Роберт Турман: "Матрица" — настоящий буддийский фильм

Профессор Колумбийского университета Роберт Турман знаменит отнюдь не только как отец Умы Турман. Господин Турман — основатель нью-йоркского Тибетского дома, один из самых известных в США пропагандистов буддизма и вообще первый американец, посвященный в тибетские монахи. Роберт Турман является одним из организаторов и членов экспертного совета Международного фестиваля буддистских фильмов, с успехом прошедшего в Лос-Анджелесе и Нью-Йорке. В Москву господин Турман прибыл по приглашению местного "Тибетского дома" для того, чтобы встретиться с российскими кинематографистами и поучаствовать в подготовке нового Фестиваля восточного кино. С РОБЕРТОМ ТУРМАНОМ встретилась ИРИНА Ъ-КУЛИК.

— Буддистские фильмы — это фильмы о буддизме или фильмы, снятые буддистами?

— И то и другое. Программы американских фестивалей буддистского кино включали в себя и "Семь лет в Тибете", и "Кундун" Мартина Скорсезе, и "Весна, лето, осень, зима и опять весна" Ким Ки Дука, и "Кубок" — первый фильм, снятый в Бутане, режиссер которого Кхиентсе Норбу — настоящий буддистский лама. По идее туда можно было бы включить и "Матрицу" — это настоящий буддистский фильм, потому что он говорит о том, что реальность — это иллюзия и нужно выйти на иной, более глубинный уровень сознания. Но для того чтобы вы смогли соприкоснуться с этим иным уровнем реальности, нужно, чтобы вы его представили,— и в этом искусство может помочь вам. 

— А "Звездные войны" вы бы в этот фестиваль включили?
— Любая фантастика отчасти является буддистским кино, ибо говорит о разных уровнях реальности. Что же до "Звездных войн", то мой друг Джордж Лукас часто говорил о том, что все его фильмы — о сострадании. Анакин Скайуокер переходит на сторону зла именно в тот момент, когда утрачивает сострадание. А сострадание — одно из базовых понятий буддизма. 

— А как насчет "Убить Билла"?
— Лично я включил бы его в программу — но я тут не объективен. К тому же меня смущает, что в этом фильме много насилия. И у Умы с этим тоже были проблемы. Она в этом фильме похожа на гневную индийскую богиню Кали. Но я думаю, что мужчинам будет полезно увидеть такой образ женщины во гневе. 

— Получается, что сегодня буддистские идеи на Западе усвоены даже на уровне масскультуры. А когда и с чего началось открытие восточной мудрости?

— В США первые буддистские тексты были переведены и изданы еще в XIX веке. Что до России, то насколько я знаю, идеи буддизма очень интересовали Льва Толстого. А потом его философию непротивления злу воспринял Махатма Ганди, таким образом, вернув буддизм на его родину, в Индию, где он был почти утрачен из-за исламского влияния. 

— Буддизмом увлекались и деятели авангардной культуры 1950-1960 годов. Как вы думаете, им удалось сделать идеи этого учения понятнее для западного человека?

— В культуре интерес к буддизму возник задолго до поколения битников. Дальневосточное, например японское, искусство интересовало и кубистов, и импрессионистов. Буддизм был очень важен для становления абстракционизма. Ведь ключевая для модернизма и авангарда идея деконструкции объекта — в сущности, очень буддистская. 

— Получается, что весь модернизм был своего рода вторжением буддистского образа мысли в западное сознание?

— Мне не нравится слово "вторжение" — оно слишком агрессивное. Модернизм зарождался в империалистическую эпоху, когда Запад активно захватывал Азию. А восточная философия проникала на Запад, так как была отличным противовесом прагматическому капиталистическому мышлению. К тому же для Запада буддистская философия была не столько чем-то новым, сколько хорошо забытым старым: в сущности, идеи буддизма и христианства очень близки, и Христос, несомненно, был одним из Будд. Когда далай-лама выступает с лекциями на Западе, он подчеркивает, что ни в коем случае не предлагает европейцам отказаться от христианства, чтобы принять буддизм. Он советует им заимствовать из буддизма какие-то элементы философии и техники медитации, которые можно совместить с христианскими убеждениями. Буддизм обладает удивительными познаниями психологии, духовными техниками. Когда-то этими знаниями обладало и христианство: они культивировались в монастырях, но оказались утраченными, когда протестантство упразднило сам институт монашества. 

— Кто из современных западных деятелей культуры, на ваш взгляд, ближе всего к буддистскому миропониманию?

— Мне трудно об этом судить, потому что я не считаю себя человеком, достигшим буддистского просветления. Но я думаю, что к просветлению близок любой большой художник,— тот, кто выходит за пределы рационального мышления и творит, отказавшись от своего "эго", жадного до славы, денег и влияния. Знаете, комик Питер Селлерс страшно переживал, что он не знает, кто он такой на самом деле, потому что каждый раз, когда он играл какую-то роль, он воспринимал себя как персонажа, а не как играющего его Питера Селлерса. Он боялся, что с ним что-то не так, потому что глупые западные психологи все время твердят, что всегда нужно знать, кто ты такой. А суть буддизма заключается в том, чтобы выйти за рамки собственного "я". И буддизм, и христианство смыкаются в том, что отрицают эгоизм. И это — вопрос не морали, но взгляда на мир. Если вы чувствуете страдания других людей, как свои собственные, вы не захотите, чтобы им было больно, просто потому, что сами боитесь боли. Знаете, мой друг Ричард Гир раньше был чудовищно заносчивым, самовлюбленным и трудным в общении человеком. Но после того как он 20 лет изучал буддизм, он стал совсем другим — милым, мягким, искренним, открытым. Я не знаю, достиг ли он просветления, но он к нему явно ближе, чем раньше.


www.kommersant.ru

 

 

Поделиться в социальных сетях

GoogleAnalytics

Войти

[X]

Служебный вход