template ."/tools.php");?>

Ахара сутта (Самьютта Никая 46.51) - Пища

Предисловие переводчика                   

"Подобно тому, монахи, как это тело поддерживается пищей, сохраняется благодаря пище, и не сохраняется без пищи; аналогично, монахи, и пять помех ... и семь факторов Пробуждения поддерживаются пищей, сохраняются благодаря пище, и не сохраняются без пищи"
Кая сутта (Самьютта Никая 46.2)

Во многих буддийских текстах говорится о преодолении "пяти помех" и о развитии "семи факторов Пробуждения". В Ахара сутте раскрывается секрет того, каким же образом это осуществляется, – с помощью основательного внимания (йонисо манасикара). С другой стороны, неосновательное внимание ведет к разрастанию помех и мешает развитию факторов пробуждения.

Внимание избирательно направляется таким образом, чтобы управлять процессом классификации и обозначения непосредственных впечатлений – распознаванием (сання).

"Вся (сання) имеет характеристику распознавания; её функцией является создание перцептивного образа (нимитта), который служит предпосылкой последующего распознавания: "Это та же самая вещь" – как плотники и т.п. делают с деревом, и т.д.; её проявлением является порождение уверенности благодаря соответствующим образом уловленному перцептивному образу – как слепой, воспринимающий слона ( Удана 6-4 ); её основой служит любой приблизившийся объект – как распознавание "люди" возникает у молодых животных в отношении пугал."

Висуддхимагга (глава 14 §130)

Каким же образом развивается основательное внимание? При этом внимание направляется на те перцептивные образы (нимитта), которые способствуют развитию распознавания, соответствующего умелым умственным качествам. Возьмем для примера перцептивный образ привлекательности (субха-нимитта), который первым упоминается в данной сутте. В сутте говорится, что практика неосновательного внимания по отношению к перцептивному образу привлекательности приводит к возникновению и увеличению чувственного желания. Это происходит, когда человек избирательно замечает в наблюдаемом объекте те качества, которые вызывают у него приятные ассоциации. Вовлекаясь в эти приятные ассоциации, развивая избирательное распознавание привлекательности (субха-сання), человек начинает испытывать страсть по отношению к данному объекту.

Далее в сутте говорится, что для того, чтобы перестать подпитывать чувственное желание, нужно обратить основательное внимание на перцептивный отсутствия привлекательности (асубха-нимитта). Обратите внимание, что здесь имеется в виду не перцептивный образ привлекательности со знаком минус, раздражения и возмущения (патигха-нимитта), уделение внимания которому вызывает недоброжелательность, а именно перцептивный образ отсутствия привлекательности как таковой, остановка восприятия лишь на том, что непосредственно воспринимается, без излишних ассоциативных наслоений.

Яркий пример такой практики приводится в первой главе Висуддхимагги (§55). Старейшина Махатисса, живший в Четияпаббате, практиковал одну из разновидностей избирательного распознавания отсутствия привлекательности (асубха-сання), – избирательное распознавание костей тела. Утром он пошел за подаянием в Анурадхапуру. Навстречу ему из Анарудхапуры шла женщина, поссорившаяся со своим мужем и направлявшаяся к своим родственникам. Разодетая и разукрашенная, как небесная дева, женщина, увидев старейшину на дороге, из низких помыслов громко рассмеялась. Услышав это, старейшина поднял взгляд и заметил именно кости зубов, открывшихся в улыбке. Отправившись дальше по дороге, старейшина встретил мужа этой женщины. Муж спросил его, не видел ли он случайно женщины. Старейшина ответил, что заметил по дороге лишь некую совокупность костей, и не обратил внимания на то, мужчина ли это или женщина. Таким образом, старейшина Махатисса, управляя своим вниманием, настроился исключительно на избирательное распознавание костей, и не замечал других качеств. За счет этого он получил возможность прекратить ассоциативные наслоения, касающиеся привлекательности.

Далее в данной сутте для развития фактора сосредоточения рекомендуется перцептивный образ спокойствия (саматха-нимитта) и перцептивный образ собранности (абьягга-нимитта).

Смысл перцептивного образа спокойствия объясняется в Мохавиччхедани (Mya: .161):

Перцептивный образ спокойствия – это перцептивный образ для повторного вызова спокойствия после улавливания внешнего вида (āкāра) спокойствия.

Таким образом, уловив однажды характерные признаки спокойствия, практикующий может, настроившись на этот перцептивный образ, вновь достичь спокойствия. Например, уловив перцептивный образ достижения медитативного погружения (джхана), практикующий может вновь его достичь, настроившись на этот образ.

В Поттхапада сутте ( ДН 9 )описывается, как при медитативном погружении одни виды избирательного распознавания сменяются другими, – например, при вхождении в первую джхану распознавание чувственных удовольствий сменяется распознаванием восторга и счастья. За счет прекращения мыслительных ассоциативных наслоений на воспринимаемую опору сосредоточения высвобождаются ассоциируемые с данной опорой восторг и счастье. Расширяя перцептивный образ опоры сосредоточения, например, одного из четырех основных цветов (бирюзовый, лиловый, желтый, белый) или четырех первоэлементов (твердое, жидкое, газообразное и плазменное состояние), практикующий расширяет в пространстве и соответствующее избирательное распознавание. Например, как описывается в Вимуттимагге (стр. 159), расширяя перцептивный образ сосредоточения на дыхании в область кончика носа, межбровья, лба, практикующий чувствует себя так, как будто его голова наполнена воздухом. При этом соответствующие области тела в первой джхане наполняются восторгом и счастьем.

На этих двух примерах видны две ключевых области применения перцептивных образов, – во-первых, для управления избирательнім распознаванием и прекращения илюзорных наслоений, и во-вторых, для повторного вхождения в достигнутые медитативные погружения, и их углубление. В целом направленность внимания на те или иные перцептивные образы играет определяющую роль в развитии как неумелых, так и умелых умственных качеств.

В Саваттхи.


"Монахи, я обучу вас подпитыванию и лишению пищи пяти помех и семи факторов Пробуждения. Слушайте:

(Подпитывание пяти помех)

И что же служит пищей для возникновения ещё не возникшего чувственного желания, или для увеличения и разрастания уже возникшего чувственного желания? Есть, монахи, перцептивный образ привлекательности (субха-нимитта). Уделять ему неосновательное внимание, – вот пища для возникновения ещё не возникшего чувственного желания, или для увеличения и разрастания уже возникшего чувственного желания.

И что служит пищей для возникновения ещё невозникшей недоброжелательности, или для увеличения и разрастания уже возникшей недоброжелательности? Есть перцептивный образ возмущения (патигха-нимитта). Уделять ему неосновательное внимание, – вот пища для возникновения ещё невозникшей недоброжелательности, или для увеличения и разрастания уже возникшей недоброжелательности.

И что служит пищей для возникновения ещё не возникших лени и сонливости, или для увеличения и разрастания уже возникших лени и сонливости? Есть уныние, вялость, зевота, опьяненность едой, и медлительность ума. Уделять им неосновательное внимание, – вот пища для возникновения ещё невозникших лени и сонливости, или для увеличения и разрастания уже возникших лени и сонливости.

И что служит пищей для возникновения ещё невозникших неугомонности и беспокойства, или для увеличения и разрастания уже возникших неугомонности и беспокойства? Есть неспокойствие разума. Уделять ему неосновательное внимание, – вот пища для возникновения ещё невозникших неугомонности и беспокойства, или для увеличения и разрастания уже возникших неугомонности и беспокойства.

И что служит пищей для возникновения ещё невозникшей неуверенности, или для увеличения и разрастания уже возникшей неуверенности? Есть умственные качества, которые выступают в качестве основы неуверенности. Уделять им неосновательное внимание, – вот пища для возникновения ещё невозникшей неуверенности, или для увеличения и разрастания уже возникшей неуверенности.

(Подпитывание факторов Пробуждения)

А что служит пищей для возникновения ещё невозникшего памятования как фактора Пробуждения, или для развития и совершенствования уже возникшего памятования как фактора Пробуждения? Есть умственные качества, которые выступают в качестве основы памятования как фактора Пробуждения. Уделять им основательное внимание, – вот пища для возникновения ещё невозникшего памятования как фактора Пробуждения, или для развития и совершенствования уже возникшего памятования как фактора Пробуждения.

И что служит пищей для возникновения ещё невозникшего различения умственных качеств как фактора Пробуждения, или для развития и совершенствования уже возникшего различения умственных качеств? Есть умственные качества умелые и неумелые, порицаемые и безупречные, низменные и возвышенные, сопричастные злу и добру. Уделять им основательное внимание, – вот пища для возникновения ещё невозникшего различения умственных качеств как фактора Пробуждения, или для развития и совершенствования уже возникшего различения умственных качеств.

И что служит пищей для возникновения ещё невозникшего усердия как фактора Пробуждения, или для развития и совершенствования уже возникшего усердия? Есть элемент энтузиазма, элемент старания, элемент решительности. Уделять им основательное внимание, – вот пища для возникновения ещё невозникшего усердия как фактора Пробуждения, или для развития и совершенствования уже возникшего усердия.

И что служит пищей для возникновения ещё невозникшего восторга как фактора Пробуждения, или для развития и совершенствования уже возникшего восторга? Есть умственные качества, которые выступают в качестве основы для восторга как фактора Пробуждения. Уделять им основательное внимание, – вот пища для возникновения ещё невозникшего восторга как фактора Пробуждения, или для развития и совершенствования уже возникшего восторга.

И что служит пищей для возникновения ещё невозникшего расслабления как фактора Пробуждения, или для развития и совершенствования уже возникшего расслабления? Есть физическое расслабление и есть умственное расслабление. Уделять им основательное внимание, – вот пища для возникновения ещё невозникшего расслабления как фактора Пробуждения, или для развития и совершенствования уже возникшего расслабления.

И что служит пищей для возникновения ещё невозникшего сосредоточения как фактора Пробуждения, или для развития и совершенствования уже возникшего сосредоточения? Есть перцептивный образ спокойствия (саматха-нимитта), перцептивный образ собранности (абьягга-нимитта). Уделять им основательное внимание, – вот пища для возникновения ещё невозникшего сосредоточения как фактора Пробуждения, или для развития и совершенствования уже возникшего сосредоточения.

И что служит пищей для возникновения ещё невозникшего безмятежного наблюдения как фактора Пробуждения, или для развития и совершенствования уже возникшего безмятежного наблюдения? Есть умственные качества, которые выступают в качестве основы безмятежного наблюдения как фактора Пробуждения. Уделять им основательное внимание, – вот пища для возникновения ещё невозникшего безмятежного наблюдения как фактора Пробуждения, или для развития и совершенствования уже возникшего безмятежного наблюдения как фактора Пробуждения.

(Лишение пищи пяти помех)

И что служит недостатком пищи для возникновения ещё невозникшего чувственного желания, или для увеличения и разрастания уже возникшего чувственного желания? Есть тема отсутствия привлекательности. Уделять ей основательное внимание, – вот недостаток пищи для возникновения ещё невозникшего чувственного желания, или для увеличения и разрастания уже возникшего чувственного желания.

И что служит недостатком пищи для возникновения ещё невозникшей недоброжелательности, или для увеличения и разрастания уже возникшей недоброжелательности? Есть освобождение разума с помощью дружелюбия. Уделять ему основательное внимание, – вот недостаток пищи для возникновения ещё невозникшей недоброжелательности, или для увеличения и разрастания уже возникшей недоброжелательности.

И что служит недостатком пищи для возникновения ещё невозникших лени и сонливости, или для увеличения и разрастания уже возникших лени и сонливости? Есть элемент энтузиазма, элемент старания, элемент решительности. Уделять им основательное внимание, – вот недостаток пищи для возникновения ещё невозникших лени и сонливости, или для увеличения и разрастания уже возникших лени и сонливости.

И что служит недостатком пищи для возникновения ещё невозникших неугомонности и беспокойства, или для увеличения и разрастания уже возникших неугомонности и беспокойства? Есть спокойствие разума. Уделять ему основательное внимание, – вот недостаток пищи для возникновения ещё невозникших неугомонности и беспокойства, или для увеличения и разрастания уже возникших неугомонности и беспокойства.

И что служит недостатком пищи для возникновения ещё невозникшей неуверенности, или для увеличения и разрастания уже возникшей неуверенности? Есть умственные качества умелые и неумелые, порицаемые и безупречные, низменные и возвышенные, сопричастные злу и добру. Уделять им основательное внимание, – вот недостаток пищи для возникновения ещё невозникшей неуверенности, или для увеличения и разрастания уже возникшей неуверенности.

(Лишение пищи Факторов Пробуждения)

А что служит недостатком пищи для возникновения ещё невозникшего памятования как фактора Пробуждения, или для развития и совершенствования уже возникшего памятования как фактора Пробуждения? Есть умственные качества, которые выступают в качестве основы для памятования как фактора Пробуждения. Не уделять им внимания, – вот недостаток пищи для возникновения ещё невозникшего памятования как фактора Пробуждения, или для развития и совершенствования уже возникшего памятования как фактора Пробуждения.

И что служит недостатком пищи для возникновения ещё невозникшего различения умственных качеств как фактора Пробуждения, или для развития и совершенствования уже возникшего различения умственных качеств? Есть умственные качества умелые и неумелые, порицаемые и безупречные, низменные и возвышенные, сопричастные злу и добру. Не уделять им внимания, – вот недостаток пищи для возникновения ещё невозникшего различения умственных качеств как фактора Пробуждения, или для развития и совершенствования уже возникшего различения умственных качеств.

И что служит недостатком пищи для возникновения ещё невозникшего усердия как фактора Пробуждения, или для развития и совершенствования уже возникшего усердия? Есть элемент энтузиазма, элемент старания, элемент решительности. Не уделять им внимания, – вот недостаток пищи для возникновения ещё невозникшего усердия как фактора Пробуждения, или для развития и совершенствования уже возникшего усердия.

И что служит недостатком пищи для возникновения ещё невозникшего восторга как фактора Пробуждения, или для развития и совершенствования уже возникшего восторга? Есть умственные качества, которые выступают в качестве основы для восторга как фактора Пробуждения. Не уделять им внимания, – вот недостаток пищи для возникновения ещё невозникшего восторга как фактора Пробуждения, или для развития и совершенствования уже возникшего восторга.

И что служит недостатком пищи для возникновения ещё невозникшего расслабления как фактора Пробуждения, или для развития и совершенствования уже возникшего расслабления? Есть физическое расслабление и есть умственное расслабление. Не уделять им внимания, – вот недостаток пищи для возникновения ещё невозникшего расслабления как фактора Пробуждения, или для развития и совершенствования уже возникшего расслабления.
.
И что служит недостатком пищи для возникновения ещё невозникшего сосредоточения как фактора Пробуждения, или для развития и совершенствования уже возникшего сосредоточения? Есть перцептивный образ спокойствия (саматха-нимитта), перцептивный образ собранности (абьягга-нимитта). Не уделять им внимания, – вот недостаток пищи для возникновения ещё невозникшего сосредоточения как фактора Пробуждения, или для развития и совершенствования уже возникшего сосредоточения.

И что служит недостатком пищи для возникновения ещё невозникшего безмятежного наблюдения как фактора Пробуждения, или для развития и совершенствования уже возникшего безмятежного наблюдения как фактора Пробуждения? Есть умственные качества, которые выступают в качестве основы для безмятежного наблюдения как фактора Пробуждения. Не уделять им внимания, – вот недостаток пищи для возникновения ещё невозникшего безмятежного наблюдения как фактора Пробуждения, или для развития и совершенствования уже возникшего безмятежного наблюдения как фактора Пробуждения".




Перевод: Дмитpий Алексеевич Ивахненко


Поделиться в социальных сетях

GoogleAnalytics

Войти

[X]

Служебный вход