Куммопама сутта (Самьютта Никая 35.199) - Притча о черепахе

Однажды вечером, монахи, покрытая прочным панцирем черепаха искала себе пищу на берегу озера. И шакал в тот вечер искал себе пищу на берегу того озера. Черепаха издалека увидела ищущего пищу шакала, втянула свои четыре лапы и шею внутрь панциря и стала совершенно тихой и неподвижной. Но и шакал издалека увидел ищущую пищу черепаху, подошел к ней, и подойдя, стал кружиться вокруг нее: "Вот высунет черепаха какую-то из своих четырех лап или шею наружу, тут-то я и схвачу её, оторву её и съем её". Но когда черепаха так и не высунула ни одну из своих четырех лап, ни шею, то шакал, не получив возможности добраться до черепахи, потерял к ней интерес и ушел прочь.

Точно так же, монахи, и Мара постоянно, непрерывно кружит вокруг вас: "Возможно, я найду лазейку через глаз. Возможно, я найду лазейку через ухо ... нос ... язык ... тело. Возможно, я найду лазейку через интеллект (мано)". Поэтому, монахи, вам следует постоянно хорошо охранять двери чувств.

Видя образ (рупа) глазом, не влекитесь ни к какому перцептивному образу (нимитта), ни к деталям (анубйаньджана), из-за которых, – если не сдерживать постоянно способность (индрия) глаза, – могут проникнуть пагубные, неумелые качества ума (дхаммы), жадность и уныние. Так что постоянно сдерживайте способность глаза, охраняйте ее, достигните контроля над способностью глаза.

Слыша звук ухом, не влекитесь ни к какому перцептивному образу, ни к деталям, из-за которых, – если не сдерживать постоянно способность уха, – могут проникнуть пагубные, неумелые качества ума, жадность и уныние. Так что постоянно сдерживайте способность уха, охраняйте ее, достигните контроля над способностью уха.

Обоняя запах носом, не влекитесь ни к какому перцептивному образу, ни к деталям, из-за которых, – если не сдерживать постоянно способность носа, – могут проникнуть пагубные, неумелые качества ума, жадность и уныние. Так что постоянно сдерживайте способность носа, охраняйте ее, достигните контроля над способностью носа.

Чувствуя вкус языком, не влекитесь ни к какому перцептивному образу, ни к деталям, из-за которых, – если не сдерживать постоянно способность языка, – могут проникнуть пагубные, неумелые качества ума, жадность и уныние. Так что постоянно сдерживайте способность языка, охраняйте ее, достигните контроля над способностью языка.

Осязая прикосновение телом, не влекитесь ни к какому перцептивному образу, ни к деталям, из-за которых, – если не сдерживать постоянно способность тела, – могут проникнуть пагубные, неумелые качества ума, жадность и уныние. Так что постоянно сдерживайте способность тела, охраняйте ее, достигните контроля над способностью тела.

Распознавая идею интеллектом, не влекитесь ни к какому перцептивному образу, ни к деталям, из-за которых, – если не сдерживать постоянно способность интеллекта, – могут проникнуть пагубные, неумелые качества ума, жадность и уныние. Так что постоянно сдерживайте способность интеллекта, охраняйте ее, достигните контроля над способностью интеллекта.

Когда вы будете постоянно хорошо охранять двери чувств, то Мара, не находя лазейки, потеряет к вам интерес и уйдет прочь, как тот шакал, который ушел прочь от черепахи.
Как черепаха конечности в панцирь,
Монах рассуждения интеллекта (мано-витакка) собирает внутрь.
Не завидуя и не притесняя других,
Полностью освобожденный, никого не ругает.


Перевод: Дмитpий Алексеевич Ивахненко

Поделиться в социальных сетях

GoogleAnalytics

Войти

[X]

Служебный вход