Йодхаджива сутта. (Ангуттара Никая 5.75)
Монахи, есть пять типов воинов в мире. Какие пять?
Бывает так, что воин, увидев облако пыли [поднятое вражеской армией] спотыкается, бледнеет, не взращивает в себе решимости, не может идти в бой. Таковы некоторые воины. Это первый тип воина, которого можно найти в этом мире.
Бывает так, что воин выдерживает вид облака пыли, но увидев навершие вражеского знамени, спотыкается, бледнеет, не взращивает в себе решимости, не может идти в бой. Таковы некоторые воины. Это второй тип воина, которого можно найти в этом мире.
Бывает так, что воин выдерживает вид облака пыли и навершия вражеского знамени, но, услышав гул [приближающейся вражеской армии] спотыкается, бледнеет, не взращивает в себе решимости, не может идти в бой. Таковы некоторые воины. Это третий тип воина, которого можно найти в этом мире.
Бывает так, что воин выдерживает вид облака пыли, вид навершия вражеского знамени, выдерживает гул, но в близком бою его сражают и он падает, раненый. Таковы некоторые воины. Это четвёртый тип воина, которого можно найти в этом мире.
Бывает так, что воин выдерживает вид облака пыли, вид навершия вражеского знамени, выдерживает гул и близкий бой. Выиграв сражение, победоносный, он выходит во главе битвы. Таковы некоторые воины. Это пятый тип воина, которого можно найти в этом мире.
Таковы пять типов воинов в этом мире.
Точно также, монахи, есть пять подобных воинам личностей среди монахов. Какие пять?
Вот монах, увидев облако пыли, спотыкается, бледнеет, не взращивает в себе решимости, не может вести святую жизнь. Объявляя о своей слабости в обучении, он оставляет его и возвращается к низшей жизни [домохозяина]. И что в его случае означает облако пыли? Вот монах слышит: «В той деревне или в том городе есть прекрасная, очаровательная девушка или женщина, с бесподобной фигурой, как цветок лотоса». Услышав это, он спотыкается, бледнеет, не взращивает в себе решимости, не может вести святую жизнь. Объявляя о своей слабости в обучении, он оставляет его и возвращается к низшей жизни. В его случае это является облаком пыли. Такой человек, я говорю вам, подобен воину, который, увидев облако пыли [поднятое вражеской армией] спотыкается, бледнеет, не взращивает в себе решимости, не может идти в бой. Таковы некоторые личности. Такова первая подобная воину личность, что можно встретить среди монахов.
Далее, бывает так, что монах выдерживает вид облака пыли, но, увидев навершие вражеского знамени, спотыкается, бледнеет, не взращивает в себе решимости, не может вести святую жизнь. Объявляя о своей слабости в обучении, он оставляет его и возвращается к низшей жизни [домохозяина]. И что в его случае означает навершие вражеского знамени? Вот монах не только слышит, что «в той деревне или в том городе есть прекрасная, очаровательная девушка или женщина, с бесподобной фигурой, как цветок лотоса», но и видит сам, что в этой деревне или в этом городе есть прекрасная, очаровательная девушка или женщина, с бесподобной фигурой, как цветок лотоса. Увидев её, он спотыкается, бледнеет, не взращивает в себе решимости, не может вести святую жизнь. Объявляя о своей слабости в обучении, он оставляет его и возвращается к низшей жизни. В его случае это является навершием вражеского знамени. Такой человек, я говорю вам, подобен воину, который выдерживает вид облака пыли, но, увидев навершие вражеского знамени, спотыкается, бледнеет, не взращивает в себе решимости, не может идти в бой. Таковы некоторые личности. Такова вторая подобная воину личность, что можно встретить среди монахов.
Далее, бывает так, что монах выдерживает вид облака пыли и вид навершия вражеского знамени, но, услышав гул [вражеской армии], он спотыкается, бледнеет, не взращивает в себе решимости, не может вести святую жизнь. Объявляя о своей слабости в обучении, он оставляет его и возвращается к низшей жизни [домохозяина]. И что в его случае означает гул? Вот монах уходит в безлюдную местность, к подножию дерева или в пустое жилище. К нему подходит женщина и хихикает над ним, вызывает его, громко смеётся и дразнит. По мере того, как она хихикает, вызывает, смеётся и дразнит его, он спотыкается, бледнеет, не взращивает в себе решимости, не может вести святую жизнь. Объявляя о своей слабости в обучении, он оставляет его и возвращается к низшей жизни [домохозяина]. В его случае это является гулом [приближающейся вражеской армии]. Такой человек, я говорю вам, подобен воину, который выдерживает вид облака пыли и навершия вражеского знамени, но, услышав гул [вражеской армии], он спотыкается, бледнеет, не взращивает в себе решимости, не может идти в бой. Таковы некоторые личности. Такова третья подобная воину личность, что можно встретить среди монахов.
Далее, бывает так, что монах выдерживает вид облака пыли, вид навершия и гул, но в ближнем бою его сражают и он падает, раненый. И что в его случае означает ближний бой? Вот монах уходит в безлюдную местность, к подножию дерева или в пустое жилище. К нему подходит женщина и садится рядом с ним, ложится рядом с ним, бросается ему на шею. Когда она садится рядом с ним, ложится рядом с ним, бросается ему на шею - он, не оставляя обучения, не объявляя о своей слабости - совершает сексуальный акт. В его случае это является ближним боем. Такой человек, я говорю вам, подобен воину, который выдерживает вид облака пыли, вид навершия вражеского знамени и гул, но в ближнем бою его сражают и он падает, раненый. Таковы некоторые личности. Такова четвёртая подобная воину личность, что можно встретить среди монахов.
Далее, бывает так, что монах выдерживает вид облака пыли, вид навершия, гул и ближний бой. Выиграв сражение, победоносный, он выходит во главе битвы. И что в его случае означает победа в битве? монах уходит в безлюдную местность, к подножию дерева или в пустое жилище. К нему подходит женщина и садится рядом с ним, ложится рядом с ним, бросается ему на шею. Когда она подходит и садится рядом с ним, ложится рядом с ним, бросается ему на шею, он освобождает себя, вытаскивает себя и уходит прочь, туда, куда пожелает.
Он ищет уединённое место: безлюдную местность, подножие дерева, гору, узкую горную долину, пещеру на склоне холма, кладбище, лесную чащу, открытое пространство, стог сена. Отправившись в безлюдную местность, к подножию дерева, в пустое жилище - он садится со скрещенными ногами, держит тело прямо, утверждает внимательность впереди.
Отбросив жажду к миру, он пребывает с умом, лишённым жажды. От очищает ум от жажды. Отбросив недоброжелательность и злобу, он пребывает с умом, лишённым недоброжелательности, желающий благополучия всем живым существам. Он очищает ум от недоброжелательности и злобы. Отбросив лень и сонливость, он пребывает с умом, лишённым лени и сонливости, осознанный, бдительный, восприимчивый к свету. Он очищает ум от лени и сонливости. Отбросив беспокойство и взволнованность, он пребывает непоколебимым, с внутренне успокоенным умом. Он очищает ум от неугомонности и волнения. Отбросив неуверенность, он пребывает не имея сомнений, без запутанности по отношению к умелым умственным качествам. От очищает ум от неуверенности.
Отбросив эти пять помех, искажений ума, что ослабляют мудрость, он, в достаточной мере оставивший чувственные удовольствия, оставивший неумелые качества - входит и пребывает в первой джхане: восторг и счастье, рождённые [этим] оставлением сопровождаются направлением ума [на объект медитации] и удержанием ума [на этом объекте]. С успокоением направления и удержания ума, он входит и пребывает во второй джхане: [его наполняют] восторг и счастье, рождённые сосредоточением, и единение ума, который свободен от направления и удержания - [он пребывает] во внутренней устойчивости. С успокоением восторга он становится невозмутимым, осознанный и бдительный, и ощущает счастье. Он входит и пребывает в третьей джхане, о которой Благородные говорят так: "Непоколебимый и осознанный, он пребывает в состоянии радости". С успокоением счастья и страдательности - вместе с более ранним исчезновением восторга и беспокойства - он входит и пребывает в четвёртой джхане: [он пребывает] в чистейшей невозмутимости и осознанности, в ни-удовольствии-ни-боли.
Обладая таким сосредоточенным, очищенным и ярким, безукоризненным, лишённым изъянов, гибким, податливым, устойчивым и достигшим непоколебимости умом, он направляет и склоняет его к знанию окончания умственных загрязнений. Он видит так, как оно есть на самом деле - «Это - страдание… это - источник страдания… это - прекращение страдания… это - путь, ведущий к прекращению страдания… это - умственные загрязнения… это - источник умственных загрязнений… это - прекращение умственных загрязнений… это - путь, ведущий к прекращению умственных загрязнений». Его ум, зная так и видя так, освобождается от загрязнения чувственности, от загрязнения становления, от загрязнения невежества. С освобождением приходит знание: «Освобождён». Он распознаёт: «Рождение закончено. Святая жизнь прожита. Задача выполнена. Нет более ничего, что нужно было бы сделать в этом мире».
В его случае это является победой в битве. Эта личность, я говорю вам, подобна воину, который может выдержать вид облака пыли, вид навершия вражеского знамени, гул и ближний бой. Выиграв сражение, победоносный, он выходит во главе битвы. Таковы некоторые личности. Такова пятая подобная воину личность, что можно встретить среди монахов.
Таковы пять подобных воинам личностей среди монахов.
theravada.ru