Да, действительно, про ступы есть, но из общего контекста сутты видно, что это второстепенно и сами по себе ступы не сообщают напрямую никаких продвижений на пути.
Цитировать сутты это очень хорошо, но нужно это делать с учётом общего контекста ВСЕХ сутт, т.е. всего учения.
Цитата:33. О, Ананда, сами светите себе, сами охраняйте себя, в самих себе найдите убежище! Не ищите опоры ни в чем, кроме как в самих себе!.. И как же сам себе будет светить ученик, как сам охранять себя, как обопрется он на самого себя, свет увидев в Истине, прибегая к Учению, не опираясь ни на что, кроме как на самого себя?
34. Пусть ученик мой, еще пребывая в теле, так смотрит на тело — будучи решительным, стойким, сосредоточенным, — уже в этом мире сокрушит скорбь, возникающую из телесных желаний, — и хотя он доступен еще ощущениям, пусть так взирает на них, что, будучи ревностным, стойким, мудрым, уже в этой жизни сокрушит скорбь, возникшую из ощущений, — и, думая, размышляя, чувствуя, пусть победит он страдание, что зачинается в желаниях, порожденных мыслью, чувством, рассуждением!»
35. И кто бы он ни был, Ананда, теперь или после моей кончины, кто сам будет светить себе, сам будет охранять себя, не прибегая ни к какому внешнему убежищу, но свет себе найдя в Истине, убежище узрев в Учении, и нигде не ища другого убежища, — тот среди учеников моих достигнет высочайшей вершины!»
Сам Будда никаких ступ и храмов не строил ни до ни после своего становления буддой. Вполне возможно, что это более позднее привнесение, в рамках индуистского культурного слоя. Палийский канон ведь составлялся задолго после смерти Будды, по словам пересказчиков, по слухам.
Цитата:Вам уже писали на БФ тхеравадины:
Цитата:
Топпер: Это, действительно общебуддийский подход. Вначале развиваются дана и сила. Особенно это актуально для мирян. Потом - бхавана.
Опять вы вырываете из контекста куски и имеете их как Вам выгодно. Позже в этой теме я, на фоне замечаний других участников, сообщил, что дана и шила немыслимы без других парамит, на что Топпер и другие ответили согласием. Так что никакого "вначале дана и шила" в буддизме нет, особенно "вначале". "Вначале" - это вообще слово небуддийское. )))) Почему Олег Мужчиль придумал "вначале" я уже сообщил на БФ.
зы Кстати, Топпера и пару его сотоварищей я тхеравадинами не считаю. В лучшем случае я их считаю вайбхашиками. Почему, можете зайти в раздел "тибетский буддизм" в тему "небуддиское воззрение", где я разбираю полёты их небуддийской мысли.)))