Чхачхакка сутта. Шесть шестерок

Так я слышал: однажды Благословенный пребывал в Саваттхи в лесу Джеты, в парке Анатхапиндики. И вот Благословенный обратился там к монахам:

– Монахи!

– Господин! – ответили ему монахи.

Благословенный сказал:

– Монахи, я преподам вам учение, прекрасное в начале, прекрасное в середине, прекрасное в конце, и дух его, и букву, разъясню вам выполненную в совершенстве чистую праведную жизнь, а именно "шесть шестерок". Слушайте внимательно: я буду говорить.

– Да, господин! – ответили ему монахи.


Благословенный сказал:

– Следует познать шесть внутренних сфер,

следует познать шесть внешних сфер,

следует познать шесть видов сознания,

следует познать шесть разновидностей

впечатления,

следует познать шесть разновидностей чувства, следует познать шесть разновидностей жажды.


– Сказано: "Следует познать шесть внутренних сфер". В отношении чего так сказано?

Сфера глаза,

сфера уха,

сфера носа,

сфера языка,

сфера тела,

сфера интеллекта,

– вот в отношении чего сказано: "Следует познать шесть внутренних сфер". Такова первая шестерка.


– Сказано: "Следует познать шесть внешних сфер". В отношении чего так сказано?

Сфера видимых форм,

сфера звуков,

сфера запахов,

сфера вкусов,

сфера тактильных ощущений,

сфера идей,

– вот в отношении чего сказано: "Следует познать шесть внешних сфер". Такова вторая шестерка.


– Сказано: "Следует познать шесть разновидностей сознания". В отношении чего так сказано?

При условии глаза и видимых форм возникает сознание глаза,

при условии уха и звуков возникает сознание уха,

при условии носа и запахов возникает сознание носа,

при условии языка и вкусов возникает сознание языка,

при условии тела и тактильных ощущений возникает сознание тела,

при условии интеллекта и идей возникает сознание интеллекта,

– вот в отношении чего сказано "Следует познать шесть разновидностей сознания". Такова третья шестерка.

– Сказано: "Следует познать шесть разновидностей впечатления". В отношении чего так сказано?

При условии глаза и видимых форм возникает сознание глаза, сочетание их трех – впечатление;

при условии уха и звуков возникает сознание уха, сочетание их трех – впечатление;

при условии носа и запахов возникает сознание носа, сочетание их трех – впечатление;

при условии языка и вкусов возникает сознание языка, сочетание их трех – впечатление;

при условии тела и тактильных ощущений возникает сознание тела, сочетание их трех – впечатление;

при условии интеллекта и идей возникает сознание интеллекта, сочетание их трех – впечатление.

Вот в отношении чего сказано: "Следует познать шесть разновидностей сознания". Такова четвертая шестерка.


– Сказано: "Следует познать шесть разновидностей чувства". В отношении чего так сказано?

При условии глаза и видимых форм возникает сознание глаза, сочетание их трех – впечатление, при условии впечатления возникает чувство;

при условии уха и звуков возникает сознание уха, сочетание их трех – впечатление, при условии впечатления возникает чувство;

при условии носа и запахов возникает сознание носа, сочетание их трех – впечатление, при условии впечатления возникает чувство;

при условии языка и вкусов возникает сознание языка, сочетание их трех – впечатление, при условии впечатления возникает чувство;

при условии тела и тактильных ощущений возникает сознание тела, сочетание их трех – впечатление, при условии впечатления возникает чувство;

при условии интеллекта и идей возникает сознание интеллекта, сочетание их трех – впечатление, при условии впечатления возникает чувство.

Вот в отношении чего сказано "Следует познать шесть разновидностей чувства". Такова пятая шестерка.


– Сказано: "Следует познать шесть разновидностей жажды". В отношении чего так сказано?

При условии глаза и видимых форм возникает сознание глаза, сочетание их трех – впечатление, при условии впечатления возникает чувство, при условии чувства возникает жажда;

при условии уха и звуков возникает сознание уха, сочетание их трех – впечатление, при условии впечатления возникает чувство, при условии чувства возникает жажда;

при условии носа и запахов возникает сознание носа, сочетание их трех – впечатление, при условии впечатления возникает чувство, при условии чувства возникает жажда;

при условии языка и вкусов возникает сознание языка, сочетание их трех – впечатление, при условии впечатления возникает чувство, при условии чувства возникает жажда;

при условии тела и тактильных ощущений возникает сознание тела, сочетание их трех – впечатление, при условии впечатления возникает чувство, при условии чувства возникает жажда;

при условии интеллекта и идей возникает сознание интеллекта, сочетание их трех – впечатление, при условии впечатления возникает чувство, при условии чувства возникает жажда.

Вот в отношении чего сказано: "Следует познать шесть разновидностей жажды". Такова шестая шестерка.

Если кто-то говорит: "Я – глаз", это не соответствует действительности. Можно распознать возникновение и исчезновение глаза. Поскольку можно распознать возникновение и исчезновение глаза, то у него получается, что: "Моё "Я" возникает и исчезает". Поэтому, если кто-то говорит: "Я – глаз", это не соответствует действительности. Таким образом, глаз безличен.

Если кто-то говорит: "Я – видимые формы", это не соответствует действительности. Можно распознать возникновение и исчезновение видимых форм. Поскольку можно распознать возникновение и исчезновение видимых форм, то у него получается, что: "Моё "Я" возникает и исчезает". Поэтому, если кто-то говорит: "Я – видимые формы", это не соответствует действительности. Таким образом, глаз безличен, видимые формы безличны.

Если кто-то говорит: "Я – сознание глаза", это не соответствует действительности. Можно распознать возникновение и исчезновение сознания глаза. Поскольку можно распознать возникновение и исчезновение сознания глаза, то у него получается, что: "Моё "Я" возникает и исчезает". Поэтому, если кто-то говорит: "Я – сознание глаза", это не соответствует действительности. Таким образом, глаз безличен, видимые формы безличны, сознание глаза безлично.

Если кто-то говорит: "Я – впечатление глаза", это не соответствует действительности. Можно распознать возникновение и исчезновение впечатления глаза. Поскольку можно распознать возникновение и исчезновение впечатления глаза, то у него получается, что: "Моё "Я" возникает и исчезает". Поэтому, если кто-то говорит: "Я – впечатление глаза", это не соответствует действительности. Таким образом, глаз безличен, видимые формы безличны, сознание глаза безлично, впечатление глаза безлично.

Если кто-то говорит: "Я – чувство", это не соответствует действительности. Можно распознать возникновение и исчезновение чувства. Поскольку можно распознать возникновение и исчезновение чувства, то у него получается, что: "Моё "Я" возникает и исчезает". Поэтому, если кто-то говорит: "Я – чувство", это не соответствует действительности. Таким образом, глаз безличен, видимые формы безличны, сознание глаза безлично, впечатление глаза безлично, чувство безлично.

Если кто-то говорит: "Я – жажда", это не соответствует действительности. Можно распознать возникновение и исчезновение жажды. Поскольку можно распознать возникновение и исчезновение жажды, то у него получается, что: "Моё "Я" возникает и исчезает". Поэтому, если кто-то говорит: "Я – жажда", это не соответствует действительности. Таким образом, глаз безличен, видимые формы безличны, сознание глаза безлично, впечатление глаза безлично, чувство безлично, жажда безлична.

Если кто-то говорит: "Я – ухо", это не соответствует действительности. Можно распознать возникновение и исчезновение уха. Поскольку можно распознать возникновение и исчезновение уха, то у него получается, что: "Моё "Я" возникает и исчезает". Поэтому, если кто-то говорит: "Я – ухо", это не соответствует действительности. Таким образом, ухо безлично.

Если кто-то говорит: "Я – звуки", это не соответствует действительности. Можно распознать возникновение и исчезновение звуков. Поскольку можно распознать возникновение и исчезновение звуков, то у него получается, что: "Моё "Я" возникает и исчезает". Поэтому, если кто-то говорит: "Я – звуки", это не соответствует действительности. Таким образом, ухо безлично, звуки безличны.

Если кто-то говорит: "Я – сознание уха", это не соответствует действительности. Можно распознать возникновение и исчезновение сознания уха. Поскольку можно распознать возникновение и исчезновение сознания уха, то у него получается, что: "Моё "Я" возникает и исчезает". Поэтому, если кто-то говорит: "Я – сознание уха", это не соответствует действительности. Таким образом, ухо безлично, звуки безличны, сознание уха безлично.

Если кто-то говорит: "Я – впечатление уха", это не соответствует действительности. Можно распознать возникновение и исчезновение впечатления уха. Поскольку можно распознать возникновение и исчезновение впечатления уха, то у него получается, что: "Моё "Я" возникает и исчезает". Поэтому, если кто-то говорит: "Я – впечатление уха", это не соответствует действительности. Таким образом, ухо безлично, звуки безличны, сознание уха безлично, впечатление уха безлично.

Если кто-то говорит: "Я – чувство", это не соответствует действительности. Можно распознать возникновение и исчезновение чувства. Поскольку можно распознать возникновение и исчезновение чувства, то у него получается, что: "Моё "Я" возникает и исчезает". Поэтому, если кто-то говорит: "Я – чувство", это не соответствует действительности. Таким образом, ухо безлично, звуки безличны, сознание уха безлично, впечатление уха безлично, чувство безлично.

Если кто-то говорит: "Я – жажда", это не соответствует действительности. Можно распознать возникновение и исчезновение жажды. Поскольку можно распознать возникновение и исчезновение жажды, то у него получается, что: "Моё "Я" возникает и исчезает". Поэтому, если кто-то говорит: "Я – жажда", это не соответствует действительности. Таким образом, ухо безлично, звуки безличны, сознание уха безлично, впечатление уха безлично, чувство безлично, жажда безлична.

Если кто-то говорит: "Я – нос", это не соответствует действительности. Можно распознать возникновение и исчезновение носа. Поскольку можно распознать возникновение и исчезновение носа, то у него получается, что: "Моё "Я" возникает и исчезает". Поэтому, если кто-то говорит: "Я – нос", это не соответствует действительности. Таким образом, нос безличен.

Если кто-то говорит: "Я – запахи", это не соответствует действительности. Можно распознать возникновение и исчезновение запахов. Поскольку можно распознать возникновение и исчезновение запахов, то у него получается, что: "Моё "Я" возникает и исчезает". Поэтому, если кто-то говорит: "Я – запахи", это не соответствует действительности. Таким образом, нос безличен, запахи безличны.

Если кто-то говорит: "Я – сознание носа", это не соответствует действительности. Можно распознать возникновение и исчезновение сознания носа. Поскольку можно распознать возникновение и исчезновение сознания носа, то у него получается, что: "Моё "Я" возникает и исчезает". Поэтому, если кто-то говорит: "Я – сознание носа", это не соответствует действительности. Таким образом, нос безличен, запахи безличны, сознание носа безлично.

Если кто-то говорит: "Я – впечатление носа", это не соответствует действительности. Можно распознать возникновение и исчезновение впечатления носа. Поскольку можно распознать возникновение и исчезновение впечатления носа, то у него получается, что: "Моё "Я" возникает и исчезает". Поэтому, если кто-то говорит: "Я – впечатление носа", это не соответствует действительности. Таким образом, нос безличен, запахи безличны, сознание носа безлично, впечатление носа безлично.

Если кто-то говорит: "Я – чувство", это не соответствует действительности. Можно распознать возникновение и исчезновение чувства. Поскольку можно распознать возникновение и исчезновение чувства, то у него получается, что: "Моё "Я" возникает и исчезает". Поэтому, если кто-то говорит: "Я – чувство", это не соответствует действительности. Таким образом, нос безличен, запахи безличны, сознание носа безлично, впечатление носа безлично, чувство безлично.

Если кто-то говорит: "Я – жажда", это не соответствует действительности. Можно распознать возникновение и исчезновение жажды. Поскольку можно распознать возникновение и исчезновение жажды, то у него получается, что: "Моё "Я" возникает и исчезает". Поэтому, если кто-то говорит: "Я – жажда", это не соответствует действительности. Таким образом, нос безличен, запахи безличны, сознание носа безлично, впечатление носа безлично, чувство безлично, жажда безлична.

Если кто-то говорит: "Я – язык", это не соответствует действительности. Можно распознать возникновение и исчезновение языка. Поскольку можно распознать возникновение и исчезновение языка, то у него получается, что: "Моё "Я" возникает и исчезает". Поэтому, если кто-то говорит: "Я – язык", это не соответствует действительности. Таким образом, язык безличен.

Если кто-то говорит: "Я – вкусы", это не соответствует действительности. Можно распознать возникновение и исчезновение вкусов. Поскольку можно распознать возникновение и исчезновение вкусов, то у него получается, что: "Моё "Я" возникает и исчезает". Поэтому, если кто-то говорит: "Я – вкусы", это не соответствует действительности. Таким образом, язык безличен, вкусы безличны.

Если кто-то говорит: "Я – сознание языка", это не соответствует действительности. Можно распознать возникновение и исчезновение сознания языка. Поскольку можно распознать возникновение и исчезновение сознания языка, то у него получается, что: "Моё "Я" возникает и исчезает". Поэтому, если кто-то говорит: "Я – сознание языка", это не соответствует действительности. Таким образом, язык безличен, вкусы безличны, сознание языка безлично.

Если кто-то говорит: "Я – впечатление языка", это не соответствует действительности. Можно распознать возникновение и исчезновение впечатления языка. Поскольку можно распознать возникновение и исчезновение впечатления языка, то у него получается, что: "Моё "Я" возникает и исчезает". Поэтому, если кто-то говорит: "Я – впечатление языка", это не соответствует действительности. Таким образом, язык безличен, вкусы безличны, сознание языка безлично, впечатление языка безлично.

Если кто-то говорит: "Я – чувство", это не соответствует действительности. Можно распознать возникновение и исчезновение чувства. Поскольку можно распознать возникновение и исчезновение чувства, то у него получается, что: "Моё "Я" возникает и исчезает". Поэтому, если кто-то говорит: "Я – чувство", это не соответствует действительности. Таким образом, язык безличен, вкусы безличны, сознание языка безлично, впечатление языка безлично, чувство безлично.

Если кто-то говорит: "Я – жажда", это не соответствует действительности. Можно распознать возникновение и исчезновение жажды. Поскольку можно распознать возникновение и исчезновение жажды, то у него получается, что: "Моё "Я" возникает и исчезает". Поэтому, если кто-то говорит: "Я – жажда", это не соответствует действительности. Таким образом, язык безличен, вкусы безличны, сознание языка безлично, впечатление языка безлично, чувство безлично, жажда безлична.

Если кто-то говорит: "Я – тело", это не соответствует действительности. Можно распознать возникновение и исчезновение тела. Поскольку можно распознать возникновение и исчезновение тела, то у него получается, что: "Моё "Я" возникает и исчезает". Поэтому, если кто-то говорит: "Я – тело", это не соответствует действительности. Таким образом, тело безлично.

Если кто-то говорит: "Я – тактильные ощущения", это не соответствует действительности. Можно распознать возникновение и исчезновение тактильных ощущений. Поскольку можно распознать возникновение и исчезновение тактильных ощущений, то у него получается, что: "Моё "Я" возникает и исчезает". Поэтому, если кто-то говорит: "Я – тактильные ощущения", это не соответствует действительности. Таким образом, тело безлично, тактильные ощущения безличны.

Если кто-то говорит: "Я – сознание тела", это не соответствует действительности. Можно распознать возникновение и исчезновение сознания тела. Поскольку можно распознать возникновение и исчезновение сознания тела, то у него получается, что: "Моё "Я" возникает и исчезает". Поэтому, если кто-то говорит: "Я – сознание тела", это не соответствует действительности. Таким образом, тело безлично, тактильные ощущения безличны, сознание тела безлично.

Если кто-то говорит: "Я – впечатление тела", это не соответствует действительности. Можно распознать возникновение и исчезновение впечатления тела. Поскольку можно распознать возникновение и исчезновение впечатления тела, то у него получается, что: "Моё "Я" возникает и исчезает". Поэтому, если кто-то говорит: "Я – впечатление тела", это не соответствует действительности. Таким образом, тело безлично, тактильные ощущения безличны, сознание тела безлично, впечатление тела безлично.

Если кто-то говорит: "Я – чувство", это не соответствует действительности. Можно распознать возникновение и исчезновение чувства. Поскольку можно распознать возникновение и исчезновение чувства, то у него получается, что: "Моё "Я" возникает и исчезает". Поэтому, если кто-то говорит: "Я – чувство", это не соответствует действительности. Таким образом, тело безлично, тактильные ощущения безличны, сознание тела безлично, впечатление тела безлично, чувство безлично.

Если кто-то говорит: "Я – жажда", это не соответствует действительности. Можно распознать возникновение и исчезновение жажды. Поскольку можно распознать возникновение и исчезновение жажды, то у него получается, что: "Моё "Я" возникает и исчезает". Поэтому, если кто-то говорит: "Я – жажда", это не соответствует действительности. Таким образом, тело безлично, тактильные ощущения безличны, сознание тела безлично, впечатление тела безлично, чувство безлично, жажда безлична.

Если кто-то говорит: "Я – интеллект", это не соответствует действительности. Можно распознать возникновение и исчезновение интеллекта. Поскольку можно распознать возникновение и исчезновение интеллекта, то у него получается, что: "Моё "Я" возникает и исчезает". Поэтому, если кто-то говорит: "Я – интеллект", это не соответствует действительности. Таким образом, интеллект безличен.

Если кто-то говорит: "Я – идеи", это не соответствует действительности. Можно распознать возникновение и исчезновение идей. Поскольку можно распознать возникновение и исчезновение идей, то у него получается, что: "Моё "Я" возникает и исчезает". Поэтому, если кто-то говорит: "Я – идеи", это не соответствует действительности. Таким образом, интеллект безличен, идеи безличны.

Если кто-то говорит: "Я – сознание интеллекта", это не соответствует действительности. Можно распознать возникновение и исчезновение сознания интеллекта. Поскольку можно распознать возникновение и исчезновение сознания интеллекта, то у него получается, что: "Моё "Я" возникает и исчезает". Поэтому, если кто-то говорит: "Я – сознание интеллекта", это не соответствует действительности. Таким образом, интеллект безличен, идеи безличны, сознание интеллекта безлично.

Если кто-то говорит: "Я – впечатление интеллекта", это не соответствует действительности. Можно распознать возникновение и исчезновение впечатления интеллекта. Поскольку можно распознать возникновение и исчезновение впечатления интеллекта, то у него получается, что: "Моё "Я" возникает и исчезает". Поэтому, если кто-то говорит: "Я – впечатление интеллекта", это не соответствует действительности. Таким образом, интеллект безличен, идеи безличны, сознание интеллекта безлично, впечатление интеллекта безлично.

Если кто-то говорит: "Я – чувство", это не соответствует действительности. Можно распознать возникновение и исчезновение чувства. Поскольку можно распознать возникновение и исчезновение чувства, то у него получается, что: "Моё "Я" возникает и исчезает". Поэтому, если кто-то говорит: "Я – чувство", это не соответствует действительности. Таким образом, интеллект безличен, идеи безличны, сознание интеллекта безлично, впечатление интеллекта безлично, чувство безлично.

Если кто-то говорит: "Я – жажда", это не соответствует действительности. Можно распознать возникновение и исчезновение жажды. Поскольку можно распознать возникновение и исчезновение жажды, то у него получается, что: "Моё "Я" возникает и исчезает". Поэтому, если кто-то говорит: "Я – жажда", это не соответствует действительности. Таким образом, интеллект безличен, идеи безличны, сознание интеллекта безлично, впечатление интеллекта безлично, чувство безлично, жажда безлична.

– Вот, монахи, путь, ведущий к возникновению самоотождествления, –

рассматривать глаз как: "Это моё, я являюсь этим, это является мной";

рассматривать видимые формы как: "Это моё, я являюсь этим, это является мной";

рассматривать сознание глаза как: "Это моё, я являюсь этим, это является мной";

рассматривать впечатление глаза как: "Это моё, я являюсь этим, это является мной";

рассматривать чувство как: "Это моё, я являюсь этим, это является мной";

рассматривать жажду как: "Это моё, я являюсь этим, это является мной";

рассматривать ухо как: "Это моё, я являюсь этим, это является мной";

рассматривать звуки как: "Это моё, я являюсь этим, это является мной";

рассматривать сознание уха как: "Это моё, я являюсь этим, это является мной";

рассматривать впечатление уха как: "Это моё, я являюсь этим, это является мной";

рассматривать чувство как: "Это моё, я являюсь этим, это является мной";

рассматривать жажду как: "Это моё, я являюсь этим, это является мной";

рассматривать нос как: "Это моё, я являюсь этим, это является мной";

рассматривать запахи как: "Это моё, я являюсь этим, это является мной";

рассматривать сознание носа как: "Это моё, я являюсь этим, это является мной";

рассматривать впечатление носа как: "Это моё, я являюсь этим, это является мной";

рассматривать чувство как: "Это моё, я являюсь этим, это является мной";

рассматривать жажду как: "Это моё, я являюсь этим, это является мной";

рассматривать язык как: "Это моё, я являюсь этим, это является мной";

рассматривать вкусы как: "Это моё, я являюсь этим, это является мной";

рассматривать сознание языка как: "Это моё, я являюсь этим, это является мной";

рассматривать впечатление языка как: "Это моё, я являюсь этим, это является мной";

рассматривать чувство как: "Это моё, я являюсь этим, это является мной";

рассматривать жажду как: "Это моё, я являюсь этим, это является мной";

рассматривать тело как: "Это моё, я являюсь этим, это является мной";

рассматривать тактильные ощущения как: "Это моё, я являюсь этим, это является мной";

рассматривать сознание тела как: "Это моё, я являюсь этим, это является мной";

рассматривать впечатление тела как: "Это моё, я являюсь этим, это является мной";

рассматривать чувство как: "Это моё, я являюсь этим, это является мной";

рассматривать жажду как: "Это моё, я являюсь этим, это является мной";

рассматривать интеллект как: "Это моё, я являюсь этим, это является мной";

рассматривать идеи как: "Это моё, я являюсь этим, это является мной";

рассматривать сознание интеллекта как: "Это моё, я являюсь этим, это является мной";

рассматривать впечатление интеллекта как: "Это моё, я являюсь этим, это является мной";

рассматривать чувство как: "Это моё, я являюсь этим, это является мной";

рассматривать жажду как: "Это моё, я являюсь этим, это является мной".


– Вот, монахи, путь, ведущий к исчезновению самоотождествления, –

рассматривать глаз как: "Это не моё, я не являюсь этим, это не является мной";

рассматривать видимые формы как: "Это не моё, я не являюсь этим, это не является мной";

рассматривать сознание глаза как: "Это не моё, я не являюсь этим, это не является мной";

рассматривать впечатление глаза как: "Это не моё, я не являюсь этим, это не является мной";

рассматривать чувство как: "Это не моё, я не являюсь этим, это не является мной";

рассматривать жажду как: "Это не моё, я не являюсь этим, это не является мной";

рассматривать ухо как: "Это не моё, я не являюсь этим, это не является мной";

рассматривать звуки как: "Это не моё, я не являюсь этим, это не является мной";

рассматривать сознание уха как: "Это не моё, я не являюсь этим, это не является мной";

рассматривать впечатление уха как: "Это не моё, я не являюсь этим, это не является мной";

рассматривать чувство как: "Это не моё, я не являюсь этим, это не является мной";

рассматривать жажду как: "Это не моё, я не являюсь этим, это не является мной";

рассматривать нос как: "Это не моё, я не являюсь этим, это не является мной";

рассматривать запахи как: "Это не моё, я не являюсь этим, это не является мной";

рассматривать сознание носа как: "Это не моё, я не являюсь этим, это не является мной";

рассматривать впечатление носа как: "Это не моё, я не являюсь этим, это не является мной";

рассматривать чувство как: "Это не моё, я не являюсь этим, это не является мной";

рассматривать жажду как: "Это не моё, я не являюсь этим, это не является мной";

рассматривать язык как: "Это не моё, я не являюсь этим, это не является мной";

рассматривать вкусы как: "Это не моё, я не являюсь этим, это не является мной";

рассматривать сознание языка как: "Это не моё, я не являюсь этим, это не является мной";

рассматривать впечатление языка как: "Это не моё, я не являюсь этим, это не является мной";

рассматривать чувство как: "Это не моё, я не являюсь этим, это не является мной";

рассматривать жажду как: "Это не моё, я не являюсь этим, это не является мной";

рассматривать тело как: "Это не моё, я не являюсь этим, это не является мной";

рассматривать тактильные ощущения как: "Это не моё, я не являюсь этим, это не является мной";

рассматривать сознание тела как: "Это не моё, я не являюсь этим, это не является мной";

рассматривать впечатление тела как: "Это не моё, я не являюсь этим, это не является мной";

рассматривать чувство как: "Это не моё, я не являюсь этим, это не является мной";

рассматривать жажду как: "Это не моё, я не являюсь этим, это не является мной";

рассматривать интеллект как: "Это не моё, я не являюсь этим, это не является мной";

рассматривать идеи как: "Это не моё, я не являюсь этим, это не является мной";

рассматривать сознание интеллекта как: "Это не моё, я не являюсь этим, это не является мной";

рассматривать впечатление интеллекта как: "Это не моё, я не являюсь этим, это не является мной";

рассматривать чувство как: "Это не моё, я не являюсь этим, это не является мной";

рассматривать жажду как: "Это не моё, я не являюсь этим, это не является мной".


Монахи, при условии глаза и видимых форм возникает сознание глаза, сочетание их трех – впечатление, при условии впечатления возникает то, что чувствуется как счастье, или страдание, или ни страдание, ни счастье. Кто, будучи под впечатлением чувства счастья, восторгается, приветствует это, погрязает в этом, – в том залегает предрасположенность к страсти. Кто, будучи под впечатлением чувства страдания, печалится, изнуряется, стенает, хлопает себя ладонью по груди, кричит, впадает в безрассудство, – в том залегает предрасположенность к возмущению. Кто, будучи под впечатлением чувства ни страдания, ни счастья, не распознает как есть возникновения, исчезновения, услады, недостатков и способа избавления от этого чувства, – в том залегает предрасположенность к неведению.

И, монахи, невозможно, чтобы тот, кто не оставил предрасположенность к страсти по отношению к чувству счастья, кто не рассеял предрасположенность к возмущению по отношению к чувству страдания, кто не упразднил предрасположенности к неведению по отношению к чувству ни страдания, ни счастья, не оставил неведения и не породил знания, уже в этой жизни положил конец страданию.

Монахи, при условии уха и звуков возникает сознание уха, сочетание их трех – впечатление, при условии впечатления возникает то, что чувствуется как счастье, или страдание, или ни страдание, ни счастье. Кто, будучи под впечатлением чувства счастья, восторгается, приветствует это, погрязает в этом, – в том залегает предрасположенность к страсти. Кто, будучи под впечатлением чувства страдания, печалится, изнуряется, стенает, хлопает себя ладонью по груди, кричит, впадает в безрассудство, – в том залегает предрасположенность к возмущению. Кто, будучи под впечатлением чувства ни страдания, ни счастья, не распознает как есть возникновения, исчезновения, услады, недостатков и способа избавления от этого чувства, – в том залегает предрасположенность к неведению.

И, монахи, невозможно, чтобы тот, кто не оставил предрасположенность к страсти по отношению к чувству счастья, кто не рассеял предрасположенность к возмущению по отношению к чувству страдания, кто не упразднил предрасположенности к неведению по отношению к чувству ни страдания, ни счастья, не оставил неведения и не породил знания, уже в этой жизни положил конец страданию.

Монахи, при условии носа и запахов возникает сознание носа, сочетание их трех – впечатление, при условии впечатления возникает то, что чувствуется как счастье, или страдание, или ни страдание, ни счастье. Кто, будучи под впечатлением чувства счастья, восторгается, приветствует это, погрязает в этом, – в том залегает предрасположенность к страсти. Кто, будучи под впечатлением чувства страдания, печалится, изнуряется, стенает, хлопает себя ладонью по груди, кричит, впадает в безрассудство, – в том залегает предрасположенность к возмущению. Кто, будучи под впечатлением чувства ни страдания, ни счастья, не распознает как есть возникновения, исчезновения, услады, недостатков и способа избавления от этого чувства, – в том залегает предрасположенность к неведению.

И, монахи, невозможно, чтобы тот, кто не оставил предрасположенность к страсти по отношению к чувству счастья, кто не рассеял предрасположенность к возмущению по отношению к чувству страдания, кто не упразднил предрасположенности к неведению по отношению к чувству ни страдания, ни счастья, не оставил неведения и не породил знания, уже в этой жизни положил конец страданию.

Монахи, при условии языка и вкусов возникает сознание языка, сочетание их трех – впечатление, при условии впечатления возникает то, что чувствуется как счастье, или страдание, или ни страдание, ни счастье. Кто, будучи под впечатлением чувства счастья, восторгается, приветствует это, погрязает в этом, – в том залегает предрасположенность к страсти. Кто, будучи под впечатлением чувства страдания, печалится, изнуряется, стенает, хлопает себя ладонью по груди, кричит, впадает в безрассудство, – в том залегает предрасположенность к возмущению. Кто, будучи под впечатлением чувства ни страдания, ни счастья, не распознает как есть возникновения, исчезновения, услады, недостатков и способа избавления от этого чувства, – в том залегает предрасположенность к неведению.

И, монахи, невозможно, чтобы тот, кто не оставил предрасположенность к страсти по отношению к чувству счастья, кто не рассеял предрасположенность к возмущению по отношению к чувству страдания, кто не упразднил предрасположенности к неведению по отношению к чувству ни страдания, ни счастья, не оставил неведения и не породил знания, уже в этой жизни положил конец страданию.

Монахи, при условии тела и тактильных ощущений возникает сознание тела, сочетание их трех – впечатление, при условии впечатления возникает то, что чувствуется как счастье, или страдание, или ни страдание, ни счастье. Кто, будучи под впечатлением чувства счастья, восторгается, приветствует это, погрязает в этом, – в том залегает предрасположенность к страсти. Кто, будучи под впечатлением чувства страдания, печалится, изнуряется, стенает, хлопает себя ладонью по груди, кричит, впадает в безрассудство, – в том залегает предрасположенность к возмущению. Кто, будучи под впечатлением чувства ни страдания, ни счастья, не распознает как есть возникновения, исчезновения, услады, недостатков и способа избавления от этого чувства, – в том залегает предрасположенность к неведению.

И, монахи, невозможно, чтобы тот, кто не оставил предрасположенность к страсти по отношению к чувству счастья, кто не рассеял предрасположенность к возмущению по отношению к чувству страдания, кто не упразднил предрасположенности к неведению по отношению к чувству ни страдания, ни счастья, не оставил неведения и не породил знания, уже в этой жизни положил конец страданию.

Монахи, при условии интеллекта и идей возникает сознание интеллекта, сочетание их трех – впечатление, при условии впечатления возникает то, что чувствуется как счастье, или страдание, или ни страдание, ни счастье. Кто, будучи под впечатлением чувства счастья, восторгается, приветствует это, погрязает в этом, – в том залегает предрасположенность к страсти. Кто, будучи под впечатлением чувства страдания, печалится, изнуряется, стенает, хлопает себя ладонью по груди, кричит, впадает в безрассудство, – в том залегает предрасположенность к возмущению. Кто, будучи под впечатлением чувства ни страдания, ни счастья, не распознает как есть возникновения, исчезновения, услады, недостатков и способа избавления от этого чувства, – в том залегает предрасположенность к неведению.

И, монахи, невозможно, чтобы тот, кто не оставил предрасположенность к страсти по отношению к чувству счастья, кто не рассеял предрасположенность к возмущению по отношению к чувству страдания, кто не упразднил предрасположенности к неведению по отношению к чувству ни страдания, ни счастья, не оставил неведения и не породил знания, уже в этой жизни положил конец страданию.

Монахи, при условии глаза и видимых форм возникает сознание глаза, сочетание их трех – впечатление, при условии впечатления возникает то, что чувствуется как счастье, или страдание, или ни страдание, ни счастье. Кто, будучи под впечатлением чувства счастья, не восторгается, не приветствует это, не погрязает в этом, – в том не залегает предрасположенность к страсти. Кто, будучи под впечатлением чувства страдания, не печалится, не изнуряется, не стенает, не хлопает себя ладонью по груди, не кричит, не впадает в безрассудство, – в том не залегает предрасположенность к возмущению. Кто, будучи под впечатлением чувства ни страдания, ни счастья, распознает как есть возникновение, исчезновение, усладу, недостатки и способ избавления от этого чувства, – в том не залегает предрасположенность к неведению.

И, монахи, возможно, что тот, кто оставил предрасположенность к страсти по отношению к чувству счастья, кто рассеял предрасположенность к возмущению по отношению к чувству страдания, кто упразднил предрасположенность к неведению по отношению к чувству ни страдания, ни счастья, оставил неведение и породил знание, уже в этой жизни положит конец страданию.

Монахи, при условии уха и звуков возникает сознание уха, сочетание их трех – впечатление, при условии впечатления возникает то, что чувствуется как счастье, или страдание, или ни страдание, ни счастье. Кто, будучи под впечатлением чувства счастья, не восторгается, не приветствует это, не погрязает в этом, – в том не залегает предрасположенность к страсти. Кто, будучи под впечатлением чувства страдания, не печалится, не изнуряется, не стенает, не хлопает себя ладонью по груди, не кричит, не впадает в безрассудство, – в том не залегает предрасположенность к возмущению. Кто, будучи под впечатлением чувства ни страдания, ни счастья, распознает как есть возникновение, исчезновение, усладу, недостатки и способ избавления от этого чувства, – в том не залегает предрасположенность к неведению.

И, монахи, возможно, что тот, кто оставил предрасположенность к страсти по отношению к чувству счастья, кто рассеял предрасположенность к возмущению по отношению к чувству страдания, кто упразднил предрасположенность к неведению по отношению к чувству ни страдания, ни счастья, оставил неведение и породил знание, уже в этой жизни положит конец страданию.

Монахи, при условии носа и запахов возникает сознание носа, сочетание их трех – впечатление, при условии впечатления возникает то, что чувствуется как счастье, или страдание, или ни страдание, ни счастье. Кто, будучи под впечатлением чувства счастья, не восторгается, не приветствует это, не погрязает в этом, – в том не залегает предрасположенность к страсти. Кто, будучи под впечатлением чувства страдания, не печалится, не изнуряется, не стенает, не хлопает себя ладонью по груди, не кричит, не впадает в безрассудство, – в том не залегает предрасположенность к возмущению. Кто, будучи под впечатлением чувства ни страдания, ни счастья, распознает как есть возникновение, исчезновение, усладу, недостатки и способ избавления от этого чувства, – в том не залегает предрасположенность к неведению.

И, монахи, возможно, что тот, кто оставил предрасположенность к страсти по отношению к чувству счастья, кто рассеял предрасположенность к возмущению по отношению к чувству страдания, кто упразднил предрасположенность к неведению по отношению к чувству ни страдания, ни счастья, оставил неведение и породил знание, уже в этой жизни положит конец страданию.

Монахи, при условии языка и вкусов возникает сознание языка, сочетание их трех – впечатление, при условии впечатления возникает то, что чувствуется как счастье, или страдание, или ни страдание, ни счастье. Кто, будучи под впечатлением чувства счастья, не восторгается, не приветствует это, не погрязает в этом, – в том не залегает предрасположенность к страсти. Кто, будучи под впечатлением чувства страдания, не печалится, не изнуряется, не стенает, не хлопает себя ладонью по груди, не кричит, не впадает в безрассудство, – в том не залегает предрасположенность к возмущению. Кто, будучи под впечатлением чувства ни страдания, ни счастья, распознает как есть возникновение, исчезновение, усладу, недостатки и способ избавления от этого чувства, – в том не залегает предрасположенность к неведению.

И, монахи, возможно, что тот, кто оставил предрасположенность к страсти по отношению к чувству счастья, кто рассеял предрасположенность к возмущению по отношению к чувству страдания, кто упразднил предрасположенность к неведению по отношению к чувству ни страдания, ни счастья, оставил неведение и породил знание, уже в этой жизни положит конец страданию.

Монахи, при условии тела и тактильных ощущений возникает сознание тела, сочетание их трех – впечатление, при условии впечатления возникает то, что чувствуется как счастье, или страдание, или ни страдание, ни счастье. Кто, будучи под впечатлением чувства счастья, не восторгается, не приветствует это, не погрязает в этом, – в том не залегает предрасположенность к страсти. Кто, будучи под впечатлением чувства страдания, не печалится, не изнуряется, не стенает, не хлопает себя ладонью по груди, не кричит, не впадает в безрассудство, – в том не залегает предрасположенность к возмущению. Кто, будучи под впечатлением чувства ни страдания, ни счастья, распознает как есть возникновение, исчезновение, усладу, недостатки и способ избавления от этого чувства, – в том не залегает предрасположенность к неведению.

И, монахи, возможно, что тот, кто оставил предрасположенность к страсти по отношению к чувству счастья, кто рассеял предрасположенность к возмущению по отношению к чувству страдания, кто упразднил предрасположенность к неведению по отношению к чувству ни страдания, ни счастья, оставил неведение и породил знание, уже в этой жизни положит конец страданию.

Монахи, при условии интеллекта и идей возникает сознание интеллекта, сочетание их трех – впечатление, при условии впечатления возникает то, что чувствуется как счастье, или страдание, или ни страдание, ни счастье. Кто, будучи под впечатлением чувства счастья, не восторгается, не приветствует это, не погрязает в этом, – в том не залегает предрасположенность к страсти. Кто, будучи под впечатлением чувства страдания, не печалится, не изнуряется, не стенает, не хлопает себя ладонью по груди, не кричит, не впадает в безрассудство, – в том не залегает предрасположенность к возмущению. Кто, будучи под впечатлением чувства ни страдания, ни счастья, распознает как есть возникновение, исчезновение, усладу, недостатки и способ избавления от этого чувства, – в том не залегает предрасположенность к неведению.

И, монахи, возможно, что тот, кто оставил предрасположенность к страсти по отношению к чувству счастья, кто рассеял предрасположенность к возмущению по отношению к чувству страдания, кто упразднил предрасположенность к неведению по отношению к чувству ни страдания, ни счастья, оставил неведение и породил знание, уже в этой жизни положит конец страданию.

Монахи, видящий это образованный благородный ученик

пресыщается глазом,

пресыщается видимыми формами,

пресыщается сознанием глаза,

пресыщается впечатлением глаза,

пресыщается чувством,

пресыщается жаждой.

Пресыщается ухом,

пресыщается звуками,

пресыщается сознанием уха,

пресыщается впечатлением уха,

пресыщается чувством,

пресыщается жаждой.

Пресыщается носом,

пресыщается запахами,

пресыщается сознанием носа,

пресыщается впечатлением носа,

пресыщается чувством,

пресыщается жаждой.

Пресыщается языком,

пресыщается вкусами,

пресыщается сознанием языка,

пресыщается впечатлением языка,

пресыщается чувством,

пресыщается жаждой.

Пресыщается телом,

пресыщается тактильными ощущениями,

пресыщается сознанием тела,

пресыщается впечатлением тела,

пресыщается чувством,

пресыщается жаждой.

Пресыщается интеллектом,

пресыщается идеями,

пресыщается сознанием интеллекта,

пресыщается впечатлением интеллекта,

пресыщается чувством,

пресыщается жаждой.

Пресыщенный, он становится бесстрастен. Бесстрастный, он освобождается. Освобожденный, он знает, что освобожден. Он распознает: "Исчерпано перерождение, доведена до совершенства праведная жизнь, сделано то, что надлежало сделать, больше не последует здешнее существование".

Так сказал Благословенный. Радостные, монахи восхитились сказанному им. И в то время, как излагалось это разъяснение, умы шестидесяти монахов, избавившись от влечений, освободились.


Закончена сутта "Шесть шестерок"

 





























































































































Поделиться в социальных сетях

GoogleAnalytics

Войти

[X]

Служебный вход