Буддийские монахи обманывают на экзаменах

PHRA PAISAN VISALO,
Bangkok Post, 23 апреля 2008
Бангкок, Таиланд


- В наши дни, обман на университетских экзаменах стал чрезвычайно широко распространенным, замысловатым и высокотехнологичным. По правде сказать, обман на экзаменах стал видом прибыльного бизнеса, вероятно вторым по значимости в индустрии обучения, на которую затрачиваются многомиллионные суммы.

Помните широко известные новости, о студентах, которые списывали на экзамене O-Net с помощью наручных часов последнего поколения? Расследование показало, что была оплачена шестизначная сумма группе, которая обеспечила подобную услугу обмана. Что еще более поражает - так это факт, что именно родители студентов заплатили за это.

То, что родители-тайцы сговорились помочь своим детям списать на экзаменах, указывает на ошеломительное снижение уровня нравственности в стране и прочности семьи, как социального института. А все потому, что родители забывают, что они несут ответственность не только за развитие молодёжи и их физическое выживание, но также и за внушение им моральных ценностей, способность различения хорошего и плохого, храбрость совершать правильные поступки.

Этот "менее чем похвальный " родительский акт, все же блекнет при сравнении со сходной формой обмана, причем в учреждении, от которого вообще ожидается поддержка более высоких и еще более строгих моральных устоев - институтом буддийских монахов.

Уже долгое время списывание на экзаменах является общеизвестным секретом среди монахов и послушников, особенно когда приходит время экзамена на третью ступень изучения Дхармы (Nak Dharma), проводимого в сельской местности.

Во время этих экзаменов были замечены монахи, которые прямо спрашивали друг у друга ответы на вопросы, тайно пронесенные книги, и даже появление заместителей, чтобы взять задания экзамена для них.

В последнее время, этот обман распространился на экзамене знания языка Пали, а также на экзаменах по знанию переводов Трипитаки и канонических комментарий на нее. Были сообщения о монахах, которые обращались по телефону к людям, находящимся вне помещения, в котором проводится экзамена, чтобы проверить правильность экзаменационных ответов.

Хуже того, все эти вышеупомянутые попытки получить высокие баллы неэтичным способом обычно происходят прямо перед глазами наблюдателей экзамена, которые почти всегда и оценивают монахов. Мало того, что старшие монахи не делают того, что они могут, чтобы подавить и воспрепятствовать таким деяниям вероломства, некоторые из них, как сообщается, потворствуют этому или активно помогают подобным мошенникам. Как говорят, некоторые из наблюдателей экзамена непосредственно, время от времени, выделяют правильные ответы. Или они просто пишут их на доске (при напоминании аттестующимся поторопиться, потому что сами заинтересованы в этом).

Последний подобный случай произошел в одной из провинций на севере Таиланда. Наблюдатель экзамена фактически взял на себя труд размножить список всех ответов экзамена и распределить их среди своих друзей, которые сидели на том экзамене.

Общепринятая истина, что обман на экзаменах среди монахов стал очень широко распространен и, из-за отсутствия лучшего слова, "систематизирован" на северо-востоке Таиланда, до такой степени, что любой монах, который сдает экзамен в этих районах, может быть уверен в сдаче этого экзамена, потому что обычно список ответов теста дается всем, кто сдает экзамен, вместе с вопросами.

В то время, как некоторые наблюдающие за ходом экзамена не хотят быть частью этой испорченной системы, у них нет никакого выбора, кроме того, как закрывать глаза на это, потому что их обычно превосходят численностью те, кто потворствует этому.

Те, кто пытался пресечь обман, получали угрозы от местных монахов, вроде: "Вы можете не вернуться в свой храм, если только будете совать свой нос в чужие дела".

Эти события могут показаться возмутительными людям за пределами буддийского монашеского круга, но все старшие монахи, ответственные за обучение монашеской Сангхи, осведомлены об этом. Тем не менее, никаких серьезных попыток исправить ситуацию сделано не было. Были поданы жалобы на наблюдателей экзамена, замешанных в обмане, но те вернулись, продолжая наблюдать за ходом экзамена год за годом.

В действительности кажется, что обман монахами и послушниками на экзаменах еще более широко распространен, чем у мирян. Если что и неизвестно - так это в то, сколько же монахов сообщали об этом или были наказаны? И понимают ли эти монахи и послушники, что это безнравственно? (даже если это не указано в Пяти Обетах или 227 монашеской Винаи?)

Не стоит и говорить, что этот широко распространенный обман монахами и послушниками на экзаменах является лишь отражением упадка этики монашеской Сангхи Таиланда. Каковы же причины? Я уверен, что множество, но лишь немногие стоят упоминания здесь.

Главная среди них - неудавшаяся образовательная система монахов. Очевидно, система не может научить монахов и послушников различению между хорошим и плохим. Фактически, обучение заставило их смотреть на списывание на экзамене, как на приемлемую вещь.

И если образовательная система монахов не в состоянии ознакомить их с основными этическими и моральными ценностями, как они могут преуспеть в более сложном изучении священных книг?

Сангха не была способна показать монахам и послушникам, что хорошего может принести в их жизнь изучение Дхармы и языка Пали. В прошлом, те, кто прошли обучение Дхарме или люди, которые справились даже с начальным уровнем языка Пали, вероятно могли воспользоваться этой квалификацией, чтобы найти работу, как только они снимут монашество. Знание это, однако, бесполезное в настоящее время. Оно даже не может помочь кому-то стать почтальоном.

Единственным стимулом для монахов изучить более высокие уровни Пали состоит в том, чтобы получить духовные почетные титулы. В прошлом, духовенство, возможно, преуспевало в убеждении молодых монахов остаться в монашестве достаточно долго, чтобы желать продвижения по лестнице, но, в настоящее время, это не может стать подобным стимулом. Сегодня, большинство людей добивается посвящения ради шансов получить образование так, чтобы найти рабочее место, как только они снимут монашество. Они не собираются оставаться в храмах на долгое время.

Поскольку большинство монахов и послушников не видят никакой ценности в Дхарме и изучении Пали, они и не обращают внимания на них. Вместе с тем, существует так много отвлечений за пределами храма, которые могут отвлечь их от обучения, что они обычно заканчивают с довольно слабыми знанием. Результатом является то, что они почти наверняка должны завалить свои экзамены, если храмы или школы Дхармы не подадут им "руки помощи".

И у храмов или школ есть свои причины помочь своим монахам. Наличие большего количества студентов, которые получают высшее образование при изучении Дхармы означает больше престижа и больших бюджетов.

Однако, по этому вопросу интересы храма и монахов расходятся. Так как монахи не очень заботятся об этих экзаменах, многие просто не сдают их. Каждый год, отсутствуют до 30 % сдающих экзамен. Сдают менее 20 % из них. Это постепенное снижение числа прошедших обучение монахов может быть причиной, почему власти делают все, чтобы гарантировать, что это число не будет снижаться и далее, чтобы хотя бы держать лицо.

Но не сражаются ли они, проиграв битву? Если монахи и послушники не увидят, как применить Дхарму и обучение языку Пали к своей жизни, почему Совет Сангхи не пытается изменить курс и сделать это более уместным?

Одна из причин состоит в том, что старейшие монахи Совета Сангхи росли по этой системе. Они также могут хотеть сохранить ее из уважения к последнему Верховному Патриарху, Сомдет Пхра Ваджрананавароразе (Somdet Phra Vajirananavarorasa), который и составил учебный план 90 лет назад.

Однако, пытаясь продолжить использование устаревшей системы, они взрастили общепринятый обман.

Вопрос: какой от этого толк, если мы получаем множество монахов и послушников, которые смогут закончить изучение Дхармы в классе, но также разовьют привычку обманывать?

Как эти обманувшие монахи могут служить надеждой Сангхи, не говоря уже об обществе?

Реформа образования монахов - непомерно запоздалая задача. Пришло время для нас решить, хотим ли мы видеть качества наших монахов и послушников, которые продолжают приходить в упадок ради поддержания устаревшей образовательной системы? Смеем ли мы увидеть унаследованный курс обучения так, чтобы мы могли изменить его?

Уважаемый монах, почтенный Phra Dhammapitaka недавно рекомендовал, чтобы образование монахов было разделено на три уровня. Первый - общие знания о Буддизме, которые должны быть обязательно даны всем монахам. Следующий уровень должен базироваться на программе средней школы государства, так, чтобы монахи могли продолжить свое обучение в высших учебных заведениях, как только они оставят храм.

Третий уровень - для тех, кто желает остаться в монашестве на долгое время. Это было бы усиленное изучение языка Пали. У нас может быть меньше монахов, которые хотели бы пройти этот уровень, но они были бы в значительной степени лучшего качества, так как они самостоятельно решили бы сделать это. Если они знают то, что делают, мошенничество перестало бы быть необходимым.

Когда Сомдет Пхра Ваджрананаварораза ввел последнюю реформу образования монахов, его цель состояла в том, чтобы дать монахам "знания, которые стали бы проводником их личного поведения и помогли бы им учить мирян лучше, и которые помогли бы им вести себя хорошо и прилично, когда, они снимут монашество, что не делало бы их врагами правительства, потому они обучены и воспитаны в духе Дхармы, которая должна служить их моральным компасом".

Этот обман на экзаменах среди монахов является настолько широко распространенным, что это стало обычной практикой, является индикатором того, что система, которую прежний Верховный Патриарх установил почти столетие назад, полностью провалена.

----------------------------

Phra Paisan Visalo - известный автор и член монашеской Сангхи, основатель Thailand's Buddhika network - общества распространения буддизма.

Поделиться в социальных сетях

GoogleAnalytics

Войти

[X]

Служебный вход