Буддизм в Украине

Международная конференция "Цирендоржиевские чтения - 2003"
г. Киев
Дорже Жамбо Чойдже-лама
 
Буддизм в Украине: история, проблемы и перспективы развития
 
История распространения буддизма в Украине


Несмотря на то, что буддизм в его поверхностных формах был известен в Украине достаточно давно благодаря регулярным контактам украинского казачества с исповедующими буддизм калмыками, интерес к буддизму в его философски-этических аспектах возник в Украине в среде культурной и научной интеллигенции лишь в XIX веке.

Более глубокое ознакомление украинцев с буддизмом было прервано в советский период, когда преследовался любой интерес к духовным учениям, отличным от коммунистической идеологии, в результате чего этот интерес не мог быть ни полноценно удовлетворен, ни перерасти в какие-либо организационные формы. Поэтому первые в Украине открытые систематические лекции по буддизму, духовные проповеди и наставления по буддийским практикам относятся к 1989 году, когда силовое и идеологическое давление советского государства значительно ослабло. Тогда же в Украине прошли первые буддийские посвящения и появились первые мирские последователи буддизма, прошедшие канонический обряд принятия буддийского Прибежища в Трех Драгоценностях (Будде, Учении - Дхарме и Общине - Сангхи).

Эта деятельность велась, в основном, в трех областях Восточной Украины: Донецкой, Луганской и Харьковской, что, вероятно, было обусловлено наименьшим влиянием традиционной христианской культуры в этих индустриальных областях на массовое сознание их жителей. Это подтверждается, в частности, тем фактом, что на сегодняшний день в этих областях сосредоточено наибольшее количество общин и религиозных центров неправославных конфессий: протестантских (различных течений), мусульманских, иудейских, буддийских.

Первая официально зарегистрированная в Украине буддийская община была организована в г. Донецке в 1991 году. На сегодняшний же день в Украине имеется около сотни буддийских общин и групп, 38 из которых имеют официальную регистрацию и статус юридического лица.

Наиболее многочисленны общины и группы, принадлежащие к тибетскому направлению буддизма - тантрической традиции Ваджраяна ("Алмазная Колесница").

Из них наиболее распространены общины главной ветви тибетской школы Кагью-па - Карма Кагью, объединенные во всеукраинский религиозный центр "Украинская Ассоциация Буддистов Школы Карма Кагью". Духовная практика данного центра в Украине ориентирована исключительно на мирян. Общины и группы последователей этого направления имеются почти во всех областных городах Украины, официальным печатным органом "Украинской Ассоциации Буддистов Школы Карма Кагью" является журнал "Буддизм сегодня".

Следующей по численности и общин, и последователей, является также тибетская школа Нингма-па, первые украинские общины которой объединились в 1993 году в целях максимально эффективного распространения буддизма в Украине во всеукраинское духовное управление "Буддийский духовный Орден Лунг-Жонг-па" (в переводе с тибетского: "Хранители Заповедей"). Деятельность данной школы в Украине ориентированна как на мирскую, так и на традиционную монашескую модель буддийской духовной практики, ввиду чего в поселке Ольгинка Волновахского района Донецкой области строится буддийский монастырь. Общины школы Нингма-па были первыми в Украине, начавшие систематическую проповедь буддизма и получившие официальную регистрацию. Официальный печатный орган "Буддийского духовного Ордена Лунг-Жонг-па" - газета "Львиный рык", издан также первый номер буддийского просветительского журнала "Дао". Также эта организация имеет свой вэб-сайт "Нингма в Украине" (http://www.ningma.org.ua/), который на сегодняшний день является одной из самых полных русскоязычных информационных баз по вопросам буддизма и входит в международное кольцо буддийских сайтов "Dharma-net".

Третьей по численности последователей и общин в Украине является школа Дзогчен, которая, как отдельная школа буддизма, оформилась на Западе в конце XX века усилиями тибетского ламы в эмиграции Чогьям Намхай Норбу. Как и Карма Кагью, эта школа в Украине ориентирована на буддистов-мирян.

Эти три школы на сегодняшний день являются основными очагами распространения буддизма в Украине.

Кроме них имеются также несколько общин и групп других буддийских традиций:

- школа Сон - корейская ветвь школы Чань;

- Нитирэн-сю - японская школа, представленная в Украине духовным орденом Ниппондзан-Мёходзи;

- группы и общины, не имеющих четкой ориентации на ту или иную буддийскую школу и заявляющие о себе, как о принадлежащих к традиции Махаяна ("Великая Колесница").

Наши наблюдения на протяжении более пятнадцати лет показали, что как в Украине, так и на всей европейской части пост-советского пространства существует несколько основных мотиваций, по которым люди начинают интересоваться буддизмом:

- интерес к экзотике, стремление поднять личную значимость путем принадлежности к чему-либо "тайному", "эзотерическому", "тантрическому", - как правило, большая часть людей с подобной мотивацией утрачивает свой интерес к буддизму, когда сталкивается с его требованиями серьезной личной практики;

- отношение к практике буддизма, как к части психологической подготовки в различных видах восточных воинских искусств, - хотя это и не совсем верно с точки зрения расстановки приоритетов, большинство из людей, пришедших к буддизму на основании этой мотивации, занимаются буддийскими практиками достаточно глубоко и серьезно; именно группы восточных единоборств являются теми основными центрами, через которые буддизм наиболее часто проникает в молодежную среду;

- интерес к буддийским психотехникам как к методам изменения своих психологических качеств, решению личных психологических проблем, - эта мотивация была и остается одной из основных в странах Западной Европы и в США; в Украине также наблюдается тенденция к увеличению числа людей, приходящих в буддизм с этой мотивацией.

В последнее время мы наблюдаем значительное усиление интереса к буддизму именно как к системе, которая дает практические плоды уже в этой жизни, "здесь и сейчас", а не в загробном мире. То, что это именно практический интерес к философско-психотехническим аспектам буддизма, а не обычное стремление людей к "экзотике", говорит тот факт, что ни среди руководства буддийских общин, ни среди массы обычных буддистов, практически нет представителей национальных меньшинств, проживающих в Украине (буряты, калмыки, корейцы, китайцы, тувинцы), для которых традиционным является исповедование буддизма в его ритуально-обрядовой форме.

Мы считаем, что это очень важная тенденция, поскольку она ведет к осознанию в обществе реальной ценности буддизма как общечеловеческого достояния, а не как экзотического восточного культа.

 

Проблемы развития буддизма в Украине


Одной из главных проблем распространения буддизма не только в Украине, но и вообще в западной среде, является, с одной стороны, его требовательность к личной практике Учения, что требует достаточно высокой культуры мышления и желания к самосовершенствованию и, с другой стороны, непривычность буддийской символики и ритуалов (особенно в их тантрической версии) для западного человека.

Отсутствие, в отличие от стран Западной Европы и Америки, достаточно большой диаспоры выходцев из стран, где буддизм является традиционной религией (Япония, Китай, Корея, Вьетнам, Таиланд, Индия) или, в отличие от России, где есть достаточно многочисленные и компактно проживающие национальные меньшинства, традиционно исповедующих буддизм (буряты, калмыки, тувинцы) - ставит перед буддистами Украины задачи, которые в других западных странах не стояли столь остро.

Необходимы длительные сознательные усилия, как традиционных буддийских Учителей, так и их украинских последователей для адаптации символики, терминологии и ритуалов к культуре, ментальности и современному образу жизни в Украине. Поскольку же одним из основных постулатов буддизма является непривязанность к внешним формам распространения Учения, то эта задача является вполне выполнимой и определенная работа в этом направлении уже достаточно давно ведется основными украинскими буддийскими организациями.

Значительным тормозом в развитии и распространении буддизма в Украине является практически полное отсутствие отечественной научной школы буддологии и, как следствие этого, отсутствие украинской буддийской терминологии, что значительно затрудняет перевод буддийских канонических и философских текстов на украинский язык.

Это тем более прискорбно, что соседняя Россия переживает "ренессанс" отечественной научной буддологии: ежегодно переводятся и издаются труды буддийских Учителей, ведется серьезная научно-исследовательская работа, систематически осуществляются зарубежные контакты с традиционными буддийскими центрами, саму Россию ежегодно посещают и дают наставления всемирно известные буддийские Учителя.

Отсутствие отечественной научной буддологии тем более прискорбно, поскольку буддийская философия оказала и оказывает по сей день заметное влияние на различные западные философские течения, поэтому обучение философии в высших учебных заведения не может считаться, на мой взгляд, полноценным без знания основ буддийской философии.

Также определенной проблемой является и то, что в научных кругах еще нередко встречается недостаточное понимание буддизма как системы, в первую очередь, психотехнической, где все ритуально-обрядовые, морально-этические и философские аспекты подчинены исключительно одной цели - изменению и очищению человеческого сознания, приведение его к наивысшей точке совершенства и гармонии, условно именуемых Просветлением.

Узко же специальный философский, культурологический или исторический подход не дает полноценной картины ни самого Учения Будды, ни понимания сути деятельности отдельных буддийских Учителей, как древности, так и современности, ни механизмов взаимообмена различных течений и школ буддизма, ни динамики развития и распространения буддизма в современном мире.

Также не может считаться полноценным изучение, без достаточного уровня компетентности в вопросах буддизма, истории и культуры стран Юго-Восточной Азии, где буддизм оказал существеннейшее влияние на все стороны жизни.

Еще одной проблемой, серьезно сковывающей распространение буддизма в Украине, является фактическое неравенство в Украине различных конфессий. Несмотря на то, что как украинская Конституция, так и Закон Украины "О свободе совести и религиозные организации" декларируют равенство различных конфессий, в действительности это равенство рассматривается государственными структурами по принципу "все равны, но некоторые - ровнее". И речь здесь идет не только о буддизме - подобные проблемы возникают, особенно в областях Восточной Украины и Республики Крым, и у различных протестантских Церквей, и даже у православных Киевского Патриархата и греко-католиков. Так, например, Государственный комитет Украины по делам религий отказал греко-католической церкви основать в Донецкой области епархиальное управление лишь на основании того, что донецкая госадминистрация сочла это "нецелесообразным", и это притом, что в Донецкой области имеется несколько десятков греко-католических общин. Понадобилось публичное заявление кардинала Гузара, чтобы это решение было пересмотрено. На основании такой же формулировки о "нецелесообразности" Государственным комитетом по делам религий отказано в официальной регистрации единственному в Украине буддийскому духовному учебному заведению - Буддийской академии Украины. Причем, несмотря на решение Верховного Суда Украины о незаконности этого отказа, Госкомитет по делам религий и по сегодняшний день под различными предлогами отказывается регистрировать это учебное заведение.

Подобная же история длится уже на протяжении восьми лет с регистрацией буддийского монастыря "Шейчен-линг" в Донецкой области. Несмотря на то, что он был освящен и де-факто действует с 1993 года, и Донецкий совет по делам религий, и Государственным Комитетом по делам религий отказываются регистрировать его на основании того, что, цитирую выдержку из официального ответа Донецкой облгосадминистрации: "За последней информацией Государственного комитета Украины по делам религий вероученческая доктрина буддийской общины "Храм Шейчен-линг" включает некоторые еще недостаточно известные в Украине методы трансформации сознания и внутренних энергий". И это притом, что данная община принадлежит к школе Нингма-па - широко известной и старейшей из школ тибетского буддизма, одним из верховных иерархов которой является Его Святейшество Далай-лама XIV.

Особо вопиющий случай произвола со стороны государственных структур по отношению к буддийской общине произошел в городе Харькове: у буддийской общины Ордена Ниппондзан-Мёходзи был отнят действующий более двух лет монастырь, находящийся в этом городе. При этом делалось это не по решению суда, а по решению местной госадминистрации.

Несмотря на то, что статья 161 Уголовный Кодекс Украины предусматривает уголовную ответственность за "оскорбление чувств граждан в связи с их религиозными убеждениями", в прессе встречаются публикации, где буддизм обзывается "сатанизмом", а буддисты - "экстремистами" и "террористами".

Можно с уверенностью говорить о том, что в Украине существуют два вида закона по отношению к так называемым "нетрадиционным" конфессиям: один вид - это официальные законодательные акты, призванные показать лицо властных структур в привлекательном для украинской и международной общественности демократическом свете, и второй вид - неписаные законы реальной практики исполнения законодательных актов. Суть этой практики по отношению к "нетрадиционным" конфессиям достаточно ясно сформулировал в своем интервью газете "Крымская правда" председатель Совета по делам религий при Совете Министров Республики Крым - В. А. Малиборский, который на вопрос корреспондента о равенстве в правах всех конфессий, зафиксированном в украинском законодательстве, ответил: "Думаю, законодатели поспешили именно с таким подходом. Результат налицо, что называется. Надо было изучить опыт Европы. Есть немало поучительных примеров. Например, в Греции православие является, по сути, государственной религией. Чтобы построить культовое здание другой конфессии, не православной, надо помимо государственных архитектурных согласований получить "добро" правящего православного архиерея. Прозелитизм - переманивание верующих из одной конфессии в другую - считается в Греции преступлением и карается законом". Не удивительно, что при фактическом наличии в Крыму около десятка буддийских общин, ни одна из них не зарегистрирована официально.

Проблема сложных взаимоотношений между буддийскими общинами в Украине и украинскими властями связана, на мой взгляд, прежде всего с тем, что с падением коммунистической идеологии украинские властные структуры остались без идеологической опоры, отсюда и стремление создать новую обязательную для всех идеологию, одной из составляющих которой является "направляющая роль" традиционного православия. Идеи же демократии для властных структур Украины абсолютно чужды, поскольку подавляющий процент чиновников - это старые кадры, воспитанные на коммунистической идеологии. Особенно ярко это видно в среде чиновников, имеющих отношение Государственному комитету Украины по делам религий и областным Советам по делам религий: практически все руководители этих структур были причастны к подавлению религиозных свобод в Украине в советский период. Достаточно наглядным является следующий факт: главным религиоведческим экспертом Госкомитета по делам религий является Козловский И. А. - известный в религиозных кругах Донецкой области как человек, активно фабриковавший в советское время по заказу КГБ религиоведческие экспертизы, на основании которых производились массовые аресты и осуждения верующих различных конфессий. Сегодня этот человек готовит новые кадры религиоведов на базе Донецкого государственного институте искусственного интеллекта. Вряд ли мировоззрение этих новоиспеченных религиоведов будут отличаться особой веротерпимостью и демократизмом.

Также имеется неправильное, зачастую, отношение к буддизму, особенно в украинских национал-патриотических кругах, как к фактору, враждебному для возрождения национальной украинской культуры, что является частью более широкой проблемы - отношение к духовно-религиозным течениям с узко-идеологической точки зрения. Религиозные учения рассматриваются с точки зрения их применимости в идеологической и политической борьбе, в то время как задача любого духовного течения - стоять надо всякой политической и идеологической пристрастностью, не давая тем самым идеологам и политикам выйти за рамки общечеловеческих духовных принципов. Исторический опыт уже показал, что всякий раз, когда религиозные принципы подчинялись сиюминутным политико-идеологическим интересам - это неминуемо приводило к духовной деградации той нации, где это происходило.

Имеют место и достаточно частые проявления веронетерпимости со стороны представителей наиболее распространенной в Украине православной церкви Московского Патриархата, который пользуется значительной поддержкой со стороны органов местной власти и руководства областных госадминистрации в Восточной Украине. К нам неоднократно поступала информация, что православные священники Московского Патриархата и Украинской Автокефальной Православной Церкви в беседах со своими верующими называют буддизм не иначе, как "сатанизмом".

Еще одной существенной проблемой является спекуляция на буддизме в чисто коммерческих целях, создание групп и сект, прикрывающихся буддийской терминологией в целях эксплуатации своих последователей. Деятельность подобных организаций, типа нашумевшего "Аум Синрикё" или его менее известного отечественного аналога - "Белого лотоса" с центром в городе Черкассы, заметно дискредитирует Учение Будды в массовом сознании и служит прекрасным оправданием для чиновников, препятствующих деятельности реальных буддийских организаций.

В последнее время эта проблема уже не стоит так остро, во многом благодаря работе российских буддологов и переводчиков буддийской литературы, поскольку благодаря десяткам изданных в России трудов буддийских Учителей различных традиций уже достаточно проблематично спекулировать на недостатке информации о буддизме.

 

Перспективы развития буддизма в Украине

Рассматривая перспективы развития буддизма в Украине, следует иметь в виду, что это Учение единственное на сегодняшний день, которое снимает конфликт между верой, то есть - эмоциональным опытом, и разумом - опытом рациональным. Именно поэтому Альберт Эйнштейн писал о буддизме: "Религия будущего будет космической религией. Она должна будет преодолеть представление о Боге как о личности, а также избежать догм и теологии. Охватывая и природу, и дух, она будет основываться на религиозном чувстве, возникающем из переживания осмысляемого единства всех вещей - и природных и духовных. Такому описанию соответствует буддизм. Если и есть религия, которая сможет соответствовать современным научным потребностям, - ею станет буддизм".

Именно эта способность буддизма совмещать объективный и субъективный опыт в процессе духовной практики делает его привлекательным в глазах людей, чей уровень знаний и внутренней культуры перерос рамки местного религиозного традиционализма. И именно поэтому буддизм распространяется как на Западе, так и в Украине в среде, прежде всего студенчества, культурной и научно-технической интеллигенции. Буддизм привлекает их не экзотикой, как считают некоторые, и не "бегством от жизни", как провозглашала еще недавно атеистическая пропаганда, а сугубой практичностью своих практик, позволяющих решать реальные повседневные проблемы, связанные с высокой психологической напряженностью современной жизни и ответственностью за принимаемые решения.

Верность этого утверждения иллюстрируется тем фактом, что в Украине идет распространение буддийских практик класса, так называемой, Аннуттара-йога тантры (Практики наивысшей йоги), то есть практики, не обусловленные символикой и ритуалистикой, и дающие быстрые практические плоды в сфере управления собственной психикой. Эти практики требуют высокого стартового интеллектуального и психического потенциала адептов, что и является одной из причин того, что буддизм распространяется в среде, где этот потенциал является основой профессиональной деятельность (наука, культура, искусство, высокие технологии).

Эта среда на сегодняшний день в Украине является неудовлетворенной в отношении своих духовных запросов, что, в первую очередь, связанно с тем, что традиционные христианские Церкви не могут предложить достаточно глубокого Учения, которое бы не входило в конфликт с современными научными знаниями и образом жизни, - поэтому тенденция распространения буддизма в вышеуказанной среде продолжится и в дальнейшем, причем этот процесс будет идти по нарастающей.

Учитывая же, что эта среда активно влияет на формирование общественного мнения, общественных стереотипов и направленности массовой культуры, то в дальнейшем следует ожидать, что упрощенные и редуцированные элементы буддизма будут проникать в более широкие массы. Это проникновение будет идти через введение в обыденную речь все большего количества буддийских терминов (так, например, слова "карма", "нирвана" и "медитация" уже плотно обосновались в повседневной лексике), а также - через произведения как серьезной, элитарной литературы и искусства, так и через произведения масс-культуры: песни, музыку, художественные фильмы и литературу.

Сложная экономическая ситуация в Украине и сравнительно небольшое количество буддистов в стране вряд ли позволит в ближайшее время возникнуть сколько-нибудь серьезной прослойки буддийского монашества. Причем, даже появляющееся монашеское сообщество будет, скорее всего, придерживаться так называемой чаньской (от названия буддийской школы Чань) модели монашества - модели активного взаимодействия с мирской средой, минимально обусловленной специфическими ритуалами монашеского поведения (что присуще, например, школе Тхеравада).

В силу тех же экономических причин также маловероятно, что в ближайшее десятилетие возникнут крупные буддийские монастыри или будут построены большие буддийские храмы. Наиболее вероятно, что появления новых буддийских монастырей и храмов будет идти по пути их миниатюризации и экономической самодостаточности.

Однако, весьма перспективным выглядит создание того, что на Западе именуется Дхарма-центрами - современных аналогов буддийских храмов, где приоритет отдан не ритуалу и обрядности, а проповеди, дачи наставлений по различным аспектам буддизма и медитативной практике. Будучи абсолютно открытыми для всех интересующихся буддизмом, внесектарными по отношению к различным его течениям и не обусловленными обрядностью - эти Дхарма-центры будут являться эффективными распространителями Учения Будды в Украине.

Для людей, желающих более серьезно заняться собственно медитативной практикой, в Украине, вероятно, уже в ближайшей перспективе возникнут так называемые ритритные центры - центры, специально приспособленные для стабильной практики медитации. Подобные центры уже есть в России, а в США и Западной Европе они стабильно существуют уже более тридцати лет. Эти ритритные центры являются современным аналогом буддийского монастыря, где, однако, человек не принимает монашеских обетов, соблюдая лишь минимальный свод буддийских норм повседневной жизни, что делает эти центры привлекательными для буддиста-мирянина, не имеющего возможности оставить мирские дела на длительное время.

Также, несомненно, будет расти количество открытых лекций о буддизме и различных медитативных тренинговых групп, поскольку с каждым годом будет увеличиваться количество людей, желающих активно распространять Учение Будды.

При этом маловероятно, что ритуально-обрядовые аспекты буддизма получат достаточное распространение, так как для формирования среды, где буддизм уже будет считаться традиционной религией и где обрядность будет востребована в достаточной мере, должны пройти десятилетия и вырасти несколько поколений украинцев, для которых буддизм являлся бы традиционной, "семейной" религией со всеми присущими религии атрибутами.

Таким образом, распространение буддизма в Украине будет идти по пути его адаптации, во-первых, к мирскому образу жизни подавляющего большинства украинских буддистов, что предполагает соответствующую подачу буддийских психотехник.

Во-вторых, - адаптации к достаточно высокому научно-культурному уровню мирских последователей, что будет постоянно требовать от буддистов-миссионеров умение провести параллели между Учением Будды и последними научными открытиями в области физики, психологии, биологии и других прикладных наук.

В-третьих, - адаптация буддийской терминологии, символики, обрядности и ритуалистики к близким и значимым аналогам традиционной украинской культуры и современного национального менталитета.

Не вызывает сомнений, что уже в ближайшее время в среде буддистов Украины усилится тенденция получать информацию о буддизме не опосредственно - из книг, а приглашая в Украину авторитетных буддийских Учителей различных буддийских традиций. Это позволит получать компетентные наставления по различным аспектам буддийской философии и практики непосредственно от коренных носителей Учения. В настоящее время большинство духовных контактов украинских буддистов с буддийскими Учителями происходит в России, буддийское сообщество которой значительно более многочисленно и финансово обеспечено, в силу чего имеет возможность регулярно приглашать Учителей в свою страну.

На сегодняшний день вопрос о приглашении авторитетных буддийских Учителей в Украину уже не раз поднимался в различных украинских буддийских общинах и единственным препятствием к его положительному решению является недостаточные, пока еще, финансовые возможности этих общин.

В перспективе должен быть также решен вопрос об отправке представителей буддийских общин Украины на обучение в традиционные восточные буддийские центры. Это позволит украинским буддийским общинам иметь в дальнейшем в Украине своих компетентных специалистов в вопросах Учения, как его мирской ветви, так и монашеской.

Еще одной перспективной задачей, которая стоит перед буддизмом в Украине и которая выходит за рамки собственно буддизма - является развитие отечественной научной буддологии.

Научное изучение буддизма просто обречено на развитие в Украине, поскольку без развития отечественной буддологии, как уже говорилось выше, невозможно ни полноценное развитие философской мысли, ни изучение истории и культуры народов Юго-Восточной Азии.

Развитие отечественной украинской буддологии и разработка украинской терминологической базы для переводов буддийских текстов видится вполне выполнимой задачей, учитывая наличие в Украине достаточного научного потенциала. В этом деле весьма перспективным видится сотрудничество ученых-буддологов и практикующих буддистов, компетентных в вопросах Учения.

Также весьма перспективным в этом плане видится как проведение на тему буддизма профессиональной научных конференций, так и семинаров для студентов, выбравших те сферы науки, где знание буддийской философии, истории и психотехники может оказаться полезным.

Решение этих задач в Украине тем более актуально, поскольку на сегодняшний день практически вся информация о буддизме идет из России, что делает буддизм еще одним своеобразным агентом российской культурной экспансии.

Перспективным видится также участие представителей буддийских общин Украины в иностранных и международных буддийских мероприятиях. Подобная деятельность может значительно повысить известность и поднять имидж Украины на международной арене, как страны действительно демократической, реально, а не на словах придерживающейся принципов свободы совести.

Суммируя все вышесказанное можно с достаточно большой степенью уверенности говорить о том, что буддизм уже пустил корни на украинской земле и что он имеет достаточно уверенные перспективы к дальнейшему развитию и распространению в Украине.

Поделиться в социальных сетях

GoogleAnalytics

Войти

[X]

Служебный вход