Визит в Украину Учителя Кайсена
26 - 29 мая 2005 г. по приглашению Духовного управления буддистов Украины г. Киев посетил Учитель Школы Дзэн Сото - Достопочтенный Кайсен, ближайший ученик и преемник знаменитого японского Учителя и монаха-воина Тейсена Дешимару, которого называли "Первым Патриархом Запада". Учитель Кайсен является настоятелем буддийских монастырей Сей Сё Дзи (Франция) и Ко Мйо Дзи (Польша), - крупнейших центров Дзен Сото в Западной и Центральной Европе. Благодаря деятельности Учителя Кайсена традиция Дзен Сото распространилась и в страны Цетральной Европы - Польшу, Чехию и Словакию. На русский язык была переведена книга Учителя Кайсена „Дзадзен и сатори".
Учитель Кайсен дал наставлений в практике Дзен и провел совместную медитацию согласно Школе Дзен Сото в которой приняли участие более 300 человек. Вместе с ним Киев посетили монахи Школы Сото из монастыря Ко Мйо Дзи – «Храм Вечного Света» (Польша), являющегося самым большим центром традиции Дзен Сото в Центральной и Восточной Европе.
Более подробно об Учителе Тейсене Дешимару, Учителе Кайсене и монастыре Ко Мйо Дзи вы можете узнать на следующих сайтах:
Идее создания в Киеве общины Дзен Сото предшествовало общение с носителями этой традиции - монахами и мирянами - из Польши. До недавнего времени японский Дзен в Украине практиковали лишь отдельные личности или группы людей, официально не зарегистрированные и не имеющие сведущих учителей, то есть без линии передачи. Хотя Дзен у нас, наверное, можно назвать самой известной для посвященных и непосвященных буддистской школой. Причиной тому, скорее всего, большое количество дзенской и околодзенской литературы. Такие вот аматорские группы практикантов были в Киеве и Харькове. А киевлянкой Жанной Китаевой была создана даже так называемая Дзен-страница Жанны.
В основном же вся буддистская деятельность у нас встране происходила вокруг двух школ тибетского буддизма - Ньингма и Карма-кагью - и японской школы Лотосовой сутры (Нитирен-сю). Есть в Киеве и отдельные незарегистрированные представители Тхеравады (сайты www.dhammа.ru и www.dhamma.nibbanka.com - советую, там много литературы). В Донецкой области находиться и монастырь Шейчен-линг традиции Ньингма , чей настоятель, Дорже Жамбо-лама, часто бывает и в Киеве с лекциями и семинарами, максимально способствуя распространению Дхармы на Украине (сайт www.ningma.org.ua). Членом общины Ньингма являюсь и я.
Кстати говоря, именно Ньингма из всех тибетских Школ наиболее приближена к Дзен, неся в себе, по словам проф. Торчинова, дзенский субстрат. Осенью позапрошлого года я попал в Польшу, где год работал преподавателем украинского языка в Ягеллонском университете города Кракова. Там судьба меня занесла на лекцию и занятие по медитации Учителя Дзен Сото Кайсена из Франции. Кайсен, может быть, знаком буддистам на постсоветском пространстве благодаря его книге "Дзадзен и сатори", нелегально изданной в русском переводе киевским издательством "София". К слову, сейчас я работаю над украинским переводом его книги "Буддодхарма" (о связи практики Дхармы с боевыми искусствами).
Этот Учитель, так много сделавший для распространения Дзен в Центральной и Восточной Европе, является учеником известного японского мастера Тейсена Дешимару, называемого часто "Первым Патриархом Запада". Ведь именно Учитель Дешимару фактически принес Дзен с Японии в Западную Европу в конце 60-х годов. Учитель же Кайсен также известен и как мастер восточных единоборств. После вышеупомянутой лекции я стал активно общаться с представителями польской сангхи Дзен Сото, регулярно приходя на их дзадзен. Летом же я побывал и на трехдневном ретрите (по-японски sesshin) в их монастыре Ко Мйо Дзи (Храм Вечного Света), который находится под знаменитым для всех католиков городом Ченстохова (где в местной монастыре храниться большая католическая святыня - Матерь Божая Ченстоховская, попавшая в 14 веке в Польшу из... Украины).
Общение с польскими братьями по Дхарме, ровно как и их практика, а также книги Кайсена произвели на меня большое впечатление. По возвращении на Родину во время нашей беседы со своим Учителем ламой Дорже Жамбо и родилась идея пригласить представителей Дзен Сото из Польши в Украину, а впоследствии основать в Киеве общину Дзен. К тому же это совпадало с давнишними планами самих поляков. Ведь сам Кайсен, их Учитель, оказался большим любителем и ценителем украинской культуры. В конце 90-х он сам собирался посетить Львов и Киев, но что-то не сложилось.
Одним словом, сказано - сделано. Осенью 2004 года, как раз накануне второго тура украинских выборов, по приглашению объединенной общины Школы Нингма Киева и Донецка в Киев приехали монахи и миряне Дзен из Польши. Они провели лекцию о Дзен в Киево-Могилянской Академии, одном из самых старых университететов на Украине и в Европе, а также занятие по медитации и лекцию в галерее "Ра". Встречи с представителями Дзен из Польши посетили интересующиеся из многих городов Украины и... из Москвы. А недавно я узнал, что москвич Илья (не знаю, к сожалению, его фамилии), специально приезжавший тогда в Киев, в начале марта вместе со своей девушкой посетил ретрит в монастыре Ко Мйо Дзи в Польше.
В данное время с благословения ламы Дорже Жамбо мной вместе с единомышденниками инициированы регистрация и создание общины Дзен Сото "Бодайсин" (Просветленное сердце). В процессе регистрации сейчас находится также и киевская община Сон (корейский Дзен). Почему именно Дзен? Кроме его близости к Ньингме и контактов с польскими носителями этой традиции есть еще одна весомая причина. Это наименьшая обусловленность сложной внешней символикой и ритуалистикой в этой школе по сравнению с другими традициями буддизма (и в особенности с тибетского). А для европейцев это часто очень важно.
После регистрации и решения организационных вопросов с помещением и так далее планируется начать совместную практику, тобишь регулярное сидение в дзадзен, чтение кусенов (наставления учителей во время медитации) и тому подобное. В начале апреля "с рабочим визитом" в Киев приезжают двое монахов из Польши. Цель их приезда - подготовить визит Учителя Кайсена. Этот визит запланирован на 27 и 28 мая (Киев, галерея "Лавра"). 27 - занятие по медитации и лекция, 28 - празднование Весака совместно с другими буддистскими школами. Милости просим!
Владислав Журба
Киев, Украина.
Доген (1200 - 1253), основатель японской школы Сото, первоначально учился в школе Тэндай на горе Хиэй, а затем изучал Риндзай Дзэн у ученика Ейсай - Мьезена - в Кэннинджи. Он отбыл в Сунский Китай с Мьезен в 1223, где стал учеником Джю-Чин с г.Тиен-тун, и принес Дзэн Сото впервые в Японию по своему возвращению, в 1228. Преднамерившись развивать чистый стиль Дзэн, переданный ему его учителем Джю-Чин, Доген отказывался заводить отошения с другими сектами. Он имел глубокое пренебрежение к формированию связей с власть имущими и выбрал глубокую долину в горах в качестве места для постройки Эйхедзи. Там он старался вести жизнь религиозной практики вместе с другими честными искателями Пути. Доген, имевший богатое литературное образование, установил базовые принципы Ордена Сото в своем труде Шобогендзё ("Сокровище глаза истинной Дхармы"), чьи 95 глав выражают конспективно его мысль с великим литературным умением; его Ейхеи шинги ("Устав Эйхедзи"), был полностью смоделирован с первого дзэнского устава, введенного Пай-Чан Хуай-хай (720 - 814) в династию Тан; и его Гакудо Йодзиншо ("Точки для созерцания в буддистском тренинге"), который был написан для практикующих Дзен. Орден был потрясен и смущен на некоторое время безвременной кончиной Догена в возрасте 53 лет. Тем не мене, в четвертом поколении линии Сото Кейзан (1268 - 1325) усилил и подчеркнул фундаментальные принципы учения Догена, воспитал нескольких талантливых учеников и поставил орден Сото на твердое основание. Поскольку храм Содзиджи, откуда Кейзан развивал орден в Ното, был разрушен пожаром в конце периода Мейдзи (1868 - 1912), в настоящее время он перемещен Тсуруми в Иокогаму. Кейзан имел много замечательно одаренных учеников - таких, как Гадзан и Мейхо - и их наследники преуспели в распространении учения Сото по всей стране. Своим быстрым развитием в течение периода Эдо школа Сото обязана Гесшю, который создал новый стиль Дзен путем слияния основ Дзэн Ингена (династия Мин) в Сото Дзен. Он имел несколько выдающихся учеников, таких, как Манзан, которые работали над тем, чтобы сделать орден Сото твёрдым и непоколебимым.
- Небо широке й прозоре аж по вінця космосу,
Отже, коли птах ширяє по небу,
він має свободу справжнього птаха. -
Майстер Доґен
- За межами цього світу Дзадзен це сухе дерево Джерело духа глибоке й потаємне - Мистецтво будо - це уміння жити й уміння вмирати.
Вчитель Кайсен Переклав Влад Журба.
Де квітка червона
А верба зелена
Існує світ
Де чапля чорна
А ґава біла Легко перейти крізь колючі ліси
Проте як же важко відірвати погляд
Від сліпучого полиску кришталю
Що сяє навіть уночі.
Яке розквітне знову
Дзадзен це життя в смерті
Дзадзен це рух у спокої
Дзадзен є шепотінням вітру
в тихому лісі.
Як можна хотіти до нього наблизитися
Його первинна природа захована перед нашими очима.-
Шлях будо самотній, життя самотнє, смерть самотня.
Мій шлях нічим від них не відрізняється.-