются новые веяния. Например, вводятся группы тайцзицюань, спортивного ушу и т.д. Но и здесь есть различия. Если в крупной и весьма авторитетной школе Тагоу уже преподается некий "спортивный шаолиньцюань", уже имеющий мало отношения к традиционным формам, то в Институте ушу монастыря Шаолинь недавно был введен тайцзицюань, для чего был приглашен наставник из известного центра в Чэньцзягоу, и теперь здесь изучают, в том числе и традиционные формы тайцзицюань.

Другие дисциплины

Помимо ушу в ряде школ преподают другие дисциплины.
Если речь идет о государственной школе или школе имеющей статус среднего учебного заведения, то там преподается полный набор предметов: история, иностранный язык, математика и т.д. Хотя нередко уровень преподавания не высок.
Есть и специальные дисциплины, связанные с ушу. Так, в Институте ушу Шаолиньского монастыря есть специальные лекции по истории ушу, истории Шаолиньсы, по правилам "боевой морали" (удэ), по истории буддизма и т.д. Впрочем, есть и уроки патриотического воспитания.
Отдельно преподается китайская медицина по следующим разделам: основы китайской медицины, фармакология, иглоукалывание и прижигание, травматология и лечение травм на основе китайской медицины, лечение патологий и патофизиология и т.д.
В частных школах существует т.н. раздел "культурных дисциплин" (вэньхуа). Их набор нигде не оговорен, и все зависит от наличия преподавателей. Например, в школе при филиале Чжэньчжоуского института физкультуры есть компьютерный класс, где учащихся обучают основам компьютерной грамотности (обычно все ограничивается навыком выхода в Интернет).

Форма построения занятий и методика преподавания

И первое и второе напрямую зависят от статуса школы. В серьезных учебных заведениях, особенно имеющих государственный статус или связанных с государственными учреждениями, существует четкий почасовой план, который разбит по семестрам, месяцам и учебным часам. По государственным правилам, такой план должен висеть на видном месте, и он не менее важен, чем расписание в университете. Если такого плана нет или он куда-то глубоко запрятан - значит это просто частная школа без определенной конечной цели в обучении.
Следует заметить, что все эти школы ушу объединяют три базовых элемента: преподавание ушу, преподавание общеобразовательных дисциплин и проживание в общежитии прямо на территории школы. Собственно именно так сегодня и понимается традиционное название ушугуань - "двор боевых искусств". В России именно такой ушугуань создать невозможно, поскольку, во-первых, у нас ученики не могут постоянно в течение нескольких лет жить в школе ушу, во-вторых, исходя из российских государственных стандартов среднего и высшего образования, такое количество часов, отводимых на ушу как в Китае, "вместить" некуда - людям надо получать полноценное среднее образование.
В шаолиньских школах, зарегистрированных как официальные учебные заведения, под занятия ушу в день отводиться не менее шести-восьми часов (с перерывами), а общеобразовательные предметы занимают нередко 2-4 часа в день. Занятия начинаются обычно в восемь утра и продолжаются до захода солнца (это важно, поскольку большинство тренируется именно в неосвещаемом дворе, а не в крытом зале). В неделю - один день отдыха, причем далеко не всегда воскресенье. День отдыха для школы "назначается" самим руководителем учебного заведения.
Существует общий план того, что "должен знать и уметь" ученик к окончанию обучения или к окончанию очередного учебного цикла. Он обычно разбит на следующие разделы: базовые навыки; базовые таолу; таолу среднего уровня; высшие таолу; работа с коротки оружием; работа с длинным орудием; работа с гибкими оружием; работа с "тайным" оружием и подручными предметами; парные таолу с оружием и без него; саньда и методика ведения поединков; самозащита и циньна; борьба (шуайцзяо); методика оказания первой помощи при травмах; шаолиньская медицина (разбита по множеству разделов); "внутренне искусство" (разные методы цигун, работа с энергией-ци, бадуаньцзин, ицзиньцзин и т.д.); теория и история ушу, правила "боевой морали"-удэ.
Месячный план составляется по принципу "трех основных": изучение нового навыка (цигун, самозащиты, укрепления тела и т.д.) и повторение одного из навыков, изученных в прошлые месяцы; изучение нового таолу и его подробный разбор (если таолу "не умещается" в месяц, оно растягивается на два месяца); повторение одного старого таолу. Это не значит, что другие навыки или таолу не используются в этот месяц - речь идет о том, на что делается основной упор именно в данный период времени.
В крупных школах обучаются дети от 5 до 17-18 лет, которые приходят в школы и с разным уровнем знаний. Поэтому группы составляются не по возрастным категориям, а по уровню знаний. Дети до 7-8 лет занимаются всегда отдельно.
Одновременно в большом учебном заведении занимаются до двадцати групп, на каждую приходится два-три инструктора. В небольших школах во дворе топчется одна группа, которую ведет один инструктор. Остается только удивляться как в больших институтах в тренировочных двора сотни людей, тренируясь одновременно, не травмируют друг друга! В воздухе стоит "жужжание" вращающихся цепей, звон мечей, позвякивание копий, глухих ударов по мешкам и лапам. Но факт остается фактом: двор настолько четко разбит на части для каждой группы, что сами занятия достаточно безопасны.
Раз в полгода проходят промежуточные экзамены или аттестации для тех организаций, которые состоят членами Международной федерации Шаолиньского ушу.
В первые два года обучения группы очень большие, затем они разделяются на более мелкие подгруппы, занимающиеся отдельно. Наиболее преданные и талантливые ученики могут удостоиться личного обучения у старшего наставника школы или у ведущего мастера. Не надейтесь, что сам наставник сразу же вам лично будет демонстрировать свои знания - для базового обучения существует множество инструкторов.
Костяк школы составляют инструктора, причем по-настоящему качественного инструктора, не говоря уже о мастере, найти очень сложно. Поэтому многие школы удовлетворяются просто молодыми ребятами, в лучшем случае закончившими начальный период обучения. В крупных школах, как Международный институт ушу монастыря Шаолинь, Институте Шаолиньского цюаньфа преподают либо сами шаолиньские монахи, либо шаолиньские бойцы-миряне, обучавшиеся у старых мастеров не менее десятка лет. Например, Институт ушу монастыря Шаолинь помимо самого Ши Дэцяня преподавали и преподают такие известные мастера как Ши Дэян, Ши Синъюй, Синцзюнь, Ху Фаюань и другие. В такие школы, наоборот, стоит длинная очередь из желающих преподавать (и учиться - естественно!), но попасть туда на работу достаточно сложно.

Сроки обучения

Все серьезные учебные заведения имеют очень четкий срок обучения и заранее указывают его, поскольку он утвержден государственными стандартами. Если кто-то скажет, что "можете учиться десять дней, а можете год. А, впрочем, диплом можно получить и завтра" - можно сразу уходить. Такая школа не дорожит свой репутацией.
В Международном Институте ушу Шаолиньского монастыря обучение рассчитано не столько по годам, сколько по учебным часам (как и полагается в нормальном учебном процессе). Существует несколько циклов, каждый из которых можно пройти за два-три года. Чтобы получить здесь диплом о среднем специализированном образовании требуется девять лет, что предписывают государственные стандарты. Для лиц, обладающих средним образованием и проходящим стажировку собственно по ушу, существуют специализированные группы.
В Институте Шаолиньского цюаньфа специализированное обучение саньда длится три года. Есть и краткосрочные курсы для учащихся от пяти лет (не спрашивайте, как это может быть - я ни разу этого в реальности не видел!) - три месяца.

На что существуют эти школы?

Все школы платные. Следует учитывать, что образование в КНР во многом уже перешло на платную основу, в частности, все высшее образование и часть среднего (в том числе в государственных учебных заведениях) уже в течение многих лет платное. Поэтому сам факт оплаты никого не смущает.
В оплату входит обычно проживание (комнаты по четыре-два человека), трехразовое питание, несколько комплектов формы, оружие, экипировка и т.д. В основном плата не велика. Государство имеет возможности контролировать оплату.
Институт шаолиньского цюаньфа дает следующие расценки. Базовая программа - 10 тыс. юаней в год (ок. 1250 дол.). Специализированная группа саньда (обучение три года ) - 1800 в год (225 дол.) Двухгодичные курсы цигун - 3 тыс. в год (375 дол.) Краткосрочные трехмесячные курсы - 1200 юаней (ок. 150 дол). В общем, по китайским масштабам это немало, для деревенского жителя чаще всего это просто неподъемно.
В Институте ушу Шаолиньского монастыря в связи с его государственным статусом годовая оплата значительно меньше -- она составляет от 1600 до 2600 юаней (200-325 дол.). От оплаты освобождаются дети из бедных семей, из многодетных семей и т.д. Но и пробиться сюда очень сложно.
Выше речь шла об оплате для китайских граждан. Для иностранцев - оплата особая. Она нигде четко не зафиксирована, поэтому все зависит от "аппетитов" руководства такой школы и от того, "как договоришься". Следует сразу понять, что размер оплаты никак не связан с уровнем преподавания и качеством проживания. Например, в Институте шаолиньского цюаньфа при мне обучались двое ребят из Франции, живущие, мягко говоря, в крайне "скромных" и абсолютно неотапливаемых условиях, не говорящие по-китайски (т.е. не способные усвоить объяснения) и при этом вносящие плату по 35 дол. в день. Для информации: очень приличная гостиница в "три звезды" с горячей водой, телевизором и т.д., расположенная в полукилометре, стоит 25 дол. в сутки. Им предусмотрительно об этом никто не сообщил, а сами они в силу языкового барьера просто "отрезаны от мира".
В большом, но абсолютно опустевшем "Ушу гуань" неподалеку от Шаолиньсы, выстроенного когда-то специально для иностранцев, могут с вас взять и 50 и 70 дол. в сутки, а могут и 200 в месяц. Четкая программа преподавания не определена, поэтому вы никогда сразу не поймете, что же вы получите за эти деньги.

Статус выдаваемых документов

В любом институте можно получить диплом. Со многими печатями и очень красочный. Обычно за него надо заплатить - иногда сто юаней, иногда значительно больше. Все зависит от здравомыслия покупающего и наглости продающего. Увы - ценность этих дипломов порою меньше стоимости чернил, потраченных на проставление печатей. Хотя, в общем, его не возбраняется в качестве украшения повестить на стену.
Понятно, что статус документа напрямую зависит от статуса самого учебного заведения и от формы признания диплома. В официальных учебных заведениях никогда вам диплома не продадут - все это документы строгой отчетности. Если не рассматривать абсолютно неофициальные "корочки", гордо именуемый "дипломами", то официальные документы выдаются за: окончание краткосрочных курсов (имеют статус курсов повышения квалификации); окончание специализированного обучения (оговаривается по какому разделу - цигун, ушу, шаолиньская медицина); об окончании учебного заведения и прохождении полного курса обучения по всем дисциплинам со сдачей соответствующих экзаменов. Дипломы наиболее крупных институтов имеют статус диплома об окончании среднего специального учебного заведения.
В качестве информации замечу, что между Россией и КНР подписано соглашение о взаимопризнании документов об окончании учебных заведений. Таким образом этот тип дипломов должен автоматически признаваться в России.

Контингент учащихся

Все, конечно, хотят заполучить иностранцев. Любых. Любого уровня развития, и понимания ушу. Чаще всего получают именно "любых", но редко - по настоящему готовых обучаться долго и терпеливо. Поэтому основной контингент обучающихся - это китайцы.
В хорошие школы учащиеся приезжают со всего Китая, порою в учебное заведение стоит очередь за несколько лет, поскольку здания и общежития не могут вместить всех желающих. Вообще достаточно посмотреть на заполненность общежития, как становится ясно, насколько школа популярна. Международный институт ушу монастыря Шаолинь, где сегодня обучаются более пятисот человек, разбитых на 10-12 потоков в зависимости от их уровня, вынужден был раньше времени прекратить прием в этом году - кончились места.
Колоссальное даже по масштабам китайской гигантомании здание филиала Дэнфэнского филиала Чжэньчжоуского института физкультуры, похожее на сенат США, где располагается частный Институт шаолиньского цюаньфа, заполнено мало. Уровень преподавания, в общем, здесь достаточно высок, хорошую рекламу делает имя Ши Госуна (несмотря на то, что он не шаолиньский воспитанник, а "внешний ученик"). Рекламный проспект говорит, что здесь обучается две тысячи человек. Не знаю, но визуально очевидно, что их не больше нескольких сот. (Может остальные - заочники?)
Совсем небольшие частные школы обслуживают в основном детей 6-16 лет из провинции Хэнань. Хотя уровень преподавания здесь крайне низок, но они выполняют важную социальную функцию: родители отдают своих детей в школу, где за ними присматривают и обучают хотя бы грамоте, а заодно - и ушу. И не важно, какого уровня.

Стоит ли ехать обучаться и как?

Во-первых, многие наши инструктора и просто члены Федерации уже регулярно ездят и учатся. Кажется, особых жалоб нет.
Во-вторых, наша Федерация как член Международной Федерации имеет прямые договора о стажировках, обучении и взаимном представительстве с Международным институтом ушу монастыря Шаолинь, а с недавнего времени - и с Институтом Шаолиньского цюаньфа. Если первая школа придерживается очень традиционных форм преподавания шаолиньского искусства во всей его полноте, то вторая организация больше тяготеет к современным и демонстрационным аспектам - не случайно ее возглавляет Ши Госун, который также является сейчас старшим тренером команды монахов-бойцов Шаолиньсы.
Более того, мы подписали договора о совместном обучении и согласовали программы. Это значит, что ученики Федерации после выполнения программы могут получить диплом этих учебных заведений.
В-третьих, группы выезжают на стажировку два раза в год: весной и осенью. Уже в самом Институте наши стажеры распределяются по группам в зависимости от уровня подготовки. Для членов Федерации оплата как для китайских граждан, а не как для иностранцев. Правда и тренировочная нагрузка такая же, как для китайцев.
В-четвертых, не стоит "ехать в Шаолинь", чтобы разучить, скажем, стойку мабу или комплекс сяохунцюань - все это можно сделать здесь. В Китае надо обучаться тому, что нет возможности постичь здесь. А можно просто поехать, чтобы пообщаться с известными учителями, получить от них наставления и советы - в любом случае это полезно и познавательно.

Небольшое и "задумчивое" послесловие

Работая над этими заметками, я попытался подсчитать, в скольких шаолиньских учебных заведениях мне удалось побывать. Их набралось чуть более двадцати. Наблюдая за преподаванием в большей части из них, я понял, что ни я, ни все члены нашей Федерации после двух-трех лет занятий ничего нового вынести не смогут. В двух из них я преподавал сам, поскольку оказалось, что мои знания просто более полны.
Подавляющее большинство руководителей этих институтов, едва убедившись в том, что я их свободно понимаю, тотчас предлагали "стандартное меню": привозить к ним побольше иностранцев, построить большое здание в России для школы ушу (естественно, за наш счет) и пригласить их самих руководить и преподавать, закупить у них оптом партию никому не нужных дипломов. Но если с совместной школой ушу ничего не удастся, то можно и ресторан открыть. Или магазин.
Особая история - предложения, поступившие с самого высокого уровня руководства монастырем (страшно сказать - с какого!) организовать очередные показательные выступления шаолиньских спортсменов в России. Несомненно, на это интересно посмотреть, и Федерация, как многие знают, приняла самое непосредственно участие в проведении первого и пока единственного в России шоу монахов-бойцов в прошлом году. Однако финансовые требования, которые выдвигает достойное руководство, без всякого преувеличения сравнимо с гонорарами итальянских оперных певцов. В общем, как-то в лозунг бескорыстной "пропаганды истинного шаолиньского ушу" (а именно так официально сформулированы цели выступления) здесь не особо верится.
И все же вряд ли можно их осуждать за это. Им просто нужно как-то выживать в условиях жесткой рыночной конкуренции. Примечательно, что некоторые такие школы имеют вполне достойный уровень техники.
Мало кто может с достоинством и без суеты заниматься тем, зачем такие учебные заведения и созданы - преподавать ушу и передавать традицию. Их от силы одна-две таких школ. С ними мы и работаем, у них и обучаемся.
И еще я убедился, в том, что Международная Федерация шаолиньского ушу сделала именно Международный Институт ушу Шаолиньского монастыря своей методической базой (равно как сделал его и Пекинский Университет физкультуры) - предмет осознанного выбора и тщательного анализа. Ши Дэцянь - сам человек крайне традиционный, консервативный и очень "китайский" - сумел создать какой-то уникальный сплав вполне традиционного шаолиньцюань и современных систем образования.
Я вряд ли могу быть абсолютно объективным, поскольку сам принадлежу к этой традиции, и многие наставники этих школ действительно являются моими собратьями и просто хорошими друзьями. Для всех нас вполне очевидно, что мы учимся все же не в учебном заведении, не в каком-то "шаолиньском институте", а у конкретного наставника. И если такой институт существует вокруг настоящего наставника, то в нем без сомнения стоит учиться.
Споры о том, какой институт более правильный или более "истинный" - для тех, у кого много свободного времени и мало знаний. Есть ли вообще разница между, например, "истинным" сяохунцюань и "неистинным"? Разница не в том, какую форму преподавать, а как преподавать. Точнее - что передавать за всеми этими техниками. И, конечно же, важно, кто преподает.
А так у большинства шаолиньских учебных заведений набор преподаваемых таолу и техник один и тот же (методики, правда, могут отличаться). И если исходить лишь из технической стороны дела и рассматривая только действительно серьезные школы, то никакой разницы в том, где обучаться, я не вижу.
Все школы ушу, созданные якобы специально для иностранцев, производят удручающее впечатление. Это - очень дорого, очень помпезно, но по-прежнему очень грязно и бестолково. Никаких четких программ нет, уровень преподавания откровенно низок - кажется, что организаторы понимают, что все равно больше пары месяцев, а то и пары недель, здесь никто учиться не будет и составлять нормальную программу бессмысленно. Лучше учиться в обычном учебном заведении для китайцев (хотя есть много тонкостей по поводу того, имеют ли они право обучать иностранцев).
В учебных заведениях, построенных вокруг традиционного мастера, ситуация абсолютно иная. Здесь не работают никакие официальные грамоты и письма от высокопоставленных персон. Здесь не имеют особого значения деньги, хотя от них никто не откажется. Здесь работает только одно - рекомендация от человека, который сам принадлежит этой школе. И никогда, абсолютно никогда ты не станешь здесь сразу "своим", не войдешь в одночасье внутрь традиции. Пройдет очень-очень много времени, пока тебя не начнут считать за обычного ученика, а не любопытствующего "лаовая" (иностранца).
Но пока ты "чужой", пока ты не член школы, тебя радушно примут, накормят, даже расселят. Но ничего, абсолютно ничего нового не покажут. Покажут вполне стандартный набор навыков и разрешат сделать бесконечное число фотографий. И иностранец уедет радостный, тем что "поучился в шаолиньской школе". А китайский мастер, хитро усмехнувшись, продолжит заниматься своими делами. И все останутся довольны. И каждый при своем.

А.А. Маслов

Шаолиньские школы - партнеры Федерации Шаолиньских боевых искусств

ФШБИ сотрудничает и просто дружит с десятком школ ушу по всему Китаю, среди которых и крупные официальные заведения, и небольшие деревенские школы. Для нас важен не статус, но качество преподавания, внутренняя атмосфера взаимоуважения и почитания традиций, которая царит в этих школах.
В большинстве этих школ члены Федерации могут пройти стажировку, послушать наставления мастеров, получить консультации.
Официальный патронаж программ Федерации осуществляется Международным китайским институтом ушу монастыря Шаолиньсы. На основе программ этого Института построены методики, программы и аттестационные нормативы Международной Федерации Шаолиньского ушу.

1. Международный китайский институт ушу монастыря Шаолиньсы
(Гоцзи Шаолиньсы ушу сюэюань)
Старший наставник (ректор) - Ши Дэцянь
Почетный президент - Ши Суси
Адрес: КНР, 452470, провинция Хэнань, г. Дэнфэн, ул. Шаолиньсы дадао чжундуань, 224.
Телефон: 0371-2887492
Факс: 0371- 2852990

2. Институт Шаолиньского кулачного искусства
(Чжунго суншань шаолиньсы цюаньфа сюэюань)

Старший наставник - Ши Госун
Почетный президент - Ши Юнсинь
Адрес: КНР, 452491, провинция Хэнань, г. Дэнфэн, Шаолиньсы
Телефон: 0371-5904103 (секретариат), 0371-2749259

3. Институт ушу Шаолиньского храма ста тысяч Будд
(Шаолиньсы шивань ушу сюэюань)

старший наставник (ректор) - Го Шумэй
Адрес: КНР, 452491, провинция Хэнань, г. Дэнфэн, Храм Шивань,
Тел. (0371)-2749499

4. Специализированный институт шаолиньского ушу
(Шаолиньсы ушу чжуанькэ сюэюань)

Ректор - Ван Цзяньянь (Ши Синъянь)
Адрес: КНР, 452491, провинция Хэнань, Шаолиньсы,
Телефон: 0371-2748436

Поделиться в социальных сетях

GoogleAnalytics

Войти

[X]

Служебный вход