Методы психорегуляции и управления внутренней энергией в тибетском буддизме

вступительное слово на VII Международной конференции по практической психологии
"Экстрим и контроль: психологический бунт и правила поведения, духовные кризисы и рост, предельные переживания и ориентация в экстремальных ситуациях"
г. Харьков
31 марта 2006 г

ПРОБЛЕМЫ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА КАК КРИЗИС ПСИХИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Конец ХХ - начало ХХI века ознаменовались невиданным доселе процессом информатизации нашей современной цивилизации и, как следствие этого процесса, - невиданным развитием психотехнологий. Сегодня практически все более-менее крупные "игроки" в самых различных сферах (бизнесе, политике, масс-культуре, СМИ и пр.) вынуждены применять современные технологии управления человеческим сознанием, чтобы выжить в конкурентной борьбе.

Каждый современный человек ежедневно получает десятки, а то и - сотни психо-манипулятивных импульсов от окружающего его социума. Причем, и это особенно важно подчеркнуть, эти импульсы-установки чаще всего являются взаимно исключающие друг-друга. Так, например, реклама спортивных товаров внедряет в подсознание масс образ успешного человека, ведущего активный образ жизни, следящим за своим здоровьем, и почти одновременно в подсознание вторгается реклама компаний, рекламирующих алкоголь и курение, как точно такой же элемент "счастливой жизни", "успеха" и "достатка". Такие противоречивые установки приводят к постоянной внутренней "сшибке" волевых импульсов, что, в свою очередь, приводит к шизофренизации ("разорванности") сознания. Эта "разорванность" проявляется в хроническом выматывающем человека напряжении психики - дистрессе, что резко снижает его способности к принятию быстрых и адекватных выживательных решений, понижает степень самоконтроля и сосредоточения (что нередко приводит к авариям и травмам из-за невнимательности), влечет за собой такие заболевания, как неврастении, неврозы, психозы, преждевременное старение, диабет, сердечно-сосудистые заболевания, инсульт, гипертония и многие другие. Именно это хроническое перенапряжение, вызванное хаотичной активностью сознания является причиной массовых явлений алкоголизма, наркомании и немотивированного насилия в развитых странах.

Проблема психического выживания в постиндустриальном информационном обществе стоит сегодня уже весьма актуально: достаточно сказать, что число самоубийств во внешне благополучных странах "золотого миллиарда" (США, Япония, страны Евросоюза) на сегодняшний день приближается к числу гибнущих в военных конфликтах.

Известный древний призыв "Учитесь властвовать собой!" - уже не является обращением лишь к узкой прослойке духовно-религиозной элиты. Сегодня этот призыв уже является таким же актуальным указанием к действиям, направленным на поддержание повседневной психогигиены, как и лозунг "Мойте руки перед едой!" - для гигиены физической.

Что же могут предложить людям, уставшим от стрессов, те сферы общественного бытия, на которые они так уповают, - искусство, литература, наука? К сожалению, пока очень мало, почти ничего, если судить по конечным результатам. Человек, страдающий от дисгармонии тела и души, идет, например, в кино или театр. Если не смакование ужасов и жутких преступлений он увидит на экране, то ему обязательно покажут какие-то сложные переживания людей в их семейной жизни, на работе и т. д., которых, впрочем, и у него хватает сполна. Театр, кино, телевидение зачастую преподносят те же стрессы, от которых человек устал, но в иной форме. И это считается духовной жизнью - смотреть на проблемы других людей, пытаясь найти там решения своих собственных вопросов! И это считается отдыхом - переживать вместе с героями произведений дикие погони, драки, убийства! Как справедливо заметил один французский писатель-публицист, мы можем быть исполнены высших чувств благородства, испытывать глубочайшие духовные порывы, сидя в зрительном зале, но вот мы выходим из кино, и через несколько минут снова обнажаются старые раны, снова проявляются уродливые гримасы, когда мы сталкиваемся с интересами других людей в конфликтных ситуациях.

Проанализировав достаточно неутешительную ситуацию, связанную с нашей психической экологией, возникает старый вопрос "Что делать?"

Ответ на этот вопрос кроется в самой природе нашего сознания: поскольку все побудительные импульсы, как выживательные, так и разрушительные, кроются в нашем подсознании - то именно проникнув туда, мы сможем реально управлять нашим психическим миром.

Однако, современное технократическое общество, при всем его могуществе, практически делает лишь первые шаги к пониманию необходимости системного обучения методам психорегуляции. Наблюдается воистину парадоксальная картина: гордо именуя себя "Человек Разумный", современная цивилизация мало что может предложить для развития этого самого разума. Удивительно, но умение в совершенстве управлять своей психикой и умом, быть хозяином, а не рабом своих мыслей и эмоций - считается в обществе "хомо сапиенсов" уделом избранных! Научиться этому действительно непросто, однако вполне по силам обычному человеку, обладающему известной долей упорства (необходимом для овладения любым навыком) и занимающемуся по рациональной, проверенной методике.

Одной из таких методик, проверенной веками, является буддийская медитация.

ЧТО ТАКОЕ "МЕДИТАЦИЯ" ?

Слово "медитация" происходит от латинского "meditor" , что означает "размышляю, обдумываю" . Впрочем, латинское "meditatio" имеет аналоги и в других языках: русское "думание" или "умное делание" , санскритское "дхьяна" , греческое "медомаи" и др. Кроме того, в качестве синонима медитации можно понимать и такое близкое понятие, известное еще по средневековым философским трактатам, как "созерцание" или "самосозерцание".

Медитация - собранность внимания необычного рода и силы, когда человек как бы целиком сливается с предметом размышления. Это состояние - по большей части бессознательно - испытывали пишущий стихи и музыку, художник, артист. Но не только они. Каждый из нас, если разобраться, переживал когда-то такие моменты... В процессе медитации человек как бы пробивается к сокровенно-глубинному пласту своего существа, к своему так называемому высшему "Я". Начинают активно работать планы подсознания, вступают в действие механизмы интуиции, и вопросы получают молниеносно-мгновенное и четкое решение.

Хотя между обычным размышлением и медитацией нет непреодолимой пропасти, различия все же есть. Интеллекту неподвластно подсознание, то есть тот "котел", в котором "варятся" наши реактивности, страхи, желания, рефлексы. Интеллект - это метод дедуктивного познания, медитация - познает мир индуктивно. Вы можете сколь угодно много знать про химический состав лимонного сока и физиологические реакции организма человека на него, но ничуть не приблизитесь к сознательному управлению этой самой физиологией. Однако достаточно безо всяких мыслей и анализа просто представить яркий сочный истекающий соком лимон - как ваш рот наполнится слюной. В этом коренное отличие интеллектуальной активности от медитации: интеллект предназначен для воздействия на предмет "извне", в то время как медитация - это инструмент для воздействия "изнутри".

Широко известный древнегреческий афоризм гласит: "Познай самого себя, и ты познаешь весь мир" . Действительно, если рассматривать человека как систему, справедлива и теорема Геделя о неполноте. Согласно этой теореме свойства системы не могут быть поняты исключительно из нее самой, а только с позиций системы более высокого уровня. Следовательно, познавая себя, человек развивается и достигает более высокого уровня.

Состояние медитации - это прежде всего состояние углубленной сосредоточенности сознания, первичным этапом которой во всех практиках является достижение медитирующим состояния расслабленности, пониженной чувствительности к внешним объектам, отрешенности от них, а также - от других, второстепенных внутренних переживаний, за которым следует этап полного погружения в объект медитации. Это - общее свойство, присущее всем религиозным, религиозно-философским, психотерапевтическим и другим медитативным практикам. Умение же отрешиться от всего постороннего, реализуемое разными людьми в различной степени, прямо связано со степенью сосредоточенности, и оно является условием, без которого состояние медитации остается недостижимым.

Убирая сдерживающий фактор интеллекта, медитация открывает перед человеком огромные возможности к "само-творчеству" - сознательному изменению себя: своего интеллекта, физиологии, мироощущения, образа своего "Я". Обретая доступ к своему подсознанию, практикующий медитацию человек больше не является игрушкой в руках манипуляторов или ложных социальных установок, он в состоянии распознать и нейтрализовать любое постороннее воздействие на самых ранних этапах, поскольку его сознание обретает свойство ясного зеркала, которое остается не захваченным любыми образами, которые отражаются в нем.

ЦЕЛИ МЕДИТАТИВНОЙ ПРАКТИКИ

Когда кто-то слаб и не развит физически, мы советуем ему заняться гимнастикой, записаться в какую-нибудь секцию, где по мере систематических тренировок он смог бы ликвидировать или существенно уменьшить свои физические недостатки. Ту же роль играют и медитативные упражнения, но уже по отношению к психике.

Эффекты медитативных упражнений множественны, хотя у разных людей они проявляются не только в различной степени, но и само развитие идет в неодинаковых направлениях согласно их врожденным способностям. Систематизируя положительное влияние упражнений в медитации на человека, можно выделить следующие основные аспекты
- повышение интеллектуальных способностей, глубины восприятия действительности и отдельных явлений, развитие аналитических возможностей, облегчение переходов от дедуктивного мышления к индуктивному и наоборот; - выработка чувства глубинного спокойствия, восстановление нарушенной психики, приобретение повышенных способностей к управлению нервно-психической деятельностью; лечение психических заболеваний;
- улучшение памяти, ликвидация бессонницы,
- общее оздоровление и омоложение организма; исцеление и профилактика общих функциональных расстройств; повышение выносливости организма и устойчивости к разного рода заболеваниям;
- повышение эстетических вкусов, развитие чувства гармонии, красоты;
- выработка экстрасенсорных способностей, "сверхъестественных" возможностей человека.

Однако помимо этих частных эффектов, систематические медитации вызывают и то, что принято называть системным эффектом. Он проявляется прежде всего в изменениях генеральной линии поведения человека. Его поступки становятся все более и более осмысленными, в мотивации той или иной деятельности начинают проявляться высшие ценности - доброта по отношению к окружающим, доброжелательность даже к малознакомым людям, способность к бескорыстным делам.

Многие люди неверно понимают медитацию, как просто отстранение от реальности, некое пребывание в трансе или самогипнозе. В действительности, медитативные техники весьма разнообразны: имеются как статичные медитации, так и медитации динамичные, зачастую связанные с молниеносными движениями.

На наших занятиях вы сможете практически ознакомиться с обоими разновидностями буддийского психотренинга: статичной медитации раздела "Сатипаттхана" ("Развитие внимательности") и динамической психо-энергетической системой Лунг-гом ("Работа с энергией"), тибетским аналогом китайского цигун.

Обе эти методики весьма практичны, безвредны и абсолютно не связанны с пресловутым "бегством от жизни", напротив - они широко используются в буддийских странах для увеличения качества самых различных сфер деятельности, начиная от подготовки врачей и заканчивая обучением полиции. Кроме того, в процессе занятий будут изложены теоретические основы буддийской медитации, которые вполне могут быть применены к другим, не буддийским, психотехникам.

Поделиться в социальных сетях

GoogleAnalytics

Войти

[X]

Служебный вход