Общее Изложение Самого Тайного
zab mo yang tig las dza gsang ba bla med spyi babs bzhugs so
Из собpания самых глубоких и сокpовенных учений сочинение под индексом dza
Общее Изложение Самого Тайного
* * *
Будет проповедано общее изложение несравненной колесницы.
Приветствую великий простор пустого дхату!
Из несозданного пространства в сострадательную каю восставшего, Царя Ригпа - саморожденного Самантабхадру, Естество пяти светов, самосовершенство пяти семей, Всепроникающее сострадание источающего - приветствую!
С почтением склоняюсь пред природой ума-
исконно всесовершенным Буддой; пред сущностью -
без основы, без корня; пред естеством -
совершенной полнотой ясного света; пред состраданием -
распахнувшимся необъятным простором.
Есть внешнее, внутреннее, тайное и очень тайное. Из них поведаю очень тайное - несравненного царя - общее изложение девяти колесниц.
* * *
Есть три: Основа, Путь и Плод. Через них раскрою два: чистоту и самосовершенство.
Сначала расскажу о чистоте, всего - три:
Вначале - о чистоте Основы -
искони нет у нее ни основы, ни корня; Затем - о чистоте Пути-
пуст мой ум, нет у него корня; В заключение - о чистоте Плода -
достиг исконной земли, истощающей все.
[Теперь расскажу] о самосовершенстве, всего - три.
[Вначале] - о самосовершенстве Основы-
бескрайне светлое Ригпа не склонно ни к сансаре, ни к нирване
- [оно] пребывает в основе, [из которой] вышли все [дхармы].
Затем - о самосовершенстве Пути -
во дворце Читты мирные и гневные [божества]
вибрации пяти естественно ясных светов
из глаз в безоблачном небе проявили
- [так достиг] процветания в познании.
Наконец - о самосовершенстве Плода -
с концом обучения все проявленное растворилось в дхармате
- это великое самосовершенство внутреннего пространства.
* * *
Вибрацию Ригпа так живым понимать должно:
эта естественная вибрация есть гневное Тело пяти семей,
вездесущая Мудрость пустоты и ясности.
* * *
[Теперь расскажу] о методе, которым являет себя естество сансары и нирваны.
Из области великой чистоты возникло бескрайне светлое Ригпа - как радуга в небе.
Будда самосовершенной Основы - исконный владыка, неизменный свет, чей предел не сыскать ни в сансаре, ни в нирване - искони пробужден, от начала [пробужденность] распространяет.
Про этот порыв творчества Ригпа [так скажу]. Лишь двинулся - и уже знает себя: изначальный Самантабхадра - Извечно свободна Основа. Благодаря этому не копятся кармические следы.
В тот миг, когда движущийся узнал себя, в тот же миг - совершенный Будда, чьи благие качества [уже] изначально завершены. А раз так, то Тело и Мудрость не являются следствиями какой-нибудь будущей причины. Коли искони самосовершенен в основе, что за нужда добиваться этого усердием и трудами.
Поэтому в этот же самый миг узришь весь мандал познаваемого и никогда уже вновь не будет сансары.
* * *
Из обители Будды Основы творчество Ригпа, распространившись, непрестанно продолжает распространяться. Вследствие неведения относительно своего естества, это творчество ошибочно принимается за субъект и объект, - так возникают ``я'' и ``другое'' и все разнообразие двойственного мира.
От наличия причин и условий возникают три вида ума: грубый, тонкий и очень тонкий - и три соответствующих им мира: сначала - без образа, затем - мир образа, и, наконец, - мир страстей.
Если же какой такой мятущийся множественный ум, что хоть и не имеет основы, но проявлен в творчестве, вдруг, в движении, узнает в пустоте свое лицо - тут же освободится, и разве есть освобождение выше этого.
* * *
Что же до естества пяти светов Ригпа, то поскольку изначальное состояние разделилось на проявленность и пустоту, то сообразно с этим различают два творчества - проявленное и пустое.
Проявленное творчество -
это тело и вишая и все разнообразие проявляющихся феноменов. Его
называют еще самосовершенным творчеством.
Пустое творчество -
это мятущийся ум. Хоть и без основы, без корня, но различные мысли
непрестанно возникают; но лишь мелькнули - и где же искать их? Говорят, что
они естественно возникают из чистого творчества.
Поскольку [вследствие неведения то, что является полнотой] благих качеств [изначального Будды], проявляется столь ущербным образом, то чтобы эти два вида творчества послужили условием и подспорьем к прозрению [истины], для их очищения используют два метода - тречхо и тхогей.
Тхогей - освобождает тело и вишаю в естественную вибрацию пяти светов. В этом случае говорят, что изначальное Ригпа самоосвободилось внутри пяти светов.
Тречхо - освобождает движение мысли. Если вглядеться в сущность движущегося, то [самим своим] движением движение мысли освобождает себя. Оставил все как есть, пусть естественно явленное пребывает в своей естественности. Говорят, что это изначальное Ригпа, что не имеет корня, освободилось в обители дхарматы, исчерпывающей все феномены.
* * *
Изначальное естественное состояние непреходяще и неизменно. В небе, растворившем четыре махабхути, истощившее движение мысли Ригпа саморожденной вибрацией пяти естественных светов самопроизвольно проявилось мирными, гневными и т.п.
Без всякой причины, как луна в реке, как радуга, вдруг возник дворец Акаништхи, и я сам проявился в нем как хозяин со свитой. И нет ни укрощаемого, ни укрощения.
Распространил оттуда чудодейные лучи нирманы. Пусть живые почтят их как чудеснорожденных бодхисаттв-махасаттв. Мирными и гневными нирманами, сколько бы ни было блуждающих в усмиряемом мире, пусть подходящими чудесами осуществляют их пользу.
* * *
В этом учении говорится об истине. Нет в нем ничего придуманного, все как есть. Составил же его Жармед Лонгъян - Обширное пространство недеяния (byar med klong yangs) на славной горе Чхимпу. Благо! Благо! Благо!
Перевод с тибетского В.Е.Ушакова.