Два разряда мыслей (Маджхима Никая 19)
Данная сутра является 19-й в «Собрании средних сутр» (Majjhima-nikaya). Она примечательна тем, что в ней в краткой форме рассказывается о событиях той ночи, в течение которой Бодхисаттва Гаутама обрёл просветление, т. е. стал Буддой.
В первой части сутры излагается учение Будды о двух разрядах мыслей: одни связаны с чувственными желаниями, враждебностью и насилием, другие - с запредельным (не-обыденным), дружелюбием и ненасилием. В сутре рассказывается о том, как Бодхисаттва Гаутама произвёл опыт детального осознавания появляющихся мыслей, в ходе которого неблагие мысли были распознаны и изгнаны, а благие были предоставлены сами себе, т. е. текли естественно. В целом данную психотехническую процедуру можно считать одним из упражнений во внимательности (сати) - тщательном распознавании и отслеживании всех телесных и психических процессов. В данном случае такое различение было применено к рождающимся мыслям - наиболее трудноуловимому материалу для созерцания и сосредоточения. Последовательный опыт внимательности (сати) ведёт к различительной мудрости (праджне), в свете которой все составные явления предстают в виде мгновенных элементарных состояний - дхарм. Таким образом практикующий обретает видение истинной реальности (реальности как она есть).
Кроме того, в этой части сутры дважды встречается интереснейшая фраза - «то, что монах настойчиво обдумывает и хранит в памяти, то и становится склонностью его сознания». Подобный психический механизм лежит в основе многих медитативных практик, в частности с этим связаны и некоторые практики буддизма Чистой Земли. В ходе них практикующий постоянно держит в памяти образ Чистой Земли (буддийского рая), и тем самым очищает своё сознание от проникновения неблагих влияний.
После обретения опыта внимательности будущий Будда приступил к прохождению дхьян - ступеней медитативного сосредоточения. В ходе медитации Бодхисаттва оставил позади чувственные желания, радость и счастье, несчастья и беды. Теперь, когда он был полностью собран, энергичен и внимателен, он направил свой разум на достижение трёх знаний (vijja). Первым из них было воспоминание о всех своих бесчисленных предыдущих жизнях; второе - знание об уходе и посмертной судьбе всех живых существ во всех сферах существования; и, наконец, знание о прекращении волнения эмпирических элементов (дхарм). Это знание и привело Бодхисаттву к просветлению (бодхи), полной и совершенной мудрости. Это знание вывело его из круга рождений и смертей, и Будда понял, что он полностью освобождён и никогда не возродится снова.
1. Так я слышал. Однажды Бхагаван пребывал в Саваттхи, в роще Джеты, в обители Анатхапиндики. Тогда он обратился к монахам: «Монахи!». «Да, почтенный», - ответили монахи. Бхагаван сказал:
2. Монахи, перед моим просветлением, когда я был ещё непробуждённым Бодхисаттвой, у меня возникла такая мысль: почему я живу, не разделив свои мысли на два разряда? Мысли, связанные с чувственными желаниями, враждебностью и насилием я сделал одной частью; мысли, связанные с запредельным, с дружелюбием и ненасилием я сделал второй частью.
3. И когда я пребывал серьёзным, энергичным и собранным, у меня родилась мысль, связанная с чувственными желаниями. Я распознал её так: рождённое во мне - это мысль, связанная с чувственными желаниями. Она приведёт ко многим бедам или меня, или других, или и меня и других вместе; уничтожит мудрость, умножит препятствия, отдалит от нирваны. «Она приведёт меня к беде», - когда я так рассудил, эта мысль исчезла. «Она приведёт к беде других людей», - когда я так рассудил, эта мысль исчезла. «Она приведёт к беде и меня и других, уничтожит мудрость, увеличит препятствия, отдалит от нирваны», - когда я так рассудил, эта мысль исчезла. Так я рождённую мысль, связанную с чувственным желанием, распознал, отделил, изгнал, сделал несуществующей.
4. И когда я пребывал серьёзным, энергичным и собранным, у меня родилась мысль, связанная с враждебностью. Я распознал её так: рождённое во мне - это мысль, связанная с враждебностью. Она приведёт ко многим бедам или меня, или других, или и меня и других вместе; уничтожит мудрость, умножит препятствия, отдалит от нирваны. «Она приведёт меня к беде», - когда я так рассудил, эта мысль исчезла. «Она приведёт к беде других людей», - когда я так рассудил, эта мысль исчезла. «Она приведёт к беде и меня и других, уничтожит мудрость, увеличит препятствия, отдалит от нирваны», - когда я так рассудил, эта мысль исчезла. Так я рождённую мысль, связанную с враждебностью, распознал, отделил, изгнал, сделал несуществующей.
И когда я пребывал серьёзным, энергичным и собранным, у меня родилась мысль, связанная с насилием. Я распознал её так: рождённое во мне - это мысль, связанная с насилием. Она приведёт ко многим бедам или меня, или других, или и меня и других вместе; уничтожит мудрость, умножит препятствия, отдалит от нирваны. «Она приведёт меня к беде», - когда я так рассудил, эта мысль исчезла. «Она приведёт к беде других людей», - когда я так рассудил, эта мысль исчезла. «Она приведёт к беде и меня и других, уничтожит мудрость, увеличит препятствия, отдалит от нирваны», - когда я так рассудил, эта мысль исчезла. Так я рождённую мысль, связанную с насилием, распознал, отделил, изгнал, сделал несуществующей.
5. То, что монах настойчиво обдумывает и хранит в памяти, то и становится склонностью его сознания. Если он настойчиво обдумывает и хранит в памяти мысль, связанную с чувственными желаниями, избегая мысли о запредельном, тогда чувственные желания возрастают и разум радуется им. Если он настойчиво обдумывает и хранит в памяти мысль, связанную с враждебностью, избегая дружелюбные мысли, тогда враждебность возрастает и разум радуется ей. Если он настойчиво обдумывает и хранит в памяти мысль, связанную с насилием, избегая мыслей, связанных с ненасилием, тогда насильственные мысли возрастают и разум радуется им.
6. Представьте, монахи, в последний месяц сезона дождей, осенью, когда урожай зреет, пастух стережёт коров. Он направляет коров палкой в ту или иную сторону, отгоняет их, препятствует и мешает им. И по какой причине? Потому что видит тот пастух основание для телесного наказания, заключения в тюрьму, штрафа или публичного осуждения (в случае, если коровы потравят урожай). Точно также я увидел в неблагих дхармах препятствие, разрушение и загрязнение, а в благих дхармах - запредельность, воздаяние и возрастающую чистоту.
7. И когда я пребывал серьёзным, энергичным и собранным, у меня родилась мысль, связанная с запредельным. Я распознал её так: рождённое во мне - это мысль, связанная с запредельным. «Она не приведёт к бедам ни меня, ни других, ни меня и других вместе; увеличит мудрость, уничтожит препятствия, соединит с нирваной. Я не вижу в ней оснований для страха, даже если обдумывать её и держать в сознании всю ночь, или весь день, или ночь и день вместе; только такое долгое обдумывание утомляет тело. Когда тело утомлено, разум обеспокоен. Обеспокоенный разум далёк от сосредоточения». Тогда я сознание укрепил, установил, устроил, объединил и сосредоточил. И по какой причине? Чтобы успокоить сознание.
8. И когда я пребывал серьёзным, энергичным и собранным, у меня родилась мысль, связанная с не-враждебностью. Я распознал её так: рождённое во мне - это мысль, связанная с не-враждебностью. «Она не приведёт к бедам ни меня, ни других, ни меня и других вместе; увеличит мудрость, уничтожит препятствия, соединит с нирваной. Я не вижу в ней оснований для страха, даже если обдумывать её и держать в сознании всю ночь, или весь день, или ночь и день вместе; только такое долгое обдумывание утомляет тело. Когда тело утомлено, разум обеспокоен. Обеспокоенный разум далёк от сосредоточения». Тогда я сознание укрепил, установил, устроил, объединил и сосредоточил. И по какой причине? Чтобы успокоить сознание.
И когда я пребывал серьёзным, энергичным и собранным, у меня родилась мысль, связанная с ненасилием. Я распознал её так: рождённое во мне - это мысль, связанная с ненасилием. «Она не приведёт к бедам ни меня, ни других, ни меня и других вместе; увеличит мудрость, уничтожит препятствия, соединит с нирваной. Я не вижу в ней оснований для страха, даже если обдумывать её и держать в сознании всю ночь, или весь день, или ночь и день вместе; только такое долгое обдумывание утомляет тело. Когда тело утомлено, разум обеспокоен. Обеспокоенный разум далёк от сосредоточения». Тогда я сознание укрепил, установил, устроил, объединил и сосредоточил. И по какой причине? Чтобы успокоить сознание.
9. То, что монах настойчиво обдумывает и хранит в памяти, то и становится склонностью его сознания. Если он настойчиво обдумывает и хранит в памяти мысль, связанную с запредельным, избегая чувственных мыслей, тогда мысль, связанная с запредельным, возрастает и разум радуется ей. Если он настойчиво обдумывает и хранит в памяти мысль, связанную с не-враждебностью, избегая враждебные мысли, тогда не-враждебность возрастает и разум радуется ей. Если он настойчиво обдумывает и хранит в памяти мысль, связанную с ненасилием, избегая мыслей, связанных с насилием, тогда ненасильственные мысли возрастают и разум радуется им. Представьте, монахи, в последний месяц жаркого сезона, когда весь урожай собран в деревне, пастух стережёт коров. Пасётся ли корова у корней дерева или на открытом воздухе, он просто отмечает в сознании: «это коровы». Точно также я просто отмечал: «это дхармы».
10. Твёрдая уверенность и мужество поднялись во мне. Установилась непоколебимая внимательность. Тело спокойное и неподвижное. Сознание собралось и стало единым. Тогда я, оставив чувственные желания, оставив неблагие дхармы, вошёл и пребывал в первой дхьяне; от оставления пришли радость и счастье, сопровождаемые направленностью и содержательностью сознания.
С угасанием направленности и содержательности родилась ясность сознания; я вошёл и пребывал во второй дхьяне; сосредоточение и концентрация сознания в одной точке принесли радость и счастье, не сопровождаемые направленностью и содержательностью сознания. С угасанием радости я пребывал в невозмутимости, внимательный и сознающий, ощущая радость всем телом. Я вошёл и пребывал в третьей дхьяне, о которой сказано Благородными: «Невозмутимый и внимательный, он обитает в счастье». Отбросив счастье и несчастье, как ранее одобрение и неприязнь, я вошёл и пребывал в четвёртой дхьяне: чистая невозмутимость и внимательность, ни радости, ни страдания.
11. Теперь, когда мой разум был собран, чист, светел, безупречен, свободен от аффектов, гибок, устойчив, спокоен, я направил его на воспоминание своих прежних рождений. Я вспомнил все свои бесчисленные жизни; а именно: одно рождение, два рождения, три рождения, четыре рождения, пять рождений, десять рождений, двадцать рождений, тридцать рождений, сорок рождений, пятьдесят рождений, сто рождений, тысяча рождений, сто тысяч рождений, многие кальпы расширения (вселенной), многие кальпы сжатия (вселенной); «тогда у меня было такое имя, такой род, такая варна, такова была моя пища, так я переживал радости и беды, таков был мой закончил жизнь. Уйдя оттуда, я вновь родился в другом месте. Там у меня было такое имя, такой род, такая варна, такова была моя пища, так я переживал радости и беды, так я закончил жизнь. Уйдя оттуда, я вновь родился здесь». Я вспомнил все свои бесчисленные жизни во всех подробностях и деталях. Так в первую стражу ночи я обрёл первое знание; неведение было разрушено. Знание появилось, мрак рассеялся, виўдение возникло; так бывает с тем, кто пребывает серьёзным, энергичным и собранным.
12. Затем, когда мой разум был собран, чист, светел, безупречен, свободен от аффектов, гибок, устойчив, спокоен, я направил его на достижение знания об уходе и возрождении живых существ. Чистым божественным глазом, превосходящим человеческий, я увидел, как живые существа уходят и рождаются, низкие и благородные, прекрасные и безобразные, счастливые и несчастные, в соответствии со своей кармой. «Те живые существа обладают дурным поведением тела, речи и разума, оскорбляют Благородных, исповедуют ложные взгляды и поступают в соответствии с этими взглядами. После смерти, после отделения от смерти они придут к низшим состояниям, несчастьям и бедам, возродятся в аду. Те живые существа обладают благим поведением тела, речи и разума, не оскорбляют Благородных, исповедуют истинные взгляды и поступают в соответствии с этими взглядами. После смерти, после отделения от тела они придут к счастью, возродятся в небесном мире.» Так чистым божественным глазом, превосходящим человеческий, я увидел, как живые существа уходят и рождаются, низкие и благородные, прекрасные и безобразные, счастливые и несчастные, в соответствии со своей кармой. И это было второе знание, которое я обрёл во вторую стражу ночи; неведение было разрушено. Знание появилось, мрак рассеялся, виўдение возникло; так бывает с тем, кто пребывает серьёзным, энергичным и собранным.
13. Затем, когда мой разум был собран, чист, светел, безупречен, свободен от аффектов, гибок, устойчив, спокоен, я направил его на достижение знания о прекращении волнения. Я постиг так, как это есть (на самом деле): «Это страдание»... «Это возникновение страдания»... «Это прекращение страдания»... «Это путь, ведущий к прекращению страдания». Я постиг так, как это есть на самом деле: «Это волнение»... «Это возникновение волнения»... «Это прекращение волнения»... «Это путь, ведущий к прекращению волнения». Тогда мой разум, так знающий, так видящий, освободился от волнения чувственных желаний. Освободился от волнения становления. Освободился от волнения неведения. У освобождённого, возникло знание: «Освобождён». Я понял: «Рождение разрушено, достойная жизнь исполнена, сделано то, что должно быть сделано. Нет ничего другого». И это было третье знание, которое я обрёл в последнюю стражу ночи; неведение было разрушено. Знание появилось, мрак рассеялся, виўдение возникло; так бывает с тем, кто пребывает серьёзным, энергичным и собранным.
14. Представьте, монахи, в дикой лесной местности есть низко лежащее болото, в зависимости от которого живёт большое стадо оленей. Если там появится некий человек, не желающий оленям пользы, благополучия, свободы от привязанности, он закроет спокойный, безопасный путь, ведущий к радости, и откроет ложный путь, выставит приманки мужского пола, установит приманки женского пола.
Таким образом, это большое стадо оленей со временем придёт в упадок и разрушение. Если же там появится человек, желающий оленям пользы, благополучия, свободы от привязанности, он откроет спокойный, безопасный путь, закроет ложный путь, уберёт приманки мужского пола, разрушит приманки женского пола. Тогда это большое стадо оленей со временем увеличится и станет ещё многочисленней.
15. Я привёл это сравнение, монахи, чтобы передать смысл. Смысл здесь таков: низко лежащее болото - это чувственные желания; большое стадо оленей - это живые существа; человек, не желающий оленям пользы, благополучия, свободы от привязанности - это Мара, делатель зла. Ложный путь - это термин для восьмеричного ложного пути, а именно: неправильные воззрения, неправильное намерение, неправильная речь, неправильные действия, неправильный образ жизни, неправильное усилие, неправильная внимательность, неправильное сосредоточение. Приманка мужского пола - это страсть и наслаждение. Приманка женского пола - это неведение. Человек, желающий оленям пользы и свободы от привязанности - это Татхагата, Архат, Самопросветлённый. Спокойный безопасный путь - это благородный (арийский) путь, а именно: правильные воззрения, правильное намерение, правильная речь, правильные действия, правильный образ жизни, правильное усилие, правильная внимательность, правильное сосредоточение.
16. Я открыл спокойный безопасный путь, ведущий к радости, закрыл ложный путь, убрал приманки мужского пола, уничтожил приманки женского пола. Я сделал всё, что должен сделать учитель, желающий благополучия своих учеников. Это корни деревьев, это пустые жилища. Практикуйте дхьяны, не будьте беспечными, не теряйте достигнутого. Таково моё наставление.
Так сказал Бхагаван, и монахи возрадовались сказанному.
Этот перевод выполнен А. Гунским в 1999 г