Он впервые публично отказался от борьбы за суверенитет Тибета
Такое решение Его Святейшества, вызвавшее живейший отклик среди буддистов, способно серьезно повлиять на развитие религиозной ситуации в Бурятии как в ближайшее время, так и в долгосрочной перспективе
Это заявление было сделано 14 марта в эксклюзивном интервью, опубликованном в гонконгской газете «South China Morning Post». Далай-лама согласился с тем, что Тибет остается частью Китая, но при условии «сохранения… культуры, духовности и окружающей среды». По его мнению, это позволит тибетцам извлечь выгоду из стремительного экономического роста Китая.
Такое заявление Учителя, который для многих уже превратился в символ борьбы за независимость, не могло не вызвать отрицательную реакцию многих тибетцев, живущих по всему миру. Тибет был оккупирован Китаем в 1950 году. Через девять лет Далай-лама вынужден был бежать в Индию, где возглавил тибетское правительство в изгнании. Помимо шести тысяч монахов, из Тибета бежали 100 тысяч человек. Большинство из них оказалось в Индии, меньшее число — в Непале, Бутане и других странах.
Бурятия уже на протяжении более десятка лет является центром тибетской эмиграции в России. К нам приезжают в основном монахи или бывшие монахи, часть из которых имеет российское гражданство. Несмотря на свою малочисленность, их здесь не более двадцати человек, они приобрели большое влияние в Бурятии.
В первую очередь, это Еше-Лодой Римпоче, построивший дацан на Лысой горе, и Геше Тинлэй, строящий Дхарма-центр в 102-м квартале, имеющий многочисленных учеников из числа интеллектуалов во многих городах России и стран ближнего и дальнего зарубежья. По некоторым данным, в Улан-Удэ, в районе Левого берега, тибетец Шираб-Гъяцо начинает строительство еще одного центра.
На просьбу «ИП» прокомментировать заявления Его Святейшества Тензин-лама, помощник Еше-Лодой Римпоче, ответил отказом.
Между тем заявление Далай-ламы может серьезно повлиять на религиозную ситуацию в Бурятии и соседних регионах. В связи с наметившимся сближением позиций тибетского правительства в изгнании и Китая возрастает вероятность приезда Его Святейшества в Россию, в том числе и в Бурятию, где его на протяжении долгих лет ждут верующие.
— Мы обратили внимание на интервью Далай-ламы, — сказал представитель МИД КНР Лю Цзяньчао, сообщает «Интерфакс».
До сих пор Сангха России успешно играла на противостоянии между Пекином и резиденцией Далай- ламы в Индии. В Индии учатся бурятские хувараки, туда же ездят многочисленные паломники. Одновременно Сангха поддерживает связи с Буддийской ассоциацией Китая, очередной визит делегации которой ожидается нынче летом. Но вероятное возвращение тибетцев в лоно Китая ограничивает бурятским буддистам свободу для маневра. Скорее всего, поток паломников и монахов из республики развернется в традиционном направлении — в Лхасу, столицу Тибета, находящуюся под контролем Пекина. В результате в Бурятии и Забайкалье к мощному экономическому присутствию Поднебесной прибавится и религиозное.
— Приезд в Бурятию Далай-ламы возможен только при условии совместных усилий Сангхи России и тибетской администрации, — заявил пандито хамбо-лама Буддийской традиционной сангхи России Дамба Аюшеев. — Решение об этом было принято на хурале 28 февраля текущего года.
Хамбо-лама говорит, что Сангха готова принять его в любое время, но при условии согласия МИД РФ. Гораздо большую озабоченность бурятского иерарха вызывает неподконтрольная деятельность тибетских священнослужителей в республике. В свое время большинство из них были приглашены Сангхой для преподавания по направлению Далай-ламы. Освоившись здесь, тибетцы создали свои независимые и довольно богатые общины.
Существование храма на Лысой горе и слухи о строительстве второго дацана в районе Левого берега Аюшеев расценил как вызов Сангхе: «Выделение участков под строительство тибетских храмов — это результат недальновидности наших чиновников. В будущем они станут форпостом китайского влияния. В Китае буддизм не делится на китайский или тибетский и находится под полным контролем властей. Мы ведь не имеем дацанов в Тибете, Внутренней Монголии и Пекине. Почему они могут строить их у нас? И вообще, Верхнеудинск всегда был традиционно православным городом. Буряты строили монастыри в сельской местности, а строительство дацана на Верхней Березовке согласовано с православной церковью».
По сути хамбо-лама Дамба Аюшеев обвинил местные власти в покровительстве приезжим ламам.
— Это внутренние противоречия среди буддистов, — заявил Александр Елаев, заместитель председателя Комитета по межнациональным отношениям и связям с общественными и религиозными организациями и информацией правительства РБ. — Мы не вправе регулировать, рекомендовать и вмешиваться в их отношения. Для нас они все равны.
А вот как оценивает тибетский вопрос применительно к Бурятии Андрей Стрелков, кандидат исторических наук, докторант Санкт-Петербургского филиала Института востоковедения РАН. На днях он вернулся из своей четвертой поездки в Тибет, где обошел все крупнейшие буддийские монастыри.
— У Далай-ламы есть один выход — возвратиться на родину и воссоединиться с народом. Это неизбежно, он в возрасте и не может умереть в изгнании. И вернется он не на пустое место, те ламы, которые остались там, спасли Учение и народ. За годы китайского господства Римпоче (учителя-перерожденцы) пусть и в узком кругу, но сумели сохранить былой уровень знаний. Например, мой друг в течение девяти лет с 9 утра до 9 вечера находится в состоянии созерцания. Тибетцы не стали китайцами, они не сломлены и они не смирились. Духовное величие Тибета сохранилось. Развитие религиозных связей с ними не представляет опасности, оно может быть плодотворно, но оно должно быть отделено от политики.
Впрочем, относительно будущего Его Святейшества есть и другие мнения.
— Вряд ли Далай-лама и Пекин быстро сблизятся, — считает Евгений Кислов, председатель республиканского правозащитного центра, достаточно долго отслеживающий ситуацию в религиозном мире Бурятии и имеющий ряд серьезных публикаций на эту тему. — Это заявление серьезное и важное, но оно готовилось давно. Что касается влияния тибетских проповедников в Бурятии, здесь оно не так высоко по сравнению с Калмыкией и Тувой. В дальнейшем, с прибытием обученных бурятских лам из Индии, оно будет только снижаться, хотя они и сохранят свою небольшую нишу в религиозной палитре республики. В этой связи, я думаю, позиция хамбо-ламы Аюшеева объяснима. А его роль как лидера будет только возрастать.