Рассказ о посвящении Сарипутты и Моггаланы (отрывок) (Виная, Махавагга 1.14)
Почтенный Ассаджи, встав рано утром, надев свою накидку и взяв чашу для подаяний, вошел в Раджагаху, собирая подаяние. Наполненный достоинством в том, как он приближался и удалялся, смотрел прямо и назад, сгибал и вытягивал свою руку, он шел, опустив глаза, и каждое его движение было безупречно. Странник Сарипутта увидел, как почтенный Ассаджи вошел в Раджагаху, собирая подаяние. Наполненный достоинством, ... опустив глаза, и каждое его движение было безупречно. Когда он увидел его, к нему пришла мысль: "Очевидно, что это один из тех людей на земле, кто достиг архатства или встал на путь архатства. Что, если я подойду к нему и спрошу его: "Чьим путем ты следуешь, отказавшись от мира? Кто твой учитель? Чье учение тебя радует?".
Но тогда странник Сарипутта подумал: "Это неподходящее время, чтобы задавать ему вопросы. Он идет за подаянием в город. Что, если я последую за этим монахом, который нашел путь для тех, кто ищет?"
Тогда почтенный Ассаджи, пройдя по Раджагахе в поисках подаяния, ушел, собрав полученное подаяние. Странник Сарипутта подошел к нему, обменялся дружественными приветствиями, и завязал вежливый разговор, стоя сбоку от него. Стоя там, он спросил: "Твой ум светел, мой друг, ты выглядишь чистым и свежим. "Чьим путем ты следуешь, отказавшись от мира? Кто твой учитель? Чье учение тебя радует?".
"Есть, мой друг, великий мудрец, Сакьямуни, вышедший из рода Сакья. Я следую путем этого Благословенного. Он – мой учитель. Учение Благословенного меня радует".
"А в чем состоит учение твоего учителя? Что он провозглашает?"
"Я новичок, мой друг, недавно посвященный, я только в последнее время пришел к этому учению и дисциплине. Я не могу подробно объяснить это учение, могу лишь вкратце объяснить суть".
Тогда странник Сарипутта сказал почтенному Ассаджи:
"Ты можешь говорить много или мало,
но расскажи мне именно суть.
Именно суть мне и нужна.
Какой смысл в лишнем красноречии?"
Тогда почтенный Ассаджи дал такое объяснение Дхаммы страннику Сарипутте:
"Тех явлений, которые порождены причиной,
рассказал Татхагата причину,
А также каково их прекращение, –
вот что исповедует великий аскет".
"Если даже это вся Дхамма,
то ты постиг
беспечальное (аcока) состояние,
незамеченное, упускаемое (нами)
несметное число эр".
"Да, мой друг, я достиг "Бессмертное"".
"Но как, мой друг, ты достиг "Бессмертное"?"
Но тогда я подумал: "Это неподходящее время, чтобы задавать ему вопросы. Он идет за подаянием в город. Что, если я последую за этим монахом, который нашел путь для тех, кто ищет?"
Тогда почтенный Ассаджи, пройдя по Раджагахе в поисках подаяния, ушел, собрав полученное подаяние. Я подошел к нему, обменялся дружественными приветствиями, и завязал вежливый разговор, стоя сбоку от него. Стоя там, я спросил: "Твой ум светел, мой друг, ты выглядишь чистым и свежим. "Чьим путем ты следуешь, отказавшись от мира? Кто твой учитель? Чье учение тебя радует?".
"Есть, мой друг, великий мудрец, Сакьямуни, вышедший из рода Сакья. Я следую путем этого Благословенного. Он – мой учитель. Учение Благословенного меня радует".
"А в чем состоит учение твоего учителя? Что он провозглашает?"
"Я новичок, мой друг, недавно посвященный, я только в последнее время пришел к этому учению и дисциплине. Я не могу подробно объяснить это учение, могу лишь вкратце объяснить суть".
"Ты можешь говорить много или мало,
но расскажи мне именно суть.
Именно суть мне и нужна.
Какой смысл в лишнем красноречии?"
Тогда почтенный Ассаджи дал мне такое объяснение Дхаммы:
"Тех явлений, которые порождены причиной,
рассказал Татхагата причину,
А также каково их прекращение, –
вот что исповедует великий аскет".
"Если даже это вся Дхамма,
то ты постиг
беспечальное (асока) состояние,
незамеченное, упускаемое (нами)
несметное число эр".
Перевод: