Самвара сутта ( Ангуттара Никая IV.14) - Сутта об обуздании

"Монахи, есть четыре вида усилия. Какие именно четыре? Усилие обуздания, усилие отбрасывания, усилие развития и усилие сохранения.

И каково же, монахи, усилие обуздания?

При этом, монахи, видя глазом форму, монах не улавливает ни перцептивный образ (нимитта), ни подробности, из-за которых, — если не обуздывать способность зрения, — ум могут охватить алчность и уныние, порочные, неумелые умственные качества. Он приступает к такому обузданию, охраняет способность зрения, достигает обуздания способности зрения.

Слыша ухом звук...

Чуя носом запах...

Чувствуя языком вкус...

Ощущая прикосновение телом...


Сознавая интеллектом качество, он не улавливает ни перцептивный образ (нимитта), ни подробности, из-за которых, — если не обуздывать способность интеллекта, — ум могут охватить алчность и уныние, порочные, неумелые умственные качества. Он приступает к такому обузданию, охраняет способность интеллекта, достигает обуздания способности интеллекта. 

Вот что, монахи, называется усилием обуздания.

И каково же, монахи, усилие отбрасывания?  
При этом, монахи, монах не терпит возникшей страстной мысли, отбрасывает её, изгоняет, прекращает, делает так, чтобы её больше не было;

не терпит возникшей злобной мысли, отбрасывает её, изгоняет, прекращает, делает так, чтобы её больше не было;
uppannaṃ byāpādavitakkaṃ…pe…

не терпит возникшей мысли о причинении вреда, отбрасывает её, изгоняет, прекращает, делает так, чтобы её больше не было; 

не терпит различных возникших порочных, неумелых умственных качеств, отбрасывает их, изгоняет, прекращает, делает так, чтобы их больше не было;

Вот что, монахи, называется усилием отбрасывания.

И каково же, монахи, усилие развития?

При этом, монахи, монах развивает памятование как фактор Пробуждения, основанный на уединении, бесстрастии, прекращении и ведущий к оставлению, 

развивает различение умственных качеств как фактор Пробуждения...

развивает настойчивость как фактор Пробуждения...

развивает восторг как фактор Пробуждения... 

развивает расслабление как фактор Пробуждения...

развивает сосредоточение как фактор Пробуждения...

развивает безмятежное наблюдение как фактор Пробуждения, основанный на уединении, бесстрастии, прекращении и ведущий к оставлению.

Вот что, монахи, называется усилием развития.

И каково, монахи, усилие сохранения? При этом, монахи, монах сохраняет возникший благоприятный перцептивный образ (нимитта) сосредоточения, например, избирательное распознавание (сання) скелета, избирательное распознавание кишащего червями трупа, избирательное распознавание посиневшего, избирательное распознавание гниющего, избирательное распознавание распавшегося на части, избирательное распознавание вздувшегося трупа. 

Вот что, монахи, называется усилием сохранения.

Таковы, монахи, четыре усилия".

Обуздание, отбрасывание,

развитие и сохранение:

Таковы четыре усилия,

Преподанные родичем Солнца.

И тот, кто старательно прилагает их,

Способен положить конец страданию.

 

 

Поделиться в социальных сетях

GoogleAnalytics

Войти

[X]

Служебный вход