Тибет - еще пару слов про оккупацию

Все написанное ниже основано на наших впечатлениях и рассказах людей, с которыми мы плотно общались во время поездки, большей частью коренных тибетцев.

В пути у вас все время возникает ощущение, что страна находится на осадном положении. По обеим сторонам мелькают бесконечные военные базы, по нескольку раз за день вы натыкаетесь на армейские блокпосты со шлагбаумами и подвергаетесь неожиданным проверкам. Официальный Пекин без малого полвека держит Тибет в крепко сжатом кулаке, чутко реагируя на малейшие проявления непокорности, и туристы здесь попросту лишние. Тибетское плато, это огромный пустынный край с только частично разведанными запасами золота и полезных ископаемых, а кроме того, это никем не занятая площадка на границе с Индией.

Цензура и контроль над передвижениями

Житель Тибета не может пересечь свою страну от края до края без соответствующих бумаг и разрешений. Царящий в Тибете бюрократизм поражает: коренному жителю необходимо отдельное разрешение на перемещение по стране, отдельное на посещение отдаленных уголков Тибета, отдельное на провоз и сопровождение туристов, отдельное на право работать гидом. Последние два достать практически невозможно. Знакомо, не правда ли? Если вы контролируете перемещения своих граждан, вы по большей части контролируете их самих. Для того чтобы получить заграничный паспорт, тибетец должен заплатить официальному Пекину 20,000 юаней (2650$), в то время как коренной китаец получит этот же паспорт за 300 юаней (40$). Сделано все возможное, чтобы тибетец не покинул насиженного места и не рассказал, что делается на его Родине.

Поднятая целина

После оккупации Тибета, правительство Китая всерьез озаботилось заселением новых территорий. Решившие отправиться в Тибет получали льготы и финансовую поддержку, а самое главное, преимущество в решении административных и хозяйственных вопросов. Такое «равноправие» сохранилось и по сей день. Например, тибетцы (в процентном соотношении) практически не владеют отелями (им просто не выдают лицензию), хотя те немногие, что нам попадались, приятно удивляли уютом и радушием по сравнению со своими китайскими вариантами, да и стоили намного дешевле. К слову, иностранец не имеет права остановиться в отеле, не сертифицированном государством. Другой пример - неадекватная оплата труда: китайский разнорабочий получает 55-60 юаней (8$) в день, в то время как тибетец на этой же стройке может рассчитывать только на 25-30 юаней (4$) за тот же самый труд.

Отношение к захватчикам

Не удивительно, что тибетцы не любят китайцев. Проявляется это в мелочах, например, тибетец никогда не остановится и не предложит помощь на дороге, если увидит, что перед ним китаец. К слову, китайцы не останавливаются ни перед тибетцами, ни перед соотечественниками.

Страна находится в оккупации, и китайцы все время показывают, «кто в доме хозяин». В конце сентября 2007 года, буквально за трое суток до нашего приезда на Кайлаш, китайские армейские бригады взорвали многометровую статую Будды у подножия священной горы, возведенную силами Тибетского монастыря. Официальная причина: статую возвели без санкции китайских властей. При этом, из-за опасения протестов, на несколько дней армия перекрыла регион, фактически введя блокаду. Встретившиеся нам немецкие туристы попали под эту «раздачу»: их группу в десяток человек заперли на озере Манасоровар и вынудили безвылазно просидеть в палатках и гостинице несколько суток. Военные запретили им покидать лагерь, конфисковали отснятые накануне пленки и заставили удалить содержимое флеш-карточек. Ошарашенные, они долго и с возмущением размахивали руками, обещая поднять скандал в немецкой прессе, на что солдаты просто смеялись им в лицо.

Разрушение культуры

Очень характерна панорама современных тибетских городов с высоты птичьего полета (Шигатсе – как пример). Тибетские кварталы, - это разрозненные, крохотные островки в общей массе китайских однотипных новостроек. Еще пара лет, и вы не сможете отличить такой город от многочисленных клонов в самом Китае.

Королевство Гуге, монастырь Тхолинг. В 1966 коммунисты остановили деятельность монастыря, разогнали монахов, а толпа разграбила и осквернила его сокровищницы. Сейчас внутри высится полутораметровая гора глиняных черепков и битой штукатурки с некогда уникальной стенной росписью. Венчает гору разбитая голова Будды... Снимать все это запрещено (о чем кричат многочисленные плакаты), дабы «не создавать негативного впечатления». Я попытался тайком сделать кадр, но меня попросту выставили за ворота.

Стукачи в тибетских ресторанах

Никакой паранойи, но если вы прилюдно рассуждаете о свободе Тибета или выражаете любое недовольство китайским режимом, с большой долей вероятности на вас обратят внимание. Нет-нет, вам ничего не сделают. Но вашему гиду грозят крупные неприятности, а у организовавшего поездку агентства запросто могут отобрать лицензию.

Можно долго рассказывать и про горы мусора, и про загаженную пластиковой упаковкой природу, ту самую, которая так красиво смотрится на фотографиях, и про то, что правительство вынуждает кочевников вести оседлый образ жизни, совершенно не спрашивая их согласия... В конце октября китайские власти закрыли монастырь Дрепунг в Лхасе, а монахов разогнали. Причина проста: монахи вывесили внутри монастыря молитвенные флаги по случаю награждения Далай-ламы Золотой Медалью Конгресса США, что не понравилось Китаю.

И напоследок обещанная карточка, снятая в Лхасе, в музее по истории Тибета близ Поталы. Дословный перевод "освобожденные крестьяне любят председателя Мао". Там несколько стендов такого материала.

Поделиться в социальных сетях

GoogleAnalytics

Войти

[X]

Служебный вход