Шейрим – сунг (наставление о ступенях духа)
Глава "Пояснение"
По прошествии двух с половиной тысяч лет после Махапаринирваны Истинно-Всепросветленного, преподанное им наивысшее Учение сильно распространилось во всех землях. Особо же великопочитаемым стало Учение Ваджраяны, самой сокровенной из Колесниц Дхармы.
Но вместе с тем появилось и множество лжеучителей, которые, получив лишь поверхностные знания о сокровенном, выдают себя за высших. Подобно знахарю-шарлатану, не знающему ни болезней, ни средств лечения, ни лекарств, а лишь краем уха слышавшему о них и отравляющему своих больных наугад взятыми составами - так и эти лжеучителя отравляют тремя ядами: невежеством, злобой и страстью - тело речь и разум обманом привлеченных невиновных людей. О таких сказано Буддой в "Дхаммападе": "Когда же глупец на свое несчастье овладевает знанием, оно уничтожает его удачливый жребий, разбивая ему голову".
Вдохновляемый духом бодхисаттвы Авалокитешвары, Светом Безмерного Сострадания и дхармапалой Ваджракилой, ножом Запредельной Мудрости поражающим всякое неведение, - я, скромный монах-гелонг, написал это краткое наставление, дабы блуждающие в потемках неведенья живые существа узрели один из Путей спасения, протянутый им Буддой, и спаслись из сетей ложных учений, коварно раскинутых лжеучителями, кои подобны ядовитым паукам. А потому, пусть читающий эти наставления сосредоточит свой разум, пребудет в серьезности и внимании, ибо сказано Всеблагим в "Дхаммападе": "Серьезность - путь к бессмертию. Легкомыслие - путь к смерти. Серьезные не умирают. Легкомысленные подобны мертвецам".
Глава "Пояснение" закончена.
Глава "О заблуждениях"
Велика и всеобъемлюща Дхарма, преподанная Буддой! Подобно солнцу светит и греет Она для всех страдающих живых существ, и нет ни одного, кто не нашел бы в ней путь к избавлению от страданий. Подобно искусному лекарю, чьи познания в способах лечения безграничны, а методы - совершенны, Всеблагой преподал Пути к исцелению от всякого страдания для существ каждого уровня сознания, каждого из миров десяти сторон света.
Именно из различий в способностях последователей и условий жизни в каждой из земель проистекли все различия в школах и методах Дхармы. Подобно древу, на котором, чем оно выше, старше и сильнее - тем больше крупных ветвей и малых веточек, - так и Учение Истинно-Всепросветленного, чем более распространялось и крепло, тем более возникало его Школ и традиций. И, подобно тому, как источником каждого луча является солнце, так и источником всех традиций и течений - есть Истина, а все остальное - лишь различные методы ее постижения.
Лжеучителя говорят: "Вот это - сказано Буддой для высших и потому этому следую; а это - для низших, а посему - не для меня!" Они клевещут на Дхарму Татхагаты, деля ее на лучшую и худшую, ибо всё, что преподал Истинно-Всепросветленный - является совершенным и ведет к совершенству. В противном же случае - следует признать Всесовершенного несовершенным в силу несовершенства какого-либо из Путей к Просветлению, преподанного Просветленным, о чем и толкуют эти лжеучителя. Для таких сказано Буддой в "Сарвавидалья-самграха сутре":
"О, Манджушри, грех пренебрежения Дхармой Высшего - весьма тонок. О, Манджушри, кто думает, что одни слова, проповеданные Татхагатой, - хороши, а другие - дурны, тот пренебрегает Дхармой. Кто пренебрегает Дхармой, тот этим самым выражает порицание Татхагате и плохо отзывается о Сангхе. Говорить, что это приличествует, а это не приличествует - пренебрежение Дхармой. Говорить - "это проповедано для бодхисаттв, а это - для шраваков" - пренебрежение Дхармой. Говорить, что это проповедано для Пратьякабудд - пренебрежение Дхармой. Говорить, что это не есть поучение для Бодхисаттв - пренебрежение Дхармой".
Знающий об этом - да избегнет заблуждений о множественности единой Дхармы.
Второе коренное заблуждение - заблуждение ложной веры. Лжеучителя говорят: "Верьте нам, совершайте обряды, делайте то, что мы укажем и ни о чем не задумывайтесь - мы приведем вас к спасению!" Они подобны слепцам, выдающим себя за опытных проводников - но, сами не видя пути, ведут к гибели всех поверивших им. Они погибают сами и не дают увидеть путь к спасению другим. Кто требует слепого подчинения и веры без знания - тот ведет к гибели, ибо сказано Всеблагим в "Калама сутре":
"Войдите, каламы, не утверждайтесь на том, что основано на повторении услышанного, на традициях, на молве, священном писании, предположениях, на общепринятом, на правдоподобии разума, на пристрастии к продуманной идее, на способностях других, на предупредительности: "этот монах - наш Учитель". Каламы, когда вы сами познаете: "Это - плохо, это постыдно, это, порицается мудрым", когда сможете поручиться и истолковать, что эти привязанности ведут к злу и гибели,- откажитесь от них".
Рубя сети, коими опутывают своих последователей лжеучителя, в "Чатухпратисарана сутре" Будда изложил четыре прибежища, к которым следует прибегать всякому, вставшему на Путь к Просветлению:
1. Учение прибежище, а не человек его толкующий.
2. Дух Учения - прибежище, а не мертвая буква.
3. Наставление точного смысла - прибежище, а не наставление, смысл, которого еще следует определить.
4. Осуществленное знание - прибежище, а не знание, добываемое посредством пустых рассуждений.
Познав это - избегают силков ложной веры.
Третье коренное заблуждение - заблуждение гордыни и завистливого соперничества. Лжеучителя говорят: "Наша Школа, наша традиция - самая лучшая! Мы высшие, а все остальные - низшие! Они принадлежат к другой школе, другой традиции - значит они наши соперники, ибо кто не с нами - тот против нас!" Так живут они во вражде и ссоре со всеми. Да остерегутся ищущие Просветления таких людей! Ядом злобы и непомерного самомнения пропитаны их речи. Они подобны скорпионам, жалящим каждого, кто попадется на их пути. Далеки их речи от Истиной Дхармы, ибо сказано Истинно-Всепросветлённым в "Сутре о познании вед":
"Презирая клевету, он далек от всякого злословия: что слышал здесь - того не повторит там, не возбудит ссоры; что слышал там - того не говорит здесь, чтобы не возбудить ссоры. Так он проживает, соединяя разъединенных, ободряя живущих в дружбе, возлюбивший мир, жаждущий мира, творящий мир, мир возвышающий - тем блага его жизнь."
О завистливых же гордецах сказано Всеблагим в "Дхаммападе":
"Пусть думают и миряне и отшельники, что это сделано мной. Пусть они зависят от меня во всех делах,- таково намерения глупца, его желание и гордость возрастают".
Знающий об этом - да не погрузится в трясину завистливого соперничества и гордыни.
Четвертое коренное заблуждение - заблуждение пустых речей. Длинными и красивыми речами о Трех Драгоценностях, о сокровенных практиках, о тайных знаниях и прочем заманивают лжеучителя доверчивых людей в дремучую чащу невежества. Они говорят: "Я читал такие-то и такие-то книги; я слышал о таких-то и таких-то сокровенных практиках; я знаю как называется то-то и то-то". Они подобны красивым говорящим попугаям, которые повторяют слово-в-слово услышанное от разных людей, не понимая ни сути услышанного, ни не имея сил осуществить то благое, о чем они узнали. Они забывают, что о таких сказано Буддой в "Дхаммападе":
"Если даже человек постоянно твердит писание, но, нерадивый, не следует ему, он подобен пастуху, считающему коров у других. Он не причастен к святости".
Сказано также в "Сарвадхарма свабхава-самата-випанчита самадхираджа сутре":
"Некий человек, рассказывая словами, каковы сандаловые деревья и как пахнут сорта воскурений, описывал хорошие качества этих деревьев. Затем некто другой спросил его: "Вы так восхваляете сандаловое дерево, а имеете ли кусочек его?" Тот ему ответил: "Хотя я ради своего пропитания восхвалял воскурения из сандала, но таких воскурений у меня нет". Таким же образом появятся люди, которые станут кормиться восхвалением нравственных правил, не заботясь прилежно о практике. У таких людей нет нравственных правил (которым они могли бы учить других)".
Посему коренным заблуждением является необретение Плодов Дхармы. Ибо, что толку рассуждать о плоте для переправы через поток сансары вместо того, чтобы построить этот плот своими усилиями?
Потому - да избегнут истинно вставшие на Путь Будды красноречивых пустословов и да не впадут в пустое умствование, ибо сказано Татхагатой в "Ваджрачхедика-праджняпарамита сутре":
"Субхути, не говори, что у Татхагаты есть такая мысль: "Есть Дхарма, которую я проповедую". Нельзя иметь такую мысль. И по какой причине? Если люди говорят, что есть Закон, который проповедовал Татхагата, то они клевещут на Будду по той причине, что не могут понять то о чем я проповедую. Субхути, проповедующий Дхарму не имеет Дхармы, которую можно было бы проповедовать. Это называют проповедью Дхармы".
Тот, кто постиг, что истинная Дхарма невыразима в словах - отбросит всякое пустословие, избегнет дебрей лжеучёности.
Пятым из заблуждений - назову мошенничество. Ныне появились в великом множестве лжеучителя, говорящие: "Это учение, истинное и возвышенное, - есть слова самого Будды", а на самом деле - это их слова, наполненные тремя ядами. Или другие, говорящие: "Это истинное и ведущее к Просветлению Учение - создал я сам: это - взял у Будды, это - у Кришны, а это - у Шивы". Первые - мошенники потому, что свои слова выдают за слова Будды и тем пользуются. Вторые - мошенники потому, что мертвое выдают за живое, ведущее к страданиям выдают за ведущее к освобождению. Они подобны безумцу, который из разных хороших лекарственных составов выделил отдельные части, их смешал - и получив ядовитое зелье, потчует им всех легковерных, говоря: "Из этого лечебного состава я взял то-то, а из этого - то-то. Думаю, что эти части подействуют быстрее". И не думает он, что только в тех составах, в коих были эти части, они - лекарство, а будучи выделены - становятся ядом. Лжеучителя-мошенники - суть самые опасные, ибо, ссылаясь на Великих Учителей, так перемешивают и запутывают их слова, что надо быть весьма углубленно познавшим, чтобы различить: что они из начала поставили в конец, а из конца - в начало.
О таких сказано Всеблагим в "Махапараниббана сутте":
"Прежде всего, братья, некто может сказать так:"Из уст самого Всеблагого я это слышал, от него самого я принял. Вот - Истина, вот - Закон, вот - Учение Учителя". Слыша такое слово, сказанное братом, никогда, о монахи, не восхваляйте сказавшего так, но и никогда не встречайте его слово хулой или глумлением. Без хвалы, без презрения, но внимательно пусть будет прослушано каждое слово и каждый слог, - и тогда прочтите Писание и сличите сказанное с правилами Устава. И если те слова не согласны с Писанием, если не совпадают они с правилами Устава, вы примете такое решение: "Верно - это не слова Просветленного, и ошибочно оно понято тем монахом. " И тогда, братья, вы отбросьте то слово."
А потому - да избегнут верные Трём Драгоценностям тех мошенников-лжеучителей.
Таковы, вкратце, пять заблуждений-сетей, которые распускают для легкомысленных ненасытные лжеучителя.
Глава "О заблуждениях" закончена.
Краткое содержание главы: заблуждения множественности, ложной веры, завистливой гордыни, пустых речей, мошенничества.