Бесплодие и узы
1. Так я слышал. Однажды Блаженный пребывал в Саваттхи, в роще. И Блаженный обратился к монахам и сказал: "Братья!" - "Слушаем, Господин", - отвечали монахи Бла- женному. И тогда Блаженный сказал:
2. Чтобы тот, о братья, кто не исцелился от пяти родов духовного бесплодия, не разорвал пятиричных духовных уз, мог достичь совершенства, мог взрости и окрепнуть в законе и учении во всей его полноте, - того не может быть никогда.
3. И кто же не исцелился от пяти родов духовного бесплодия? - Во первых, о братья, когда монах сомневается в Учителе, неуверен в нем, не до- веряет ему, не верит в него, тогда дух его не склонен к усердию, ревности, борьбе, постоянству. Если же дух его не склонен к усердию, ревности, борьбе, постоянству, он не исцелен от первого рода духовного бесплодия.
4. И потом, о братья, когда монах сомневается в Истине, неуверен в ней, не имеет веры в нее, тогда дух его не склонен к усердию, ревности, борьбе, постоянству. Чей же дух не склонен к усердию, ревности, борьбе, постоянству, тот не исцелен от второго рода духовного бесплодия.
5. И потом, о братья, когда монах сомневается в Общине, не уверен в ней, не имеет доверия к ней, не верит в нее, тогда дух его не склонен к ревности, устойчивости, подвигу, борьбе. Чей же дух не склонен к ревности, устойчивости, подвигу, борьбе, тот не исцелен от третьего рода духвного бесплодия.
6. И потом, о братья, когда монах сомневается в личном Совершенстве, не уверен в нем, не имеет к нему доверия, не верит в него, тогда дух его не склонен к ревности, устойчивости, подвигу, борьбе. Чей же дух не склонен к ревности, устойчивости, подвигу, борьбе, тот не исцелен от четвертого рода духвного бесплодия.
7. Потом, о братья, если монах имеет злобу на братьев, недовольство, востоновлен против них, дух его не склонен к ревности, устойчивости, подвигу, борьбе. Кто же не склонен к ревности, устойчивости, подвигу, борьбе, тот не исцелен от пятого рода духвного бесплодия.
8. И кто же не сорвал духовные пятиричные узы? - Во-первых, о братья, кто не вырвал с корнем страсть к похоти, не вырвал с корнем желания наслаждений похотей, не вырвал с корнем влечения к ним, жажды до них, страстного желания их, привязанности к ним, не склонен к ревности, устойчивости, подвигу, постоянству, борьбе. Чей же дух не склонен к ревности, устойчивости, подвигу, борьбе, тот не порвал первые узы связавшие дух.
9. Потом, о братья, если не освободился монах от страсти к телу, не освободился от желания тела, не освободился от телесного обольщения, от телесной жажды, от страстных плотских желаний, привязанностей к телу, дух того не склонен к ревности, постоянству, борьбе, подвигу. Чей же дух не склонен к ревности, устойчивости, подвигу, борьбе, тот не порвал вторые узы связавшие дух.
10. Потом, о братья, если не освободился монах от любви к виду, не освободился от обольщения видом, от жажды вида, желания вида, от привязанности к виду, дух того не склонен к ревности, постоянству, борьбе, подвигу; чей же дух не склонен к ревности, постоянству, подвигу, борьбе, тот не порвал третьи узы связавшие дух.
11. Потом, о братья, кто наевшись до сытости, нежится в приятной дремоте, в лени, сладких мечтаниях, дух того не склонен к ревности, устойчивости, борьбе, подвигу. Чей же дух не склонен к ревности, устойчивости, подвигу, борьбе, тот не порвал четвертые узы связавшие дух.
12. Потом, о братья, кто изберает благочестивую жизнь в надежде стать одним из духов и думает про себя: "той совершеной жизнью, той обрядностью, тем суровым подвижничеством, благочестием стану одним из духов", - дух того не склонен к ревности, устойчивости, подвигу, борьбе, тот не порвал пятые узы связавшие дух. Вот, о братья, тот, кто непорвал пятиричных уз, связавших дух.
13. И что бы тот, о братья, кто не утих духом, не освободился от пяти родов духовного бесплодия, не сорвал вконец пятиричных уз, связавших дух, мог бы достичь совершенства и полноты жизни в Учении и Законе, - не может быть такого никогда!
14. Кто же, о братья, утих в духе, освободился совершенно от пяти родов духовного бесплодия, порвал вконец пятиричные узы, связавшие дух, тот достигнет полного преуспеяния, полного расцвета в совершенстве жизни в учении и законе, - не может быть такого никогда!
15. Но кто же освободился от пяти родов духовного безплодия? - Кто не усомнился в Учителе, не питает к нему недоверия, верит в него, уверен в нём, дух того склонен к ревности, усердию, подвигу, борьбе. Чей же дух склонен к ревности, усердию, подвигу, борьбе, тот исцелён от первого рода духовного бесплодия.
16. Кто потом, о братья, не сомневается в возвещённой Истине, не имеет неуверенности в ней, верит в неё, дух того склонен к ревности, усердию, борьбе, подвигу. Чей же дух склонен к ревности, усердию, борьбе, подвигу, тот исцелён от второго рода духовного бесплодия.
17. Потом, о братья, кто не сомневается в Общине, не имеет неуверенности в ней, доверяет ей, имеет веру в неё, дух того склонен к ревности, усердию, подвигу, борьбе. Чей же дух склонен к ревности, усердию, подвигу, борьбе, тот исцелён от третьего рода духовного бесплодия.
18. Потом, о братья, кто не сомневается в Мудрости Личного Совершенства, не имеет неуверенности в ней,верит в неё, дух того склонен к ревности, усердию, подвигу, борьбе. Чей же дух склонен к ревности, усердию, подвигу, борьбе, тот исцелился от чевёртого рода духовного бесплодия.
19. Потом, кто из братьев не гневается на соучеников, не враждует с ними, не холоден с ними, не борется с ними, дух того, о братья, склонен к ревности, постоянству, подвигу, борьбе, тот исцелён от пятого рода духовного бесплодия.
20. Кто же порвал пятиричные узы связавшие дух? - Кто, о братья, сокрушил страсть к наслаждениям, желание наслаждений, влечение к ним, жажду их, порывы к ним, любовь к ним, дух того склонен к ревности, постоянству, подвигу, борьбе. Чей же дух склонен к ревности, постоянству, подвигу, борьбе, тот порвал первые узы связавшие дух.
21. Потом, о братья, кто победил страсть к телесному, победил желание телесного, влечение к телесному, жажду, порывы к нему и любовь, дух того склонен к ревности, постоянству, подвигу, борьбе. Чей же дух склонен к ревности, постоянству, подвигу, борьбе, тот порвал вторые узы связавшие дух.
22. Потом, о братья, кто победил страсть к виду, победил желание вида, влечение к виду, жажду, порывы к нему и любовь, дух того склонен к ревности, постоянству, подвигу, борьбе. Чей же дух склонен к ревности, постоянству, подвигу, борьбе, тот порвал третьи узы связавшие дух.
23. Потом, о братья, кто, вкусивши пищи, не дремлет в неге и лени, не отдаётся мечтательному покою, бодрствует, дух того склонен к ревности, постоянству, подвигу, борьбе. Чей же дух склонен к ревности, постоянству, подвигу, борьбе, тот порвал четвёртые узы, связавшие дух.
24. Потом, о братья, кто избирает жизнь благочестия не из жажды войти в сферы тех или иных духов, не таит в себе мысли: "тем благочестием, теми правилами, тем суровым подвижничеством стану духом или равным духу", - дух того склонен к ревности, подвигу, постоянству, борьбе. Чей же дух склонен к ревности, постоянству, подвигу, борьбе, тот порвал пятые узы связавшие дух.
25. Кто же, о братья, исцелился вполне от пяти родов духовного бесплодия, кто порвал все пять уз, связавшие дух, тот достигнет преуспеяния, полного расцвета в совершенствах жизни, в учении и законе.
26. Он шествует путём, ведущем к святости, вдохновлённый велением мудрости и борьбы со злом. Он шествует путём, ведущем к святости, шествует в глубоком раздумье, в борьбе со злом. Он шествует путём, ведущем к святости, испытуя внемлющим духом, побеждая зло. Он шествует в непреклонной решимости.
27. И ему, о братья, суждено войти в Свет, вознестись в премудрости, лицом к лицу встретить Великое Разрешение.
28. Подобно тому, о братья, как курица сидит на яйцах, согревая их, подбирая их нежно под крылья, и думает: "О, что бы только мои цыплята могли разбить скорлупку кончиком клюва и выйти на свет невредимыми!" И так сидит в том настойчивом желании всё время, пока цыплята не разобьют скорлупки кончиком клюва и не выйдут на свет невредимыми.
29. Так и тот, кто окреп в решимости достижения зреет до срока, когда войдёт в Свет, возвысится в мудрости, лицом к лицу встретит Великое Разрешение."
30. Так говорил Блаженный. И ученики в радости сердца дивились словам его.