Лама Сопа Ринпоче. Во что верят буддисты?

1331505089_lama-zopaВ буддизме мы не верим в создателя. Создателем являетесь вы сами, ваш ум. Ваш ум создает для вас ад и просветление, самсару и освобождение.

Все порождается вашим умом. Как гласит цитата из Абхидхармакоши: «Различные миры порождаются кармой». А карма – это не внешнее явление, карма – порождение ума.

Город и земля, солнце и луна, все совокупности (скандхи) – вся вселенная возникает из кармы. Она возникает из сознания живых существ, которые ее населяют; из коллективной кармы живых существ, которые вновь и вновь рождаются в этом мире и пользуются его благами. Все происходит из ума. Вот главная причина, если не принимать во внимание условия.

Почему этот цветок здесь? Почему именно этот цветок и именно в этом месте? Была причина, чтобы им украсили этот зал. Эта причина – карма. Кто-то может сложить цветы так, что они будут смотреться ужасно. А кто-то другой создаст из них прекрасную композицию, которая вам придется по вкусу. Одному эта композиция понравится, а другому – нет, такова карма. Если кому-то она будет неприятна, то это результат его собственной плохой кармы. А если цветы будут радовать глаз, то это результат хорошей кармы. Это всего лишь маленький пример, но можно рассмотреть и более значимые примеры.

Во-первых, ум накладывает обозначения. Во-вторых, мы думаем, что все явления существуют сами по себе, и не считаем их всего лишь ярлыками, наложенными умом. Мы полагаем, что все существует на самом деле, независимо от обозначений. Мы думаем, что эта роза или хризантема действительно обладают независимым существованием – белый цветок существует сам по себе, красный цветок – сам по себе, все существует само по себе. Все это галлюцинация, декорация, проекция неведения. Концепция реального существования оставляет отпечаток в уме, и он проецирует это реальное бытие на розу, которая не более чем обозначение; на то, на другое. Эта проекция полностью скрывает от нас истинный способ существования розы, и она кажется нам реальной, существующей сама по себе.

Эта концепция – всецело порождение ума. Все существующее – всего лишь обозначение; то, чего нет, кажется существующим на самом деле. Именно это разворачивается у наc перед глазами. Более глубокое объяснение – все определяется вашей кармой. Каждый, кто видит этот цветок, видит его благодаря своей карме. Каждый, кто видит это живое существо, видит его благодаря своей карме. То, как я вижу вас, определяется моей кармой. То, как вы видите меня, определяется вашей кармой. Это очень важная медитация.

Весьма полезно практиковать такую осознанность. Она составляет основу буддийской философии: все происходит из ума. Вы создаете причину, благодаря которой видите эти цветы, – вы совершали либо добродетельные, либо недобродетельные деяния. Существует тонкая карма: детали, формы, множество образов и расцветок. Взгляните на крылья бабочки, цветы, листья. Почему они выглядят именно так? Их никто не печатал. Нет компании, которая наладила их производство. Это очень интересно – может показаться, будто они существует сами по себе, но всему виной карма. Эти образы создает ваш ум. Эти образы создает ваша карма.

Каждый объект – следствие вашей кармы: любая форма, которую вы видите, любой звук, который слышите, любой вкус, который чувствуете, любые тактильные ощущения, которые испытываете. Все происходит из вашей кармы, из вашего ума. Неприятное рождается из ваших отрицательных мыслей и действий. Приятное – из положительных мыслей, из здорового ума. Например, все детали, которые вы видите – красный свет на знаке «выход», часы, картина, фотоаппараты, люди, все святые объекты позади меня, различные божества, лама Цонкапа и т.д., – любой предмет рождается из вашего ума. Он берет начало в вас. Как гласит Абхидхармакоша: «Все происходит из вашего ума, вашей кармы». Это удивительно!

Когда вы ведете машину, едете на поезде, летите на самолете и видите горы, деревья, океаны, озера, людей, дома и т.д., все это похоже на кино. Это кино вашей кармы. Обычный фильм показывают с помощью кинопленки, кто-то записывает его и проецирует на экран. Здесь же, ваш ум – это фильм, катушка с пленкой с сохраненными на ней отпечатками. Отпечатки прошлых действий и прошлых мыслей теперь спроецированы вовне и переживаются на опыте. Каждую секунду вы смотрите фильм, который проецирует вовне ваш ум, ваша карма: приятный и неприятный, ужасный и прекрасный, счастливый и наполненный страданием.

Это очень важное, особенное и очень конкретное буддийское воззрение. Это основа буддийской философии, самая ее суть – все происходит из вашего ума, вашего ума. Когда органы чувств контактируют с объектом, вы испытываете приятные или неприятные ощущения. Кто создает окружающую вас среду? Откуда она возникает? Кажется она вам приятной или неприятной – то, какими вам представляются вещи; то, как вы их воспринимаете, – все это берет начало в вашем уме. Хорошее рождается из вашей доброй, благой кармы, положительных намерений, а неприятное и ужасное – из отрицательных намерений. Поэтому очень важно отказываться от малейших недобродетельных деяний и совершать даже самые малые добродетельные деяния. С кармой следует обращаться с чрезвычайной осторожностью.

Когда вы гуляете, то все, что попадается вам на пути – ваша карма. Очень полезно думать о каждом ничтожном объекте, который вам встречается, о любом раздражителе, который улавливает ваше ухо, нос, язык или тело, говоря себе: «Это рождается из моего ума». Это отличная медитация, очень важная медитация. Это основа буддийской философии.

Более того, это не просто философия, это реальность. Если вы не хотите страдать и стремитесь к счастью, следите за собой. Защищайте свой ум и практикуйте осознанность. Это самое важное.


Выдержки из учения ламы Сопы Ринпоче, дарованного во время затвора «Свет на пути», включенного в 3-й модуль «Во что верят буддисты?» курса «Жить, следуя пути». Затвор был проведен в сентябре 2009 г. в Северной Калифорнии, США.


Перевод Дели Лиджи-Гаряевой

Поделиться в социальных сетях

GoogleAnalytics

Войти

[X]

Служебный вход