Махасатипаттхана сутта (Дигха Никая 22) - Большая сутта об основах памятования

Так я слышал. 

Однажды Благословенный жил среди куру в Камасадхамме – рыночном городе народа куру. Благословенный обращался там к бхиккху следующим образом: "Монахи", а те отвечали ему: "Почтенный господин". Благословенный говорил следующее: 

Монахи, существует ведущий прямо к цели путь очищения существ, преодоления печали и слез, устранения страданий и бед, выхода на правильный путь, достижения Ниббаны, а именно – четыре основы памятования. Каковы эти четыре основы?
При этом монах отслеживает тело в теле, [1] пылко, осознанно и с памятованием, сумев преодолеть в этом мире корысть и горе; 
он отслеживает чувства в чувствах, пылко, осознанно и с памятованием, сумев преодолеть в этом мире корысть и горе; 
он отслеживает ум в уме, пылко, осознанно и с памятованием, сумев преодолеть в этом мире корысть и горе; 
он отслеживает качества ума в качествах ума, [2] пылко, осознанно и с памятованием, сумев преодолеть в этом мире корысть и горе.



I. Созерцание тела


1. (Памятование дыхания)

И каким образом живет монах, отслеживая тело в теле?
При этом монах уходит в лес, под крону дерева, или в пустое жилище, садится, скрестив ноги, держит тело прямо и устанавливает памятование возле рта. Только памятуя он вдыхает, и памятуя он выдыхает.
(1) Делая длительный вдох, он распознает, что делает длительный вдох; 
делая длительный выдох, он распознает, что делает длительный выдох; 
(2) делая короткий вдох, он распознает, что делает короткий вдох; 
делая короткий выдох, он распознает, что делает короткий выдох. 
(3) Он тренируется вдыхать, восприимчивый ко всему телу, 
и выдыхать, восприимчивый ко всему телу.
(4) Он тренируется вдыхать, успокаивая телесное конструирование, 
и выдыхать, успокаивая телесное конструирование. 
Как опытный гончар или его подмастерье, 
делая большой оборот, распознает, что он делает большой оборот, или, 
делая малый оборот, распознает, что он делает малый оборот, 
так и монах, 


(1) делая длительный вдох, распознает, что он делает длительный вдох; 
делая длительный выдох, он распознает, что делает длительный выдох; 
(2) делая короткий вдох, он распознает, что делает короткий вдох; 
делая короткий выдох, он распознает, что делает короткий выдох. 
(3) Он тренируется вдыхать, восприимчивый ко всему телу, 
и выдыхать, восприимчивый ко всему телу.
(4) Он тренируется вдыхать, успокаивая телесное конструирование, 
и выдыхать, успокаивая телесное конструирование. 
Таким образом он отслеживает тело в теле внутренне, 
либо он отслеживает тело в теле внешне, 
либо он отслеживает тело в теле внутренне и внешне. [3]
Он отслеживает факторы возникновения в теле, [4]
либо он отслеживает факторы исчезновения в теле, [5] 
либо он отслеживает факторы возникновения и исчезновения в теле. [6] 

Либо его памятование соотносится с мыслью "Тело существует" [7] по мере необходимости, только ради знания и памятования, и он живет независимо [8] и ни к чему не привязан в мире. 
И таким образом монах отслеживает тело в теле. 


2. Положения тела
Кроме того, 
(1) когда монах идет, он распознает, что он идет; 
(2) когда он стоит, он распознает, что он стоит; 
(3) когда он сидит, он распознает, что он сидит; 
(4) когда он лежит, он распознает, что он лежит; 
(5) какое бы положение ни занимало тело, он распознает это.

Таким образом он отслеживает тело в теле внутренне, 
либо он отслеживает тело в теле внешне, 
либо он отслеживает тело в теле внутренне и внешне. 
Он отслеживает факторы возникновения в теле, 
либо он отслеживает факторы исчезновения в теле, [9]
либо он отслеживает факторы возникновения и исчезновения в теле.


Либо его памятование соотносится с мыслью "Тело существует" по мере необходимости, только ради знания и памятования, и он живет независимо и ни к чему не привязан в мире. 
И таким образом монах отслеживает тело в теле. 


3. Памятование через осознанность (сампаджання)
Кроме того, 
(1) когда монах шагает вперед и назад, он осознает это; 
(2) когда он смотрит прямо и в сторону, он осознает это; 
(3) когда он сгибает и разгибает конечности, он осознает это; 
(4) когда он носит накидку, мантию и чашу, 
он осознает это; 
(5) когда он ест, пьет, жует, пробует на вкус, 
он осознает это; 
(6) когда он мочится и испражняется,
он осознает это;
(7) когда он идет, стоит, сидит, засыпает, пробуждается, разговаривает и молчит, 
он осознает это.
Таким образом он отслеживает тело в теле ...
4. Созерцание нечистоты тела (асубха)


И далее, монах созерцает само это покрытое кожей и заключающее в себе множество нечистот теле, снизу вверх, начиная со стоп, и сверху вниз, начиная с волос головы: "В этом теле есть волосы головы, волосы тела, ногти, зубы, кожа; мышцы, сухожилия, кости, костный мозг; почки, сердце, печень, диафрагма, селезенка, легкие; кишки, брыжейка, содержимое желудка, фекалии; желчь, слизь, гной, кровь, сало, пот, жир; слезы, слюна, носовая слизь, синовиальная жидкость, моча".

Как если бы была сумка для пищи, наполненная различными сортами зерна типа горного риса, неочищенного риса, зеленого горошка, дикого гороха, кунжута и очищенного риса, и если человек с наметанным глазом открыл бы сумку и стал выбирать ее содержимое следующим образом: "Это – горный рис, это – неочищенный рис, это – зеленый горошек, это – дикий горох, это – кунжут, это – очищенный рис". 

Так и монах созерцает само это покрытое кожей и заключающее в себе множество нечистот теле, снизу вверх, начиная со стоп, и сверху вниз, начиная с волос головы: "В этом теле есть волосы головы, волосы тела, ногти, зубы, кожа; мышцы, сухожилия, кости, костный мозг; почки, сердце, печень, диафрагма, селезенка, легкие; кишки, брыжейка, содержимое желудка, фекалии; желчь, слизь, гной, кровь, сало, пот, жир; слезы, слюна, носовая слизь, синовиальная жидкость, моча". 

Таким образом он отслеживает тело в теле ...

5. Созерцание стихий (дхату)

И далее, монах созерцает само это тело, вне зависимости от его положения, посредством стихий: "В этом теле есть стихия земли, стихия воды, стихия огня, стихия воздуха". [10] 

Как если бы, о монахи, мудрый мясник либо его ученик, зарезав корову и разделав ее по частям, сел бы на перекресток четырех столбовых дорог, так и монах созерцает само это тело, вне зависимости от его положения, посредством стихий: "В этом теле есть стихия земли, стихия воды, стихия огня, стихия воздуха". 

Таким образом он отслеживает тело в теле...

6. Девять созерцаний на кладбище

(1) И далее, как если бы монах, увидев тело человека, умершего один, два или три дня назад, вспухшее, сине и гниющее, брошенное в могилу, переносит увиденное на свое собственно тело следующим образом: "Действительно, и мое тело такого же рода, поэтому оно будет подвержено этому и не избежит этого".
Таким образом он отслеживает тело в теле внутренне, 
либо он отслеживает тело в теле внешне, 
либо он отслеживает тело в теле внутренне и внешне. 
Он отслеживает факторы возникновения в теле, 
либо он отслеживает факторы исчезновения в теле, 
либо он отслеживает факторы возникновения и исчезновения в теле. 


Либо его памятование соотносится с мыслью "Тело существует" по мере необходимости, только ради знания и памятования, и он живет независимо и ни к чему не привязан в мире. 


И таким образом монах отслеживает тело в теле. 

(2) И далее, как если бы монах, увидев тело, брошенное в могилу, съедаемое вороньем, ястребами, грифами, псами, шакалами либо различными видами червей, переносит увиденное на свое собственное тело следующим образом: "Действительно, и мое тело такого же рода, поэтому оно будет подвержено этому и не избежит этого". 

Таким образом он отслеживает тело в теле... 

(3) И далее, как если бы монах, увидев тело, брошенное в могилу и ставшее скелетом с остатками плоти и крови на костях, соединяемых сухожилиями... 

(4) И далее, как если бы монах, увидев тело, брошенное в могилу и ставшее скелетом со следами крови без плоти на костях, соединяемых сухожилиями... 

(5) И далее, как если бы монах, увидев тело, брошенное в могилу и ставшее скелетом без плоти и крови на костях, соединяемых сухожилиями... 

(6) И далее, как если бы монах, увидев тело, брошенное в могилу и ставшее грудой костей, разметанных по сторонам: там – кости кисти, здесь – кости стопы, берцовая кость, бедренная кость, тазовая кость, позвоночный столб и череп... 

(7) И далее, как если бы монах, увидев тело, брошенное в могилу, ставшее выбеленными костями цвета ракушки ... 

(8) И далее, как если бы монах, увидев тело, брошенное в могилу, ставшее костями, пролежавшими грудой более года ... 

(9) И далее, как если бы монах, увидев тело, брошенное в могилу, ставшее костями, что сгнили и превратились в пыль, переносит увиденное на свое собственное тело следующим образом: "Действительно, и мое тело такого же рода, поэтому оно будет подвержено этому и не избежит этого".
Таким образом он отслеживает тело в теле внутренне, 
либо он отслеживает тело в теле внешне, 
либо он отслеживает тело в теле внутренне и внешне. 
Он отслеживает факторы возникновения в теле, 
либо он отслеживает факторы исчезновения в теле, 
либо он отслеживает факторы возникновения и исчезновения в теле. 


Либо его памятование соотносится с мыслью "тело существует" по мере необходимости, только ради знания и памятования, и он живет независимо и ни к чему не привязан в мире. 
И таким образом монах отслеживает тело в теле. 


II. Созерцание чувств (ведана)

И каким образом живет монах, отслеживая чувства в чувствах?
При этом, 
(1) когда монах испытывает чувство счастья, 
он распознает: "Испытываю приятное чувство"; 
(2) когда испытывает чувство страдания, 
он распознает: "Испытываю мучительное чувство"; 
(3) когда испытывает чувство ни счастья, ни страдания, 
он распознает: "Испытываю ни приятное, ни мучительное чувство"; 
(4) когда испытывает плотское чувство счастья, 
он распознает: "Испытываю приятное плотское чувство"; 
(5) когда испытывает не-плотское чувство счастья, 
он распознает: "Испытываю приятное не-плотское чувство"; 
(6) когда испытывает плотское чувство страдания, 
он распознает: "Испытываю мучительное плотское чувство"; 
(7) когда испытывает не-плотское чувство страдания, 
он распознает: "Испытываю мучительное не-плотское чувство"; 
(8) когда испытывает плотское чувство ни счастья, ни страдания, 
он распознает: "Испытываю ни приятное, ни мучительное плотское чувство";
(9) когда испытывает не-плотское чувство ни счастья, ни страдания, 
он распознает: "Испытываю ни приятное, ни мучительное не-плотское чувство".
Таким образом он отслеживает чувства в чувствах внутренне, 
либо он отслеживает чувства в чувствах внешне, 
либо он отслеживает чувства в чувствах внутренне и внешне. 
Он отслеживает факторы возникновения в чувствах, 
либо он отслеживает факторы исчезновения в чувствах, [11]
либо он отслеживает факторы возникновения и исчезновения в чувствах. 


Либо его памятование соотносится с мыслью "Чувство существует" по мере необходимости, только ради знания и памятования, и он живет независимо и ни к чему не привязан в мире. 
И таким образом монах отслеживает чувства в чувствах.

Поделиться в социальных сетях

GoogleAnalytics

Войти

[X]

Служебный вход