Роберт Турман-первый монах тибетской буддийской традиции в Америке
Роберт Турман (англ. Robert Thurman, часто Боб Турман, полное имя англ. Robert Alexander Farrar Thurman) (р. 4 августа 1941, Нью-Йорк) — американский писатель, общественный деятель и учёный-тибетолог, заведующий кафедрой религии Колумбийского университета, первый американец, ставший тибетским монахом. Роберт Турман – основатель всемирно известной благотворительной некоммерческой организации «Тибетский дом», а его дочь, голливудская звезда Ума Турман, является членом его попечительского совета. Духовным наставником «Тибетского дома», деятельность которого направлена на сохранение тибетской культуры, является Его Святейшество Далай-лама XIV (Тэнцзин Гятцо).
Журнал «Таймс» в 1997 году назвал Турмана одним из 25 самых влиятельных людей Америки, а его книга «Внутренняя революция», посвященная тому, как практиковать буддизм в своей повседневной жизни, стала в Америке национальным бестселлером.
Ранние годы
Роберт Турман родился в 1941 году в Нью-Йорке. «Я был очень глупым молодым человеком. Тем не менее, лет в 17–18 я решил, что американская культура ещё глупее меня. Я пытался понять, как устроен мир, и мне не нравилось, когда религиозные люди говорили, что понять это нам не дано, и «надо просто верить» в нечто совершенно неразумное. Также мне не нравились те европейские философы и учёные, которые тоже говорили, что ничего понять невозможно — можно лишь изучать математику, смотреть в телескопы...», рассказывает Турман в одном из своих интервью, В своём поиске альтернативы в 1958 г. он едва не присоединился к войскам молодого Фиделя Кастро. В эти бурные годы (1961) он потерял глаз, и возможно именно это находит всё новые отображения в фильмах Тарантино. Это увлечение стоило ему места в Эксетер Академи (1954—1958). Затем он поступил в Гарвард (1961—1962) -« и вот, каким-то образом я почувствовал, что может быть смогу найти ответы в более высокой цивилизации Индии, где, возможно, сохраняется нужное мне знание. Я бросил университет и отправился в Индию на манер нищенствующего бродяги. Это было только начало 60-х, хиппи ещё не было, поэтому ко мне все относились очень дружелюбно — давали кров и еду. В Индии я встретил многих свами, суфиев..., и, в конце концов, добрался до тибетцев. И тут я почувствовал, что попал домой». Страна с древнейшей историей и традициями виделась ему полной сокровищ, скрытых смыслов, утраченных материалистической цивилизацией.
Пользуясь радушием и гостеприимством местного населения, юный Турман искал истину, встречаясь с индуистскими свами, суфийскими учителями и буддийскими монахами. Это было ещё до эры детей цветов, беззаботных хиппи, и Турман вызывал неизменный восторг мастеров и их живой отклик на его духовные запросы. Среди этой богатейшей сокровищницы духовности человечества он столкнулся и с тибетской культурой.
Началось его страстное увлечение тибетским буддизмом со случайного знакомства с монгольским монахом геше Вангьялом. Этнический калмык, Геше Вангьял родился в приволжских степях в 1902 г., обучался в Тибете в Дрепунг Гомане. Геше Вангьял почитал как своего учителя Агвана Доржиева, партнёра Далай-Ламы XIII по философскому диспуту и в дальнейшем виднейшего политика региона. В 1955 г. Геше Вангьял оказался первым монахом тибетской буддийской традиции, который поселился в США и создал здесь первый тибетский монастырь. Геше в 1964 году представил Турмана Его Святейшеству Далай-ламе. Он описал Роберта как «безумного американца с острым умом и добрым сердцем, который неплохо говорит по-тибетски, кое-что смыслит в буддизме и хочет стать монахом … Геше Вангьял оставил последнее на усмотрение Его Святейшества». Турман стал первым выходцем с запада, посвященным в тибетские буддийские монахи. Ему было 24, а Далай-ламе – 29. Они встречались каждую неделю. Далай-лама переадресовывал многочисленные вопросы Турмана о буддизме другим ламам и переводил разговор на Фрейда, физику и другие «западные» темы, которые интересовали его в то время. В течение года Турман изучал буддистскую философию, тибетскую медицину, астрономию и астрологию. Турман так описывает этот период своей жизни: «Я хотел одного – навсегда остаться в этом сообществе ищущих Просветления, чья история насчитывает две тысячи пятьсот лет. Я хотел стать монахом. Моя духовная жизнь была богатой, полной прозрений и чудесных видений. Я чувствовал, что мне невероятно повезло, ибо мне выпала честь встретиться с великими учителями и великими учениями, и у меня было время постичь их и применить в своей жизни».
Становление общественного деятеля
Однако по возвращении в Соединенные Штаты, Турман обнаружил, что карьера тибетского монаха не слишком жизнеспособна в этой стране, и потому, по совету своего учителя и после собственных размышлений «решил посвятить себя изучению восточных языков, чтобы иметь возможность читать буддийские тексты в подлиннике. «Я продолжаю оставаться буддистом, но уже не в качестве монаха, чем очень доволен. Иначе я не смог бы жениться на прекрасной женщине и родить таких замечательных детей!», говорит Турман. Единственным институтом в Америке, хоть сколько-нибудь сравнимым с тибетским пониманием монастыря был университет, и потому Роберт, в конце концов, обратился к академической среде. Он закончил Гарвард по специальности индология и с тех пор занимается изучением и преподаванием буддистской религии.
В Гарварде Турман получил магистерскую степень в 1969 и докторскую в области санскритской индологии в 1972. С 1973 по 1988 г. он преподавал религиоведение в Амхерст Колледж, после чего перешёл в Колумбийский Университет.
Когда Турман только получил звание профессора и начал преподавать, он был шокирован, обнаружив в Западной литературе и в умах своих коллег систематическое искажение представлений о буддистской цивилизации. Эта дезинформация исходила от признанных европейских авторитетов – Вебера, Фрейда, Маркса и была увековечена современными писателями и переводчиками. Они утверждали, что буддисты исповедуют отказ от жизни и индивидуальности как наивысшее благо и, как следствие, являются социально апатичными и отрицают внешний мир. Но это в корне противоречило тому, что он видел своими собственными глазами – высоких учителей без устали работающих на благо других. Он видел движение, которое началось 2500 тысячи лет назад с просветления Будды, направленное на создание чистого мира, основанного на помощи каждому индивиду в раскрытии его полного потенциала, т.е. просветления. И он должен был рассказать миру об этом!
Сегодня Роберт Турман – профессор индо-тибетских и буддологических исследований в Колумбийском университете. Является автором популярных книг по философии буддизма и культуре Тибета. Из-под его пера вышли блестящие переводы и труды его собственного сочинения, как научные, так и публицистические. Среди них “Золотые слова Цонкапы: разум и просветление в тибетской философии”, “Тибетская книга мертвых”; “Основы тибетского буддизма” и его последняя книга “Внутренняя революция: жизнь, свобода и поиск истинного счастья”, которая стала в США настоящим бестселлером.
Турман – не только ученый, но и пламенный борец за сохранение тибетской культуры. В 1987 году он вместе с голливудским актером Ричардом Гиром основал в Нью-Йорке «Тибетский Дом», благотворительную организацию, деятельность которой направлена на сохранение живой культуры Тибета.
«Моя главная забота — «Тибетский дом» в Нью-Йорке. Кроме того, я заведую кафедрой «Чже Цонкапы», созданной лет 15 назад в Колумбийском Университете Нью-Йорка в связи с проектом перевода Тэнгьюра (комментаторская часть тибетского буддийского канона, включающая около 4000 текстов ). Можно сказать, мы продолжаем дело российской «Библиотеки Буддики» (многотомное издание буддийских текстов, выходившее в России в начале ХХ века ) ».
В 2004 году профессор Турман посетил Москву. Первое публичное выступление было приурочено к 150-летию Агвана Доржиева и открытию его мемориальной доски в Санкт-Петербургском буддийском храме. Тогда же на Восточном факультете СПбГУ состоялась его первая лекция.
Он всегда мечтал найти единомышленников в России. Его наставник геше Вангьял говорил Роберту: «Ты не будешь счастлив, если не выучишь русский язык, чтобы преподавать Дхарму в России».
Помня это наставление своего учителя, профессор Турман с восторгом принял идею создания Тибетского Дома в Москве, в чьей основе лежали бы те же принципы и идеалы, которых придерживался он сам. Как и его нью-йоркский прообраз, Тибетский Дом в Москве, по замыслу его президента Елены Врублевской, призван стать центром духовной жизни наиболее прогрессивных представителей российского общества, объединив вокруг темы Тибета известных политиков и ученых, артистов и музыкантов, а также всех, кому небезразлично будущее тибетской культуры. В попечительский совет организованного Тибетским Домом фестиваля «Тибет: традиции, искусство, философия» вошли президент республики Калмыкия Кирсан Илюмжинов, Зураб Церетели, Анатолий Васильев, Наталья Андрейченко и Алена Свиридова. Идею проведения фестиваля поддерживают Борис Гребенщиков и Андрей Макаревич. Свыше тридцати тысяч москвичей и гостей из разных городов и стран мира приняли участие в фестивальных программах. Роберт Турман также вошел в попечительский совет фестиваля и оказал всестороннюю поддержку его организаторам.
У Роберта Турмана сильные связи с Россией. Он считает основателя Петербургского дацана учителя Далай-ламы X III Агвана Доржиева своим духовным дедушкой. Как оказалось, учеником Агвана Доржиева был геше Вангьял, который стал наставником, духовным отцом Роберта Турмана. Соответственно, как шутят в прессе, Уму Турман можно назвать духовной правнучкой бурятского буддиста.
Турман считает, что Россия очень мощная страна с большим будущим, на территории которой находятся три буддистские республики – Калмыкия, Бурятия и Тува. По его словам «уже в начале ХХ века Россия настолько прогрессивна по сравнению с большинством европейских стран, что сам царь Николай оказал протекцию строительству буддийского храма».
В настоящее время неподдельный интерес московской и российской аудитории к тибетской культуре объясняется тем, что связь у России с Тибетом установилась очень давно. Кроме того, буддизм – официально признанная религия в России. Свыше одного миллиона россиян исповедуют буддизм, и большая их часть – его тибетскую форму. Издательство «Открытый Мир» издало 2 книги Турмана (по состоянию на январь 2008).
Семья
Первым браком женат (1959—1961) на Кристоф де Менил, из значительной американской семьи. Развёлся в период личного кризиса, вскоре после потери глаза. Одна дочь Тайя, внук известен как нью-йоркский художник en:Dash Snow.
Вторым браком (с 1967, после возвращения монашеских обетов) женат на Нине Турман, в девичестве Шлебрюгге, потомственной шведской модели, в прошлом жене Тимоти Лири. У них четверо детей, первый ребёнок — киноактриса Ума Турман. В настоящее время Нина — практикующий психологический консультант.
«Цель моей жизни — привлечь внимание западной культуры к восточной, в частности к этике ненасилия, попытаться компенсировать существующий культурный дисбаланс. И это не относится только к Тибету или только к Бурятии. На мой взгляд, это важно для будущего всей планеты». Роберт Турман