Я слышал, что однажды Благословенный пребывал в Раджгахе в Манговой роще Дживаки. Тогда Дживака Комарабхачча приблизился к Благословенному, и подойдя, поклонившись, сел сбоку. Сев сбоку, он спросил Благословенного:
– Почтенный, когда человек является мирским последователем (упасака)?
– Дживака, когда человек приходит к Будде как к прибежищу, приходит к Дхамме как к прибежищу, приходит к Сангхе как к прибежищу, тогда он является мирским последователем.
– А когда, почтенный, человек является нравственным мирским последователем?
– Дживака, когда он воздерживается от лишения жизни, от взятия того, что не дано, от прелюбодеяния, от лжи, от произведенных брожением и перегонкой напитков, приводящих к беспечности, тогда он является нравственным мирским последователем.
– А когда, почтенный, человек является мирским последователем, практикующим для собственного блага, но не для блага других?
– Дживака, когда мирской последователь сам совершенен в вере, но не побуждает других к совершенству в вере; когда он сам совершенен в нравственности, но не побуждает других к совершенству в нравственности; когда он сам совершенен в щедрости, но не побуждает других к совершенству в щедрости; когда он сам желает видеть монахов, но не побуждает других видеть монахов; когда он сам желает слушать истинную Дхамму, но не побуждает других слушать истинную Дхамму; когда он сам часто вспоминает услышанную Дхамму, но не побуждает других вспоминать услышанную Дхамму; когда он сам исследует смысл услышанной Дхаммы, но не побуждает других исследовать смысл услышанной Дхаммы; когда он сам, зная Дхамму и ее смысл, практикует Дхамму в соответствии с Дхаммой, но не побуждает других практиковать Дхамму в соответствии с Дхаммой, тогда он является мирским последователем, практикующим для собственного блага, но не для блага других.
– А когда, почтенный, человек является мирским последователем, практикующим и для собственного блага, и для блага других?
– Дживака, когда мирской последователь сам совершенен в вере и побуждает других к совершенству в вере; когда он сам совершенен в нравственности и побуждает других к совершенству в нравственности; когда он сам совершенен в щедрости и побуждает других к совершенству в щедрости; когда он сам желает видеть монахов и побуждает других видеть монахов; когда он сам желает слушать истинную Дхамму и побуждает других слушать истинную Дхамму; когда он сам часто вспоминает услышанную Дхамму и побуждает других вспоминать услышанную Дхамму; когда он сам исследует смысл услышанной Дхаммы и побуждает других исследовать смысл услышанной Дхаммы; когда он сам, зная Дхамму и ее смысл, практикует Дхамму в соответствии с Дхаммой, и побуждает других практиковать Дхамму в соответствии с Дхаммой, тогда человек является мирским последователем, практикующим и для собственного блага, и для блага других.