Рассказ о посвящении Сарипутты и Моггаланы (отрывок) (Виная, Махавагга 1.14)

В то время в Раджагахе жил странник Санджая с большой общиной странников – которых было 250. И тогда Сарипутта и Моггалана практиковали святую жизнь под руководством Санджаи. Они пообещали друг другу: "Кто из нас первым достигнет "Бессмертное", расскажет о том другому".

Почтенный Ассаджи, встав рано утром, надев свою накидку и взяв чашу для подаяний, вошел в Раджагаху, собирая подаяние. Наполненный достоинством в том, как он приближался и удалялся, смотрел прямо и назад, сгибал и вытягивал свою руку, он шел, опустив глаза, и каждое его движение было безупречно. Странник Сарипутта увидел, как почтенный Ассаджи вошел в Раджагаху, собирая подаяние. Наполненный достоинством, ... опустив глаза, и каждое его движение было безупречно. Когда он увидел его, к нему пришла мысль: "Очевидно, что это один из тех людей на земле, кто достиг архатства или встал на путь архатства. Что, если я подойду к нему и спрошу его: "Чьим путем ты следуешь, отказавшись от мира? Кто твой учитель? Чье учение тебя радует?".

Но тогда странник Сарипутта подумал: "Это неподходящее время, чтобы задавать ему вопросы. Он идет за подаянием в город. Что, если я последую за этим монахом, который нашел путь для тех, кто ищет?"

Тогда почтенный Ассаджи, пройдя по Раджагахе в поисках подаяния, ушел, собрав полученное подаяние. Странник Сарипутта подошел к нему, обменялся дружественными приветствиями, и завязал вежливый разговор, стоя сбоку от него. Стоя там, он спросил: "Твой ум светел, мой друг, ты выглядишь чистым и свежим. "Чьим путем ты следуешь, отказавшись от мира? Кто твой учитель? Чье учение тебя радует?".

"Есть, мой друг, великий мудрец, Сакьямуни, вышедший из рода Сакья. Я следую путем этого Благословенного. Он – мой учитель. Учение Благословенного меня радует".


"А в чем состоит учение твоего учителя? Что он провозглашает?"

"Я новичок, мой друг, недавно посвященный, я только в последнее время пришел к этому учению и дисциплине. Я не могу подробно объяснить это учение, могу лишь вкратце объяснить суть".
Тогда странник Сарипутта сказал почтенному Ассаджи:


"Ты можешь говорить много или мало,
но расскажи мне именно суть.
Именно суть мне и нужна.
Какой смысл в лишнем красноречии?"

Тогда почтенный Ассаджи дал такое объяснение Дхаммы страннику Сарипутте:


"Тех явлений, которые порождены причиной,
рассказал Татхагата причину,
А также каково их прекращение, –
вот что исповедует великий аскет".

Когда странник Сарипутта услышал это объяснение Дхаммы, к нему пришло безукоризненное, безупречное видение Дхаммы: "Все, что подвержено возникновению, подвержено прекращению".

"Если даже это вся Дхамма,
то ты постиг
беспечальное (аcока) состояние,
незамеченное, упускаемое (нами)
несметное число эр".

Тогда странник Сарипутта пошел туда, где находился странник Моггалана. Странник Моггалана увидел, как он приближается издали, и увидев его, сказал: "Друг мой, твой ум светел; ты выглядишь чистым и свежим. Может быть, ты достиг 'Бессмертное'?"


"Да, мой друг, я достиг "Бессмертное"".

"Но как, мой друг, ты достиг "Бессмертное"?"

Только что, друг, я увидел, как почтенный Ассаджи вошел в Раджагаху, собирая подаяние. Наполненный достоинством в том, как он приближался и удалялся, смотрел прямо и назад, сгибал и вытягивал свою руку, он шел, опустив глаза, и каждое его движение было безупречно. Когда я увидел его, ко мне пришла мысль: "Очевидно, что это один из тех людей на земле, кто достиг архатства или встал на путь архатства. Что, если я подойду к нему и спрошу его: "Чьим путем ты следуешь, отказавшись от мира? Кто твой учитель? Чье учение тебя радует?".

Но тогда я подумал: "Это неподходящее время, чтобы задавать ему вопросы. Он идет за подаянием в город. Что, если я последую за этим монахом, который нашел путь для тех, кто ищет?"

Тогда почтенный Ассаджи, пройдя по Раджагахе в поисках подаяния, ушел, собрав полученное подаяние. Я подошел к нему, обменялся дружественными приветствиями, и завязал вежливый разговор, стоя сбоку от него. Стоя там, я спросил: "Твой ум светел, мой друг, ты выглядишь чистым и свежим. "Чьим путем ты следуешь, отказавшись от мира? Кто твой учитель? Чье учение тебя радует?".

"Есть, мой друг, великий мудрец, Сакьямуни, вышедший из рода Сакья. Я следую путем этого Благословенного. Он – мой учитель. Учение Благословенного меня радует".

"А в чем состоит учение твоего учителя? Что он провозглашает?"

"Я новичок, мой друг, недавно посвященный, я только в последнее время пришел к этому учению и дисциплине. Я не могу подробно объяснить это учение, могу лишь вкратце объяснить суть".


"Ты можешь говорить много или мало,
но расскажи мне именно суть.
Именно суть мне и нужна.
Какой смысл в лишнем красноречии?"

Тогда почтенный Ассаджи дал мне такое объяснение Дхаммы:

"Тех явлений, которые порождены причиной,
рассказал Татхагата причину,
А также каково их прекращение, –
вот что исповедует великий аскет".

Когда странник Моггалана услышал это объяснение Дхаммы, к нему пришло безукоризненное, безупречное видение Дхаммы: "Все, что подвержено возникновению, подвержено прекращению".


"Если даже это вся Дхамма,
то ты постиг
беспечальное (асока) состояние,
незамеченное, упускаемое (нами)
несметное число эр".

 

 

Перевод: Дмитpий Алексеевич Ивахненко

 

Поделиться в социальных сетях

GoogleAnalytics

Войти

[X]

Служебный вход